Новые формы воспитательных практик: из опыта работы МОАУ «СОШ № 16» г. Оренбург
Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком.
В. Г. Белинский
Исходя из миссии современной российской школы, можно определить одну из главных задач: формирование личности ребенка, образованной и социализированной, умеющей ориентироваться в условиях жизни, в школе и вне ее.
Именно в школе формируются элементарные формы общественного поведения, начинается поиск своего места в жизни. Насколько правильно организован в общеобразовательном учреждении воспитательный процесс, насколько он позволяет максимально развить личностные качества каждого ребенка, настолько будет успешен процесс социализации, наиболее эффективным средством которого является, на наш взгляд, волонтерская деятельность. Добровольная общественная деятельность сегодня не только может помочь решению многих проблем общества, но и способствовать развитию личностных качеств волонтеров, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому, считаем, данные качества получат свое развитие в волонтерском движении, в котором есть свои преимущества: самоконтроль, энтузиазм в работе, выявление лидирующих позиций ребят, развиваются коммуникативные навыки, приобретается жизненный опыт, дисциплинированность, социализация.
Представляемые нами новые формы воспитательных практик направлены на реализацию национального воспитательного идеала, где основная педагогическая цель – становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Ведущая идея же определяется как создание единого обогащённого воспитательного пространства для социализации обучающихся.
Школьное волонтерское движение является одним из способов социализации подрастающего поколения. На вопрос о том, что такое волонтёрство в школе, можно ответить – это молодежное движение, приносящее пользу как государству, так и самим добровольцам, которые не только решают социальные проблемы, но и развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребности в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают духовную сторону жизни.
Опыт работы МОАУ «СОШ № 16» показывает, что детское волонтерское движение прочно закрепилось в воспитательном процессе школы и активно развивается. Ежегодно обучающиеся и родители школы принимают участие в организации акций милосердия «Поддержка нуждающимся детей из г. Оренбург и близлежащих деревень», «Помощь детям из детских домов", «Поддержи врачей», осуществляется многолетнее взаимодействие с православным благотворительным проектом «Твори добро».
Волонтёрство для школьников – это возможность набрать не только социальный опыт и проявить свои способности, но и самовыразиться, приобрести профессиональные навыки; расширить круг общения; осознать собственную значимость; приобрести интересные знакомства и связи; повысить собственную компетентность. В процессе активной совместной деятельности волонтер становится личностью, обогащается социальным опытом, что способствует успешной социализации.
Пусть не все обучающиеся продолжат развитие в волонтерском направлении, но уверенность, что они вырастут неравнодушными, достойными гражданами, вдохновляет нас на новые идеи.