Статья на тему «Формирование системы гибких навыков soft skils в преподавании русского языка и литературы»
УДК
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГИБКИХ НАВЫКОВ SOFT SKILS В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Анна Евгеньевна Иванова
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белоярский район «Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка»
Аннотация. Статья направлена на переориентацию образования на развитие у детей «гибких навыков» для успешности в будущей трудовой деятельности. Современное образование должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI века. Это модель «4К» и их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда. Формирование гибких навыков возможно на любом уроке, ведь речь идёт об освоении не специфических предметных знаний, а тех, которые будут нужны ребёнку вне зависимости от выбранной специальности.
Ключевые слова. (Hard skills) - твёрдые навыки, (soft skills) - мягкие навыки, технология РКМЧП, кейс- метод, приёмы, смешанное обучение.
FORMATION OF SOFT SKILS FLEXIBLE SKILLS SYSTEM IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE
Anna Evgenyevna Ivanova
Teacher of Russian language and literature
the highest qualification category
Municipal autonomous general education institution
Beloyarsky district "Secondary General Education School in the village of Sosnovka"
Annotation. The article is aimed at reorienting education towards the development of "flexible skills" in children for success in future work. Modern education should be aimed at developing the competencies of the 21st century among children. This is a "4К" model and it is necessary to develop them for every student in order to be in demand in the labor market in the future. The formation of flexible skills is possible in any lesson, because we are talking about mastering not specific subject knowledge, but those that the child will need regardless of the chosen specialty.
Keywords. (Hard skills) - solid skills, (soft skills) - soft skills, RCMPH technology, case method, techniques, mixed training.
Современный мир очень изменчив, поэтому сегодня современному учителю нужно адаптироваться к переменам и учить детей по-новому. Обладают ли современные выпускники теми навыками, которое требует общество, современная система образования? Скорее всего нет, поэтому сегодня нужно деалвть акцент не только на критическое мышление, но и на универсальные soft skills. Если все навыки, формируемые системой образования, разделить на две большие категории, то мы получим: (hard skills) - твёрдые навыки и (soft skills) - мягкие навыки. Твёрдые навыки – это те, которые легко наблюдать, или продемонстрировать, например, умение умение читать, владение русским языком, умение ездить на велосипеде. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. Мягкие навыки – это социальные навыки, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других. В Гарвардском Университете и Стенфордском исследовательском институте, говорят о том, что вклад твёрдых навыков в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15%, тогда как мягкие определяют оставшиеся 85%. К наиболее значимым «гибким навыкам» следует отнести: способность работать в команде, способность принимать решения и решать проблемы (лидерство), способность общаться с людьми в организации и вне её, способность планировать, организовывать и выделять приоритеты, способность искать и обрабатывать информацию.
Поэтому нужно развивать «гибкие навыки» именно в школе, чтобы в дальнейшем быть успешным специалистом в какой- то области. Современное Российское образование должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI века. Сложенная веками педагогическая система должна быть пересмотрена: это не заучивание материала, не отработка однообразных методов решения задач.
Нужно развивать в ребёнке универсальные компетенции:
• критическое мышление;
• креативность;
• коммуникативные навыки;
• командность (умение работать в команде).
Модель «4К» –это те четыре ключевые компетенции, которые необходимы каждому учащемуся, чтобы в будущем быть востребованным работником. Так называемые soft skills (умение общаться, работать с информацией, ставить цели и планировать время)
Критическое мышление — это способность критически оценивать информацию, поступающую извне, анализировать её и проверять на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы; сейчас все более необходимо умение ориентироваться в потоках информации, чтобы не потеряться в них, нужно уметь делать выводы и принимать правильные решения.
Креативность — умение неординарно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, видеть ситуацию с различных сторон, не следовать за стереотипами.
Коммуникативные навыки— умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться. Современность требует от нас всех готовности к общению с самыми разными людьми.
Командность (координация) — способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач, работать на общий результат, понимать свою роль и то, каков мой вклад в общее дело, – довольно сложный навык.
На сегодняшний день задача педагога – это выпустить успешного человека, способного к принятию самостоятельных решений.
На уроках русского языка и литературы, особенно в старших классах, необходимы навыки работы с информацией (поиск-сбор-использование –хранение). Важно научить детей этим приемам работы с информацией:
1)быстрое чтение и понимание текста;
2)правильный поиск информации;
3)создание удобного конспекта (сжатие материала);
4)сбор базы знаний;
5)получение нужной информации в интернете (меньше 5 ссылок-это недостоверная информация).
Поэтому сегодня учащийся должен уметь критически мыслить и находить нестандартные решения проблем. Как же строить урок? Как формировать новые компетенции на основе содержания изучаемого предмета?
Для того, чтобы учащийся предложил веер решений к поставленной проблеме, надо конечно же заинтриговать. Основа этому любопытство. Помогает в этом приём «Крючок» - это очень интересный и познавательный вопрос, на который мало кто даст ответ. Очень актуальным является кейс-технология для активизации познавательной деятельности обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения.
Сущность кейс-метода заключается в следующем:
• Подбор заданий для возможности использования разных путей решения.
• Блочно–модульное построение изучение нового материала.
• Организация самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку, при работе с кейсом.
• Общение, обмен ответами между учащимися.
Например, урок литературы в 9 классе по творчеству М.Ю. Лермонтова. Роман «Герой нашего времени».
Кейс-задание:
Является ли Лермонтов прообразом своего героя?
Учащиеся, работая с текстом – биографией и текстом произведения, должны привести свои доказательства и сделать вывод.
Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
Наиболее простой вариант кейса – учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше. Например, рассказ Льва Толстого «После бала» или отрывок из произведения того же писателя «Детство», где основой анализа может стать поступок мальчика, имеющего очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.
Итак, навыки soft skills работают на результат: умение достигать, планировать, корректировать, формулировать цели и решать их.
Чтобы учебная ситуация строилась нетрадиционным образом, нужно опираться на современные технологии смешанного обучения, которое подразумевает задействование ИКТ в большом количестве. Во время урока используются различные компьютерные технологии. Смешиваться могут очное и дистанционное, самостоятельное и коллаборативное обучение. Плюсы смешанного обучения: расширение образовательных возможностей учащихся за счет доступности и гибкости образования; стимулирование формирования активной позиции ученика; трансформация, актуализация стиля преподавания; ндивидуализация и персонализация образовательного процесса.
Например, модель «Смена рабочих зон», когда класс делится на группы, и организуются: зона работы с учителем; работы в группе; работы онлайн.
Модель чаще всего используется в средней и старшей школах. Группы действуют в соответствии с маршрутным листом или картой урока. Такие уроки открывают учителю широкие возможности для обеспечения индивидуализации в обучении.
Чтобы разрабатывать уроки, на которых у детей могут формироваться компетенции «4К» следует обратиться и к технологии развития критического мышления. На таком уроке учащимся даются не готовые выводы, которые нужно зазубрить, а прививается умение творчески работать с источниками информации для самостоятельного получения знаний.
В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:
1.Стадия вызова
2.Осмысление
3.Рефлексия
На стадии вызова, для того чтобы «подвести» учащихся к теме урока, можно использовать приём «Нестандартный вход в урок», который позволит активизировать внимание учащихся, снять эмоциональное напряжение, способствовать мотивации к изучению нового материала, поможет разбудить воображение учащихся.
На стадии осмысления основная работа строится на основе анализа Работа с текстом может основываться на таких приёмах ТРКМ, как «Заметки на полях» и «Фишбоун» и др. «Заметки на полях» позволяют обучающимся вычленить нужную информацию, а приём «Фишбоун» поможет интерпретировать эту информацию, дать ей оценку и наглядно представить её в виде скелета рыбы.
На стадии рефлексии предлагаю использовать приём «Кубик Блума», который поможет обобщить сказанное на уроке, позволит обучающимся пофантазировать (приложение 1).
Важный момент: развитие soft skills – привилегия не только учителей гуманитарного блока. Формирование гибких навыков возможно на любом уроке, ведь речь идёт об освоении не специфических предметных знаний, а тех, которые будут нужны ребёнку вне зависимости от выбранной специальности.
Как мы видим, говорить о развитии какого-то одного навыка нельзя – все они связаны между собой, поэтому работа идёт по всему комплексу soft skills.
Приложение 1
Образец рабочей тетради ученика 9 класса
по литературе для работы на уроке
по технологии КМ
Задание №1 На основании предложенного текста составьте кластер
Лев Николаевич Толстой, создавая данное произведение, во многом описывал события, произошедшие с ним самим, поэтому по жанру это автобиографическая повесть. Кроме того, это трилогия, поскольку произведение состоит из трех частей: «Детство», «Отрочество», «Юность». Все повести объединены образом главного героя Николеньки Иртеньева. Для раскрытия внутреннего мира этого персонажа автор использует один из своих любимых художественных приемов – внутренний монолог.
Задание №2 Работа с текстом
Глава III «Мечты»
|
Поля для заметок |
Буду каждое воскресенье ходить непременно в церковь и еще после целый час читать Евангелие…непременно два с полтиной я буду отдавать бедным, и так, чтобы никто не знал: и не нищим, а стану отыскивать таких бедных, сироту или старушку, про которых никто не знает. …У меня будет особенная комната и я буду сам убирать ее и держать в удивительной чистоте; человека же ничего для себя не буду заставлять делать. Ведь он такой же, как и я. …Буду составлять лекции и даже вперед проходить предметы, так что на первом курсе буду первым и напишу диссертацию; на втором курсе уже вперед буду знать все, и меня могут перевести прямо в третий курс, так что я восемнадцати лет кончу курс первым кандидатом с двумя золотыми медалями, потом выдержу на магистра, на доктора и сделаюсь первым ученым в России... даже в Европе я могу быть первым ученым... …Буду делать нарочно движенья как можно больше, гимнастику каждый день, так что, когда мне будет двадцать пять лету я буду сильней Раппо. Первый день буду держать по полпуда «вытянутой рукой» пять минут, на другой день двадцать один фунт, на третий день двадцать два фунта и так далее, так что, наконец, по четыре пуда в каждой руке, и так, что буду сильнее всех в дворне..» «…Второе чувство было любовь любви. Мне хотелось, чтобы все меня знали и любили. Мне хотелось сказать свое имя: Николай Иртеньев, и чтобы все были поражены этим известием, обступили меня и благодарили бы за что-нибудь. Третье чувство было надежда на необыкновенное, тщеславное счастье — такая сильная и твердая, что она переходила в сумасшествие. Я так был уверен, что очень скоро, вследствие какого-нибудь необыкновенного случая, вдруг сделаюсь самым богатым и самым знатным человеком в мире... Четвертое и главное чувство было отвращение к самому себе и раскаяние, но раскаяние до такой степени слитое с надеждой на счастие, что оно не имело в себе ничего печального… |
|
Задание 3 «Фишбоун» (Рыбий скетет)
Критерии отметки: (Представьте на схеме, как может выглядеть описание основной проблемы, рассматриваемой в тексте и сделайте вывод)
Подлинные
Подлинные
Ценности жизни
Вывод:
Мнимые
Мнимые
Задание 4 «Кубик Блума»
1.Поделитесь…
2.Пофантазируйте…
3. Объясните…
4.Предложите…
5.Назовите…
6.Почему…
Критерии отметки: (Выпавшая грань укажет: на какой вопрос следует Вам ответить. Вы можете заработать 1 балл)
Домашнее задание по выбору:
На отметку «5»
Задание «Не бойся чистого листа!». Составьте свои «Правила жизни»
На отметку «4»
Выбрать одно из «Правил жизни» Л.Н. Толстого, которое больше всего понравилось и обосновать свой выбор.