12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тимофеева Анна Сергеевна45
4

Статья «Методика проведения обследования нарушения устной и письменной речи обучающихся с нарушением интеллекта»

Тимофеева Анна Сергеевна.

Учитель- логопед, высшая квалификационная категория.

Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Тавдинская школа - интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». (ГБОУ СО «Тавдинская школа – интернат».

Свердловская область, город Тавда.

Методика проведения обследования

нарушения устной и письменной речи обучающихся

с нарушением интеллекта.

В данной статье представлены методика и приемы проведения

обследования нарушения устной речи и особенности нарушения письма у

учащихся младших классов с нарушением интеллекта.

Методика исследования моторики артикуляционного аппарата

Изучение состояния органов артикуляционного аппарата.

Цель: выявление особенностей строения губ, языка, зубов и сохранных двигательных функций артикуляционного аппарата.

Все предлагаемые задания выполняются вначале по показу, затем по словесной инструкции. При изучении динамической организации движений органов артикуляционного аппарата предлагаемые комплексы движений проводятся многократно.

Для исследования двигательной функции губ использовали следующие пробы:

Проба № 1. Округлить губы, как при произношении звука «О» удержать позу под счет до 5.

Проба № 2. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу под счет до 5.

Проба № 3. Многократно произносить звуки «Б – Б – Б», «П – П –П».

Критерии оценки:

3 балла – задание выполняется правильно, в полном объеме;

2 балла – диапазон движений невелик, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов;

1 балл – длительный поиск позы, застревание на одном движении, замена движений;

0 баллов – движение не удалось.

Для исследования двигательной функции челюсти используются следующие пробы:

Проба № 1. Широко раскрыть рот, как при произношении звука «А» и закрыть.

Проба № 2. Сделать движение нижней челюсти вправо.

Проба № 3. Сделать движение нижней челюсти влево.

Проба № 4. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

Критерии оценки:

3 балла – выполнение правильное, в полном объеме;

2 балла – движение челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации;

1 балл – движение не удалось.

Для исследования двигательных функций языка использовались следующие пробы:

Проба № 1. Положить широкий язык на нижнюю губу подержать под счет до пяти.

Проба № 2. Положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет до пяти.

Проба № 3. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ.

Проба № 4. Упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку.

Проба № 5. Выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость.

Критерии оценивания:

3 балла – выполнение правильное, удержание языка в необходимом положении определенное время;

2 балла – движение языка вялые, не удерживает язык в определенном положении, наблюдается тремор, саливация, моторная напряженность;

1 балл – движения не удались.

Для исследования динамической организации движений органов артикуляционного аппарата использовались следующие пробы:

Проба № 1. Широко раскрыть рот, затем попросить, полузакрыть его под счет до пяти.

Проба № 2. Положить широкий язык на нижнюю губу, сделать «чашечку», занести «чашечку» в рот, опустить кончик языка за нижние зубы и закрыть рот.

Проба № 3. Повторить звуковой и слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется): «А – И – У», «У – И – А», «КА – ПА – ТА», «ПЛА – КТО – ТЛУ», «РАЯ – ЛАР – ТАР – ТАЛ», «СКЛА – ВЗМА – БЦРА».

Критерии оценки:

3 балла – движение артикуляционного аппарата активные, правильные, объем движений полный, отсутствует замена движений;

2 балла – движения артикуляционного аппарата вялые; объем движений неполный, присутствует замена движений; наблюдаются синкенезии, тремор, саливации, моторная напряженность;

1 балл – невозможность переключения с одного движения на другой, поиск артикуляции.

Методика исследования звукопроизношения

Обследование фонетической стороны речи направлено на изучение состояния компонентов фонетики: звукопроизношения, просодики и слоговой структуры слова.

Цель: Диагностирование произношения звуков.

Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах (прямых, обратных, со стечением согласных, между гласными), словах и предложениях (употребление звука в собственной речи). При выявлении нарушений произношения надо обратить внимание, как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.

Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, середине и конце слова. Повторяются следующие группы: гласные – А, О, У, Э, И, Ы; свистящие, шипящие, аффрикаты – С, С,, З, З,, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч; сонорные – Р, Р,,, Л, Л,,, М, М,, Н, Н,; глухие и звонкие парные – П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В, в твердом и мягком звучании П, – Б,, Т, – Д,, К, – Г,, Ф, – В,, йотированные гласные.

При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в словах, в слогах) и как он используется в самостоятельной связной речи. На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения.

Используются следующие пробы:

Проба № 1. Дается опора на зрительный раздражитель (картинка), в названии которых звук стоит в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных. Ребенку требовалось ответить на вопросы: «Кто это?», «Что это?». При данном обследовании оценивался характер нарушения звукопроизношения, умения воспроизводить слова с заданным звуком.

«Ы» - дым, мышь, грибы;

«А» - аист, мак, игла;

«У» - утка, муха, кенгуру;

«О» - осы, кот, окно;

«И» - ива, слива, петухи;

«С» - собака, усы, автобус;

«З» - замок, коза, змея;

«З,» - зебра, газета, обезьяна;

«Ц» - цветы, пуговица, огурец;

«Ш» - шапка, машина, душ;

«Ж» - жук, ножи, ежи;

«Ч» - чайник, очки, ключ;

«Щ» - щетка, ящик, плащ;

«Л» - лук, пила, дятел;

«Л,» - лейка, елка, туфель

«Р» - рыба, корова, топор, трамвай;

«Р,» - редиска, веревка, дверь;

Проба № 2. Опора на слуховой раздражитель: логопед дает инструкцию «слушай внимательно и повторяй за мной»

Проба № 3. Детям предлагается сюжетная картинка, по которой они должны составить предложения.

Критерии оценивания:

Каждая из выделенных пяти групп звуков оценивается отдельно, полученные баллы суммируются.

3 балла – нормативное произношение всех звуков группы;

2 балла – один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам;

1 балл – искажается или заменяются во всех речевых ситуациях только один звук группы;

0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

Максимальное количество балов за методику – 15.

Методика определения состояния слоговой структуры слова.

Цель: выявить нарушения слоговой структуры слова.

Обследуется умение произносить слова различной слоговой сложности. При этом ребенку сначала предлагаются для названия предметные картинки, затем логопед называет слова для отраженного произношения. Результаты обоих видов заданий сравниваются, определяется, что ребенку легче выполнить. Особо выделяются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава.

Важно отметить состоят ли слова, слоговая структура, которых искажается, из усвоенных или неусвоенных, произношение каких слоговых структур сформировано, а каких нет.

Проба № 1. Показ сюжетных картинок, на которых изображены предметы:

-односложные слова с закрытым слогом – МАК, ДОМ, СЫР;

-двусложные слова из двух прямых открытых слогов – РУКА, РОЗА, ЛАПА;

-односложные слова со стечением согласных в начале слова – СТОЛ, СТУЛ, ШКАФ;

-двусложные слова со стечением согласных в конце слова – КЛУМБА, ГНЕЗДО, КЛУБНИКА;

-трехсложные слова со стечением согласных – КОНФЕТА, ПАМЯТНИК, ТРАКТОРИСТ.

Проба № 2. Логопед называет слова для отраженного произношения ребенком:

-двусложные слова со стечением согласных в начале слова – ТРАВА, БРАК, КЛЮКВА;

-трехсложные слова со стечением согласных – КОНФЕТА, ВИНТОВКА, ПИЛКА.

Критерии оценки:

3 балла – четкое и правильное воспроизведение слова, фразы;

2 балла – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение слова;

1 балл – изменение слоговой структуры внутри слова (замены, упрощения) с сохранением общего количества слогов в слове;

0 баллов – нарушение слоговой структуры или невыполнение.

Методика изучения состояния просодики.

Цель: выявление нарушенных и сохранных сторон просодической стороны речи (голоса, темпа, дыхания).

Логопед предлагает детям прочитать стихи или игрушки на подувание:

-голос: тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, нормальный;

-темп: очень быстрый, ускоренный, нормальный, замедленный;

-мелодико – интонационная сторона речи: выразительная, маловыразительная, монотонная

-дыхание: нормальное, прерывистое, верхнее, слабый ускоренный выдох.

Критерии оценки:

3 балла – за каждую сформированную просодическую сторону речи;

0 баллов – за каждую несформированную сторону просодической стороны речи.

Максимальное количество баллов за методику – 12.

Методика исследования фонематических процессов

Методика исследования функции фонематического слуха.

Цель: определить сформированные и недостаточно сформированные и недостаточно сформированные функции фонематического слуха.

Перед началом обследования восприятия речевых звуков на слух, логопед знакомится с результатами исследования физического слуха ребенка. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.

Для исследования фонематического слуха даются следующие пробы:

Проба № 1. Опознание фонем на материале слов.

1) использование слов с оппозиционными фонемами близкими по акустическим признакам: СУП – ЗУБ; ЖАР – ШАР; РЫСЬ – РИС.

2) используются слова с оппозиционными фонемами, близки по месту образования: САША – САЖА; ЖАР – ШАР; РОЗА – РОСА; КОЗА – РОСА.

3)используются слова с оппозиционными фонемами, близкими по способу образования: КРЫСА – КРЫША; ВЯЗУ – ВЯЖУ; КОЗАК – ВОЖАК; ЛАК – РАК.

Логопед называет слова, а ребенок показывает картинку.

Проба № 2. Опознание фонем на материале текстов.

Материалом исследования служат стихи, пословицы, поговорки, загадки, небольшие тексты.

Логопед читает стихи, ребенок называет, какой звук чаще встречается.

Киска, киска, где твоя миска?

Ест киска суп из миски:

Сыта киска, пуста миска.

К нам во двор пробрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот раскроет рот.

Тише, тише, Маша пишет.

Наша Маша буквы пишет.

А кто Маше помешает,

Того Маша догоняет.

Проба № 3. Опознание фонем на материале слогов.

Подбираются слоги, с оппозиционными фонемами, близкими по акустическим признакам: ЖА – ША; ЗА – СА; РА – РЯ; СА – СЯ.

1) ребенку называют слоги, а он должен хлопать в ладоши, когда услышит звук – Ш. Используются слоги близки по артикуляционному укладу: СА – ША; СА- ЦА; ЖИ – ШИ; СО – ЗО.

Близкие по месту образования: ЛА – РА; СА – ША; ЗО – ЖО.

2) ребенок повторяет за логопедом слоги:

ЖА – ША ЦА – СА

ЗА – СА ЖА – ЗА

СА – ША СА – ЦА

ЗА – ЖА ША – ЖА.

Проба № 4. Опознание фонем в ряду данных звуков.

Подбирается ряд звуков с оппозиционными фонемами, близкими по акустическим признакам: Ж – Ж – Ш – Ж – Ш – Ш – Ш – Ж.

Ребенку называют ряд звуков, а он когда услышит заданный звук, должен хлопнуть в ладоши.

- звук –Ш: С – С – Ш – Ш – С – Ж – Ш;

-звук – С: З – З – С – З – С – С – С – З - З;

-звук – Р: Л –Л –Р – Р – Л – Ш – Л.

Критерии оценки:

3 балла – правильное выполнение задания, правильный повтор;

2 балла – напряженное или замедленное воспроизведение, переспрос;

1 балл – нарушение в различении звуков, близких по акустическим признакам; по месту и способу образования; нарушения дифференциации слов – паронимов;

0 баллов – неправильный ответ после стимулирующей помощи или отказ.

Методика исследования фонематического восприятия.

При исследования были использованы следующие пробы:

Проба № 1. Определение количества звуков в слогах: УС, ДОМ, РОЗА, БАРАН.

Проба № 2. Выделить последовательно каждый звук в словах: МАК, ЗОНТ, КРЫША.

Проба № 3. Выделить согласный звук из начала слова в словах: СОК, ШУБА, РОМАШКА.

Проба № 4. Сказать в чем отличие слов: ОЛЯ – КОЛЯ; КРЫША – КРЫСА.

Проба № 5. Объяснить смысл предложений: НА ГРЯДКЕ ЛУК. ЗА РЕКОЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЛУГ.

Критерии оценки:

3 балла – ребенок выполнил задание правильно, самостоятельно или выполнил с ошибкой, но сам исправил;

2 балла – выполнил задание неуверенно, ошибки исправил только с помощью логопеда;

1 балл – задание не выполнил даже с помощью логопеда.

Методика исследования нарушения письма

Цель:

- выявить четко ли ребенок воспринимает на слух звуки речи и правильно ли перешифровывает их в соответствующие графические очертания;

-необходимо выяснить единичные или частые эти ошибки, распространяются ли они на одну группу звуков, отличающихся тонкими акустико – артикуляционными признаками (звонкие и глухие), или на несколько групп (звонкие и глухие, свистящие и шипящие и др.);

-соответствуют ли замены на письме тем нарушением, которые наблюдаются в устной речи, происходят ли замены при написании фонетически простых или структурно трудных многосложных и малознакомых слов.

Проба № 1. Проводится диктант, в тексте, которого встречаются чаще звуки –С – Ш – Машина. Гриша взял карандаши. Он рисует машину. Вся машина красная, только шины серые. Это пожарная машина. Яркий рисунок получился у Гриши.

Проба № 2. Проводится диктант, в тексте, которого встречаются чаще звуки – Р – Л – Утром лужи покрылись тонким льдом. У коровы Милки жирное молоко. У будильника лопнула пружина.

Проба № 3. Проводится диктант, в тексте, которого встречаются чаще звуки – З – Ц – Са – ца, су – цу, си – ци, со – цо, Цап – Сам, цапля, санки, овца, оса, лисица, сестрица, мастерица, супница, солнце, цветок, гусеница, сад. Курица созывает цыплят. На кусты напали гусеницы. Лисица греется на солнце. Зиме конец, летит скворец. У брата есть сестрица.

Тексты отвечают программным требованиям.

Критерии оценки:

60 баллов – 0 ошибок;

45 баллов – не более 20 ошибок;

30 баллов – с 21 до 30 ошибок;

15 баллов – с 31 до 50 ошибок;

0 баллов – многочисленные орфографические и дисграфические ошибки.

Максимальное количество баллов за методику – 60.

Методика самостоятельного письма.

Цель: выявить, какими языковыми средствами пользуется ребенок при построении предложения, наблюдаются ли смысловые или звуковые замены слов; как передаются грамматические конструкции: соблюдаются ли нормы управления и согласования, допускаются ли замены и пропуски предлогов, не нарушен ли порядок слов или слитное написание ряда слов, выражена ли в предложении; закончена мысль.

После словесной инструкции работа с картинками проводится проба:

Проба № 1. Ребенку необходимо подписать, что изображено на картинке.

Картинки: ГРУША, ЯБЛОКО, НОЖНИЦЫ, СВЕЧА, ЗАЯЦ, ПОМИДОР, ОГУРЕЦ, ТАРЕЛКА, ЛУНА, КУСТ, РЕЧКА, ТРАКТОР.

Проба № 2. Придумать предложения по картинке и записать их

Обследование начинается с самых простых заданий, наиболее доступно для учащегося задание сложить слова из разрезной азбуки. Логопед показывает картинки с изображениями предметов и складывает соответствующие слова. Вначале даются не все буквы азбуки, а лишь те из которых состоит то или иное слово. Если задание выполнено правильно, то ученику предоставляются все буквы азбуки.

Далее приступают непосредственно к письму, начиная с наиболее легких вариантов:

1. Написание слов по картинкам.

Ученику предлагаются картинки с изображениями хорошо знакомых ему предметов повседневного обихода. Картинки подбираются так, чтобы слова были различной сложности.

Например: сковорода, скворечник, карандаш, ножницы, телевизор, магнитофон, пирамида, баранки, лыжи, коньки, шуба, старушка, бабушка, сушки, гриб, спички, зажигалка, коробочка, щипцы, клещи, чулки, зубы.

Дается задание написать название предметов, изображенных на картинках.

2. Написание предложений по картинкам.

Сначала предлагаются предметные картинки, затем сюжетные и наконец серии картинок. Ученик должен сначала составить предложения, а затем написать их.

3. Слуховой диктант.

Диктанты для проверки подбираются и составляются так, чтобы включали в себя слова со звуками, близкими по звучанию или сходными по артикуляции.

Диктанты предлагаемые учащимся должны соответствовать всем требованиям школьной программы по русскому языку и возрасту учащегося.

4. Проверка навыков самостоятельного письма.

-Детям предлагается подробно описать сюжетную картинку или составить письменный рассказ по серии картин.

-предложить описать события прошедшего дня, прошедшего праздника, просмотренного кинофильма, прочитанной книги.

Данная проверка позволяет выявить такие ошибки, которые не могут быть обнаружены при письме под диктовку. Позволяет понять, в какой мере ученик владеет письменной речью в целом.

При проверке навыков самостоятельного письма необходимо учитывать характер процесса письма, т.е. может ли ученик сразу фонетически правильно записать слово или проговаривает его по несколько раз, ища нужный звук; вносит ли он поправки или совсем не может и не пытается найти ошибки и т.д.

Проведенные исследования выявили, что моторный праксис учащихся с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей:

- повышением тонуса мышц;

- снижением тактильного осязания;

- недоразвитием кинестетических ощущений;

- наличием гиперкинезов, синкенезий;

- ограничение объема движений языка, губ, челюсти;

- быстрой утомляемостью движений органов артикуляции.

Нарушения речевой моторики и речеслухового анализатора ведут к дефектам звукопроизношения. Нарушения фонематического слуха и восприятия не позволяют слышать и различать правильное и неправильное

     Исходя из результатов определяются направления коррекционной работы для эффективного устранения нарушения дисграфии у младших школьником с нарушением интеллекта.

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.