«Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!».
К. Д. Ушинский
Большое влияние на ученика оказывает личность учителя. Какими же качествами должен обладать педагог, чтобы его отношения с учащимися способствовало успешному процессу воспитания и обучения? Как показывают исследования Г.И. Щукиной, ими являются: эрудиция учителя, увлеченность предметом, доброжелательное отношение к учащимся, педагогический оптимизм, вера в ученика. Оказывается, более 200 лет тому назад учителям на Руси предъявляли особые квалификационные требования. Они были изложены педагогом Ф. И. Янкелевичем в виде наставления – «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ» и напечатаны в 1783 году.
Вот некоторые из обязанностей, которые требовалось выполнять учителю.
О звании и поведении учителя.
Звание учителей обязывает стараться сделать из них учеников своих полезных членов обществу…
Учителя обязаны по состоянию своему заступать у учеников место родителей…
О качествах учителя.
1.Благочестие.
Особливо избегать он должен брани клятвы…клеветы и сквернословия, также как и безмерия в питии и в обхождении с непотребными женщинами.
2.Любовь.
Он должен поступать со всеми учениками отечески, т.е. ласково и любовно…
3.Бодрость.
Учитель не должен быть сонлив, угрюм или, когда хвалить надобно детей, равнодушен.
4.Терпение.
Должен себе представлять, что он яко человек, рожден на свет для многотрудной работы…
5.Прилежание.
Учитель крайне должен быть прилежен, дабы через свой пример сделать равным образом и учеников прилежными.
Через нерадение свое потеряет учитель доверенность родителей, любовь детей, свою плату, потому что не захотят родители платить напрасно деньги, когда их дети так мало или совсем не учатся.
Я думаю, что эти наставления актуальны и сейчас. Правильный стиль отношений с учащимися (деловой, увлеченный, доброжелательный) – основа успеха педагогической деятельности. Поэтому, организуя взаимоотношения с детьми, я сформулировала для себя заповеди:
1. прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе;
2. не строй общение «сверху вниз»;
3. ищи истину вместе с ним;
4. избегай штампов в общении, умей слушать детей;
5. улыбайся детям, ведь улыбка говорит, что встреча с учащимися вам приятна;
6. приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные, сопроводи его позитивную самореализацию.
Таким образом, формируя на уроке ситуацию психологического комфорта, атмосферу полного доверия, можно создать редкую возможность познавательного и эмоционального раскрепощения школьников, когда каждый имеет возможность выразить себя.
Журнал «Вечерняя средняя школа» 1991 год, №4