Классный час в 1–4 классах на тему «Настоящий друг»
Цели и задачи:
формировать у учащихся понятия «друг», «дружба»;
показать ценность и необходимость дружбы;
научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;
на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы;
воспитать вежливое отношение друг к другу
выявить психологические особенности восприятия детьми окружающих людей.
Ход занятия.
Слово учителя:
— Тема нашего классного часа - «Настоящий друг». Во время классного часа мы поговорим о дружбе, взаимовыручке, о том, как себя вести, узнаем, хорошо ли вы знаете друг друга. Вам будут предложены разные жизненные ситуации, а также песни о дружбе, конечно конкурсы.
— Ребята, какого человека мы называем другом? (Друг — это человек,
которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно).
Давайте вспомним и споём песню «Настоящий друг» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождя и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий, верный друг! — 2 раза
Мы поссоримся и помиримся
Не разлить водой — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь
Вот что значит настоящий, верный друг! — 2 раза
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту —
Вот что значит настоящий, верный друг! — 2 раза
Учитель: С чего же все началось? Как возникло само слово «друг»?
Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».
Ученицы читает стихотворение
1.Когда еще никто не знал ни слова,
Ни «здравствуй», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык,
Привык показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же).
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки.
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
2.Ему спасибо за друзей моих!
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей-людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:«Дурак»,
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).
Учитель:
— Зачем человеку понадобился друг?
— Что делают вместе люди, которые дружат?
— Какие качества вы цените в друге?
Дети по очереди называют главные качества и записывают их на доске.
Учитель: А как мы можем выразить своё отношение к другу? (Сделать ему подарок на день рождения)
Проведём конкурс с названием «Подарок»
В конкурсе участвуют 4 человека.
Для конкурса необходимы 2 игрушки, 2 красивых банта, 2 ленты, бумага для оформления подарка, 2 стула.
Участники распределяются по парам, берут друг друга за руку и свободными руками заворачивают подарок, затем его оформляют. Главное требование к играющим: разъединять руки нельзя.
Кто лучше оформил подарок, решают присутствующие.
Послушайте рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы».
Жили два воробья Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
“Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется”, — подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
— Не надо... Зачем?— стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашел — ты и ешь!
— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
— Ты, наверно, прав, — ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его.
Взял Чик пять зернышек и сказал:
— Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы!
Учитель:
1. Кто из двух воробьев — настоящий друг? Почему?
2. Исправился ли Чик? Из каких слов это видно?
Давайте поговорим о том, как вы относитесь к своим друзьям.
Вопросы
1. Коллекционируешь ли ты что-нибудь?
2. Защитишь ли ты своего друга, если в твоем присутствии о нем говорят плохо?
3. Какого бы ты хотел иметь друга?
4. Может ли дружить девочка с мальчиком?
5. Что ты любишь больше — получать или дарить подарки?
6. Может ли другом быть кошка или собака?
7. Можешь ли ты рассказать о своей тайне девочке (мальчику)?
8. Нравятся ли родителям твои друзья?
Далее идёт подведение итогов по тематике вопросов (своего рода – социологический опрос)
Игра «Собери пословицу»
На каждую парту учитель кладет конверт с разрезанной на части пословицей. Учащиеся должны собрать пословицу и объяснить ее смысл.
Пословицы:
Нет друга —ищи, а найдешь — береги
Друг не испытанный — что орех несколотый
С другом Веселее при удаче, легче В беде
Дружба — что стекло: сломаешь — не починишь
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Друг до поры — тот же не друг
Друг познается в беде
Дружба не гриб—в лесу не найдешь
Учитель: Внимание! Игра!
Сначала я задам вопрос,
А вы над ним затем всерьез
Подумайте. Одно из двух —
«Да» или «нет» — ответьте вслух.
Коль вы находчивы, сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Скажи: приветствуя рассвет, поет ли сом усатый?
Дети: Нет.
Учитель: А, рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать?
Дети: Да.
Учитель: А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным?
Дети: Да.
Учитель: Ответь, а может резеда цвести в саду зимою?
Дети: Нет.
Учитель: А крокодил собрать букет из белых лилий может?
Дети: Нет.
Учитель: Верблюд способен, дай ответ, идти три для без пищи?
Дети: Да.
Учитель: Тех, кто трудится всегда, в народе уважают?
Дети: Да.
Учитель: В конце спросить пришла пора: а вам понравилась игра?
Дети: Да.
Учитель: А теперь ещё игра на внимательность. Настоящие друзья всегда и работают и играют вместе. Покажите мне, как вы можете работать слаженным дружным коллективом. Я буду называть слоги, а вы, не ошибаясь, повторяете за мной.
За-зо-зо-зи, на-ма-на-не, чу-чи-че-чу, па-ба-па-бу, ши-шу-ша-ше.
Педагог отмечает наиболее внимательных.
Учитель:
— Ребята, а как вы считаете наш класс можно назвать дружным?
Дети: (отвечают).
Учитель:
— Я предлагаю вам сыграть в игру, которая поможет нам сблизиться,
развить чувство доверия к одноклассникам.
Вопросы девочкам
1. Ты поймала золотую рыбку, но она выполнит только одно желание. Что ты выберешь?
• Сходить в цирк.
• Познакомиться с хорошим другом.
• Купить, красивую куклу.
2. Тебя обидел мальчик. Что ты сделаешь?
• Попросишь помощи у кого-то.
• Заплачешь от обиды.
• Объяснишь, что так с девочками не поступают.
3. Мальчик пригласил тебя к себе на день рождения. Как ты будешь выбирать подарок?
• Что нравится тебе.
• Что нравится ему.
• Что предложат родители.
Вопросы мальчикам
1. Тебе нравится девочка, тебе хочется с ней еще поиграть, но мама зовет домой. Как ты поступишь?
• Пойдешь домой.
• Сделаешь вид, что не услышал маму.
• Попросишь девочку прийти еще.
2. Девочку, которая тебе нравится, вызвали к доске решать задачу, а у нее не получается.
• Ты будешь ей подсказывать.
• Поможешь разобраться после урока.
• Ничего не предпримешь.
3. Девочке в столовой не хватило стула.
• Ты откуда-то принесешь ей стул.
• Отдашь ей свой.
• Оставишь без внимания.
Далее идёт коллективное обсуждение вариантов ответов.
Учитель:
В жизни, однако, встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Послушайте стихотворение А.Барто «Требуется друг».
Ученица читает стихотворение.
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы!
Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг.
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг».
Вы никогда не задумывались над тем, что нужно сделать, чтобы завоевать друзей, понравиться людям? Как вы поступите в следующих ситуациях?
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
З. Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.
4. Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.
5. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
б. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
7. Твой друг сделал что-то, а получаешь ты.
Дети: (отвечают).
Учитель: Много мнений мы сейчас услышали, но главное — это то, что вы дружбу считаете важнее всего. А когда рядом друг, разве можно быть одиноким и несчастным?
Я хочу рассказать вам сказку услышав которую, вы уже точно будете знать, что лучше — друзья или, например, деньги.
«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец, но человек этот был добрый и хороший, поэтому у него и было много друзей.
Но однажды случилась беда. В одну из ночей каким- то неизвестным норам удалось проникнуть во владения нашего героя и угнать всех овец. Когда наутро хозяин увидел, что стало с его хозяйством, он сел и горько заплакал:
ведь теперь он лишился всех своих денег и работы. Весть о краже быстро разнеслась по окрестным селам, и уже на следующий день увидел этот человек, как по дороге, ведущей к его дому, идут его друзья. Но друзья шли не с пустыми руками — каждый из них вел за собой маленькое стадо овец. Когда все друзья собрались и подарили другу своих овец, у него снова получилось стадо, даже большее, чем прежде».
Вот такая история произошла давным-давно. Как вы думаете, что произошло бы с этим человеком, если бы у него не было таких друзей? (Он остался бы один в своей беде, стал бы нищим, а если бы и работу не нашел потом, то мог бы умереть от голода.)
Учитель: Очень важно, как мы общаемся с людьми и в особенности с друзьями.
Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом Д. Карнеги.
Правила общения:
— искренне интересуйтесь другими людьми;
— улыбайтесь;
— помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;
— будьте хорошим слушателем;
— говорите о том, что интересует Вашего собеседника;
—внушайте Вашему собеседнику сознание его значимости.
И ещё: жить дружно можно при условии, если знаешь правила честной дружбы.
1. Не нарушай прав своего друга.
2. Не дерись, не лезь к другу с кулаками, если ваши мнения расходятся.
3. Если друг не прав, объясни ему его ошибки.
4. Не злорадствуй, если у друга неприятность.
5. Не задавайся, не хвастайся. Научи друга тому, что умеешь сам.
6. Не огорчайся при неудачах. Учись тому, что умеет друг.
7. Будь терпеливее — и добьешься успеха.
8. Радуйся вместе с другом его успехам.
Выполняя все эти правила, вы приобретете множество друзей.
А теперь споём песню «Дружат дети всей земли» (Сл. В. Викторова, муз. Д. Львова – Компанейца)
Шире круг, шире круг,
Музыка зовет
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран.
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли.
Шире круг, шире круг,
Музыка зовет
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод.
Учитель:
Ребята, послушайте стихотворение Л. Квитко «Два друга».
Ученик читает стихотворение.
Об этих ребятах
Не зря говорят:
«Они друг за дружку
Горою стоят!»
Их двое, а кажется -
Топает взвод,
Когда подготовка
К сраженью идет.
Жуков изучают,
Сидят у реки
И очень охотно
Едят пирожки.
Один завздыхает,
Вздохнет и другой,
Один зачихает -
Чихнет и другой.
Они не дерутся
Почти никогда,
Ведь драка - не спорт,
Вот борьба - это да!
И оба ныряют
В горячую пыль,
Как только
Появится автомобиль.
Вы ждете,
Что вылезут двое ребят,
А видите двух
Озорных чертенят.
Где первый.
Там, стало быть, будет второй!
Стоят друг за дружку
Ребята горой.
Учитель:
— Как вы думаете, можно двух этих мальчишек назвать настоящими
друзьями?
— У кого из вас есть настоящий друг?
Дети: (отвечают).
Учитель: В этом стихотворении один мальчик повторяет то, что делает другой. Я предлагаю вам тоже поиграть в подобную игру.
Поиграем в игру «Зеркало»
Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает учитель, четко копируя их. Учитель играет роль зеркала, в которое смотрят учащиеся. Они должны:
— замереть на месте;
— повернуться вправо, влево;
— постоять на пальчиках;
— постоять на пальчиках с закрытыми глазами;
— постоять на пальчиках и поморгать глазами;
— покивать головой, как будто соглашаются или не соглашаются
с чем-то;
— постоять, попеременно поднимая над головой левую и правую руку с разомкнутыми пальцами;
— постоять, обнимал себя за шею то левой, то правой рукой.
Учитель: Поиграем ещё в одну игру. Она называется «Жмурки «наоборот».
Играющие становятся в круг, в центре которого находятся два игрока: водящий и убегающий. Игра проходит как в обычные жмурки, но глаза завязывают не только водящему, но и убегающему. Игроков разводят в разные стороны. По команде «Раз, два, три!» водящий начинает ловить убегающего.
Стоящие в кругу могут подсказывать словами «холодно» или «горячо», не называл имен играющих.
Если водящий не поймал убегающего в течение 1 мин, то он проиграл. Затем из круга выбираются новые убегающий и водящий.
Творческое задание
Поиграем в «Чепуху»
Ход игры: игроки садятся по местам (удобнее всего — в круг) и записывают свои ответы на такие вопросы:
1. Кто?
2. И кто?
3. Что делали?
4. Где?
5. Когда?
6. Кто при этом присутствовал?
7. Чем все это кончилось?
После ответа на первый вопрос каждый заворачивает свой листок так, чтобы не было видно написанного, и передает его соседу справа, а сам получает листок слева. Записав на этом листке ответ на второй вопрос, он снова передает его направо, и так далее. В конце игры все по очереди читают то, что написано на листке, оказавшемся у них в руках.
Учитель: Что-то мы с вами засиделись, не пора ли и побегать.
Игра «Салки».
Затем игра усложняется: водящий, как мартышка, подражает тому, кого преследует в ходе игры. Преследуемый может неожиданно поскакать на одной ножке, присесть на корточки, пойти «гусиным» шагом, остановиться, приплясывая, - водящий обязан точно повторять все его движения.
Коммуникативная игра «Небоскреб»
Для этой игры понадобятся:
— по два — три деревянных кубика для каждого ребенка;
— один складной метр.
Учитель:
Возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести, чтобы он не развалился, Один из вас может начать строительство, положив в центр один кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. даже если. свалится один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Время от времени я буду измерять, на какую высоту поднялась башня.
Учитель:
Это упражнение нам показало, что если действовать дружно, сплоченно, можно достичь высоких результатов. Посмотрите, на какую высоту нам удалось поднять небоскреб. Так и в жизни: чем больше у тебя друзей, тем легче, а, главное, интереснее живется.
Использованная литература:
1. Анисимова Т.Б., Дьяченко Л.П. Продлёнка: Игры и занятия для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. С.149.
2. Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или «Что такое хорошо и что такое плохо». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. С.89.
3. Воспитание. Первый класс: Пособие для педагогов/ М.П. Осипова, С.И. Козлович, Е.Д. Король и др.; Под общ. ред. М.П. Осиповой. Мн. : Интерпрессервис; Экоперспектива, 2002. С. 122, 123.
4. Георгиевский В.А., Шитикова Л.Н. Проведение праздников в начальных классах: Из опыта работы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
С. 133 – 134.
5. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы. – М.: ВАКО, 2004. С. 19.
6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа.
1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2003. С 153, 154
7. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов/ Н.Ф. Дик. – Изд. 2-е, перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 307 – 308.
8. Иванова Е.Ю. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе. – М.: ООО «АКВАРИУМ ЛТД», К.: ФГУИППВ, 2004.
С.59
9. Классные часы. 1 класс./ Сост. Васильева О.В. – Изд. 2-е, переработанное. Волгоград: ИТД «Корифей». С. 4 – 8.
10. Козак О.Н. Волшебная книга для детей и их родителей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 9.
11. Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или Как научить школьников жить весело. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2001. С. 126.
12. Настольная книга учителя начальных классов. Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. - н/Д: Феникс, 2002. С. 153, 155 – 156.
13. Спутник классного руководителя, 1983/84 учебный год: Пособие для учителей/ Сост. Л. Я. Олиференко: Под. ред. Л.Ю. Гордина. – М. Просвещение. 1983. С. 54.
14. Спутник классного руководителя, 1984/85 учебный год: Пособие для учителей/ Сост. Л. Я. Олиференко: Под. ред. Л.Ю. Гордина. – М. Просвещение. 1984. С. 128.
МКОУ БГО Третьяковская СОШ
КЛАССНЫЙ ЧАС
«НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»
Подготовил и провёл
учитель начальных классов
Барсуков А.В.
с. Третьяки
Борисоглебский городской округ
2014 г