НОД «Волшебница вода»
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе детского сада.
Тема: «Волшебница вода».
Цель: конкретизировать представления детей о свойствах воды: цвет, вкус, запах, агрегатное состояние воды. Обобщать знания детей о значимости воды в жизни нашей планеты, о круговороте воды в природе. Развивать поисково – познавательную деятельность детей, умение самостоятельно делать умозаключения. Активизация и обогащение словаря детей по теме. Воспитывать желание не причинять вред окружающей природе, желание беречь воду.
Предварительная работа. Чтение художественной литературы: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды…», Б. Заходер «Что случилось с водой?», «Большая энциклопедия дошкольника». Заучивание стихотворений о воде, снеге… Рассматривание фотографий разных водоёмов, репродукции картин художников И. Айвазовского, Б. Васнецова, карты мира, глобуса. Просмотр мультфильма «Круговорот воды в природе». Беседы с детьми о воде, её роли в жизни человека, о бережном отношении к воде. Проведение опытов: как испаряется вода, как появляется иней, три состояния воды.
Материал. Слайды «Водоёмы на планете», «Опасная вода», аудиозапись «Звуки воды», стаканчики с пресной и солёной водой, сосуд для воды, тёплая вода, материал для продуктивной деятельности.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает детям загадку: «Я и туча, и туман, И ручей, и океан. Я летаю и бегу. И стеклянной быть могу». (Ответы детей) - Молодцы, вы, конечно же, догадались, что сегодня мы с вами поговорим о воде. Что вы знаете о ней? (ответы детей) - Молодцы! Всё правильно рассказали. Вода - самое удивительное вещество на планете. У воды самая важная роль на Земле. Показ слайдов « Вода – это жизнь!». Первые живые организмы появились в воде. Человек на половину состоит из воды, и жить без неё он не может. Не будет воды – не будет жизни на Земле. Воду пьют поля, леса, без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не только поит, но ещё и кормит - по морям и океанам плавают тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток на гидроэлектростанциях. Вода необходима в промышленности, в сельском хозяйстве, медицине. – А вы знаете, где можно встретить воду в природе? (В морях, океанах, реках) - А как вы думаете, где больше всего воды? (В океане) - А где океан берёт воду? (Из морей) - А море где берёт воду? (Из рек) - А река? (Из ручейков) Так кто же самый главный? - Что будет, если исчезнут даже самые маленькие ручейки? - Погибнет всё живое на планете, планета станет непригодной для жизни. Дидактическая игра «Угадай, что звучит?». – Вы уже знаете, что вода умеет разговаривать. Разговаривает она по – разному. Догадайтесь, что это за звуки? /Звучит запись дождя, ручья, моря, реки, океана/. Как разговаривает ручей?/журчит/ дождь?/капает/, море?/рокочет/океан?/бушует/ река?/плещется/. Предлагаю детям отправиться в путешествие с Капелькой. Просмотр видеофильма « Путешествие Капельки». Вам понравилось путешествие с Капелькой? А сейчас мы с вами отправим водяных капелек в путешествие. Как вы думаете, что нам для этого потребуется? Эксперимент «Делаем облако». Вывод детей: капли от горячей воды, превращаются в пар и поднимаются вверх. Соприкасаясь с холодной крышкой, они жмутся друг к другу. Образуется облако. Облако увеличивается, становится тяжёлое и капельки падают на землю в виде дождя. А сейчас я предлагаю потанцевать с тучкой. Физ. минутка «Виноватая тучка». /Песня Д. Тухманова в исполнении детского ансамбля «Непоседы». / - Вот какая добрая, весёлая наша волшебница вода. Но всегда ли она так безобидна для человека? Как вода вредит людям? Показ слайдов «Цунами», «Наводнение», «Град», «Правила безопасности на воде» Предлагаю рассмотреть воду в стаканчиках (цвет, запах). Сравнение солёной и пресной воды. – Ребята, на нашей планете очень много воды, но человек может пить только пресную воду. А на нашей планете много солёной воды, пресной совсем мало. Поэтому люди на нашей планете должны бережно относиться к воде. А как мы с вами бережём воду?/ Не тратим воду зря: наливаем в стакан столько воды – сколько сможем выпить, когда моем руки – не открываем сильно кран; не оставляем кран открытым после умывания, не бросаем мусор в водоём…./ Предлагаю сделать картины на тему: «Волшебница вода» Сегодня мы с вами поговорили о самом удивительном веществе в природе - о воде. Чтение стихов о воде.