Статья «Формирование нравственных ценностей с помощью средств изобразительного искусства»
Нравственные ценности постепенно теряют смысл в постоянно развивающемся обществе. Исследователи все чаще проводят параллель взаимосвязи нравственных ценностей и изучения искусства. Нравственные ценности можно сформировать посредством глубокого изучения научных дисциплин и постижения знаний, полученных в ходе изучения.
При изучении понятия «нравственность» мнения расходятся. В различных источниках можно найти понятие, отличающиеся по описанию. Самым общим понятием является – сложное-социальное психологическое образование, которое формируется посредством окружающего влияния и личностных качеств. Нравственность контролирует поведение человека, ограждает от негативных поступков и внешних воздействий. Нравственные ценности помогают человеку реализоваться в обществе, приобрести уважение к себе и своем поступкам.
Изобразительное искусство неразрывно связано с воспитанием нравственных качеств. Уроки искусства помогают в формировании у детей навыков визуализации, рисования, создание подделок, восприятии внешнего мира. Основная функция уроков ИЗО – формирование эстетически-нравственного понимания прекрасного.
Уроки изобразительного искусства ведутся с первого класса потому, что формирование нравственных ценностей начинается с детства и для именно в начальной школе закладываются понятия о нравственности. Восприятие элементов искусства в различных формах начинается именно на уроках.
Важным аспектом в изучении изобразительного искусства для ребенка является иллюстрирование сказок. Сказка – эффективный элемент при признании мира. История, со счастливым концом, нередко наполненная волшебством , помогает ребенку начать понимать плохое и хорошее, развивать фантазию и впитывать ценности, которые пропагандируют главные герои. Иллюстрирование моментов из сказки или главных персонажей заставляет ребенка прокручивать в голове важные моменты из сказки, что позволяет мозгу запомнить и обработать информацию гораздо эффективнее.
Ученики старших классов занимаются разбором и анализом разных техник выполнения произведений, изучением биографий великих художников, обсуждением тех или иных аспектов искусства. Данный метод обучения позволяет подтолкнуть обучающихся к собственному выбору, к пониманию нравственных ценностей и принятие их. Очень важно заинтересовать обучающихся данным предметом, ведь искусство помогает в формировании личности и нравственных ценностей.