Статья на тему «К вопросу о компетентностном подходе в обучении»
Якименко О.В.
ВО ИрГУПС СКТиС, преподаватель
г. Иркутск
К вопросу о компетентностном подходе в обучении
Современное образование – это открытая, постоянно развивающаяся система, главной задачей которой является обеспечение условий для эффективного, конкурентоспособного образования молодого поколения. На данном этапе развития рынка труда востребованы профессионалы, обладающие мобильностью, гибкостью сознания, навыками быстрой адаптации к меняющимся условиям работы и модернизации производства. Данные требования определили необходимость переориентации оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Компетентностный подход как основа реформирования образования требует построения пространства таким образом, чтобы человек, двигаясь в нем, включаясь в иные формы организации взаимодействия, обретал новый опыт... В рамках компетентностного подхода, надо строить и заранее создавать ситуации включения, что и является нормой образовательного результата [8].
Одной из причин обращения педагогического сообщества к компетентностному подходу является неудовлетворенность, как общества, так и личности современным процессом обучения, его отчужденностью, отстраненностью от потребностей личности, определяющихся современными условиями жизни [7]. В соответствии с частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование [5]. Право на образование нельзя считать полностью исполненным, если образование не отвечает современным требованиям общества и работодателей.
Проблема реализации компетентностного подхода в современных условиях остается открытой. Его образовательные потенции оцениваются педагогическим сообществом неоднозначно. Несмотря на большое количество публикаций на данную тему, она все же не является достаточно исследованной.
Понятие «компетентность», первоначально не содержало педагогических аспектов и разрабатывалось на стыке интеграции психологии труда, психологии мотивации и менеджмента, тесно связанных между собой. В обыденном восприятии понятия «компетентность», «профессионализм», «квалификация» очень часто сливаются и используются как синонимы.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов образования, организации образовательного процесса, отбора содержания образования и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
– смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
– содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
– смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
– оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения [6].
Если ранее традиционная квалификация специалиста подразумевала функциональное соответствие между требованиями работодателя и целями образования, а подготовка сводилась к усвоению учащимся стандартного набора знаний, умений и навыков, то компетенция предполагает развитие способности ориентироваться в сложных и непредсказуемых рабочих ситуациях, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу изначально закладываются параметры описания того, в чем будет компетентен обучаемый.
Произошедшие за последние годы социально-экономические изменения заставляют нас сегодня говорить не о повышении «старого» качества, а о придании образованию новых характеристик, принципиально отличающихся от тех, которые существовали хотя бы 20 лет назад [4].
С позиций компетентностного подхода уровень образованности сегодня определяется способностью решать проблемы различной сложности на имеющейся знаниевой основе. Данный подход не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности их использовать. Для того чтобы развить компетенции у студентов, необходимо радикально изменить профессиональное сознание педагогов. Педагог не может развивать те компетенции, которыми не владеет сам [1]. Таким образом, качество профессионально-педагогической компетентности педагогических работников определяет качество профессиональной компетентности выпускников.
Педагог перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое стремится передать студенту. Его главной задачей становится мотивация обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности, а также организация их самостоятельной деятельности, в которой каждый (в том числе и сам педагог) мог бы реализовать свои способности и интересы.
По словам Иванова Д.А., педагог «создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможным выработка каждым обучающимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей» [3].
Создание образовательных программ, соответствующих требованиям компетентностного подхода, требует от педагога совершенствования его профессиональной деятельности.
Можно выделить ряд компетенций, которые необходимо развивать педагогу в условиях модернизации образования. Иванов Д.А. отдает предпочтение следующим, сформулированным в виде умений:
уметь определять цели и образовательные результаты на языке компетенций;
уметь включать обучающихся в разные виды деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы;
уметь использовать разнообразные приемы и способы включения обучающегося в разнообразные виды деятельности, позволяющие ему наработать требуемые компетенции;
уметь подмечать склонности обучающегося и в соответствии с ними определять примерное направление его развития;
уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью обучающихся;
уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых обучающимися компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев;
уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебных занятий и корректировать их;
уметь организовать дискуссию и участвовать в ней, принимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике;
уметь создавать атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, хотя бы они и расходились с уже существующими [3].
Иными словами, педагог в условиях реализации компетентностного подхода не передает знания по той или иной дисциплине, а должен помочь обрести компетенции и научиться их применять в реальных жизненных стратегиях. Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. В «Профессиональном стандарте педагога» сказано: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться». Таким образом, цель современного преподавателя подготовить выпускников, которые будут компетентными, смогут поставить задачу, самостоятельно выбрать методы её решения и успешно выполнить. Данные ориентиры обусловливают необходимость коррекции педагогических методов и приемов, а также повышения мотивации педагогов в достижении цели компетентностного подхода.
Литература:
Артемьев И.А. Компетентностный подход в современном российском образовании / И.А. Артемьев, М.С. Комиссаренко, А.А. Зырянов // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 3. – С. 33-35.
Асадуллин Р.М. Новые ориентиры развития профессионального образования: монография: монография / Р.М. Асадуллин, Л.И Васильев, В.Г. Иванов. – БГПУ, 2008. – 132 с. //
Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id
Иванов Д.А. Компетенции и компетентный подход в образовании / Д.А. Иванов // Школьные технологии. – 2007. – №6. – С.77-87.
Иванова Е. О. Компетентностный подход как новый взгляд на качество результата высшего образования / Е. О. Иванова // Право и образование. – 2007. – № 10. – С. 36-43.
Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 05 февраля 2014 г. N 2–ФКЗ и от 21 июля 2014 г. N 11–ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. – 2015. – № 4. – Ст. 445.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.
Осмоловская И.М. Компетентностный подход к формированию содержания общего образования / И.М. Осмоловская // Право и образование. – 2006. – № 4. – С. 120-129.
Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 2. – С. 58-62.