Воспитание нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста «Нужно ли дошкольникам рассказывать о Великой Отечественной войне?»
Гладкова Ю.В.
Педагог - психолог, ВКК,
МКДОУ АГО « Ачитский детский сад «Улыбка»
«Нужно ли дошкольникам рассказывать о Великой Отечественной войне?» Воспитание нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста.
Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может быть определено одним словом. С. Михалков писал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, может стать подлинным патриотом».
Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Чем ближе к нашей эпохе, тем большую роль играет народное искусство - в воспитании и образовании детей, в развитии литературы для них. Детские литературные произведения очень важны в целях патриотического воспитания дошкольников.
Патриотическое воспитание - это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Чувствительность детей дошкольного возраста к художественному слову очень велика. Детская литература – это средство воспитания, формирования личности ребёнка, органическая часть общей литературы, в ней выражены чувства, переживания, эмоции людей. Детской литературой принято именовать то, что специально создано для детей, а кругом детского чтения - всю литературу, читаемую детьми. Естественный процесс расширения круга детского чтения обогащает детскую литературу, усиливает её идейно-воспитательную гражданственную, патриотическую значимость, потому что книги, пришедшие в детскую литературу из общей литературы, вводят детей в круг проблем и задач большой «взрослой» жизни.
В связи с этим мной в 2015 году было создано пособие «Нужно ли дошкольникам рассказывать о Великой Отечественной войне?». Данное методическое пособие состоит из художественных произведений отечественных поэтов (А. Барто, В. Берестова, И. Карпова, А. Лебедева-Кумача, С. Михалкова, Г. Рублева, О. Сердариди и др.). Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.
Также оно содержит произведения писателей (С. Алексеева, С. Баруздина, А. Гайдара, С. Георгиевской, В. Голявкина, А. Жарикова, Л. Кассиля, К. Паустовского, Д. Пентегова, И. Туричина и др.). Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети, слушая их, сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Для более полного освещения событий того времени в 2016 году были добавлены: диафильмы и презентации, где можно наглядно увидеть и послушать произведения о ВОВ. В 2017 году были составлены альбомы о военной технике войск Советской Армии и войск Вермахта, а также подборка фотографий детей того времени, стендовая информация для родительских уголков, раскраски, методическая литература для педагогов отечественных педагогов.
Последнее дополнение в 2019 году – мультипликационные фильмы о ВОВ: «Солдатская лампа», «Тёплый хлеб», «Партизанская Снегурочка», «Салют», «Сильные духом» и другие.
Пособие активно используется моими коллегами- воспитателями в повседневной деятельности и вызывает у них массу положительных откликов. Во время месячников, посвященных Дню Победы его практическую ценность трудно переоценить.
Цель методического пособия:
Создание условий для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне на основе исторических фактов, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью и Родину.
Задачи:
1. Создать условия для восприятия целостной картины самой кровопролитной и страшной из войн в истории человечества. Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к Родине на основе изучения военной истории Отечества. Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.
2. Обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне: городах - героях, героях войны, наградах, о работе в тылу и т.д.
3. Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, диафильмов, фотографий того времени. Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.
Ожидаемый результат:
На уровне ребенка:
• Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
• Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
• Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
• Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
На уровне педагога:
• Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
• Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
На уровне родителей воспитанников:
• Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
На уровне педагогических технологий:
• Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
На уровне предметно-пространственной среды:
• Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Участники: Методическое пособие рассчитано на две возрастные группы: с 5 до 6 и с 6 до 7 лет. Оно не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов.
Основные формы, где можно использовать данное пособие: беседы, организация НОД, мини-выставки, составление рассказов, консультации (семинары, методические советы) для педагогов, консультации для родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ:
1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004.
3. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://worldofchildren.ru/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
4. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.: Аркти, 2005.
5. Дети военной поры (Вторая мировая, ВОв). Для дошкольников и младших школьников (5-7 лет). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kid-home-lib.livejournal.com/71646.html?thread=1083102
6. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкиной. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
7. Поговори с ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.p4c.ru/671