Доклад на тему «Новые формы воспитательных практик»
Новые формы воспитательных практик.
Уроки мудрости, уроки доброты
(нравственное воспитание школьников как основное направление в работе классного руководителя и учителя русского языка и литературы)
В чем самая большая цель жизни?
Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.
А добро — это, прежде всего, счастье всех людей.
Д.С. Лихачёв.
Являясь учителем русского языка и литературы, а также классным руководителем, считаю одним из важнейших направлений в работе формирование духовно – нравственных основ личности обучающихся, приобщение подростков к ведущим духовным ценностям русского народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям.
Чтобы пояснить, в чем состоит актуальность данной работы, приведу несколько строк из Программы воспитания школы: «В воспитании детей подросткового возраста приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений. Использование воспитательного потенциала содержания учебных предметов дает возможность реализовать следующие задачи:
-формирование системы духовно-нравственных ценностей: справедливость, милосердие, доброта, честь, достоинство, любовь, почитание родителей, стремление к познанию, трудолюбие;
-развитие морально-этических представлений, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие личной ответственности за свои поступки».
Актуальность работы связана и с пониманием проблемы резкого падения духовного здоровья молодого поколения, где имеют место низкая культура поведения, грубость, преступность, многие другие пороки нашего времени.
Содержание программы по литературе, воспитательная программа классного руководителя «Юности честное зерцало», а также воспитательная программа школы в целом дают широкие возможности для формирования и развития лучших духовно-нравственных качеств личности. Особенно огромен образовательно-воспитательный ресурс литературы. Вопросы чести, долга, совести, любви, преданности, сострадания и милосердия поднимали в своих произведениях все русские классики, и их литературный материал позволяет сделать и урочную, и внеклассную работу очень содержательной. Литература в школе – это урок особый, уникальный и неповторимый, который напрямую обращен к душе ребенка и его нравственной сущности. На примере художественных образов в яркой и выразительной форме книга учит понимать окружающий мир, людей, самого себя, законы человеческой души.
Уверена, что воспитывать высокие духовно-нравственные качества личности невозможно без приобщения современных школьников к традициям православного христианства, и школьная программа по литературе подчеркивает главную особенность русской классики – ее православную направленность.
Программа по литературе каждого класса включает изучение произведений собственно духовной и древнерусской литературы. Наиболее ценными в воспитательном значении являются жития святых и повести, созданные на их основе: это жития Сергия Радонежского, Александра Невского, «Повесть о Петре и Февронии». Эти произведения дают детям представление о том, каков идеал настоящего христианина, к чему надо стремиться в жизни, с кого брать нравственный пример. Обращаю внимание детей на церковнославянские слова и понятия, православные мотивы и образы. Провожу кропотливую лексико-орфографическую работу (толкование и написание слов: благочестивый, праведный, иночество, канонизация, блаженный, благоверный, святой, преподобный, смиренный, мудрый).
Одной из форм работы классного руководителя в данном направлении являются встречи с настоятелем Свято-Ильинской церкви поселка отцом Киприяном – «Разговор о мудрости и чистоте души». Встречи строятся как диалоги с ребятами, во время которых отец Киприян ненавязчиво, мудро и просто дает представление ребятам о «православном» прочтении русских книг, убеждая, что русские поэты и писатели в большинстве своем были людьми верующими, их произведения – итогом напряженных духовно-нравственных исканий (беседа в 7 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»- значение строчки «…И в небесах и вижу Бога», значение притчи о блудном сыне в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина). В технологии мастер-класса совместно с учителем проведено изучение отрывков статьи историка В.О.Ключевского «Добрые люди Древней Руси», где ученый размышляет о таком духовно-нравственном понятии, как благотворительность. Результатом стало создание собирательного образа плаката («лэпбука»), в котором ребята отразили примеры благотворительной деятельности в наши дни.
Приобщение к духовно-нравственным ценностям осуществляется и через участие школьников в муниципальных конкурсах читательского мастерства. Так, ученики ежегодно участвуют и занимают призовые места в конкурсе «Рождественская звезда», проводимом Вельской центральной библиотекой, а также в межрегиональном фестивале «Православное слово» (Свято-Успенский храм г. Вельск).
«Разговор о жизни» - цикл воспитательных мероприятий по материалам художественных произведений – одно из направлений работы классного руководителя. Предлагая учащимся возможность самостоятельного поиска и осмысления информации, провожу классные часы, содержание которых пробуждает в душах ребят чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным. Так, для семиклассников проведено занятие по рассказу В.П.Астафьева «Записка» в технологии критического мышления с применением приёма «Ромашка Блума». В преддверии Дня пожилых людей ученики шестого класса размышляли о героине рассказа Е.Романенко «Открытка к празднику» бабе Дусе, которая очень ждала поздравление от внучки Анечки. Используя приём «сюжетная таблица» технологии ТРИЗ ученики выписывали ключевые слова (моменты) текста, на стадии осмысления делали выписки из текста, связанные с ключевыми словами, затем размышляли, почему эта цитата важна, предлагая свои мысли и рассуждения. Рефлексией стало создание поздравительной открытки для своей бабушки.
Реализация воспитательного потенциала уроков литературы находит отражение в таких формах внеклассной работы, как читательские конференции, интеллектуальные игры, предметные недели.
Читательская конференция даёт возможность в свободной форме и несколько непринужденной обстановке обсуждать книги с обучающимися, делиться мнениями по определенной проблеме или теме. Кроме того, такая форма работы является удачной для формирования читательских компетенций школьников. «Каким изобразил будущее американский писатель Рэй Бредбери в фантастическом рассказе «Улыбка»? «Нужно ли отказаться от своей мечты, если кто-то нуждается в твоих добрых делах сейчас?» («А тем временем где-то» А.Алексина), «Как бороться с жестокостью и подлостью и можно ли избежать трагедии в этой борьбе?» (В.Ф.Тендряков «Расплата») – вот примеры тем проведенных школьных конференций. Такие мероприятия с привлечением литературного материала оказывают воздействие на систему ценностей ребёнка, так как позволяют говорить о нравственном выборе в жизни человека, дают сильное эмоциональное потрясение ученикам.
«Судьба человека» («Уроки замечательной личности») – это одно из направлений в воспитательной работе классного руководителя, предполагающее классные часы, встречи и мероприятия, посвященные нашим замечательным землякам: К.П.Гемп., Г.Д.Карпеченко, А.Ф.Орлову, Р.Шаниной, Ф.А.Абрамову, Н.М.Рубцову, С. Г. Писахову и др.; встречи с интересными людьми поселка и города ( С.В.Шамина, Н.П.Васильев, С.Холмов, С. Е. Смолин, А. Ф. Новожилов и др).
При реализации мероприятий данной направленности лучше всего зарекомендовали себя интерактивные формы воспитания, которые предполагают продуктивное взаимодействие обучающихся между собой, с учителем, известной личностью в форме деловых, ролевых игр, дискуссий и др. форм, где в непринужденной обстановке происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
- очная экскурсия в научно-образовательный культурный центр «Дом Карпеченко» (знакомство с экспозициями «Семья Карпеченко в Вельске», «Достойным землякам – достойную память», лаборатория Гоши Карпеченко, видео урок с участием родственников ученого, онлайн-викторина по творчеству земляка);
- к 100-летнему юбилею Ф. Абрамова - заочная экскурсия в Верколу, интеллектуальные игры, квесты, исследования («СМЕРШ: неизвестные страницы из жизни Ф. Абрамова») и другие мероприятия, посвященные неделе Ф.Абрамова; - театральные постановки по литературным произведениям С. Писахова и Б. Шергина;
- литературно-музыкальные гостиные («В этой деревне огни не погашены…» по лирике Н. Рубцова);
- встреча с Н. П. Васильевым (беседа с редактором газеты «Графоман» о творческих людях Севера, создание литературной карты Севера)
Деятельность данного направления стимулирует познавательную мотивацию школьников, дает знания по краеведению и воспитывают гордость за людей родного Севера.
Интересной технологией инновационного подхода в воспитании могут быть дебаты и перекрестные дискуссии. Данные технологии учит вести полемику, отстаивать собственные взгляды и интересы, способствует развитию коммуникативных навыков, навыков критического мышления. Технологии представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития речи, способствуют развитию навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации. В моей педагогической копилке есть мероприятия по темам: «Буллинг – вид насилия или игра на выживание?», «Она – чучело или мы – «детки из клетки» (по повести В.Железникова «Чучело»), «Сочувствия или осуждения заслуживает Алька, героиня повести Ф. Абрамова?». Воспитательные возможности таких занятий очень велики: они позволяют ребенку познать себя в мире людей, демонстрируют детям пример проявления человеколюбия и добросердечности, гражданской позиции и ответственности, помогают решать проблемные ситуации, открыто обсуждать их в классе.
Традиционным является мероприятие День книги (в 2020 г. – День военной книги – к юбилею Победы). На открытое мероприятие были приглашены жители посёлка: представители Совета молодёжи, родительского комитета, члены администрации, работники Центра отдыха, ветераны педагогического труда. Они рассказывали о тех военных книгах, которые произвели на них самое большое впечатление. Ребята увидели, что книги читают люди самых разных профессий и специальностей, это люди с широким кругозором и эрудицией, с ними интересно общаться. Данное мероприятие проведено с элементами технологии «Музей одной книги» («Музей проживания одного произведения»). Эту технологию разработали учителя Свердловской области, и заключается она в создании некоего предметного выражения событий, сюжета прочитанной книги. Это кропотливая работа над текстом книги, выражается она в показе и повествовании предметных образов произведения. Обучающиеся познакомились с классикой военных лет и с современными книгами о войне, увидели примеры высокого гражданского долга и истинного патриотизма.
«По зову сердца» («Копилка добрых дел») – еще одно немаловажное направление в воспитательной работе с классом. Наша копилка – это не стенд и не журнал с перечнем хороших, правильных дел учащихся. Это незаметная и кропотливая работа классного руководителя по формированию в каждом учащемся чувства заботы друг о друге, взаимопомощи, внимания к нуждам окружающих, к нуждам общества и государства. Итогом работы в этом направлении становится сформированность у обучающихся сознательного отношения к волонтерской деятельности. Дети самостоятельно определяют, как и кому им помогать. Это может быть социальное, экологическое, культурное, спортивное или любое иное волонтерство.
Список добрых дел подсказывает классный руководитель. Происходит это ненавязчиво и в соответствии с ситуацией. По окончании обязательно проговаривается результат. Это может быть и индивидуальная похвала или благодарность, вынесенная торжественно при всем классе или даже школе. Мы понимаем, что взрослые не нуждаются в благодарности и общественном признании, а вот дети должны осознать и почувствовать значимость доброго дела. Именно так формируется потребность совершать хорошие поступки и помогать ближнему.
Наша копилка наполнена такими мероприятиями:
1) раздельный сбор мусора в классе и школе, прополка и полив клумб, участие в акции «Чистое село», уборка снега;
2) помощь тому, кому грустно (сюрприз для друзей, учителя, бабушек и дедушек, родителей, примирение с тем, с кем ты в ссоре, наставничество над нуждающимися в помощи одноклассниками);
3) организация праздников для учащихся младших классов, организация и проведение ярмарок, сборы вещей, подарков, книг для детских домов и домов престарелых, организация поддержки одиноких соседей;
4) помощь Совету ветеранов в поздравлении пожилых людей, размещении объявлений, уборке территорий у ветеранов;
5) участие в деятельности школьных объединений на добровольных началах: школьный спортивный клуб «Старт», школьное научное сообщество «Эврика», школьная служба примирения, школьный совет профилактики, редакция школьной газеты «13-ая вертикаль».
Для того чтобы отследить участие детей и привлечь к работе тех, кто по разным причинам остается в стороне, классный руководитель ведет таблицу или ведомость, в которой фиксируются основные результаты работы. Самые активные и инициативные учащиеся по рекомендации учителя становятся настоящими волонтерами. Свои волонтерские книжки они получают от представителей администрации села и районного Совета молодежи.
Перечень направлений и форм в работе классного руководителя по нравственному воспитанию является открытым и, без сомнения, пополняется каждый год с запросами детей, родителей, учителей. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов и воспитательного, и образовательного процесса в школе. Надеюсь, моя работа поможет вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на благо Родины.