Статья «Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы»

2
0
Материал опубликован 26 January 2017

Системно-деятельностный подход в преподавании

русского языка и литературы

Демидович Л.Н.

МБОУ «Осиновская СОШ», Кожевниковский район

В настоящее время в России идёт становление новой системы. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Концепция модернизации российского образования подчёркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

На сегодняшний день школе необходимы такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки;

- формировали бы компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Отсюда вытекает актуальность реализации системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы.

Системно-деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология системно-деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Системно-деятельностный подход осуществляется через основные виды деятельности:

- эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);

- интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);

- познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);

- творческий (создание творческих работ, проектов и т. п.);

- исследовательский (выполнение различных исследовательских работ).

Смещение акцентов со «знаниевого» на системно-деятельностный подход привело к поиску новых принципов, структуры, типов развивающих уроков, нацеленных на результат.

Системно-деятельностный подход предполагает вполне определенный порядок действий учителя и учащихся:

1. Постановка учебной задачи.

2. Решение учебной задачи.

3. Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме) и моделирование общего способа умственной деятельности.

4. Конкретизация изучаемого понятия.

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Если рассматривать технологические подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении, наиболее эффективной представляется модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А.В.Хуторским:

1) ученик изучает объект (в том числе эвристически),
2) создаёт в результате свой образовательный продукт,
3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,
5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.

По данной структуре можно построить как весь урок, так и отдельные этапы урока.

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.

Литература

1.Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку // Русский язык в школе. – 2011. - №6,7.

2.Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. – Центр «Педагогический поиск», 2009

3.Федеральный государственный образовательный стандарт

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации