12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Давыдова Лариса Сергеевна44

Конспект комплексно – тематической опытно – экспериментальной деятельности по теме:

«Вода – волшебница» /«Познавательное развитие»/ 

с детьми старшего дошкольного возраста.

Составила: воспитатель первой квалификационной категории,

МКДОУ д/с № 347 г. Новосибирска,

Давыдова Лариса Сергеевна.

 

Цель. Обобщить и систематизировать знания детей о воде.

Развитие наблюдательности детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

– расширять и закреплять знания детей о том, зачем нужна вода, где её взять, зачем воду кипятят, что растворяется в воде, а что нет и др. вопросы;

– развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу;

– развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решение;

– создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды;

– закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка и т.д.;

– способствовать воспитанию культуры бережного обращения с водопроводной водой (плотно закрывать водопроводный кран, не допускать утечки воды и др.)


 

Материалы: грязная вода в ёмкости (в бутылке), воронки, марля, вата, тряпочки, клеёнки, баночки и т.д., демонстрационные таблицы и карточки, для детей визитки, т.е. бейджики с их именами (по цвету – см. пояснение в конспекте).

Ожидаемый результат:

– дети используют различные фильтры для очистки воды;

– дети делают предложения, практически проверяют гипотезы;

– дети планируют свою деятельность, доводят начатое дело до конца, делают выводы по окончанию эксперимента.


 

Предварительная работа.

Цикл комплексно – тематических занятий, т.е. непосредственно организованной деятельности о воде и её свойствах по теме: «Вода-водица».

1.Формирование целостной картины мира. Темы: «Волшебница – вода» (о свойствах воды); «Зачем и кому нужна вода?» (о воде и её обитателях, где вода встречается в природе и какую воду можно пить); «Берегите воду!»; «Приключения капельки» (о круговороте воды в природе), и т.д.

2. Математика. Тема: «В поисках сокровищ».

Конструирование. Тема: «Морское путешествие».

3. Развитие речи. Тема: «Придумывание рассказа на тему «Путешествие капельки воды» (закрепление представлений о различных состояниях воды).

4. Рисование. Темы: «В речке плавал окунёк». В процессе изобразительной деятельности дети выполняли рисунки на тему: «Мы поливаем цветы», «Мы моем игрушки», «Мы умываемся», «Берегите воду!» и др.

5. Лепка. Тема: «Обитатели морских глубин».

6. Аппликация. «Аквариум».

7. Художественный ручной труд. Тема: «Крошки – осьминожки» ( в технике «гибкие полоски») по сказке «Сказка про Крошку – Осьминожку» (социально – коммуникативному развитию на тему: «Дружба»); в процессе совместной деятельности: «Игрушки для игры с водой – лодочка» (в технике оригами) и др.

Знакомство со свойствами воды в процессе опытнической деятельности и свободного экспериментирования детей: «Игра в прятки» (вода течёт, растворяется); «Играем с красками» (процесс растворения краски в воде); «Прятки» (прозрачность, непрозрачность) ; «Послушная водичка»; «Когда льётся, когда капает» и т.д.; опыты с водой: вода выталкивает лёгкие предметы; повышается уровень воды в сосуде при погружении в неё тяжёлых предметов – «Умная галка»; вода растворяет и не растворяет некоторые вещества и т.д.

Упражнения и решение проблемных ситуаций для организации самостоятельной и совместного с взрослым экспериментирования, например: «Как и почему вода льётся?» (вода льётся из разных сосудов по-разному, вода принимает форму того сосуда, в который налита, если воду переливать из одного сосуда в другой, её остаётся столько же); «Можно ли удариться о воду?»; «Можно ли унести воду в решете?»(различные материалы пропускают воду, фильтрация с использование различных материалов и веществ); «Помоги умыть Хрюшу» (взаимодействие воды с другими материалами, веществами: солью, сахаром, глиной, гуашью и т.д.).

Чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», В.Веденский «Песенка дождя», чтение сказки Одоевского «Мороз Иванович», чтение и обсуждение стихотворения С.Я. Маршака «Стали жить по новой моде», заучивание четверостишия «Бережливым будь с водой».


 

Первый этап. Непосредственно организованная деятельность Формирование целостной картины мира.

Тема: «Вода – волшебница».

1- ый вариант. Составление с детьми обобщающей беседы о воде.


 

Ребята, отгадайте загадку:

Прозрачная, чистая

Струйкою льётся,

Плещется в море,

Мерцает в колодце.

Зверей и людей

И растенья напоит

И дождиком чистым

Всю землю умоет.

В реке, в океане

Прохладой ласкает,

Под душем и в ванне

Теплом согревает.

Нужна она всем на земле и всегда

Прозрачная, чистая это… (вода)


 

Очень трудно прожить без воды даже день. Она нам так необходима. Без воды не сделать очень многих простых дел, воду ничем не заменить.

Ребята, вы уже много знаете о воде. – Для чего и кому нужна вода? (дети отвечают на вопрос с опорой на таблицы)

– Где можно взять воду?

– Какую воду можно пить? (купленную в магазине «чистую воду», из крана, т.е. водопроводную, если её прокипятить)

– Почему нельзя пить не кипячёную или не очищенную воду? (можно навредить здоровью)

– Что доказывает вот этот опыт? (показ карты) /Вода растворяет некоторые вещества. Но при этом может измениться: вкус (соль, сахар…); цвет (гуашь, кофе и др.), а некоторые вещества не растворяются в воде: масло, песок, чаинки и др.

Физкультурная пауза - игра «Если это вода…».

Если воспитателем произносится слово, по значению связанное с водой, т.е. различное её состояние, явление природы (пар, лёд, дождь, роса, озеро, болото и т.д.) – дети должны выполнить любую фигуру, например встать на одну ногу, другую согнуть в колене, руки развести в стороны (перед игрой проинструктировать детей о выбранной фигуре), если педагог называет какой-либо другой предмет – дети выполняют произвольные движения (ходьба, легкий бег, прыжки…) или провести игру «Морская фигура».


 

Если в реку или море, в другие водоёмы бросать разный мусор: бутылки, упаковки, полиэтиленовые мешки, железные банки, выливать масло, жирные вещества и т.д., растворятся ли они?

– Что произойдёт? (вода станет грязной)

– А нам нужна такая вода?

– Какая вода нужна людям? (чистая, чтобы её можно использовать: пить, готовить пищу, купаться…)

Особо чистая вода необходима в производстве продуктов питания, медицине. Поэтому как люди, т.е. мы свами должны относиться к воде? Почему? (бережно)

Мы – люди должны беречь воду, так необходимую нам для жизни и всему живому на земле: растениям, животным, рыбам… Чтобы сохранить своё здоровье.

– Чего нельзя делать? (рассматривание напоминающих знаков)

1-ый знак «Не загрязнять водоёмы!»

2-ой знак «Экономить чистую воду!» (закрывать плотно кран, попусту не лить воду) и другие знаки.

Дети читают четверостишия о необходимости экономного обращения с водой.


 

* * *

Родник иссяк, ручей ослаб,

а мы из крана – кап, кап, кап…

Мелеют реки и моря,

не тратьте воду зря, зря, зря…

А то пройдёт немного лет

И нет водицы – нет, нет, нет.


 

* * *

Бережливым будь с водой

Шевельни опять рукой.

И, как только воду взял

Хорошенько кран закрой!


 

2-ой вариант. Проведение викторины о воде.

«Викторина о воде – водице».


 

Ребята, отгадайте загадку:

Что в гору не выкатишь,

В решете не унесёшь,

В руках не удержишь? (вода)

Послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться

Не наесться, не напиться

Смею вам я доложить

Без неё нам не прожить!


 

Условия игры – викторины «О воде – водице».

Вы, ребята, уже много знаете о воде: о том, где вода встречается в природе; о свойствах воды; знаете, кто обитает в воде и как человек использует воду, и о том, что вода – наше богатство и её надо беречь.

Сегодня проведём игру – викторину, а для этого вам надо разделиться на две команды (дети выстраиваются в одну шеренгу, проводится «расчёт» - «дерево – куст», «кустики» - присаживаются). Образовалось две команды, например: «Знайки» и «Почемучки» (или предложить детям самим придумать название своей команде). Команды занимают места в специально организованной и оборудованной зоне проведения игры – викторины.

Я буду задавать различные вопросы, связанные с водой, вы внимательно слушайте, думайте и давайте правильные ответы. Будьте выдержанны, до конца слушайте вопросы, а потом только отвечайте. Внутри команды, т.е. между собой, можете советоваться. За каждый правильный ответ присуждается по одному очку. Оценивать ваши ответы будет строгое, но справедливое жюри… /представление членов жюри, для жюри приготовить бланки с указанием названий конкурсов/.

Команды, готовы? Начинаем! Победит тот, кто будет внимательным, проявит сообразительность и смекалку, какая команда окажется самой дружной.

1-ый конкурс. «Где вода встречается в природе?»

1-вариант. Отгадывание загадок о воде в природе ( по три загадки каждой команде)

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (болото)

Не лес, а громко шумит, не конь, а быстро бежит. (река)

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная. (озеро)

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной

Ледяной поит водой. (родник)

Стоит корыто

Дополна водой налито. (лужа)

 

Направо вода и налево вода.

Плывут здесь суда и туда и сюда.

Но если захочешь напиться, дружок

Солёным окажется каждый глоток. (море)


 

2-вариант. Отгадывание загадок о воде в природных явлениях.

1) После каждого ответа вывешивается картинка, с изображением названного объекта природы.

На деревья на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые. (снег)


 

Эта гладкая дорога

Проживёт совсем немного.

Как пройдет по ней весна,

Вся разрушится она. (лёд)


 

Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой,

А весною на весу

Превращается в росу. (иней)


 

Висит за окошком

Кулёк ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной. (сосулька)


 

Ветерок - пастушок затрубил в свой рожок,

Собрались овечки у небесной речки. (облака)

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течёт вода. (туча)


 

2) «Загадка - отгадка». Поочерёдно предлагаются загадки о явлениях природы, ответ надо не назвать, а показать (по две, из предложенных загадок для каждой команды)

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга. (радуга)


 

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Видно стало далеко. (туман)


 

Слёзы падают с небес –

Напоили луг и лес. (дождь)


 

На дворе переполох –

С неба сыплется горох

Съела шесть горошин Нина

У неё теперь ангина. (град)


 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой застлали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (роса)


 


 

Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез

Там волшебный вырос лес. (узоры на стекле)


 

Те явления природы, которые не вошли в загадки, дети просто перечисляют.

Физкультурная пауза – игра «Если это вода…» (см. выше).

2 – конкурс «Кто живёт в воде, на воде, около воды?»

«Заколдованное слово» - решение кроссворда. Дети отгадывают слово из трёх букв (звуков) и сами выкладывают его в пустых клеточках из отпечатанных букв азбуки. По одному для каждой команды.

Задания: 1. Назовите самое большое морское животные. (кит)

 

 

2. На дне пруда живёт народ,

Ползает задом наперёд. ( раки, а один –… рак)


 


 

«Кто обитает в морях, в океанах и реках?» Угадайте их по иллюстрациям (по два для каждой команды).


 

«Игротека» (физкультурная пауза) «Кто живёт в воде, на воде, около воды». (правильный ответ – хлопаем, неправильный – топаем).

Слова: карась, окунь, бобёр, лиса, черепаха, сом, волк, акула, бегемот, утка, кит, кошка, лягушка, слон, дельфин, щука, крокодил, верблюд, ёрш, ёж…


 

3 – конкурс. «Счастливый случай»

Задаются вопросы командам (по 4 – 5 вопр.). Команда зарабатывает столько очков, на сколько вопросов дети команды ответили.

Вопросы:

В море кругом вода, а пить её – беда. Почему? (она солёная)

Как зовут бога морей, который управляет водной стихией трезубцем? (Нептун).

Самое большое и глубокое озеро на планете? (Байкал)

Назовите самый глубокий океан на планете. (Тихий океан)

Как переводится с латыни слово «аква»? или Что означает слово «аква»? (вода)

Как называется сильная буря на море? (шторм)

Где вода стоит столбом? (в стакане) и т.д.


 


 

4 – конкурс. «Конкурс капитанов»

Вопросы капитанам: 1. Какие три состояния воды вы знаете? (Какая бывает вода?). Капитан может советоваться с членами команды. Ребёнок даёт ответ с опорой на схемы. (жидкая, твёрдая, газообразная)

2. Какими свойствами обладает вода? (Вода какая?). Ответ даётся с опорой на схемы. (вода не имеет цвета, запаха, вкуса, не имеет постоянной формы, растворяет некоторые вещества)


 

5 – конкурс. Игра «Продолжай…»

«Как человек использует воду?»

Задание: Кто больше назовёт, что мы делаем с помощью воды? Одна команда начинает, другая продолжает, чередуясь.

(пьём, варим еду, стираем, поливаем растения, купаемся, плаваем в реке, в бассейне, поим животных и т.д.)

Подведение итогов викторины. Пока жюри подсчитывают очки, с детьми проводится:

Физкультурная пауза – игра «Море волнуется».

Рассматривание напоминающих знаков (поясняют дети).

Вода – самое большое богатство, без которой ни один человек не сможет прожить более 3 – 5 дней. Но иногда люди забывают про это богатство. Всё возрастающее загрязнение подземных источников, рек, морей, озёр, океанов хозяйственно – бытовыми и промышленными стоками, привели к тому, что запасы воды, пригодные для питья, постоянно снижаются. Поэтому воду надо беречь! Как мы можем бережнее относиться к воде? О чём говорят изображённые знаки? (не расходовать бездумно; не засорять водоёмы; следить за тем, чтобы кран был закрыт, когда не идёт использование воды и др.).

Может ли человек прожить без воды? А животные и растения?

Дети читают стихи (см. 1- ый вариант НОД).

Вывод. Вода – это основа жизни! Берегите воду! Это жизненно необходимо! Расходуйте воду экономно и не засоряйте водоёмы!

Объявление итогов викторины. Награждение команд, участников викторины.


 

Второй этап.

Совместная деятельность /опытно – экспериментальная/

(Проводится во второй половине дня).

Тема: «Поможем воде стать чистой».

Игровая ситуация. /Раздаётся стук в дверь, объявляется, что пришла посылка и письмо, просят расписаться…, идёт обыгрывание ситуации/

– Ребята, пришла посылка и письмо. По обратному адресу вижу, что оно от Медуницы из Цветочного города. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! В Цветочном городе случилась беда: сломался водопровод и мы – весёлые человечки берём воду из реки. Но в реке вода грязная и мы не знаем, что нам делать? Может быть вы, ребята, что-нибудь придумаете и поможете нам в этой беде?

Посмотрите, какую воду нам приходится использовать».

/показ образца грязной воды с песком и др. частицами загрязнения/

– Какая вода на внешний вид? (мутная, непрозрачная…, сравнить с образцом чистой воды)

– Захочется кому-нибудь выпить такой воды или умыться ею, постирать в такой воде…?

– Ребята, мне кажется, надо помочь весёлым человечкам из Цветочного города, им сейчас действительно нелегко! Вы согласны оказать помощь?

– Что мы можем им посоветовать? (дети предлагают возможные варианты: отремонтировать водопровод, привезти чистой воды, попробовать самим очистить воду…)

Давайте, ребята, действительно попробуем сами очистить грязную воду.

– Как это сделать? Подумайте!

– С помощью чего мы можем очистить воду? Что для этого надо сделать? /дети самостоятельно делают вывод или с помощью наводящих вопросов их постепенно подвести к мысли и пониманию того, что «надо пропустить грязную воду через что-то, что задерживало грязь, т.е. барьер, фильтр»/

Вы предложили установить фильтр и профильтровать загрязнённую воду! Вот над этой задачей мы будем сегодня с вами все вместе работать в нашей лаборатории «Чистая вода», вы будете экспертами.

– Из чего можно сделать фильтр? Как вы думаете?

Надо подобрать такой материал для фильтра, который бы пропускал воду, но задерживал загрязнения. Ваши предложения, «уважаемые эксперты»! /предложения детей: использовать сито, бумагу и др. предложения /

Проблема очистки воды давно стала интересовать людей, т.к. для сохранения здоровья и жизни человеку нужна только чистая вода. Есть специальные исследовательские институты, научные лаборатории, в которых работают учёные, инженеры, конструкторы… Они создают и испытывают новые приспособления, фильтры для очистки воды.

Сегодня мы свами будем работать в лаборатории «Чистая вода», будем испытывать предложенные вами фильтры и отберём самые эффективные, т.е. фильтры, хорошо очищающие воду и задерживающие грязь.

Вы, уважаемые эксперты, будете работать по два человека, т.е. парами.

– Найдите свою пару по цвету визитки (при распределении детей учитываются взаимные симпатии и психологическая совместимость детей). Занимайте места в лаборатории по обозначенным соответствующим вашему цвету визитки (на столах цветовые ориентиры, приготовленное оборудование и материалы).

Объяснение и ход выполнения работы.

Пояснение назначения предметов для экспериментирования

1ёмкость (баночка) с грязной водой; 1баночка – пустая, для очищенной воды - эти ёмкости помечены цветом, соответствующим цвету визитки детей или с изображением вида фильтра для итогового сравнения и выявления эффективности того или иного вида фильтра; 1воронка – Что это? (Для чего служит воронка?); на подносах – фильтры (сито, марля, сложенная в несколько слоёв, салфетка, вата, ткань, ватный диск, вата и марля), у каждой пары свой вид.

Рассмотрение технологических карт (карты демонстрируются на доске). Рекомендации воспитателя для успешного выполнения эксперимента. Вместе с детьми вспомнить некоторые правила совместной работы, т.е. взаимодействия.

Практическая работа детей (каждый испытывает свой вид фильтра)

Сравнение и обсуждение результатов, например: сито – задерживает только крупные частицы загрязнений; салфетка – быстро размокает; марля – тоже пропускает мелкие загрязнения; вата – лучше очищает и т. д.


 

– Что вы делали?

– Какая вода стала, когда протекла через фильтр?

– Куда исчезли загрязнения?

– Все ли загрязнения задержал фильтр?

– Какие из фильтров оказались самыми хорошими (эффективными)? Где вода наиболее чистая? Какие фильтры мы посоветуем использовать жителям Цветочного города?

/выбор демонстрационных карточек/

Вывод: вода после очистки стала чище, грязь осталась на фильтре.

/Сравнить три образца: « вода до очистки» и « вода после очистки»; «чистая водопроводная вода» и «вода после очистки»/

Вывод (продолжение): но всё же некоторые загрязнения проходят через фильтр.

– Такую воду всё равно нельзя пить, её надо КИПЯТИТЬ!

И об этом мы обязательно напишем весёлым человечкам в ответном письме.

Итог: – А какое, ребята, у вас настроение от проведённой работы? Почему?

/радостное, потому что я сам очистил воду; гордое, потому что я помог жителям Цветочного города; мы рады, потому что помогли весёлым человечкам…/


 

Сюрпризный момент /провести в самом конце /

Фокус «Проделки Водяного» /банка с водой с закрытой крышкой, на крышке – сухая гуашь, её не должно быть видно и крышка непрозрачная, при вращении вода начинает окрашиваться/

– Кто догадался, как это происходит? (дети высказывают свои предположения и догадки).


 


 

Игра «Цветы моего настроения»

– Ребята, покажите с помощью цветков, какое у вас сейчас настроение?

«оранжевый цветок» – настроение отличное, весёлое, радостное;

«жёлтый цветок» – настроение хорошее;

«синий цветок» – грустное.

Итог: «Оформление посылки для жителей Цветочного города» (с образцами фильтрованной воды и сопроводительным письмом «рекомендательного характера»).


 


 

Возможен второй этап совместной деятельности «Поможем воде стать чистой» /рассматривать, как продолжение начатого экспериментирования, начать в данное время (если дети не устали и сохранили интерес к деятельности) или продолжить в другое время /.

Вариант продолжения /перед итогом, после физкультурной паузы, игры малой подвижности «Ручеёк»/

Продолжим нашу работу в лаборатории «Чистая вода».

Ребята, сейчас вы экспериментировали, какой фильтр лучше очищает, загрязнённую воду и выяснили, что вода действительно становится чище, загрязнения остаются на фильтре, но некоторые загрязнения всё же проходят.

В одной очень умной и поучительной книге – энциклопедии, прочитала вот о каком эффективном способе очистки воды. Я сейчас расскажу о нём и его продемонстрирую (покажу) вам, а вы мне будете помогать, внимательно слушайте, смотрите и запоминайте, потом вы сами сможете провести этот эксперимент, чтобы помочь весёлым человечкам из Цветочного города ещё лучше очистить воду.

Вот о каком способе я узнала из энциклопедии, с помощью «Чудесного чёрного порошка».

1. Здесь на столе всё, что нужно для нашей работы…

2. А вот и «чёрный порошок» – размельченные таблетки активированного угля (пояснить и показать в таблетках)

– Кто знает, ребята, когда принимают эти таблетки?

Только врач назначает их при отравлениях (пояснить, когда это бывает) при болях в животе, т.к. активированный уголь впитывает в себя все вредные вещества.

/акцентировать внимание детей на том, что таблетки можно принимать только по назначению врача)

«Запомните детки, таблетки – не конфетки!»

3. Рассматривание технологических карт.

/Далее объяснение, показ идет с опорой на демонстрационный материал, дети рассматривают и пытаются сами объяснить технологические карты, т.е. смысл содержания схемы – рисунка, так рассматриваются все этапы выполнения эксперимента. Детям предоставляется возможность производить действия, манипуляции с материалами и инструментами, согласно поэтапному выполнению опыта – если выбирается способ организации экспериментирования «рассматривание схемы – выполнение предлагаемого шага»/.

Этапы выполнения опыта.

1-ый шаг. Активированный уголь всыпать в ёмкость (баночку с грязной водой – вода после первого этапа очистки). Показ и рассматривание карты № 1.

2-ой шаг. Хорошо перемешать и дать постоять некоторое время. Для чего? (пояснить, т.к. необходимо дать время, чтобы уголь впитал в себя загрязнения). Показ карты № 2.

3-ий шаг. Делаем фильтр: баночка – воронка – вата – марля, сложенная в несколько слоёв. Показ карты № 3.

4-ый шаг. Выливаем загрязнённую воду в воронку и ждём, когда вода начнёт проходить через фильтр. Показ карты № 4.

4. Повторение этапов работы детьми с опорой на технологические карты.

5. Практическое выполнение работы детьми.

/после выполнения 2-ого шага можно провести физкультурную паузу/

6. Сравнение результатов с исходным образцом грязной воды.

– Куда исчезли загрязнения? (остались на фильтре)

7. Вывод: вода стала чище, прозрачнее, нет крупных загрязнений, грязь осталась на фильтре.

/сравнить с эталоном чистой воды – «водопроводная вода»/

Можно, конечно, для лучшей очистки ещё несколько раз профильтровать, но и такую воду ещё нельзя пить, её надо КИПЯТИТЬ.

Итог: «Оформление посылки для жителей Цветочного города» (с образцами фильтрованной воды и сопроводительным письмом « рекомендательного характера»).

 

 

Список используемой литературы.

Прохорова Л.Н. « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;

Рыжова Н. «Игры с водой и песком»;

Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игры – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста»;

Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира»;

Голицына Н.С. «Конспекты комплексно – тематических занятий»;

ресурсы интернета.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.