Профилактика проблемного поведения в социальных сетях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Рынзина А.Г., Борисова А.С., Григорьева Л.А., Тишкина Л.С.
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг», spsbtpisu@gmail.com
Современное общество характеризуется бурным развитием процессов информатизации и компьтеризации. Информационная среда образует новый слой повседневной реальности современного человека. Данные процессы охватывает все сферы жизнедеятельности – учебную, профессиональную, досуговую, сферу межличностного взаимодействия и др. Информационные технологии становятся доступны широким слоям населения, осваиваются людьми разных профессий и разного возраста, в том числе и лицами с ОВЗ и инвалидами.
Невозможно не признать положительные моменты интернета, но необходимо указать и на негативную сторону использования ресурсов глобальной сети. Интенсивно развивающиеся адаптивные информационные технологии, с одной стороны, позволяют людям с ограниченными возможностями здоровья активно включаться в дистанционные коммуникации, что существенно облегчает процессы их социальной адаптации. С другой стороны, неконтролируемое использование интернета и нелимитированное общение в сети, особенно в подростковом и юношеском возрасте, являются дополнительными факторами риска, возрастающего в случае нарушений психофизического развития. Речь идет прежде всего о риске формирования интернет-зависимости. Данные обстоятельства актуализируют необходимость изучения степени вовлеченности обучающихся с ОВЗ в интернет-среду и чрезмерного использования социальных сетей, выявления показателей возможной интернет-зависимости или проблемного использования интернета, разработки мер, направленных на профилактику и коррекцию выявленных проблем.
Целью данной статьи является обсуждение опыта проведения диагностической и профилактической работы со студентами с интеллектуальными нарушениями по вопросу проблемного поведения в социальных сетях.
Итак, что же такое интернет-зависимость? С.О. Ларионова и А.С. Дегтярев [3] отмечают, что широком смысле под данным термином понимается нехимическая зависимость от пользования интернетом, характеризующаяся стремлением ухода от реальности путем достижения особого эмоционального состояния удовлетворенности, уверенности в себе, которого иным путем человек достичь, в силу различных причин, не может. Стоит также отметить, что интернет-зависимость не включена в последние руководства по классификации болезней, например, в DSM-5 [цит. по 4].
Н.А. Сирота с соавторами [4] также отмечает, что в настоящее время отсутствует четкое методологическое разграничение между зависимостью от социальных сетей и интернет-зависимостью. Поэтому остается неясным, является ли зависимость от социальных сетей самостоятельным расстройством или просто проявлением других психических проблем.
Однако, в последнее время увеличилось число публикаций, связанных с поиском факторов, ведущих к данной проблеме и способах ее профилактики. Тем не менее, исследований, касающихся изучения причин и способов профилактики проблемного использования интернета и социальных сетей у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, на настоящий момент не так уж и много. Приведем некоторые из них.
И.П. Волкова с соавторами [1] изучили особенности поведения старших школьников с ОВЗ в сети интернет, определили качества личности, служащие предпосылками формирования интернет-зависимости у данной категории учащихся. Ученые утверждают, что виртуальная коммуникация для подростков с ОВЗ выступает своего рода адаптационно-компенсаторным ресурсом, помогающим преодолевать коммуникативные сложности, но в то же время недостаточная саморегуляция поведения затрудняет самоконтроль в периоды пребывания в сети, что увеличивает риски негативного влияния взаимодействий с интернетом на физическое и психическое состояние.
А.В. Патеюк и С.Т. Кохан [3], изучив зависимость студентов с ОВЗ от социальных сетей, сделали следующие выводы: 1) в социальных сетях проще общаться, так как экран срывает настроение, эмоции, недостатки; 2) большая часть студентов ограниченными возможностями здоровья большую часть времени проводят в социальных сетях, общаясь между собой, родственниками или узнавая новости; 3) студенты в сетях находят новых друзей, что позволяет общаться с людьми с других регионов; 4) при отсутствии гаджета рядом и нарушения работы какой либо сети испытывают дискомфорт и предпочитают всегда быть на связи.
В целях изучения уровня вовлеченности студентов в чрезмерное использование социальных сетей и дальнейшего планирования профилактической и коррекционной работы нами была проведена диагностика с применением методики «Опросник проблемного использования социальных сетей» (авторы – Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М.) [4]. В исследовании приняли участие студенты 2 курса ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг» в количестве 133 человек, из них 114 студентов с нормативным развитием и 19 обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
По результатам проведенной диагностики нами были получены данные, представленные на рисунке 1.
Как мы можем видеть из рисунка, 24% опрошенных из числа обучающихся с нормативным развитием показали наличие проблем в пользовании социальными сетями, тогда как в группе обучающихся с интеллектуальными нарушениями данный показатель равен 58%. Мы связываем это с тем, что студентам с ОВЗ завязывать новые знакомства, заводить друзей в реальной жизни сложнее, чем в сети.
Рис. 1. Распределение обучающихся с нормативным развитием и с интеллектуальными нарушениями по уровню вовлеченности в пользование социальными сетями (%)
Распределение баллов по шкалам методике представлено в таблице 1, из которой видно, что обе группы студентов наиболее склонны использовать социальные сети с целью регуляции своего эмоционального состояния. Обучающиеся склонны заходить в социальные сети в моменты когда им одиноко, плохо, они чувствуют себя расстроенными.
Таблица 1.
Распределение обучающихся с нормативным развитием и с интеллектуальными нарушениями по видам проблемного использования социальных сетей (%)
Шкалы Группа | Предпочтение онлайн-общения | Регуляция эмоций | Когнитивная поглощенность | Компульсивное использование | Негативные последствия |
Обучающи-еся с норматив-ным развитием | 6 | 20 | 8 | 11 | 2 |
Обучающи-еся с интеллекту-альными нарушени-ями | 32 | 58 | 47 | 42 | 42 |
Таким образом, из таблицы 1 мы видим, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями в большей степени показывают склонность к проблемному использованию социальных сетей. Чтобы проверить данную гипотезу, мы провели математический анализ полученных эмпирических данных с применением U-критерия Манна-Уитни (для определения достоверности различий в группах) в программе SPSS.21.
Результат проведенного статистического анализа представлен в таблице 2.
Таблица 2.
Статистический анализ достоверности выявленных различий с применением U-критерия Манна-Уитни
Шкала | Среднее для группы студентов с нормативным развитием | Среднее для группы студентов с интеллекту-альными нарушени-ями | Uэмпи-ричес-кое | Uкритическое | Уровень значи-мости | |
при р≤0,05 | при р≤0,01 | |||||
Предпочтение онлайн-общения | 8,4 | 11,4 | 342 | 426 | 366 | 0,01 |
Регуляция эмоций | 9,6 | 13,2 | 347,5 | 426 | 366 | 0,01 |
Когнитивная поглощенность | 6,8 | 11,9 | 244 | 426 | 366 | 0,01 |
Компульсивное использование | 7,0 | 11,7 | 222 | 426 | 366 | 0,01 |
Негативные последствия | 5,0 | 10,9 | 189,5 | 426 | 366 | 0,01 |
Из таблицы 2 мы видим, что все выявленные нами различия подтверждаются на высоком уровне значимости: обучающиеся с интеллектуальными нарушениями более склонны к проблемному поведению в социальных сетях. А значит, эта группа в большей мере нуждается во вторичной профилактике зависимости от социальных сетей.
В связи с выявленными особенностями проблемного использования социальных сетей, нами был запланирован ряд профилактических мероприятий, направленных на:
Развитие социальной компетентности обучающихся;
Развитие эмоционального интеллекта студентов;
Повышение ценности живого общения и дружбы.
В качестве таких мероприятий были разработаны:
Тематические кураторские часы «Скажи мне, кто твой друг», «Самый дружный класс», «Цвета настроения», «Вместе мы сильны»;
В рамках занятий по дисциплине «Этика и культура общения» запланирован ряд интегрированных уроков на темы «Дружба творит чудеса», «Конфликт: способы разрешения», «Вербальные и невербальные компоненты общения», «Секреты межличностного общения»;
Беседы с элементами тренинга «Управляй эмоциями», «Техники снятия тревоги и напряжения», «Мои жизненные ценности», «Как побороть страх»;
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие социальной компетентности и эмоционального интеллекта обучающихся;
Индивидуальная консультационная работа с обучающимися, испытывающими трудности в общении.
В данной статье хотим поделиться опытом проведения интегрированных уроков, проведенных в рамках уроков по дисциплине «Этика и культура общения». Совместно с преподавателем дисциплины были отобраны темы занятий, входящие в перечень тематического планирования. Таковыми занятиями стали: «Дружба творит чудеса», «Конфликт: способы разрешения», «Вербальные и невербальные компоненты общения», «Секреты межличностного общения». К планам данных занятий были добавлены материалы, ориентированные на психологическое просвещение обучающихся, овладения студентами практических навыков эффективного общения и взаимодействия, развитие ценностно-смысловых ориентаций.
Цели занятий мы разделили на 3 группы:
А) обучающие:
Усвоение знаний о понятии «дружба», отличительных качествах настоящего друга, различиях между другом и приятелем, правилах, которые необходимо соблюдать в дружбе;
Овладение способами поведения в конфликте, обобщение понятия «стратегии поведения в конфликтных ситуациях»;
Определение вербальных и невербальных компонентов общения, овладение навыками их определять.
Б) воспитывающие:
Развитие межличностных отношений внутри коллектива группы;
Развитие нравственной культуры учеников
Повышение психологической культуры обучающихся;
Воспитание положительного интереса к изучаемой дисциплине.
В) развивающие:
Развитие умения обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
Развитие конфликтологической компетентности обучающихся;
Развитие социальной компетентности студентов.
Занятия со студентами проходили в форме беседы, групповой дискуссии, сказкотерапии, выполнения индивидуальных и групповых заданий.
Приведем примеры отрывков занятий.
Занятие на тему: «Дружба творит чудеса». Студентам было предложено прослушать сказку о Цветке и Бабочке: «Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Нов один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далекой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок раньше никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и пока она отдыхала, цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и поэтому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала. Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал подругу. Но однажды , когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыв свои лепестки, воскликнул: - Бабочка лети скорее ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе кое-что сказать. Бабочка радостно подлетела к Цветку с новостями и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у нее ничего не получалось. Она била крыльями, искала щелку, но все было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «О, я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек». После того, как дети прослушали сказку, была проведена групповая дискуссия о том, кто из героев был настоящим другом, какие качества присущи настоящему другу, кем можно назвать Цветок: врагом или приятелем?
Пример работы в группах на занятии на тему: «Конфликт: способы разрешения». Обучающимся были предложены и описаны 5 стратегий поведения в конфликтных ситуациях: приспособление, избегание, компромисс, соперничество, сотрудничество. После чего студентам было предложено поделиться на группы по 3 человека, в которых необходимо было обсудить возможные ситуации конфликта и действия участника конфликта в соответствие с разными стратегиями поведения (каждой группе досталась одна стратегия). После обсуждения необходимо было представить одну из таких ситуаций классу.
Пример индивидуальной работы студентов на занятии «Вербальные и невербальные компоненты общения». Студентам было предложено разгадать кроссворд:
Вопросы к кроссворду:
Отражение чувств на лице человека.
Жест приветствия.
Общение глазами.
Положение тела.
Манера произношения, отражающая какое-либо чувство говорящего, его отношение к предмету речи, тон.
Если ты не можешь сказать, то показываешь ….?
Способ или стиль ходьбы. Бывает уверенная, спокойная, зажатая, легкая, «от бедра».
| | | | | | | | | | | | 3 | |
| | | | 1 | | | 2 | | | | | В | |
| | | | М | | | Р | | 4 | П | О | З | А |
| | | | И | | | У | | | | | Г | |
| | | | М | | | К | | | | | Л | |
| | | 5 | И | Н | Т | О | Н | А | Ц | И | Я | |
| | | | К | | | П | | | | | Д | |
| | | | А | | | О | | | | | | |
| | | | | | 6 | Ж | Е | С | Т | | | |
7 | П | О | Х | О | Д | К | А | | | | | | |
| | | | | | | Т | | | | | | |
| | | | | | | И | | | | | | |
| | | | | | | Е | | | | | | |
Ребята с удовольствием выполняли задания, принимали активное участие в дискуссии. В конце уроков многие ставили себе «четверки» и «пятерки» за активность на уроке, а свое настроение оценивали как отличное.
Особо хочется отметить, что профилактическая работа требует регулярности ее проведения. Необходимо включение мероприятий профилактики в учебную и внеурочную деятельность с целью как донесения информации о негативных последствиях различного вида зависимостей (в том числе интернет-зависимости и проблемного поведения в социальных сетях), но и активизации личностных ресурсов обучающихся, являющихся факторами защиты от вовлечения в различные виды зависимого поведения.
Таким образом, модель профилактики зависимого поведения в ОГАПОУ «БТПиСУ» построена на учебно-воспитательных и развивающих методах учебной и внеурочной деятельности, направленных на формирование у подростков и молодежи не только знаний о социальных и психологических последствиях интернет-зависимости, но и развитию личностных и социальных факторов защиты.
Список литературы:
Волкова И.П., Королева Н.Н., Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Машкова А. В. Проблемное использование Интернета подростками с ограниченными возможностями здоровья // Образование и наука. – 2019. – № 9. – С. 98-121.
Ларионова С.О., Дегтерев А.С. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики // Педагогическое образование в России. – 2013. – №2. – С. 232-239.
Патеюк А.В., Кохан С.Т. Зависимость студентов с ограниченными возможностями здоровья от социальных сетей // Экология. Здоровье. Спорт: сборник науч. статей VII Международной науч.-практ. конф. – 2019. – С. 139-143.
Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей // Консультативная психология и психотерапия. – 2018. – № 3. – С. 33-55.