12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарун Елена Викторовна31
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Шарун Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории,

МАОУ СОШ №11 имени Юрия Абдашева,

г. Краснодар



Тема: «Нравственные проблемы в повести Б. Васильева «Неопалимая купина».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: знакомство учащихся с повестью Б. Васильева «Неопалимая купина», формирование навыков анализа художественного произведения, развитие навыков самостоятельной и групповой работы.

Задачи:

Образовательные: формировать у учащихся знания о героях войны, о русских писателях, писавших о подвигах людей; знакомство с художественными произведениями, рассказывающими о проблемах фронтового поколения в послевоенное время.

Развивающие: развивать умение видеть особенности сюжета и композиции, через художественную деталь приходить к проблематике произведения, активизировать познавательную деятельность на уроках литературы, развивать интерес к чтению.

Воспитательные: воспитывать патриотизм и такие нравственные качества, как совесть, доброта, отзывчивость, сострадание и чуткость через восприятие художественного произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с биографией Б. Л. Васильева, с историей написания повести «Неопалимая купина», знать её содержание, дать представление о жизни фронтового поколения в послевоенное время, понимать авторскую позицию и формулировать своё отношение к ней, уметь анализировать литературное произведение, понимать значение творчества Б. Васильева.

Личностные: формировать нравственные чувства, нравственное поведение, а также устойчивую мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знать моральные нормы и уметь выделять нравственный аспект поведения.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке, строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Познавательные: искать и извлекать необходимую информацию, строить  речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться в тексте художественного произведения, понимать целостный смысл текста, структурировать его, устанавливать взаимосвязь описанных в нём событий, явлений, процессов, резюмировать главную идею.

Коммуникативные: отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми, уметь строить монологическое высказывание, работать в группе, участвовать в диалоге, формулировать свою точку зрения.










Технологическая карта урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап. Организационный момент.

Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.

Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок.

II этап. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Цель: создание условий для самостоятельного формулирования темы урока, цели и задач.

Организует и координирует работу на уроке.

-Перед вами кроссенс, что объединяет картинки? Слайд 2

t1673792477aa.jpg

t1673792477ab.jpg

t1673792477ac.jpg

t1673792477ad.jpg

t1673792477ae.jpg

t1673792477af.jpg

t1673792477ag.jpg

t1673792477ah.jpg

t1673792477ai.jpg

-Кто попробует сформулировать тему и цель нашего сегодняшнего урока? Слайд 3

-Какие учебные задачи необходимо решить?

Организует работу с эпиграфом.

-В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю взять строки из произведения «Завтра была война»: Слайд 4

Убивает не только пуля,

не только клинок или осколок –

убивает дурное слово и скверное дело,

убивает равнодушие и казёнщина,

убивает трусость и подлость.

Б. Васильев

-Как вы понимаете эти слова?

-Какое отношение имеет эпиграф к прочитанному вами произведению?

Вступительное слово учителя

(мотивация к восприятию нового материала).

-На смену "героике", в которой жили фронтовики, приходит тревожное ощущение "трагедии поколения". К середине 80-х как в обществе, так и в русской литературе это ощущение усиливается. Б. Васильев пытается осмыслить в своих произведениях переход "героического" поколения в поколение "потерянное". Его произведения о послевоенных судьбах фронтовиков проникнуты горечью – слишком многие из недавних солдат оказались потерянными в мирной жизни – и чувством вины перед ними за равнодушие и бессердечие общества.

-Сегодня мы поговорим о личности Бориса Львовича Васильева и о том, какие нравственные проблемы поднимает автор в повести «Неопалимая купина».

Учащиеся слушают учителя, включаются в беседу, отвечают на вопросы.


С помощью учителя формулируют тему «Нравственные проблемы в повести Б.Васильева «Неопалимая купина» - (запись темы в тетрадь);

цель урока:

знакомство с повестью Б.Васильева «Неопалимая купина», формирование навыков анализа художественного произведения, развитие навыков самостоятельной и групповой работы

и задачи.

Знакомятся с эпиграфом, обсуждают его, записывают в тетрадь.


III этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: актуализация знаний обучающихся; подготовка к работе на уроке.

Страницы биографии и творчества Б. Васильева. Слайд 5

-Посмотрите видеосюжет https://my.mail.ru/mail/shabaeva49/video/48/2510.html

-Расскажите, что нового узнали вы о жизни и творчестве писателя?

-Что вам было уже известно о Борисе Васильеве?

-Назовите произведения, в которых писатель обращается к теме Великой Отечественной войны и рассказывает о  послевоенных судьбах фронтовиков.

-Как вы считаете, что объединяет повести «А зори здесь тихие» и «Неопалимая купина»?

Постановка проблемного вопроса:

-Судьба Антонины Иваньшиной это следствие её характера или влияния войны?

Смотрят видеосюжет, отвечают на вопросы.

Называют ранее прочитанные произведения Б. Васильева.






IV этап. Открытие нового знания.

Цель: применение обучающимися новых способов действия.

Работа над темой урока

Предлагает группам представить результаты реализации домашнего задания. Слайд 6

Сообщение об истории создания повести Б. Васильева «Неопалимая купина» (1 группа).

Аналитическая беседа по содержанию повести

-Какова композиция произведения? Какую сцену можно считать кульминационной?

-В чём особенность сюжетной организации повести?

-Какие проблемы поднимает автор произведения?

-В чём заключается идейный смысл повести «Неопалимая купина?

-Как вы думаете, почему описанию войны отводится небольшое место?

-Кто является главной героиней повести?

-Почему в тексте отсутствует очень важная часть литературного портрета: описание внешности героини?

-Под влиянием каких событий происходит становление личности героини?

-Почему в юности Антонина Иваньшина отказалась от счастья быть матерью?

-Когда и кто впервые называл героиню «неопалимой купиной»?

-Как вы думаете, кто виноват в случае, который произошёл в магазине Трошина или Антонина Иваньшина?

-Почему, работая над воспоминаниями, героиня дважды их переписывает?

-Какую роль в повести играет трофейный «вальтер»?

Помогает суммировать наблюдения, сделать выводы.

Реализация домашнего задания.

-Выберите и запишите в тетрадь самые интересные , на ваш взгляд, цитаты, передающие самую суть характера героини.

Характеристика героини

Цитатная таблица (групповая работа). Слайд 7

Антонина во время войны (2 группа)

Послевоенная жизнь Антонины (3 группа)

1.«…родные и знакомые исчезли бесследно».

2.«А вот детей у неё никогда не было», «Мне воевать надо, а не рожать. «Рожать — это не долг, это физиология. Долг — умирать, когда не хочется».

3.Были три ранения, «а через полгода — контузия. Сухим закаменелым комом — точно в поясницу, в позвонок, и будто переломили ее тогда: до сей поры боль та помнится».

4.Она привыкла к суровым боевым будням, к смерти и лишениям. «Это в кино бабы красиво под пули бегут».

5.Были три ордена — Отечественной войны I степени и два Красной Звезды. Были медали — две «За отвагу» и одна «За боевые заслуги».

6.На войне «боевые потери переживались сообща, горе роднило, а не разъединяло, плечо товарища ощущалось не метафорой, а вполне реальной опорой. Фронтовое братство являлось самым действенным лекарством против любой трагедии».

7.«Даже там, в окопах, неистово любили свою незакономерную, будто по лотерее выигранную жизнь и неистово надеялись, что выигрыш этот непременно падёт на тебя».

8.«Знаешь, в чём командирский героизм, лейтенант? Первое: чтоб твой боец хотя бы разочек в сутки поел горячего. Второе: чтоб твой боец хотя бы четыре часика в сутки лежа поспал. И третье, чтоб он всегда верил, что за спиной его — полный порядок: мать здорова, дети сыты»

9.«Ты делалась грубее, жёстче, резче, твёрже, непреклоннее — разве это женские достоинства? Женские качества — мягкость, нежность, ласковость: всё то, что тебе приходилось подавлять в себе ежедневно и ежечасно. Война — мужское занятие: она вскрывала в тебе мужские черты, тщательно пряча женские».

Просмотр фрагмента фильма («Неопалимая купина», реж. Д. Тюрин, 2021 г., 1 серия).

https://russkii-serial.net/856-neopalimaja-kupina-2.html

-Как война повлияла на главную героиню повести, Антонину Федоровну Иваньшину?

Вывод:

Война отняла у героини всё: здоровье, первую и единственную любовь, неродившегося ребёнка и все надежды разом, но на войне всё проще, понятней. И именно она научила ценить Антонину «только абсолютные ценности».





1.Были всяческие значки, билет инвалида, право ношения формы в День Победы «…бывший командир роты старший лейтенант Иваньшина с учетом ранений, контузий, наград, заслуг вскоре получила комнату в общежитии».

2.«Учение давалось с большим трудом, всю жизнь знания доставались ей ценой огромных усилий и усидчивости».

3.«…она ворчала, сердилась, командовала, кормила завтраками и ужинами, огорчалась и радовалась, плакала и смеялась, с каждым днем всё больше привязываясь к своей несмышленой квартирантке. И эта возня заполнила ее жизнь».

4.Антонина закончила пединститут, работала преподавателем истории, директором школы «…дети её не любили. Она не расстраивалась: у неё было кого любить и о ком заботиться».

5.«Мирные утраты били в её одиночество, и она впервые испытала их затяжную боль».

6.«Все было прежним, и только собственная усталость оказалась для неё новой. Беспощадной, отнимающей все силы — и физические, и умственные, и нервные».

7.« Иваньшина ходила теперь только с костылями. В панику бывший командир стрелковой роты не ударилась: она до сей поры свято веровала во фронтовую заповедь: никогда не сдаваться».

8.«Оказывается, для того чтобы хоть как-то существовать, ей позарез необходимо было оправдать того, кто послужил вольной или невольной причиной её несчастья. Понять молодых, во что бы то ни стало постичь причинно-следственную цепочку их поступков, шкалу ценностей, этику».

9.«А потому, что перекормили. Количество героической информации вдруг перешло в качество. Исчезла искренность подвига, его порыв, боль, цена — и осталось голое перечисление. Остался реестр, нудный списочный перечень: кто, что, где и когда». «Антонина Федоровна решительно выбрасывала примеры хрестоматийного, набившего оскомину героизма». «Героизм вам положительный? А когда на тысячи солдат одна девчонка, это как, не героизм? А спать в землянке три на четыре среди двух десятков грязных, потных, усталых, вонючих, завшивевших с окопной тоски мужиков — тоже не героизм? А по нужде куда бежать, когда кругом — поле чистое, а до ближайшего сортира — полста вёрст? ...вас бы туда, в то реальное, окопное, грязное, вонючее, пехотное, где вши и крысы, где трупы в трех шагах разлагаются, а рядом — ровики, полные дерьма, а воды — снегу котелок, а смену только через полмесяца обещали — тоже не героизм?»

-С какими трудностями столкнулась героиня в мирное время?

Вывод:

После войны было ещё тяжелее, чем на ней: особенно если тебя ждут неудачи в любви, жизнь в подвале или в маленькой коммуналке, непонимание, клевета, болезни, а порой приходится защищать собственную честь и достоинство. В мирное время это невероятно сложно. И сердце для любви и нежности открывать тоже страшно. Антонине не удалось после войны устроить своё женское счастье, стать матерью, а потому она выбрала для себя заботу о других.

-Как вы думаете, могла ли сложиться жизнь Антонины Иваньшиной по-другому, если б не было войны?

-Что ценят в людях автор и его героиня?

Реализация домашнего задания. Слайд 8

-Как вы понимаете финал произведения? Объясните его смысл (группа 4).

-В чём смысл названия повести «Неопалимая купина»?

Неопали́мая купина́  — горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею.

Борис Васильев не щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, так как он убеждён, что искусство не должно выступать в роли утешителя; его функции – обнажать перед людьми жизненные опасности в любых их проявлениях, будить совесть и учить сочувствию и добру. Задача Васильева - показать личность, сотканную из противоречий, но думающую, страдающую и чувствующую. Личность эта, с одной стороны, старается жить по законам христианской нравственности, а с другой - пребывает в постоянном внутреннем споре с собой, с Богом и библейскими заповедями.

Её трагедия - восприятие жизни как борьбы "на передних рубежах". Но у неё есть одна удивительная способность: обновляться и воскресать, проявляя при этом запас духовной прочности. Не случайно её сопоставляют с "неопалимой купиной". Схожесть жизни с библейским кустом была определена по причине её стойкости и несгибаемости. Последние трагические страницы повести, когда героиня сгорает во время пожара, убедительно подтверждают это.

«А из горящего комода, что достался ей по разнарядке военкомата, раз за разом били по ней пули из патронов к «вальтеру», принадлежавшему когда-то убитому ею германскому обер-лейтенанту…Она уже не ощущала боли, а потому и не почувствовала страшного удара в грудь. Просто ее вдруг бросило на стену, и в ослепительно полыхавшем пламени она ясно-ясно увидела улыбающегося Васю Середу с неизменным автоматом на плече и своего первого командира роты, который целовал ее, мокрую, после первой ее атаки. Того, навсегда раненного, только был он сейчас не ранен и — улыбался. «Идем, — сказал. — Нам бы еще одну высоточку взять…» И протянул руку. «Ой, у меня же ноги мёртвые», — подумалось ей, но она потянулась к нему, и встала легко, и пошла сквозь огонь, не чувствуя и не помня ни болей своих, ни болезней».

-Давайте вернёмся к проблемному вопросу, который прозвучал в начале урока:

-Судьба Антонины Иваньшиной это следствие её характера или влияния войны?

Предъявляют результаты домашней работы, отвечают на вопросы.

Рассказывают об истории создания произведения (приложение№1).

Просматривают презентацию, делают записи.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, дополняют и корректируют свою и иные точки зрения.











Предъявляют результаты работы, отвечают на вопросы, делают вывод.




Делают краткие записи в тетрадях, заполняют таблицу.





















































Смотрят фрагмент фильма, получают эмоциональные впечатления.







Предъявляют результаты работы, отвечают на вопросы, делают вывод.


























Приходят к выводу о неоднозначности финала произведения.

Предъявляют результаты работы, отвечают на вопросы, делают вывод.

Дают толкование.




















Выразительно чтение заключительных страниц повести.

Делают обобщения, корректируют и записывают вывод.

Активизация познавательной деятельности Слайд 9

1.Назовите литературное направление, в основе которого лежит объективное отражение действительности и принципы которого нашли отражение в повести Б. Л. Васильева «Неопалимая купина».

2.Как называется жанр  художественного произведения, по объёму текста меньшее, чем роман, но большее, чем рассказ. При сравнительно небольшом объёме  может охватывать большой временной отрезок, а может в режиме хроники воспроизводить естественное течение жизни.

3. Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («ликующее счастье»; «глухая припозднившаяся осень»).

4.Как называется выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ, она помогает читателю точно представить предмет или характер героя.

5. Назовите  стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний («Помнишь сгоревших танкистов - все сухие, как головешки»).

6.Как называется сюжет, события которого выстраиваются хронологически, но время от времени автор обращается к прошлому, рассказывая, например, о детстве героя или о предыстории событий.


Отвечают на вопросы в тетрадях.

Взаимопроверка.

V этап. Рефлексия (подведение итога урока). Домашнее задание.

Задаёт вопросы:

-Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли её?

-Что вызвало затруднение в процессе работы?

Выставление оценок в группах. Комментирование домашнего задания.

-Завершить урок я бы хотела словами Бориса Васильева:

« Каждый раз, принимаясь за работу над новой повестью или рассказом, я стремлюсь снова и снова воззвать к людской совести, заставить читателя хоть на мгновение увидеть мир глазами моих героев. Им, рождённым моим воображением, моим сердцем и опытом жизни, досталась нелёгкая судьба, но все они честно прошли свой путь. Хотел бы и в реальной жизни иметь таких друзей».

Дифференцированное домашнее задание:

Эссе на одну из тем: Слайд 10

«Как война повлияла на судьбу Антонины Иванишиной?»

«Какое мнение у вас сложилось об Антонине Иваньшиной – главной героини повести «Неопалимая купина?»

Подготовить сообщение на тему:

«Как раскрывается тема памяти в рассказе Б. Васильева «Экспонат №…»

Осмысливают итоги учебной деятельности на уроке и обобщают наблюдения с помощью учителя.

Дают оценку работе одноклассников и самооценку.

Уточняют домашнее задание, задают вопросы.















Приложение №1

Сообщение об истории создания повести Б. Васильева «Неопалимая купина» (1 группа).


«Неопалимая купина». Эта небольшая повесть написана в 1986 году, опубликована в журнале «Знамя», № 2, в ней автор показывает, как на смену воевавшему поколению приходят дети, рождённые во время войны, как за годы меняется отношение к подвигу, но главное — как живёт в этом новом мире женщина, раньше командовавшая ротой солдат.

У героини есть прототип: женщина-фронтовичка, чья судьба послужила основой для произведения. Это Валентина Васильевна Чудакова. В 1941 году ей исполнилось 16 лет. Она – школьница, которую не берут на фронт. Но воевала девушка с первых дней до почти последних. Как это получилось?

Родителей Вали репрессировали, она жила с бабушкой в небольшом городке с названием Дно, окончила 8 классов. Её одноклассники рвались на фронт, но в военкомате даже слушать не захотели. Валентине повезло: в первые годы войны воинским подразделениям разрешалось иметь сыновей полка. Валентина – редкий случай, она – дочь, её официально удочерила 183-я стрелковая дивизия, которая отступала через Дно. Первоначально Валентина была санитаркой.

Она влюбилась в первый раз в командира взвода пулемётчиков, Михаила Федоренко, который и научил свою невесту стрелять из пулемета. Тяжело раненный Михаил умер у нее на руках. В следующей атаке тяжело ранило и Валентину, в лёгкое. Уже 1975 году она вспоминала события в августе 1942 года, под Ржевом. «Когда ранило комсорга Диму Яковлева, и наш единственный пулемёт замолк, я, быстро перевязав товарища, легла за пулемёт сама. Не сразу почувствовала, что ранена, а когда почувствовала, когда пошла горлом кровь и боли в спине сковали движения… враг был уже отбит. За этот бой я получила свою первую Красную Звезду».

Валентина, несмотря на записи в военных документах, говорила: она не санинструктор, а станковая пулеметчица и готова вместо любимого человека бить фашистов. Командир учебной роты «сдался», когда задал вопросы и понял, что она действительно разбирается в пулемёте «Максим», хотя понимал, что девушка не могла таскать 70-килограммовый пулемет.

Чтобы отправить её в учебную часть, в документах допустили «ошибку»: записали как мужчину, Валентина Чудакова. Позже, въедливый штабист, сопоставив документы, не подпишет представление к Герою Советского Союза, напишет: «Уточнить – он, она или оно…».

После учёбы Валентина отправилась на фронт, теперь она – командир взвода пулемётчиков. При первой встрече подчиненные повернулись к командиру спиной. А самый старый боец, ещё стрелявший из «Максима» в Гражданскую войну, до конца ворчал, что «дети воюют». 60-летнего мужчину можно понять: Валентине в декабре 1942-го ещё не было 18 лет. Смерти она не боялась, страшно было, что «пулемёт подведёт».

Впереди было четыре ранения, награждения орденами Красной Звезды, Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Германией». Когда пришла Победа, Валентине исполнилось 20 лет. В отличие от героини повести «Неопалимая купина», она стала не педагогом, а юристом, работала судьёй. Сложилась и личная жизнь: вышла замуж, родила детей.

Война не «отпускала» людей, которые её прошли. Многие избавлялись от душевной боли, записывая свои воспоминания, или творчески переосмысливали пережитое на фронте. Валентина Чудакова тоже стала писать. Сын нашел её заметки, прочитал, одобрил, и мать решилась отправить в редакцию журнала первое произведение «Чижик – птичка с характером».

По мотивам повести "Неопалимая купина" был снят одноимённый сериал «Неопалимая купина» (реж. Д. Тюрин, 2021 г.).

Опубликовано


Комментарии (3)

Суслопарова Людмила Юрьевна, 15.01.23 в 17:49 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за публикацию, Елена Викторовна! Какое сильное и трагическое произведение! Практически последнее у Б. Васильева. Наверное, в двух выпускных классах ранее проводила уроки по "Неопалимой купине". Сильнейшее впечатление производит на ребят. Мечтаю вернуться к нему, создать полноценную презентацию, но пока времени не хватает. Вот увидела Ваш урок - и подумала, что летом надо этим обязательно заняться. 11 класс в следующем году будет. Жаль, что у Вас презентация не выложена! Было бы интересно посмотреть.
Куликова Ирина Геннадьевна, 15.01.23 в 19:41 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Елена Викторовна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 16.01.23 в 06:02 0Ответить Пожаловаться
Замечательный урок, ждем и презентацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.