Патриотическое воспитание средствами краеведения
Патриотическое воспитание средствами краеведения
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы – память по утрам поют,
И ветер – память по ночам гудит,
Деревья – память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит и пасть не может.
Память… Она вечна. Она не дает нам забыть прошлое. Она не дает нам забыть то, что происходит сегодня на донбасской земле. В ней мы черпаем силы для нашей победы над украинским нацизмом. Эта связь времен не исчезнет с годами. Ее не разорвать тем, кто так настойчиво пытается стереть, переписать нашу историю. Бес памяти ожесточается душа, черствеет сердце, теряется Родина.
У каждого поколения своя память, свои герои. У тех, кто пережил события Великой Отечественной войны, кто на своих плечах вынес тяготы страшного безумия, чье детство сжигали, расстреливали, убивали и не только оружием, а и голодом, страхом и сиротством, память прочнее металла.
У юного поколения своя память. Многие ребята не понаслышке уже знают об ужасах войны 2014 года, проходившей на территории наше края. А о войне 1941-1945 годов узнали из уроков истории, книг, фильмов и рассказов тех, кто ее прошел – от ветеранов.
… Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей и чудовищных разрушений было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась крепче стали и огня. Вот почему с таким глубочайшим уважением и восхищением храним мы память о тех, кто прошел через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества: доброту, сострадание, милосердие…
Меня часто спрашивают: что такое патриотизм? Для меня патриотизм – понятие очень четкое, и я бы сказал классическое: это любовь к Родине, желание созидать и работать на ее благо, готовность защищать свое Отечество.
Если человек любит то место, где живет, трудится на благо своей страны – своего города, поселка – такого человека я бы назвал патриотом. События 2014-2015 годов показали, что среди нас много героев, истинных патриотов. Настоящие мужчины не остались в стороне и поступили так, как им велело сердце. Большинство краснодонцев не покинули родной город, а продолжали здесь жить, работать и растить детей. Для меня лично патриотизм как раз в этом и заключается.
Патриотизм – не просто чувство, но и действие. Ведь человек не рождается с заложенной в нем программой патриотизма. Для этого есть школа, книги, телевидение, кино, спорт и, увы, опыт войны. Поэтому перед нами, учителями, сегодня стоит одна из сложнейших задач – воспитать истинного патриота.
Краснодон был и остается центром патриотического воспитания. Здесь создаются условия для формирования личности и патриота. Все мероприятия, проводимые в городе, направлены на достижение этой цели. Это и открытие Мемориала памяти погибших ополченцев и бойцов Народной милиции ЛНР; и празднование Великой Победы; это митинги, приуроченные к образованию «Молодой гвардии» и дням гибели героев – молодогвардейцев; Фадеевские чтения и конкурс «Мой город – мои герои»; круглые столы, флешмобы, встречи. Недавно визит представителей Союза писателей России.
Николай Иванов, исполняющий обязанности руководителя Союза писателей России, после экскурсии в музей «Молодой гвардии» поделился:
-Я здесь, в этом городе, не в первый раз… И еще в прошлые наши визиты ко мне пришло чувство, что «Молодая гвардия» как она была и есть, не могла появиться где-то в другом городе или районе. Мне трудно представить себе Ульяну, Олега, Любу, Сергея где – то в Киеве или на Волыни… Только Донбасский свободолюбивый характер мог дать такой толчок к их бессмертному подвигу. Хочу поблагодарить всех тех, кто годами и десятилетиями оберегал эту историю, хранил ее, постоянно, снова и снова давая жизнь – созданием музея. Стихотворениями, написанными книгами…
Продолжением культурных мероприятий стала встреча в городской библиотеке имени А.Фадеева с писателями и поэтами Краснодонщины. Творчество писателей Краснодонщины глубоко патриотично: любовь к малой родине, гордость за наш народ, воспевание шахтерского труда, уважение к подвигу молодогвардейцев – все это способствует формированию лучших гражданских качеств, в том числе и патриотизма.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и это любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Понятие патриотизм определяется в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» (И.Ф.Харламов. Педагогика. Курс лекций)
Понятие патриотизма включает в себя:
-чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
-уважительное отношение к языку своего народа;
-заботу об интересах Родины;
-осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
-проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
-гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
-гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
-уважительно отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
-ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
-гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Любовь к Родине у школьников с ранних лет связана с родным краем, местом, где родился, людьми, которые окружают с детства, с так называемой «малой родиной». «Род» - вот коренное слово, означающее как « дающий жизнь», так и «жизнь продолжающий». Слова с этим корнем несут светлое, доброе начало. Говорим «родимый» - подразумеваем «дорогой, близкий сердцу». Произносим «родник», и воображение рисует нам чистый, животворный, из недр матери – земли бьющий источник. Скажем «Родина» - мыслим: дорогая, самая близкая сердцу страна.
Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью и практикой. Оно содействует общему образованию, нравственному и эстетическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей, помогает заполнить духовный вакуум, который появился в нашем обществе с начала 90-ых годов 20 столетия.
Значение краеведения в процессе обучения и воспитания велико и многообразно. Оно воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируется гражданственность, патриотизм, гордость за свою родину. Центром краеведческой работы в нашей школе является Музей истории города. Мы осуществляем сбор, изучение, показ и хранение памятников истории, материальной и духовной культуры человека, подлинников, имеющий общественную, историческую или эстетическую ценность. Наш школьный музей содействует патриотическому воспитанию обучающихся, расширению их кругозора, развитию познавательных интересов и общественной активности, формированию у обучающихся практических умений и навыков поисково-исследовательской работы, является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности обучающихся, успешно реализуются межпредметные связи. Музей позволяет наиболее тесно приобщать обучающихся к истокам родного города, воспитывать гражданско-патриотические чувства, развивать духовно- нравственный потенциал подрастающего поколения, формировать у детей целостность мировоззрения через развитие исторической памяти, сопричастности к судьбе малой родины.
Музей воспитывает детей с добрым сердцем, которые умеют ценить прошлое, хранить память, просто хороших и отзывчивых людей.
За десять лет существования наш музей трижды преобразовывался, меняя расположение. Последнюю реконструкцию произвели мы в 2014 году.
…Идут ожесточенные бои за Краснодон. Горит Суходольск, гибнут мирные жители. А мы, учителя-активисты, оформляем музей. Мы знаем, сегодня он нужен, как никогда. Мы должны сохранить память, историю своей «малой» родины ведь она наделила каждого из нас верой, любовь, надеждой, совестью и нравственностью. И это не бравада, это – убеждение. Ивану Ильину принадлежат такие строки: «По- видимому, люди приобретают это патриотический опыт без всяких поисков и исследований: он приходит как бы сам собою».
Каждый человек любит то, что для него составляет пространство – время родного. А любовь предполагает особое состояние самоотдачи – жертвенности. Как Солнце отдает нам свои лучи, так и человек отдает свои силы на благо Родины и своих ближних. В этом всеобщий закон жертвенности и универсальное онтологическое объяснение явления патриотизма.
Сегодня наш музей с девятью переоформленными экспозициями, которые отличаются высокой содержательностью и красочностью. А именно:
1.Казачий край. Дуванские хутора.
2.Сорокинский рудник. Строительство железнодорожной станции «Верхнедуванная».
3.Хутор Водяное. Создание совхоза «Труд горняка».
4.Великая Отечественная война. Суходольцы – участники Великой Отечественной войны.
5. «Молодая гвардия». Наши земляки – молодогвардейцы.
6.Освобождение города от немецко-фашистских захватчиков.
7.Герои Советского Союза Краснодонщины.
8.Послевоенное строительство города.
9.История предприятий, которые находятся на территории города.
В каждом разделе есть своя изюминка. Так, например, в разделе «Вставай, страна огромная» в ходе поисковой работы собран материал, который заставляет удивляться всех. Как выяснилось, на территории шахты «Дуванная» был аэродром. С 27-ого мая по 20-ое июня 1942 года здесь дислоцировался 46-ой Гвардейский полк ночных бомбардировщиков. Это те самые «ночные ведьмы», то есть женский полк, который сформировала Герой Советского Союза Марина Раскова, в честь которой названа одна из улиц г. Суходольска.
Изучая историю «Молодой гвардии», членами героико-патриотического клуба «Юный молодогвардеец», созданного в нашей школе, удалось выяснить, что в начальной школе №7 с. Водяное (ныне г. Суходольск) учились будущие молодогвардейцы Павел Палагута и Василий Ткачев, а в совхозе «Труд горняка» до войны работали Анатолий Ковалев и Александра Бондарева – члены «Молодой гвардии». В 1939 году в Водяном поселяется семья Владимира Загоруйко, который впоследствии станет одним из активнейших молодогвардейцев.
Большую помощь в сборе материалов об этих героях «Молодой гвардии» оказали сотрудники краснодонского музея «Молодая гвардия» - Щербина А.В., Луганцева Г.М., Терещенко Л.В. Они дали возможность познакомиться с архивными материалами музея, давали консультации по оформлению экспозиции, а впоследствии стали активными участниками школьных мероприятий .
Такая поисковая работа имеет большое значение в патриотическом воспитании. Школьники собирают дополнительный материал, записывают беседы с участниками исторических событий, просматривают дополнительную литературу, сборники документов и воспоминаний, собирают вырезки из газет, фотодокументы, письма.
По мере накопления такой материал тщательно систематизируется, оформляется в виде альбомов, папок, стендов, экспозиций. При сборе документов и боевых реликвий, мы стремимся к тому, чтобы этот богатейший, социально ценный для воспитания обучающихся материал осмысливался школьниками, добиваемся глубокого понимания того, что духовность, идейная убежденность и преданность Родине помогли нашему народу в стремительной схватке с фашизмом совершить подвиг, равного которому не знала история человечества.
Мы не могли и предположить, что через 70 лет в Донбасс снова придут фашисты – звери в человеческом обличии. И на защиту своей земли станут новые герои – краснодонцы.
Большинство краснодонцев, которые в 2014г. пошли в ополчение, не растерялись, не испугались силы, которая во много раз превосходила их, рисковали жизнью, здоровьем и стояли насмерть. Как когда –то молодогвардейцы. Что может быть вернее памяти о них, если не память поступком, подвигом, мужеством. Обычным мужеством народа Донбасса.
В нашем музее собраны материалы о 14 погибших краснодонских ополченца, о выпускниках нашей школы, бойцах Народной милиции ЛНР, о 12 погибших мирных жителях.
Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться развить в ребенке чувство святости дорого и близкого, культивировать вдохновение и воодушевление перед священным. В этом процессе не нужно и нельзя к этому принуждать, ибо святое-это то, что дано, а священное – это то, что окружает. Священное опредмечивается в святынях. Святыня – артефакт, имеющий духовное начало. Так, памятник может восприниматься как эстетически оформленная масса гипса или бетона, а может – как символ гордости и вдохновения, душевного трепета и восхищения.
Поэтому большое значение в патриотическом воспитании имеют походы к памятным местам. Памятник «Клятва» в Краснодоне, стела «Скорбящая мать», могила 32-х героев – шахтеров, комплекс «Непокоренные»… На территории нашего города находится три братские могилы воинов Советской Армии, погибших при освобождении нашего города от немецко-фашистских захватчиков в феврале 1943 года, одна из которых находится в парке им. В.Терешковой, рядом с нашей школой. Здесь похоронены останки 18 неизвестных героев, которые были найдены при строительстве нового квартала в нашем городе. Фамилии их до сих пор неизвестны, но нам удалось выяснить, что это войны 1-ого Гвардейской техбригады и 116-ого Гвардейского артиллерийского полка. Здесь же рядом находится и детская игровая площадка, куда приходят играть и наши дети. Мы обязательно отрываем детей от игры на несколько минут, подводим к этой могиле, рассказываем, какою ценной город наш был освобожден от немецко-фашистских захватчиков в феврале 1943 года. Учим их достойно вести себя здесь, и пусть они играют дальше – благодатное зернышко в душу ребенка уже упало. И оно непременно прорастет чувством патриотизма, уважения к истории своей родины .
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов войны и труда. Традиционным является их связь со школой. Встречи с ними, их рассказы о сражениях с врагом, о самоотверженном труде в тылу воспитывает в детях стойкость и мужество. Но так как они люди преклонного возраста, мы выбрали иную форму работы – посещение ветеранов на дому, когда обучающиеся знакомятся с семейными реликвиями героев, слушают и записывают воспоминания, рассматривают фотографии, что вызывает у них определенные эмоциональные состояния: сопереживания по поводу великого испытания, выпавшего на долю старших поколений, чувство боли и скорби по поводу невосполнимых потерь и жертв, чувство восхищения подвигом, героизмом нашего народа.
Многие экспонаты музея – итог посещения ветеранов на дому (красноармейские книжки, партизанские билеты, благодарственные грамоты от командующих фронтами, награды, архивные справки, летная книжка летчика С.М.Морева, газета «Правда» за 9-ое мая 1945 года и т.п.)
Много материала собрано о знатных людях нашего города, Героях Социалистического Труда, шахтерах – новаторах Н.Я.Мамае, А.Я.Колесникове, заслуженном строителе Н.Е.Бунине. Целый уголок посвящен А.Г.Никитенко – бывшему директору краснодонского музея «Молодая гвардия», он жил в нашем городе, а его мать являлась почетным жителем нашего города.
В общей системе патриотического воспитания особое место занимают мероприятия, проводимые в нашем музее: тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, познавательные часы, устные журналы, вечера-портреты, лекции, диспуты, творческие конкурсы, встречи, недели молодогвардейской славы, театролизированные представления. Эти формы работы обладают значительными возможностями идейно-эмоционального воздействия на духовную сферу обучающегося. При провидении подобных мероприятий важно использовать привлекательные для школьников художественно – эстетические средства – чтение стихов, исполнение песен, инсценировки; проведение поэтических и музыкальных конкурсов; просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов, видеофильмов, чтение произведений литературы, живописи и др. Декоративно- художественное оформление зала, красочное объявление, плакаты, наглядные пособия, разнообразные выставки, декорации, фото -и светогазеты, произведение искусства ( репродукции картин, фрагменты кинофильмов, драматических произведений, спектаклей, музыка, танцы, фотографии) способствуют передаче идей таких мероприятий, дополняют и усиливают живое слово, создают эмоциональный настрой присутствующих.
При школьном музее действует героико-патриотический клуб «Юный молодогвардеец». Цель этого клуба: способствовать формированию и развитию в обучающихся общечеловеческих ценностей, морально-психологических черт гражданина-патриота, изучение героической истории народа, боевых и трудовых традиций, пропаганда подвига героев – молодогвардейцев, воспитание патриотического отношения к своему родному краю, к малой родине, к ее героическому прошлому.
Героико-патриотический клуб имеет свои символы: знамя, эмблему, галстуки, законы, девиз, песню-гимн.
Знамя – это наша святыня. Он красного цвета, что символизирует отвагу, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь. Синяя полоса – это небо, целомудрие, верность, духовность, вера. Белая полоса- мир, чистота, правда, благородство, совершенство, невинность. Зеленная полоса- это жизнь, долг, память, наследие, преемственность.
Особое значение в клубе имеет эмблема. На ало-лазорево-голубом фоне изображены голуби. Расположение цветов – это строение мира. Внизу – физический плотский(алый цвет), выше – небесный (лазоревый цвет), еще выше – мир божественный( голубой цвет). Голуби – это души молодогвардейцев. Они в божественном мире, они бессмертны.
Девиз клуба: «Быть духом сильным, как «Молодая гвардия»,
И, как они, Отчизну – мать любить!»
Все эти формы патриотического воспитания призваны обеспечить целенаправленное формирование у школьников активной позиции, высокой духовности, патриотического сознания, что и будет в огромной степени определять наше будущее.
Большое начинается с малого. Пробудить интерес к истории родного края, зажечь искры любви к своему дому, улице, городу, помочь детям пройти путь познания от истоков своей родословной к сегодняшнему дню – воистину нелегкий, но необходимый труд. Труд, который не потеряет своей значимости.