Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников через организацию проектной деятельности
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я очень рада всех приветствовать сегодня. Свое выступление я хочу начать с вопроса.
Мы с вами разные и неповторимые, но есть то, что нас всех объединяет. Как вы думаете, что это?
Да! Нас объединяет страна, в которой мы с вами живём, работаем, учим и воспитывает детей.
Цель современного образования и одна из приоритетных задач современного общества - воспитание нравственного, инициативного и компетентного гражданина России, который обладает развитым чувством ответственности за свою страну, ее судьбу.
Я учитель начальных классов и классный руководитель в своём классе.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы как классный руководитель в одном из направлений своей воспитательной работы. Речь идет о нравственно - патриотическом воспитании.
На мой взгляд основой для воспитательной среды является именно патриотическое воспитание. Это очень широкая тема, её можно рассматривать с разных позиций.
Заслуживают внимание возможности проектной деятельности в этом направлении.
Я работаю с младшим школьным возрастом. А дети в возрасте отличаются пытливостью, стремлением узнавать новое. Дети по своей природе исследователи. И эти особенности находят отражение в проектной деятельности.
Уважаемые коллеги, поднимите, пожалуйста, руку те у кого в годы ВОВ воевали родные и близкие. Я была уверена, что руки поднимут все.
А теперь поднимите руку те, кто принимает участие в ежегодной акции “Бессмертный полк” и знает о ней. Спасибо, коллеги!
Почему я задала такой вопрос? Потому, что это и есть тема, над которым мы с классом работаем на протяжении 4-х лет. Я год назад выпустила класс и можно говорить о положительных результатах этой работы.
Итак, тема НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Одним из проектов является “Бессмертный полк”.
Эта тема важная и объемная, требует глубокого осмысления, серьезного подхода, поскольку речь идет о детях 7 - 10, 11 лет.
Когда я планировала свою работу над проектом, когда поняла, что хочу работать с детьми в этом направлении, я задала себе два вопроса:
Зачем я собираюсь это делать?
Как я это буду делать?
Я ответила для себя на первый вопрос: Зачем?
Мы через историческое событие изучаем историю своего государства, своего края, своей семьи и осознаем свою социальную значимость.
Это память, а без памяти жить нельзя, потому что без прошлого нет настоящего, а значит и нет будущего.
Затем я определила для себя: как я буду это делать. Работа над проектом “Бессмертный полк” состоит из трех этапов и строится от частного к общему.
Бессмертный полк моей семьи и нашего класса.
Бессмертный полк моего края (Карелии).
Бессмертный полк нашей страны.
Это реализуется через целую систему мероприятий в рамках класса, школы, города: конкурсы рисунков, конкурсы чтецов, серия классных часов, внеклассных мероприятий.
Работа над проектом начинается уже в первом классе. Остановлюсь на конкретных мероприятиях. В курсе окружающего мира мы традиционно изучаем тему “Моя семья”. Семья для детей имеет особую значимость в нравственно - патриотическом воспитании.
Любовь к Родине начинается именно с семьи. Дети вместе с родителями делают семейное дерево. Так на выставочном стенде в классе появляются генеалогические древа. дети с интересом рассматривают работы и с огромным удовольствием рассказывают о своей семье.
Затем используется интересный прием “Семейный альбом». На одном из занятий я приношу альбом с семейными фотографиями, на которых запечатлены интересные события. Сегодня мы храним фотографии на цифровых носителях. Однако еще недавно с удовольствием листали свои фотоальбомы.
Далее задаем такой вопрос: “Тебе интересно узнать, кто это или какое событие изображено?
И среди фотографий есть старая фотография человека. Что она обозначает? А есть ли в твоей семье родственники, которые воевали в ВОВ?
И параллельно с этим мы предлагаем родителям рассказать о ветеранах в в семье, о их жизни.
Во втором классе мы возвращаемся к теме семьи и рассматриваем ее уже с другой стороны “Ветераны в моей семье”. Были ли ветераны в твоей семье?
В рамках этой темы детям предлагается принести фотографии своих родственников, которые воевали или работали в тылу в годы войны. Дети это делают не с меньшим удовольствием.
Хочу обратить внимание на то, что этот проект коллективный, не в коем случае не принудительный. Моя задача - заинтересовать ребенка, показать личную причастность к событиям ВОВ через изучение своей семьи.
Всех нас, кто учится в классе, коснулось это событие. Нас объединяют люди, чей героизм и мужество позволил нам жить в мирное время. И возможно потом, в более старшем возрасте коллективный проект перейдет в форму индивидуального. об этом я скажу позже.
Далее мы переходим ко второму этапу нашей работы - Бессмертный полк нашего края. И здесь тоже работа выстраивается от частного к общему - герои моего района города, города, герои республики.
Что известно современным детям о героях нашего края, почему улицы городов и поселках носят их имена?
На этом этапе возможны различны формы работы. Среди них могут быть следующие:
- поиск материалов о героях Великой Отечественной войне, воевавших в данной местности;
- систематизация собранного материала;
- встречи с ветеранами и детьми войн;
- создание буклета о ветеранах Великой Отечественной войне;
- проведение праздников и литературно – музыкальных композиций;
- создание базы материалов о героях - земляках;
- проведение уроков мужества;
- экскурсии в музеи города, по памятным и историческим местам города и района;
- конкурс детского рисунка, посвящённый памяти героев – земляков;
- создание различных видов проекта (информационных, практико – ориентированных, исследовательских) как коллективных, так и индивидуальных и т. д.
Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.
В своем классе я проводила классный час “Треугольники победы”.
На уроке была организована работа по группам. Я в роли военного почтальона принесла ребятам письма, в них находилась информация о подвигах людей, которые воевали в Карелии и в честь которых названы улицы.
Дети в группах читали письма, обсуждали, выделяли главное и затем каждая группа делилась полученной информацией с ребятами из других групп. После этого мы писали письма ветеранам. И складывали письма в виде треугольников. К таким письмам у детей проявляется большой интерес.
Возвращаюсь к вопросу о письмах, которые мы писали. Я думаю, что было бы неплохо, если бы мы ныне живущие, те, кто застиг живыми ветеранов, те, кто знает о войне из рассказов бабушек и дедушек, написали о них своим потомках, их жизни, героизме. Тем, кто будет жить через 10 - 20 лет. Во всяком случае, для себя я определила эту задачу.
Данная тема объемная и продолжать работу над ней можно и в среднем и старшем звене.
Без уважения к истории семьи, своего города, страны сложно воспитать гражданина и патриота. наше будущее - это то настоящее, в котором мы воспитываем своих детей.
Спасибо за внимание!