12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
СВЕТЛАНА Дубова (Кузьмина)1050
Восмитатель МБДОУ "Детский сад №16 "Рябинушка" город Шумерля Чувашской Республики
Россия, Шумерля

О ПОЛЬЗЕ ДЕТСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ.

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему своё отношение.

Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали», элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений.

От рождения детям присуще стремление исследовать окружающий их мир.

Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми.

В детском саду такой способ обучения является одним из основных.

Игра – важнейший спутник детства, в процессе ее малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.

Традиционные формы и методы обучения все в меньшей степени способны откликаться на изменения характеризующие современность.

Отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как обязательное условие усвоения познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовывать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Такую стратегию обучения легко реализовать с помощью развивающей среды Лего, которое объединяет в себе специально скомпонованные комплекты Лего, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. Лего позволяет учиться играя и обучаться в игре. Лего - это всегда новое открытие, новая идея! Новый толчок к развитию нестандартного мышления. Лего-конструирование в детском саду начинает подготавливать детей к восприятию современных технологий, собирая модели своими руками, он сам «строит» свое знание, свой интеллект.

«Lego» в переводе с датского языка означает «умная игра». В силу своей педагогической универсальности наборы Лего оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками в коррекционной работе с детьми. Хочу заметить, что Лего конструктор побуждает работать, в равной степени и голову, и руки ребенка. Конструктор Лего помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работать, видя конечный результат.

Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интересам, поскольку является исключительно детской деятельностью. Разнообразие конструкторов по сложности позволяет занимается конструктивной деятельностью с детьми разного возраста, начиная с самого раннего. Игры с Лего конструкторами долго не надоедают малышу, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению, объединяют в себе игру и экспериментирование.

Лего-конструктор не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся образовательная работа воспринимается им как игра.

Первостепенным преимуществом конструктора «Лего» я считаю то , что он предоставляет ребенку с любыми патологиями возможность определенной самореализации, ощущения успеха, радости, счастья.

Эти положительные эмоции благоприятно влияют на психику и общее состояние здоровья ребенка.

Важным я считаю и тот факт, что конструктор рассчитан на большие группы детей, благодаря чему они, «вынуждены» играть вместе, общаться, помогать друг другу, радоваться успехам других. Дети получают общие впечатления, что укрепляет чувства «коллективизма».


Использование лего-технологий способствует:

развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения;

конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)


Работа по LEGO- конструированию могут проходит в форме совместной деятельности и досугов, что позволяет решать следующие задачи:

Развивать воображение, речь, мелкую моторику, функции анализа и синтеза;

формировать навыки планирования процесса создания собственных моделей и совместных проектов;

формировать интерес детей к режиссерской игре путем обыгрывания конструктивных построек и образов;

формировать сенсорные представления ;

формировать умения работать в коллективе.


Игры с конструкторами типа Лего, обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.

2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличии от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

6. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью.

С дидактико-методической точки зрения обучение и работу с конструктором Лего я разделяю следующим образом:

Первое знакомство и контакт с конструктором Лего. Дети знакомятся с отдельными наборами и возможностями, которые они им предоставляют.

Формирование задачи. Я задаю детям задачу, которую они должны решить с помощью конструктора в процессе работы (игры). Например: мой дом, моя семья, детская площадка, транспорт; различные ситуативные проблемы и явления, которые имеют отношение к окружающей реальности.

Выполнение задания. Дети имеют возможность работать индивидуально и в коллективе, сами задают себе темы. Они выполняют задания, исходя из собственных представлений предыдущего опыта и знаний.

Представление результатов работы. Успех даёт каждому ребёнку позитивную мотивировку и оказывает не только положительное влияние на его базу знаний, но и приносит психологический эффект. Я обязательно демонстрирую работы детей родителям и детям из других групп.

Как правило, по каждой теме я провожу два занятия. На первом занятии я провожу беседу на заданную тему, показываю рисунки или настоящие предметы, а затем дети с моей помощью, а некоторые и самостоятельно, собирают модели. А на втором занятии — дети играют с этими моделями, общаются друг с другом, моделируют различные сюжетные композиции, в том числе и сказки.

Для того, чтобы дети учились не только конструированию, тренировали фантазию и тонкую координацию движений, но и привыкали к аккуратности и порядку, я предложила им в конце каждого занятия раскладывать кирпичики в отдельные пластмассовые коробочки строго по цвету, размеру, а если это мозаика — то и по форме.

Это позволяет нам работать быстрее и без лишнего шума. Классификация кирпичиков конструкторов Лего была необходима также прежде всего для:

лучшей ориентации по цвету и форме;

облегчению работы с деталями; бережного обращения с кубиками;

возможности самостоятельной работы;

облегчения и ускорения складывания деталей в коробку после окончания работы.

В процессе работы я отметила, что подобная классификация деталей улучшает психомоторное развитие детей. Дети имеют возможность играть с собранными моделями.

Во время игры возникает исключительная возможность наблюдать за их речевыми проявлениями и словарным запасом, уровнем знаний, за развитием двигательных рефлексов, технического видения и мышления, черт характера, волевых качеств, типом семейной среды и воспитания.

Детям предоставляется возможность для демонстрации своих работ. Мы обязательно устраиваем фотовыставки. Я обязательно дарю детям на память их фотографии за работой в леготеке. Успех дает каждому ребенку позитивную мотивировку, пополняет его базу знаний. Есть возможность сохранить работы и продемонстрировать другим детям, родителям и специалистам.

Благодаря применению конструктора «Лего» появилась возможность эффективно моделировать и если надо, корректировать все эти качества.

Я чувствую, что дети любят заниматься лего-конструированием и с нетерпением ждут каждое занятие.

Таким образом, Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в дошкольных учреждений. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается: память, внимательность, ловкость, умение обобщать и сравнивать предметы, познавательная активность и эмоционально - волевая сфера. Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. Лего-конструктор – это универсальный дидактический материал, который можно использовать на любых занятиях.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.