Статья «О креативности в целом и креативном подходе в профилактике нарушения поведения»
О креативности в целом и креативном подходе в профилактике нарушений поведения.
Свое выступление, я хочу начать со слов Джона Стейнбека. Он говорил – Великий учитель – это великий художник!
И я не могу не согласится с ним. Ведь так же как и художники пишут свои картины, работая с холстом и маслом, точно так же и мы творим свой урок, но только не красками на мольберте, а с классом, детьми при помощи слов.
Уроки могут приносить радость и удовлетворение от хорошо проделанной работы, а могут расстраивать и уничтожать в нас ощущение профессиональной компетентности. Иногда урок зависит от настроя детей: от их желания постигать материал, настроя на учителя, от погоды, наконец. Иногда успех или неуспех зависит от случайности, от проводимой в школе проверки, от ожидаемых праздников - да мало ли от чего может зависеть радость нашего общения с детьми. Но все же урок творим мы, учителя, творим своей энергетикой, огромным желанием создать нечто продуктивное и оригинальное.
Не возможно создать нечто оригинальное, то, что может оставить след в уме, сердце и тетради ребенка не будучи творческим и креативным человеком.
Понятие «креативность» выделилось в отдельную категорию только к началу 50-х годов 20 века, благодаря Джою Гилфорду - профессору, знаменитому американскому психологу.
С этого времени под креативностью понимается общая способность человека к инновациям и творчеству, проявляясь в различных сферах его активности.
Креативный - это не просто творческий (созидательный), создающий что-то новое, а создающий с определенной целью. Например, можно написать сборник стихов для души, по внутреннему приливу вдохновения, а можно написать сборник стихов, чтобы заработать на своем творчестве денег, или написать сборник стихов на заказ.
«Творчество» и «Креативность» – не синонимы. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, убеждениях, традициях, которым следует автор. Главной же составляющей креатива является прагматизм, то есть изначальное знание – зачем, для чего нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и что именно нужно создавать. Каждый из Вас, я уверена, готовясь к уроку, создавая ставит перед собой все эти вопросы и знает на них ответы. Каждый из Вас креативен!
Я хоть и не веду уроков, но постоянно взаимодействую с детьми, к каждому из которых нужно находить свой подход и без творчества, креатива не обойтись.
В качестве не стандартного подхода к профилактике нарушения поведения обучающихся, совместно с педагогом психологом и старшеклассниками, был создан совет старшеклассников. Это аналог совета профилактики. Только На совете старшеклассников председателем является ученик, а объектом профилактической работы обучающейся начальной школы и 5-6 классов. По жалобе учителя на того или иного ученика, созывается совет, приглашается ученик, старшие товарищи проводят с ним профилактическую беседу под руководством меня и Анны Вячеславовны, выясняют причины сложившейся ситуации. По итогам профилактической беседы такому ребенку назначается наставник. В обязанности наставника входит контроль за посещаемостью, успеваемостью и поведением своего подопечного. А так же по необходимости наставник может оказать помощь в усвоении учебного материала. Каждый из наставников ведет дневник наблюдения за своим подопечным. Наставник является главным помощником классного руководителя. Чтобы проследить динамику нашей работы по прошествии месяца с момента обращения классного руководителя и назначения наставника, вновь собирается Совет, где будут обсуждаться результаты проделанной работы и планироваться дальнейшая. Подобная работа проводится пока с тремя учениками. Фокиным Николаем, наставники Гладышева Настя и Кремин Максим, Барышниковым Лешей – наставник Трусова Саша и Куликовым Антоном – наставник Лардыга Саша.
На сколько такой метод профилактики будет эффективен, конечно покажет время.
Ну а я в заключении хочу сказать: учите детей с удовольствием, дарите им знания, помогайте найти выход из трудных ситуаций и не забывайте, что вы сами, не должны стоять на месте. Как гласит народная мудрость: век живи – век учись. Я же хочу добавить: не просто учись, а иди в ногу со временем – совершенствуйся и твори…..
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23»
Социальный педагог Баженова Ю.А.