Статья на тему «Новации в преподавании русского языка в полиэтническом пространстве»

4
0
Материал опубликован 22 August 2020

НОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ЗАКИРОВА С.З.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №76» Г.ПЕРМЬ, РОССИЯ

Для обсуждения предложены предпосылки создания особой организации учебного материала, интенсификации процесса языкового обучения, указаны основные методы работы.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностранного; полиэтнический класс; индивидуализация и дифференциация обучения; методы работы со словом; активизация резервных возможностей личности.

Современная ситуация в образовании требует использования в методике преподавания русского языка элементов методики русского как иностранного. Это связано с тем, что многие школы России по составу учащихся стали полиэтническими, чему способствовала перестройка, повлиявшая как на распад СССР, так и на политику стран Восточной Европы, тем самым усилившая миграцию представителей различных этносов.

Миграционный процесс коснулся и учебных заведений Перми. Здесь появились школы, в которых состав учащихся до 25% является многонациональным. Например, в школе №76 Свердловского района на 1 сентября 2012 года 32% от общего числа учеников составили армяне, грузины, узбеки, азербайджанцы, украинцы, татары.

Но, к сожалению, это лишь собственный мониторинг, поскольку статистики по полиэтническим школам Перми, собственно, равно как и необходимых программ, курсов и учебных материалов нет.

В полиэтнических классах реализуется российский национальный образовательный стандарт, но учителю трудно справиться с выполнением программы, так как в одном классе учатся и дети с родным русским языком, и дети с неродным русским языком. Соответственно, в таких классах неодинаковый исходный уровень владения русским языком, а значит, условия обучения неоднозначные.

Именно поэтому осуществление полноценного обучения детей мигрантов русскому языку в общеобразовательных школах Перми (и России в целом) проблематично, то есть несёт за собой ряды проблем, среди которых невозможно не отметить проблему овладения словом (интересен факт: ребёнок не знает русского, прибыл в середине учебного года, переведясь из 6 класса армянской школы в 6 класс школы Перми), что влечёт за собой новую проблему - падение интереса к русскому языку (которая кроется для одних в трудности его усвоения, для других-в неумении запомнить правило, для третьих-применить эти правила), когда же нет интереса к предмету, тогда нет и активности в том, чтобы его познавать. Вот ещё одна из ярких и частых проблем - активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в полиэтнических классах.

Понятно, что в содержании языкового образования для решения хотя бы обозначенных выше проблем необходимы новые задачи, чтобы дополнить недостаток методического комплекса. Отсутствие методического обеспечения - тоже немаловажная проблема.

Но пока главная задача преподавания русского языка на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.

Значит, ведущими ключевыми идеями будут следующие:

Прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его в школе;

Приучать слух детей к звукам, словам русской речи;

Создавать у детей  запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи;

 Научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.

Теоретическое обоснование опыта.

Федеральная целевая программа «Русский язык», принятая Правительством Российской Федерации(29.12.2005,№833) на 2005-2010 годы, содержит целый раздел «Укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации». Этот раздел включает ряд конкретных положений. Они нацеливают на работу по следующим направлениям: «Исследование качества владения русским языком как неродным лицами, обучающимися в образовательных учреждениях РФ», «Проведение систематического наблюдения и анализа баланса русского национального двуязычия на территории РФ, на подготовку «прогнозов и рекомендаций по вопросам функционирования русского языка как языка межнационального общения народов РФ». В рамках этой программы ведётся теоретическое изучение проблемы русский язык как неродной, анализируется деятельность школ по обучению детей-мигрантов.

Понятно, что требуются и особая организация учебного материала, и общефедеральные учебники, предполагающие обучение русскому языку в условиях полиэтнического наполнения.

Всё это, возможно, на пути к реализации. Но время не ждёт. Так, не отказываясь от классических методов преподавания, но для того чтобы преодолеть барьер между языками, ищем новые приёмы подачи материала и пути активизации познавательной деятельности.

В качестве примера удачного использования в дидактических целях для решения указанных выше трёх проблем (овладение словом, падение интереса, активизация познавательной деятельности) можно привести следующее предложение.

Психологи проблемой называют болезнь, «лечение» которой предлагают начать с диагностирования причины, только потом искать методы «лечения болезни». Согласившись с мнением психологов, начинаем комплексную работу, рассчитанную на поэтапную реализацию, поуровневое изучение, включающее в себя несколько пластов.

1.Диагностическое тестирование по предмету с учётом возраста/класса- способы измерения уровня владения языком (Приложение №1)

Результат позволит дифференцировать учащихся по уровням владения русским языком. Он же покажет, какие ошибки для учащихся, каких национальностей наиболее частотны.

Индивидуализация обучения позволит правильно выбрать приёмы работы, которые будут способствовать более лёгкому и прочному изучению материала и выходу в самостоятельную работу (но необходимо помнить, что достижению лучшего эффекта в обучении служит чередование коллективных форм обучения с индивидуализированными!) (Приложение № 2)

Диагностика знаний, умений учащихся позволила мне  определить уровень владения русским языком учащихся моего класса. В результате я выделила три уровня: слабый, средний и нулевой.

Учащихся со слабым уровнем владения русским языком составляло 37%, это ученики, которые с трудом, но понимали русскую речь, могли говорить на определённые темы (о себе, своей семье, общаться в магазине, в транспорте). Лексический запас их был  очень ограничен. Присутствовал сильный акцент, мешающий нормальному общению с учителем и другими учениками.

Со средним уровнем владения русским языком было 50% учащихся.  Эти учащиеся допускали ошибки в ударении и интонационном оформлении,  присутствовал акцент. Учащиеся понимали мои объяснения, могли ответить на поставленный вопрос.

Остальные 13% учащихся - ученики с нулевым уровнем владения русским языком. Эти ученики вообще не говорили по-русски, не понимали моих слов. С такими учащимися я общалась через учеников-консультантов.

2.РНО (работа над ошибками, допущенными в диагностике)

Определить, почему возникли ошибки и что можно сделать для их устранения.

К сожалению, проблема состояла не только в плохом знании русского языка. Это была более сложная проблема - социальная и психологическая адаптация ученика к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе. Возникли вопросы: «Как организовать учебный процесс?», «Как вписать в него работу с этими детьми?», «С чего начать?»

Так как в классе ученики с разным языковым уровнем владения русского языка, то возникла необходимость создания коллективной формы работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Они помогли создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи.  Часто я просила учеников, плохо говорящих по-русски, сказать на своём родном языке название того или иного предмета. Это было  необходимо для того, чтобы ребята со средним уровнем владения языка могли объяснить лексическое значение трудных слов, а ученику лучше понять его.

Работа в парах  помогала мне  исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывали друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи. Выработка фонематического слуха достигалась и за счёт индивидуальной  работы с учеником.

Работу по цепочке я использовала при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без неё, при составлении рассказов по сюжетным картинкам, при пересказе.

Учащимся можно предложить с помощью родителей завести словари по разным разделам учебного курса: синтаксис, орфография, лексика, морфология. В них записывать незнакомые слова, их значения, приводить примеры разных стилей текстов, уместное употребление слов в предложениях.

На специально организованных уроках по развитию речи необходимо обучение писать тексты, темы которых определяются интересами и возрастом детей класса. Приведём для примера несколько заданий, использующих умения детей обрабатывать текст и получать из него нужную информацию:

1. Прочитай текст. Подумай, о каком цветке здесь говорится:

Сначала из земли вылезли нежно – зелёные разрезные листья и раскрылись   тарелочкой. Из середины зелёной этой тарелочки показался тёмный комочек – бутон. Он вырос, вытянулся на тоненьком, просвечивающем на солнце, стебельке, тянулся вверх и вверх – к солнцу. И однажды утром…  Яркое, жёлтое, круглое солнышко цветка загорелось в траве….

(Ю. Акрачеев)      

2. Напиши, что ты можешь добавить об этом цветке.

     Обучение работе с текстами, продуманное и поэтапно реализуемое, даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом. Но такое обучение требует от учителя  безошибочно отбирать тексты и в системе вести обучение,  воспитывать в учащихся  чувства при чтении, переживать вместе с учениками,  побуждать их к творчеству,  самому иметь желание меняться  и быть «в ногу со временем» и подготовить детей к обучению в основной школе.

3. «Уроки слова»:

а) формирование чувства слова через возможность изучения культуры страны проживания и знакомство с особенностями быта, воспитания детей разных национальностей.

Что помогает избежать конфликта культур, проявление межнациональной неприязни и создаёт психологический комфорт, приобщает к ценностям других народов, позволяет не отчуждаться от родной культуры.

Идёт работа с наглядностью. На уроках такую функцию могут выполнить просмотр фотографий/картин/презентаций и рассказы по ним, просмотр художественных/документальных фильмов - пересказы, сценки, чтение/анализ рассказов/небольших текстов.

Для анализа вполне подходящими в данном ключе станут тексты подобного типа.

Масленица…Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие звоны, пылающие печи. Она стояла на большом круглом прянике, от которого пахло мёдом. Всё это блистало… Прощай, зима!

б) формирование чувства слова через умение одним словом передать целую картину или сюжет, через создание новых слов, через преодоление в себе художника.

Примером таких заданий могут быть следующие:

- (поисковая работа) собрать материал о слове из энциклопедии, учебников истории, словарей (толкового, этимологического, словообразовательного, фразеологического), можно с оформлением в виде презентации с иллюстрациями;

- (выборочная работа) выписать незнакомые слова из упражнений, разговора учителя и провести поисковую работу, например, лишь по словарям;

-(работа над «портретом слова») составить/собрать слово по картинкам.

в) формирование чувства слова возможно и через игровую деятельность:

- найти в кабинете (в сказке/любом другом произведении) 10 спрятавшихся слов на букву К;

-диктант-кроссворд по картинке с начальной буквой;

- какие из слов можно использовать в разговоре о спорте, цветах…;

-найти, какие из слов отвечают на вопросы кто/что?

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЗАДАННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ может быть абсолютно разной:

-подготовка и проведение классных и общешкольных мероприятий с участием родителей

-информационные «пятиминутки»

-народные праздники

-творческие конкурсы

-выставки

-фестивали

-выпуск информационных стендов

-организация экскурсий: по местам народных промыслов, в музеи, на выставки

В уроки слова можно включать упражнения, сказки, загадки, игровые моменты типа «Кто быстрее?», «Отдохнём, поиграем!», «Давайте поговорим!», «Знаете ли вы?», игру «Да-нет» , прослушивание и анализ песен, перевод русских слов на родной, сравнение в звучании, анализ фотографий. (Приложение № 3)

Чтобы учащиеся успешно овладевали русским языком, одними уроками слова ограничиваться нельзя. Многолетняя практика преподавания русского языка показывает, что полноценное освоение программного материала и совершенное владение русским языком как средством общения возможно лишь при условии, если обучающимся будет предоставлена возможность говорить, слушать, читать и писать на русском языке, по крайней мере, 5-6 часов в день. Учебным планом и школьными программами это предусмотреть невозможно. Следовательно, решать эти задачи необходимо не только

на уроке, но и в процессе внеклассной работы с учащимися. Благодаря этой  работе, которая  проводится целенаправленно, и систематически развивается

интерес к изучению русского языка. Моим  ученикам она нравится, они с интересом собирают материал, готовятся и проводят.  Классные часы, конференции, диспуты, викторины, конкурсы на лучшего чтеца и лучшее сочинение, выпуск литературных газет, вечера художественной самодеятельности, лекции, олимпиады - всё это имеет большой воспитательный эффект, способствует решению задач по овладению учащимися русским языком.  Большую роль в приобщении учащихся всех возрастов к русскому языку играют Дни и Недели русского и родного  языка, когда проводятся конкурсы чтецов стихотворений и высказываний о родном языке, сочинений «Люблю тебя, родной язык», выставка национальных костюмов, предметов быта, блюд национальной кухни.

4. Работа над активностью ученика

Перечень оценочных материалов, используемых для оценки успешности обучения учащегося (общий, независимо от темы)

Фамилия

 

 

Понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Плюсы за устный ответ

 

 

 

 

 

 

Плюсы за выполнение письм.заданий

 

 

 

 

 

Количество плюсов

 

 

 

 

 

Оценка

 

 

 

 

 

 

Нормативы:

6-7

плюсов

«5»

4-5

плюсов

«4»

2-3

плюса

«3»

3

минуса

«2»

Психологи говорят, что если ребёнок не осознаёт, зачем ему надо учиться, если он не понимает, как использовать полученные знания на практике, если учитель в работе применяет лишь устаревшие методики, то познавательная деятельность учащихся приблизится к нулю. Однако, по их же мнению, всё ещё можно исправить, если вспомнить о трёх составляющих активности: мотивация, целеполагание, инструментарий.

Следуя советам психологов, уже несколько лет я применяю необычную оценочную систему - работа на плюсы, собирание плюсов на определённую отметку в течение всего урока.

1. Если говорить о мотивации, то зарабатывание плюсов формирует мотив достижения результата, ситуацию успеха, активизирует для предстоящей деятельности положительные эмоции, нейтрализует отрицательные (страх, равнодушие), т.е. создаёт условия психологического комфорта, когда каждый учащийся, независимо от уровня общеучебной подготовки, превращается из объекта обучения в полноправный субъект педагогического процесса, связанного с активизацией овладения знаний и умений. Ученик не боится ошибаться (несёт на проверку письменную работу и отвечает устно, зная, что если даже будет минус за неверно выполненную работу, то в любую минуту его можно закрыть плюсом). Таким образом, ребёнок имеет возможность на основе полученных ранее знаний приобрести новые в результате самостоятельного мышления, поиска, решения.

Сначала, конечно, действует мотив «победить соперника», но так как победу приносят знания, то включается и другой мотив – изучить глубже ту или иную тему. А это и есть мотивация учебной деятельности. В таком случае ученики чувствуют потребность в овладении новыми знаниями.

2. О целеполагании. Известно, что потребность-источник познавательной активности. Чтобы удовлетворить свои потребности, нужно достичь цели. Именно поэтому нужно формирование целеполагания. Так, работая на плюсы, дети сами для себя определяют, что будет высшей наградой за их знания, умения, навыки. Значит, знают к чему нужно стремиться. Это, во-первых. А во-вторых, оценочная таблица рассчитана на всю рабочую неделю, что позволяет каждому ученику видеть и анализировать свой каждодневный труд, т.е. с пониманием относиться к результатам своего труда, а значит, озадачиться: что выполнил, а что-нет, почему, что ещё нужно сделать.

3.Об инструментарии. Необходимо помнить о том, что главное на уроке – не само задание, а процесс выбора: ребёнок производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться, изменить качество, а как следствие меняется и активность на уроке и даже вне его. К сожалению, выбор на сложных заданиях - большая редкость. Как правило, устные задания ( т.е. теоретические) легче письменных ( т.е. тех, что предполагают применить полученные теоретические знания на практике). Именно поэтому все письменные задания оцениваются большим количеством плюсов. А ребята, помня об этом, без всякой боязни с азартом выполняют их.

Каждый из учеников знает, что желаемую им отметку можно заработать, если он будет работать и устно, и письменно.

В результате такой работы можно представить некоторые выводы, позволяющие увидеть качественные изменения. Среди детей малых национальных групп увеличилась активность, на занятиях учащиеся, говорившие с акцентом, активнее заработали на уроках, меньше волнения при прочтении текста, в классе к концу года обучения с нулевым  уровнем владения языка учащихся не стало.

Вся работа, которая проводилась, конечно, требует продолжения. Выбор работы в полиэтнических классах – непростая методическая задача. Он определяется не только пристрастиями и предпочтениями самого учителя, но и психологическими закономерностями – особенностями усвоения слова, бытования его в системе языка, психологическими факторами его восприятия. Только в этом случае метод будет работать, а методика будет действенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Диагностическое тестирование по предмету с учётом возраста/класса - способы измерения уровня владения языком

Стандарт предлагает измерители двух видов: методики измерения уровня владения видами речевой деятельности - аудированием, говорением, чтением и письмом; тестирование, с помощью которого определяется уровень знаний. Предлагаемые ниже материалы охватывают основные единицы федерального компонента государственного стандарта и минимальные требования к уровню подготовки учащихся пятых классов по русскому языку. Каждое задание включает в себя: 1) объект проверки, 2) материал, с помощью которой эта проверка осуществляется, 3) критерий обработки полученных результатов.

 

1. Аудирование

-проверяется умение понимать прослушанное сообщение (продолжительность звучания - 1 минута), воспроизводить текст из 2-З предложений после двух предъявлений;

- в качестве единиц контроля выступают текст и предложение;
- в качестве показателей обученности выступает умение понимать текст и воспроизводить отдельные его части.
Прослушайте рассказ и скажите, кого из мальчиков можно назвать добрым.

Добрый мальчик.

Однажды Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились ребята и стали спорить, кто из них больше любит ежей. Петя кормит ёжика молоком, устроил ему в сарае постель. А Коля отнес своего ёжика в лес и выпустил его на волю.


2. Говорение
1. Диалогическая речь:
- проверяется умение продолжать или начинать диалог по данной реплике, составлять диалог по описанию ситуации;
- в качестве единиц контроля выступают диалогические единства и реплики в диалоге;
- в качестве показателей обученности выступает умение составлять диалог с использованием основных типов диалогических единств.

1.1. Прочитайте и продолжите:
а) - Что ты будешь есть?

…………………………..
б) - Я учусь в четвёртом классе. А ты?

………………………….
в) - Передай мне карандаш.

…………………………..
Работа считается выполненной, если учащийся смог продолжить диалог, отреагировав 1-2 репликами.
1.2. Прочитайте и составьте начало:
а)……………………
- Убираю комнату.

б) ………………….
-Я тоже.

в) ………………….
-Хлеб.
Работа считается выполненной при соблюдении предъявленного в задании условия.

1.3. Прочитайте. Составьте по описанию диалог.
-
Вы заболели. К вам пришел врач. Он спрашивает, что с вами. Вы отвечаете. Врач говорит, что вам нужно делать.
Работа считается выполненной, если диалог учащегося состоит не менее чем из трех реплик.

2. Монологическая речь:
- проверяется умение составлять описание и рассказ о своей семье;
- в качестве единиц контроля выступает монологический текст от З до 5 предложений;
- в качестве показателей обученности выступает связное монологическое высказывание из 3- 4 предложений.
2.1. Опишите сегодняшний день. Какая сегодня погода? Как нужно одеваться?
Работа считается выполненной, если учащийся употребил не менее трех предложений (или два предложения с однородными членами).

2.2. Опишите своего товарища.
Работа считается выполненной, если учащийся употребил 3-4 предложения.

 

3. Чтение

-проверяется умение читать повествовательные и описательные тексты объёмом 60-70 слов, составлять план прочитанного, выделять в тексте тему и основной замысел автора;

- в качестве единицы контроля выступает связный текст;
- в качестве показателей обученности выступает умение объяснять название текста, определять его содержание.
Прочитайте текст и скажите, почему он так называется.
Дружок.


Однажды на улице Петя увидел щенка. Он взял его и принес домой. Щенок быстро привык к мальчику. Петя назвал его Дружком и стал учить прыгать через кольцо, стоять

на задних лапах.
Мальчик и Дружок часто ходили в лес. В лесу собака бегала, прыгала, лаяла. Петя научил дружка искать и находить грибы. Дружок громко лаял, когда находил гриб.
Собака стала верным помощником Пети.

(По А.Рыжкову.)

4. Письмо

- проверяется умение давать письменные ответы на вопросы (5 вопросов);
- в качестве единиц контроля выступают связные письменные высказывания учащихся;
- в качестве показателей обученности выступает умение употребить в письменном связном высказывании не менее 20 слов при количестве ошибок не более восьми.
Ответьте письменно на следующие вопросы:
1. В каком классе ты учишься?
2. С кем ты дружишь?
3. Какие у вас сегодня уроки?
4. Какие уроки ты любишь?
5. Что ты делаешь после уроков?
Работа считается выполненной при следующих условиях:
1. Ученик ответил на все вопросы.
2. Ученик употребил в своих ответах не менее 20 слов.

ЗНАНИЯ. ЧАСТНОРЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

- проверяется, во-первых, знание основных реализаций фонем интонационных конструкций, во-вторых, знание слов, в-третьих, предложно-падежной системы. Знание этого материала должна обеспечить начальная школа;
- в качестве единиц контроля выступают слова и их формы;
- в качестве показателей обученности выступает правильное употребление языкового материала.

 

1.Произношение.
Предлагаемые упражнения находятся на грани между традиционной и тестовой методикой.
1. Прослушайте. Если пары звуков, слогов, слов звучат одинаково, ставьте знак «+» если они звучат по-разному - знак «- ».
1)
а—о, а—а, о—у, э—о, э –э, и—э, и—ы, и—и; 2) жить—шить, гора—кора, дам—там, жар—шар; цвет—свет, бой—вой, вон—фон, дочка—точка; 3) был—бил, вес—весь, брат—брать, дома—Дёма, мишка—мышка, нос—нёс, рад—ряд; 4) Это стол. Это стол? Работа считается выполненной, если учащийся в пределах первых трех групп заданий допустил не более двух ошибок (при возможной ошибке на интонирование).
2. Обозначьте цифрами 1, 2, 3, 4,
5 ударный слог в следующих словах: дети, доска, девочка, мальчик, карандаш, картина, книга, они, парта, ручка, ученик, ученица, учитель, учительница, тетрадь, урок, школа.
Работа считается выполненной, если учащиеся допустили не более З-х ошибок на 17 слов.


2. Грамматика
Существительные в единственном а множественном числе.
Прочитайте оба столбика. Вместо точек поставьте цифры 1 или 2.
1) Это интересная ... 1) книги
Вот интересные... 2) книга
2) Это красные .. 1) карандаши
Это синий ... 2) карандаш
3) Это чистое ... 1) окна
Какие грязные ... 2) окно
Задание считается выполненным, если правильные ответы найдены для четырех из шести предложений.


Род существительных.
1. Прочитайте оба столбика. Вместо точек поставьте цифру 1, 2, 3 или 4.
…сестра учится в школе.
…брат рисует.
…школа большая.
…отец работает в школе. 1 мой
…мама работает на фабрике: 2 моя
…село большое. З мои
…учебники новые. 4 моё
Работа считается выполненной, если правильные ответы найдены для 5 из 7 предложений.

2. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1, 2, 3 или 4.
Дети ... 1 рисовал
Брат... 2 рисовала
Сестра ... З рисовали
Звено ...
4 рисовало
Задание считается выполненным, если правильные ответы найдены на З из 4 предложений.


Падежи существительных.
1. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1 или 2.
1) Саша читает.... 1 книга - 2 книгу
2) Витя пишет.... 1 диктант - 2 диктанта
З) Мы идём на.... 1 улица - 2 улицу
4) Я пишу.... 1 письма - 2 письмо
2. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1 или 2.
1) Я помогаю ... убирать квартиру 1 мама - 2 маме
2) Я иду в гости к … 1Ваня - 2Ване
3. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру или 2.
1) Коля разговаривает по телефону с....
1 Серёжа - 2 Серёжей
2) Мой брат хорошо рисует....
1 красками - 2 краски


4. Прочитайте. На место недостающих букв поставьте цифру 1 или 2.


1) В библиотек... я читал интересную книг... 1 - у 2 - е
2) Сегодня я шёл в школ... вместе с Кол... 1 - ей 2 - у
З) На день рождения я подарила Маш... цвет... 1 - ы 2 - е
4) Я дружу с Кол... и Игор... 1 - ей 2 - ем
5) Я рассказал Игор.... о своем летнем отдых... 1 - е 2 - ю
Задания 1 - 4 считаются выполненными, если учащиеся дали верные ответы во всех упражнениях.
5. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1, 2 или 3.
- Когда вы вернулись ... моря? 1 из 2 с

- На прошлой неделе, а ты ... лагеря? 3 на
- Я приехал ... лагеря только вчера, а до этого я был ... севере.

севера же я возвратился ещё в конце июня.
Работа считается выполненной, если учащиеся допустили не более одной ошибки.


Виды и времена глагола..
1. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1,2,3 или 4.
На будущей неделе наш класс ... на экскурсию в Санкт - Петербург.

1 поехал
2 поедут
З поехать
4 поедет

2.Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1, 2 или З.

Маша и Серёжа часто ... сказки.
1 слушала 2 слушали З слушал
Работа считается выполненной, если учащиеся справились со всеми заданиями.


Спряжение глагола.
Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1, 2, 3, 4, 5 или 6
— Я ид... в школу. А ты ид...?
-Да.
- А твой брат ид... в школу?
- Нет, сестра ид...
- Да, мы ид...
- А вот я вижу из окна твоих родителей. Куда это они ид...?
- Как куда? На работу конечно.
1 - ёшь 3 - ём 4 - ёт 5 - ут 6 - ёте
Работа считается выполненной, если учащиеся выполнили четыре из шести заданий.

Виды глагола.
Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1 или 2.
1) -Миша, ты долго ... уроки? 1 делал
- Нет, я очень быстро ... уроки. 2 сделал
2) Наконец, корабль ... к берегу. 1 шёл 2 подошёл
З) Я хотел покататься на велосипеде, сел на него и сразу…

1 падал 2 упал
Когда я учился кататься на велосипеде, то часто…
1падал 2 упал

4) — Почему нет Ани? Она опять...?
— да, она мне звонила вчера вечером и сказала, что…

1 болела 2 заболела
Задание считается выполненным, если правильные ответы найдены на четыре из шести предложений.


Орфография.
Прочитайте. В каждом предложении вместо точек вставьте
цифру 1 или 2.
В ц...рке 1-и 2-ы
У входа нас с мамой ост.. .новил билетёр. 1 - о 2 - а
-Ваш... билеты. 1 - ы 2 - и
-Пож...луйста. 1 - а 2
- я
И вот мы в ц.. .рке. Под ёлкой лиса показывает 1 - ы 2 -и
ц...лленку ц...фры. Медведи ездят на мотоц...кле. 1 - и 2 - ы

Львы прыгают через кол ..цо. 1 - ь 2 - ъ
В цирке . ..се живут дружно. 1 - ф 2 - в


Работа считается выполненной, если учащиеся справились с 8 из 10 заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Приложение № 2)

 

Урок по теме «Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика»

в 5 классе.

Индивидуальный подход к учащимся этноклассов в обучении русскому языку

 

Цель: закрепить полученные знания по фонетике.

Задачи: отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения;

развивать и обогащать словарный запас учащихся;

продолжать работу над формированием навыков грамотного письма.

Оборудование: таблицы:

«Произноси правильно!»

«Парные и непарные согласные по глухости и звонкости»;

«Парные и непарные согласные по твёрдости и мягкости»;

«Двойная роль букв Е Ё Ю Я»;

абаки с гласными буквами.

 

 

Организационный момент.

Мы закончили изучать раздел русского языка «Фонетика». Наша задача- повторить и закрепить полученные знания.

Устная разминка.

1.Прочитайте слова, следя за правильным произношением выделенных букв.

«Произноси правильно!»

что [шт] чтобы [шт]

скворечник [шн]

яичница [шн]

кашне [нэ]

свитер [тэ]

шоссе [ сэ]

теннис [тэ]

фонетика [нэ]

Чтение хором.

-Чтение по одному ученику, попутно задавая вопросы.

-Как произносим сочетания букв чт, чн?

-Как пишутся эти сочетания? Почему?

-Как произносятся согласные перед гласной е?

-Где содержатся правила произношения звуков и постановки ударения в словах?

-Объясните лексическое значение слов.

 

2. –Что изучает фонетика?

- Сколько звуков в русском языке?

- Почему звуков больше, чем букв?

- Чем отличаются буквы от звуков?

- Что вы знаете о звуках речи?

- Расскажите о гласных (как произносятся, уд., безуд., в сильной и слабой позиции, назвать звуки).

3. Прочитайте слова, следите за правильным произношением гласных о и е.

Осы-оса Окна-окно Лес-леса

Тёплый-тепло Овцы-овца Земли-земля

Мост-мосты Слон-слоны Нёс-неси

Прочитайте про себя и определите, в каком столбике о и е стоят в слабой позиции, в каком - в сильной позиции?

Чтение хоровое и по одному.

Учитель: Буква и и буква е,

Буква а и буква о

Обижаются давно:

-Нас, ни в чём невиноватых,

Часто путают ребята! (Л.Дружинин).

3. -Почему так получается?

- Что необходимо знать, чтобы не ошибиться в написании гласных о и е?

4. Назовите проверяемые и проверочные слова.

4. Прочитайте отрывок из сказки П.Ершова «Конёк-Горбунок». Вставьте пропущенные буква и объясните их правописание.

За горами, за лесами,

За широкими морями, против неба на земле

Жил старик в одном селе.

Объясняют правописание слов. Назовите гласные в слабой позиции.(О,Е)

 

3.Работа с учебником .

-Написать правильную букву.

-Объяснить лексическое значение непонятных слов по выбору учащихся.

-Составить устно предложение.

-Сделать фонетический разбор слова ёж.

4. Выписать слова, различающиеся 1-2 звуками.

У Сени и Сани

В сетях сом с усами.

Спит спокойно сытый сом, Смотрит сладко сотый сон.

- Какой звук повторяется?

Что вы знаете о нём?

-Выписать слова: Сени-Сани, сом-сон, сытый-сотый.

-Сравнить и объяснить лексическое значение слов.

- Произвести фонетический разбор слова сетях.

5. Словарный диктант (по картинкам).

-Запишите слово.

-Поставьте ударение и выделите гласный в слабой позиции.

-Обозначьте звуки, которые обозначают гласные е,ё,ю,я.

Салют у, арена э, шофёр о, костюм у, костёр о, конфета э, овёс о, яблоко йа, ягода йа, девочка э.

Проверка. Объяснение. Какую роль выполняют гласные е,ю,я,ё?

6. Самостоятельная работа.

Прочитайте и запишите. Определите количество букв и звуков.

[йама]- яма-3б, 4зв.;

[лйом-льём]-4б,4зв и другие.

- сравните количество букв и звуков. Проверка написанного. Назовите согласные. Что вы знаете о них?

 

Физминутка.

 

Работа над согласными звуками.

Что вы знаете о согласных звуках?

Правильно произносите твёрдые и мягкие согласные.

Был-бил, мил-мыл, люк – луг, пол-пел, вёл-выл, рыл-ряд , цель-цел,

Подчеркните мягкие согласные одной черточкой, твёрдые согласные- двумя.

Назовите сонорные, глухие, звонкие.

Назовите согласные в слабой позиции.

Как мы проверяем такие согласные?

 

Сценка. «Ворона»

Какие звуки повторялись?

Расскажите о них.

 

6.Тест.

1. Какие буквы названы неверно?

а) б [бэ] , б) в [э в]) л [л]

2. Назовите слово с ошибкой.

а) чашка; б) роща; в) жызнь.

3) Найдите лишнее слово.

а) теннис б) тема в) жызнь

4.Какие согласные являются шипящими?

а) ч б) к в) с

 

6 Домашнее задание.

Упр. 285

8. Итог урока:

Оценки.

Что изучает фонетика?

Что изучает орфоэпия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Приложение № 3)

Урок по теме «Подготовка к сочинению « Моё любимое животное».

в 6 классе

 

 

Цели:

формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию на тему «Моё любимое животное»;

расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных;

закрепить знания о типах и стилях речи, совершенствовать навык составления плана сочинения; развивать речь учащихся;

воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

 

Оборудование:

таблицы « Текст научного стиля (с фотографиями собак)»,

ключевые фразы для описания повадок животного; карточка с ответом на тест, карточки с синонимичным рядом слов, карточки для индивидуальной работы : художественный текст « Малыш», план сочинения, фотографии собак, текст, тест, домашнее задание; таблица с описанием внешнего вида животного; запись песни В.Шаинского «Пропала собака», компьютер.

Ход урока.

 

1.Активизация и мотивация учебной деятельности.

 

Прежде чем начать писать,

я задаю себе три вопроса:

что хочу писать,

как написать

и для чего написать.

Максим Горький.

 

Я думаю, что каждый из вас в конце урока сможет ответить на эти три вопроса так как у нас сегодня урок развития речи, и мы будем готовиться к сочинению. Чтобы назвать тему сочинения, вы должны отгадать слово, которое я задумала. Оно является ключевым в названии темы сочинения.

 

Игра «Да-нет»

Учащиеся задают вопросы, учитель отвечает: « Да или нет».

Учащиеся приходят к выводу, что сочинение будут писать о животном.

Запись темы урока в тетрадь.

Нас окружает разнообразие животного мира, но среди этого разнообразия есть такие животные, за которыми вы наблюдаете, их дрессируете, кормите, и всегда помните, что вы в ответе за тех, кого приручили. Это самые любимые животные, назовите их.

( Учитель просит назвать любимое животное и просит перевести это слово на армянский язык, подчёркивая, что язык красив и неповторим).

2.Комплексная работа с готовым текстом.

(Анализ текстов разных стилей, выявление формальных признаков типа речи).

 

Работа с научным текстом.

Проецируется фотографии собак и текст с научным описанием болонки.

Рассмотрите фотографии, прослушайте текст, попробуйте определить, о какой собаке говорится в тексте.

 

Это одна из самых мелких пород собак. Высота в холке 21-25 см. Вес от 3 до 4 кг. У неё своеобразный шерстный покров. Волос по всему телу без подшерстка, свешивается по обе стороны туловища до земли. Окрас чисто-белый. Голова средней величины, удлиненная. Глаза круглые, тёмные, уши висячие. Лапы маленькие с черными подушечками.

У собаки спокойный характер поведения, движения ровные.

 

О какой собаке говорится в тексте? (переведите это слово на армянский язык)

Как вы догадались?

К какому стилю относится текст?

К какому типу речи? (Обратите внимание на таблицы).

 

Микроитог: научное описание отличается точностью, логической последовательностью, специальными научными словами (терминами).

 

-Послушайте ещё один текст о болонке.

-Чем он отличается от предыдущего?

 

Работа с художественным текстом.

 

На партах предложен готовый текст. Текст читают ученики про себя. Подбирают заголовок к тексту.

 

(Малыш).

Я хочу рассказать о моем любимом животном. Это собака, которую зовут Малыш.

Малыш- это красивая болонка. Она небольшого роста, шерсть у неё снежно-белая, завивается и висит на боках и на мордочке, как у барашка. Длинные уши и коротенький хвостик совсем теряются в шерсти. Мордочка у болонки смешная. У неё приплюснутый носик и большие тёмные глаза. Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. Когда собачка бежит, то она забавно семенит ими.

Малыш очень любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам: становится на задние лапки, лезет своей мордочкой в карман и начинает скулить. Малыш любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит, но зато не любит причёсываться, наверно, ему это причиняет боль. Он охотно едет гулять, хорошо слышит телефонный звонок в коридоре и начинает громко лаять и царапать дверь.

Я люблю свою собачку и мне интересно наблюдать за жизнью моего маленького друга.

 

- Что объединяет оба текста?

Чем этот текст отличается от предыдущего?

Какие описательные конструкции используются в тексте?

Чем ещё отличается?

К какому стилю относится текст?

К какому типу речи?

Микроитог: Художественное описание более образное, яркое, красочное, в нем отражается восприятие автора, его мысли, чувства, настроение. Художественным стилем пишутся сказки, стихи, рассказы, повести и … сочинения.

 

3.Составление плана сочинения.

Что вы знаете о сочинении?

Из каких частей состоит?

О чем говорится во вступлении?

Что вы узнали в основной части текста?

Что именно и в какой последовательности описывает автор собаку?

Чем заканчивается текст?

У вас на партах заготовлены карточки с планом. Расположите их в правильном порядке.

(Проверка плана и запись в тетрадь).

 

ПЛАН.

1. Я хочу рассказать о моем любимом животном.

2. Описание животного:

а) внешний вид животного;

б) повадки животного;

3.Мое отношение к животному.

 

 

Физминутка.

 

 

4.Подготовка материалов к самостоятельной творческой работе.

 

Не только словами можно описать животное, рассказать об отношении к нему, но и при помощи музыки.

 

Прослушивание песни В. Шаинского «Пропала собака».

 

Помогите найти собаку, о которой поется в песне. Учащиеся отбирают фотографию.

Рассмотрите фотографию и почитайте текст.

 

Внешний вид животного.

 

Дружок- это … щенок. Шерсть у него длинная … . Мордочка овальная … . У щенка тёмные … глаза и черный … нос. Уши у него средней длины … . У Дружка короткие … лапы и … хвост.

 

-Понравился ли вам текст?

-Почему?

Ваша задача сделать описание ярким, красочным, выразительным. Для этого используйте описательные конструкции из таблицы.

-Прочитайте, какие слова вам непонятны?

Обратите внимание на выделенные орфограммы.

(Учащиеся записывают текст в тетрадь. Зачитывают всему классу по группам, переводят на свой язык).

 

Повадки животного.

 

-Как характеризует автор щенка? Какой он?

-Из песни вы узнали, что щенок занятный.

-Запишите слова, которые приходят вам на ум в связи с этим словом.

( забавный, интересный )

-Как звучат эти слова на вашем языке?

-Какие слова, фразы ассоциируются с этими словами?

Воспользуйтесь таблицей.

 

 

 

Любит играть в мяч,; похож на большую живую игрушку; весь день спит в будке; катается на травке; уравновешенный характер; очень любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит; глупый; доверчивый; ходит и бегает бесшумно, лает на всё, что видят его глаза; отважно защищает своего хозяина; радостно подпрыгивает, когда видит любимую игрушку.

 

 

 

(Устно составляют предложения, переводят на армянский язык).

 

 

 

Тест.

 

Укажите лишнюю фразу.

 

1 а) очень близкий человек;

б) стал верным другом;

в) привык заботиться.

 

а) интересно наблюдать;

б) очень привязан;

в) самый весёлый праздник.

 

3 а) прекрасный старший товарищ;

б) мой ласковый друг;

в) хочу узнать как можно больше.

 

 

Ответы к тесту.

1 а

2 в

3 а

 

(Оставшиеся фразы вам помогут для составления вступления и заключения. Закончить предложения. Перевести на свой язык).

 

5. ИТОГ УРОКА.

 

Учащиеся отвечают на три вопроса М.Горького.

-Помогут ли вам полученные знания самостоятельно написать сочинение?

 

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК.

 

Написать сочинение о своем любимом животном, используя, тот материал, который мы собрали на уроке.

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Задание на месяц. (Заготовлено на карточках).

Найдите в сказках разных народов (казахской, украинской, армянской, грузинской, и т.п.) описание животных. Конечно, вы будете использовать литературу на русском языке, т.е. перевод. И всё же постарайтесь найти отличия в звучании описательных конструкций. Подумайте, как повлияли особенности родного языка автора на звучание описания в переводном варианте. Подготовьте короткое выступление на эту тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.