Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами мини-музея «ЭХО ПОБЕДЫ»
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников
средствами мини-музея «ЭХО ПОБЕДЫ»

А.В. Сорокоумова,
заместитель заведующего по ВОР
МБДОУ № 52 г. Амурска
Фундаментальной основой будущего нашей страны и наших детей является патриотизм. Это понятие содержит непреклонные ценности: любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, духовному наследию наших предков и многонационального народа, ответственность за свою страну и ее будущее. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации приоритетным направлением в вопросе воспитания гражданина выдвинута следующая задача: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»
К сожалению, реальная ситуация, сложившаяся в нашей стране в политике, экономике и культуре России с большей очевидностью подчеркивает об утрате нашим обществом российского патриотичного сознания. В связи с этим многократно повышается роль воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности. Возрастает необходимость преобразования всех сфер жизнедеятельности общества, как восстановления, так и обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается всё зарубежное при забвении о национальном достоинстве. Все дальше уходят в глубь истории грозные годы Великой Отечественной войны. Все чаще и чаще находятся «умники», которые пытаются перекроить страницы грозных лет и уничтожить в сердцах людей память о подвиге наших дедов и отцов, которые ценою своих жизней отстояли для будущих потомков мирное небо над головой!
Название мини-музея "Эхо Победы" связано с символическим отражением памяти о событиях Великой Отечественной войны. Оно передает идею сохранения исторического наследия, когда отголоски тех великих событий продолжают звучать через годы и поколения. Мини музей доносит до посетителей атмосферу победы, её значимость и память о тех, кто сражался за свободу и мир.
Цель: сохранение исторической памяти, патриотическом воспитании подрастающего поколения и формировании у детей уважения к подвигам предков. Музей помогает детям через экспонаты, документы и интерактивные материалы узнать о событиях Великой Отечественной войны, о героизме и стойкости советского народа.
Содержание мини- музея «Эхо победы»:
Первая экспозиция мини- музея- «Землянка». Это пространство помогает детям погрузиться в атмосферу военного времени, узнать больше о быте солдат, условиях жизни в землянке и прочувствовать важность событий тех лет, подержать в руках макеты, поиграть в игры, имитирующие быт солдат.
Основные зоны экспозиции:
Зона входа: размещен плакат «Родина мать зовет».
Центральная зона землянки: основная часть экспозиции воссоздает обстановку настоящего военного блиндажа. Она включает: пол из жердей, стол и стул, старые вещи: керосиновая лампа, гармонь, котелок, фляжка, саперная лопатка, чемодан.
Интерактивная зона: включает элементы военной формы (шинель, офицерская фуражка, кирзовые сапоги).
Такая экспозиция является важным элементом образовательного процесса, помогая детям осознать важность памяти о прошлом и воспитывая уважение к героическому подвигу предков.
В
торая экспозиция мини - музея «В книжной памяти мгновения войны». Книги, представленные на выставке, рассказывают о беззаветном героизме, о подвигах, совершенных советскими людьми на фронте и в тылу во имя Родины и защиты всего того, что им было дорого и свято. Эпиграфом к выставке служат строки: «Если не знал о войне – узнай! Если забыл о войне – вспомни! Если не читал о войне – прочти!". Они говорят о том, что книги о Великой Отечественной войне обязательно нужно читать, ведь через них передаётся память, уважение к подвигу, совершённому нашими прадедами, пример которых учит нас быть людьми
Третья экспозиция мини - музея «Военная слава».
Основные элементы экспозиции:
Танки
Самолёты
Артиллерийские орудия
Бронемашины
Знакомство с техническими достижениями. Демонстрация военной техники позволяет детям узнать больше о науке и технике, увидеть, какие изобретения были сделаны для защиты страны.
Четвертая экспозиция мини-музея «Форма героев».
Куклы в военной форме являются важным элементом экспозиции мини-музея в ДОУ. Они помогают детям лучше понять значение службы в армии и роль военных в защите Родины.
После посещения экспозиции дети могут создавать собственные работы, вдохновленные увиденным. Это могут быть рисунки, аппликации или даже создание собственных кукол в военной форме.

Экспозиция, посвященная форме военных лет, имеет небольшую выставку с образцами предметов одежды военной формы. Элементы военной формы помогают детям увидеть, как выглядела форма тех лет, и узнать больше о подвигах людей, которые её носили.
Экспозиция военной формы в мини-музее ДОУ представляет собой важный инструмент образования и воспитания. Она объединяет исторический, патриотический и эстетический аспекты, способствуя формированию у детей чувства гордости за свою страну и уважение к её героическому прошлому.
Пятая экспозиция в мини-музее «Галерея почета», посвященная орденам и медалям.
Экспозиция организована по тематическим зонам:
-Ордена СССР.
-Медали Великой Отечественной войны (медали "За отвагу", "За оборону Москвы").
- Современные награды России (Герои России, медали за трудовые достижения).
Данная экспозиция - отличный образовательный инструментом, который помогает детям узнавать о героическом прошлом нашей страны и сформировать уважение к подвигам предков.
Шестая экспозиции в мини-музее «Портреты доблести».
Основная идея экспозиции - рассказать детям о вкладе ветеранов в Победу и важности сохранения памяти о героях.
Основную часть выставки составляют фотографии участников Бессмертного полка. Фотографии ветеранов, участвовавших в боевых действиях, фото ветеранов в парадной форме с наградами. Эти снимки размещены на баннерах, где каждый ребенок может рассмотреть лица героев.
Экспозиция в мини-музее детского сада помогает сформировать у детей чувство гордости за свою страну, уважение к старшему поколению и понимание ценности мира. Это также способствует развитию патриотизма и сохранению исторической памяти.
Основные виды занятий в мини-музее:
В мини-музее, посвященном 80-летию Победы в ДОУ, проводятся разнообразные воспитательно-образовательные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание детей и формирование у них интереса к истории своей страны.
Основные виды работы:
1. Экскурсии и выставки:
- Организация экскурсий по мини-музею, где дети знакомятся с экспонатами, такими как фотографии, письма, награды, предметы быта военных лет.
- Проведение тематических выставок, посвященных важным событиям и героям Великой Отечественной войны.

2. Интерактивные занятия:
- Проведение квестов и игр, связанных с военной тематикой, например, "Разведчики", "Секретное задание".
- Интерактивные занятия, где дети могут попробовать себя в роли солдат, медсестер или тружеников тыла.
3. Творческая деятельность:
- Рисование и лепка на тему войны и мира.
- Создание поделок и открыток для ветеранов.
- Проведение конкурсов рисунков и поделок на военную тематику.

4
. Чтение и обсуждение:
- Чтение книг и рассказов о войне, обсуждение их содержания.
- Просмотр и обсуждение мультфильмов и фильмов о Великой Отечественной войне.
5. Проведение акций "Письмо ветерану", где дети пишут письма и открытки с благодарностью.


6. Встреча с ветеранами, участниками боевых действий.
Такие встречи играют ключевую роль в воспитании патриотизма и уважения к историческому наследию. Они позволяют дошкольникам увидеть живых свидетелей событий, которые. Личные истории участников боевых действий способствуют укреплению связи между поколениями, помогают детям лучше понять и почувствовать важность событий тех лет, воспитывают в них чувство гордости за свою страну и уважение к старшему поколению.
Взаимодействие мини-музея, посвященного 80-летию Победы, с основной образовательной деятельностью направлено на интеграцию патриотического воспитания в различные образовательные области. Это позволяет создать целостную картину исторического прошлого и привить детям уважение к подвигам предков.
Вот основные направления взаимодействия:
1. Социально-коммуникативное развитие
- Знакомство с историей: в процессе экскурсий и занятий в мини-музее дети узнают о событиях Великой Отечественной войны, о подвигах героев, что способствует формированию у них уважения к истории своей страны.
- Развитие коммуникативных навыков: встречи с ветеранами, участие в дискуссиях и обсуждениях помогают детям развивать навыки общения, умение слушать и уважать мнение других.
2. Познавательное развитие
- Изучение истории: экспонаты мини-музея, такие как фотографии, письма, награды, помогают детям понять, как жили люди в годы войны, какие трудности они преодолевали.
- Развитие познавательного интереса: тематические выставки и квесты стимулируют интерес детей к истории, развивают любознательность и стремление к новым знаниям.
3. Речевое развитие
- Рассказы и обсуждения: чтение книг и рассказов о войне, обсуждение их содержания способствует развитию речи детей, обогащению их словарного запаса.
- Творческое выражение: письма и открытки, которые дети пишут ветеранам, развивают навыки письменной речи и умение выражать свои мысли и чувства.
4. Художественно-эстетическое развитие
- Творческая деятельность: рисование, лепка, создание поделок на военную тематику развивают художественные способности детей, помогают им выразить свои эмоции и впечатления
- Участие в праздниках: подготовка и участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы, развивает эстетическое восприятие и чувство красоты.
5. Физическое развитие
- Активные игры: проведение квестов и игр, связанных с военной тематикой, таких как "Разведчики" или "Секретное задание".
6. Эмоционально-волевое развитие
- Воспитание патриотизма: участие в акциях благодарности, воспитывают у детей чувство гордости за свою страну и уважение к старшему поколению.
- Развитие эмоциональной устойчивости: Знакомство с трудностями и подвигами военных лет помогает детям развивать эмоциональную устойчивость и умение сопереживать.
7. Интеграция с другими образовательными областями
- Математика: Использование тематических задач, связанных с войной, например, подсчет количества солдат или самолетов, развивает математические навыки.
- Окружающий мир: Изучение природы и быта военных лет, знакомство с растениями и животными, которые помогали людям в те годы, расширяет знания детей об окружающем мире.
8. Семейное воспитание
- Семейные проекты: Привлечение родителей к созданию семейных альбомов или стенгазет, посвященных истории их семей в годы войны, способствует укреплению семейных связей и передаче традиций.
Мини-музей, посвященный 80-летию Победы, в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) функционирует в течение тематического сезона. Музей открывается на ограниченный период, связанный с памятными датами, такими как День Победы (9 мая), День защитника Отечества (23 февраля) или День памяти и скорби (22 июня). В эти дни проводятся специальные мероприятия, выставки и акции.
Выбор конкретного периода зависит от ресурсов ДОУ, вовлеченности педагогического коллектива и заинтересованности родителей. Важно обеспечить регулярное обновление экспозиций и активное взаимодействие с детьми, чтобы поддерживать интерес и вовлекать их в процесс изучения истории.
Регулярное обновление экспозиций и активное взаимодействие с детьми, чтобы поддерживать интерес и вовлекать их в процесс изучения истории.
Образовательное пространство мини-музея «Эхо победы!» помогает дошкольникам узнать больше о героическом прошлом нашей страны и прививает им уважение к ветеранам и защитникам Отечества.
Список литературы:
1. Дудникова С.А. Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей
дошкольного возраста. //Детский сад от А до Я.
2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании
дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера»
3. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание
дошкольников: для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез
4. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и
учителей / авт. – сост. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина и др. – М.: АРКТИ,
5. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление
дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.
6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников//Управление дошкольным образовательным учреждением.
7. Усачёва Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников.
//Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. – 2010. - №4.
8. Цветкова И.М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста
//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. - №1
Куликова Ирина Геннадьевна
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)
Ирина Владимировна Казарцева