Занятие с педагогом-психологом по теме «О семье и семейных ценностях»
Занятие с педагогом-психологом по теме
«О семье и семейных ценностях»
Цель: сформировать представление о семье и семейных ценностях и их значении в жизни человека.
Задачи:
расширить представление о семейных традициях, ценностях;
формировать чувство долга и ответственности перед своей семьей;
воспитывать уважение к членам семьи, людям старшего поколения;
показать значение семейных ценностей для формирования личности человека;
определить роль собственного участия в заботах по дому и создании добрых семейных отношений.
Форма работы: групповое занятие (группы по 2- 3 человека)
Необходимое оборудование / материалы: компьютер, колонки, микрофон, камера, платформа «Сферум», интерактивная доска (располагается на платформе «Сферум»).
«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»
В. А. Сухомлинский
Этап |
Длительность (мин.) |
Содержание взаимодействия (подробное описание действий участников) |
|||
Используемый материал |
Деятельность психолога |
Деятельность обучающихся |
Что формируем? |
||
1.Организационный момент (ритуал приветствия) |
2 мин. |
Упражнение «На что похоже моё настроение?» |
Приветствие
Упражнение начинает психолог: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе». |
Приветствие
Каждый обучающийся, по очереди, называет своё имя и при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение.
|
Создаём эмоциональный настрой и мотивационную готовность к участию в работе, создание доброжелательной, атмосферы в коллективе. |
2.Создание проблемной ситуации и сообщение темы беседы |
3 мин. |
Текстовое облако «Семья» |
Включаю демонстрацию текстового облака (Приложение 1)
Посмотрите на текстовое облако. Прочитайте слова, как вы думаете, что объединяет все эти слова? Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?
Семья - это те, кто дорог вам больше всего. Семья - это, где тебя всегда ждут и понимают. Семья – это родные друг другу люди. - А что для вас значит слово «Семья»? Да, ребята, семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Именно самому близкому человеку, мы можем доверить тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что нас волнует, посоветоваться.
|
Подросткам предлагается найти то, что объединяет все эти слова.
Все эти слова относятся к семье.
Высказывают своё мнение
|
Побуждение к постановке темы, пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. |
3.Основное содержание занятия |
4 мин. |
Мини – лекция «Что такое семья и почему она важна в жизни каждого человека»
Изображения подготовлены с помощью Kandinsky
|
Рассказываю текст и показываю иллюстрации (Приложение 2 и 3) Семья – это группа людей, связанных кровными узами, живущих вместе и ведущих общее хозяйство. Члены семьи поддерживают друг друга, разделяют радости и горести, помогают в трудные моменты. Семья играет важную роль в жизни каждого человека, поскольку именно в семье формируется личность, происходит социализация индивида. Важность семьи для человека заключается в нескольких аспектах. Во-первых, семья является основой общества. Она способствует сохранению и передаче культурных ценностей, традиций и норм поведения от поколения к поколению. Во-вторых, семья предоставляет эмоциональную поддержку и чувство принадлежности. Члены семьи любят и принимают друг друга такими, какие они есть, что создает ощущение безопасности и уверенности в своих силах. Кроме того, семья играет ключевую роль в воспитании детей. Родители передают детям свои знания, навыки и опыт, учат их моральным и этическим нормам. В семье ребенок получает первые уроки общения, учится решать конфликты и находить компромиссы. |
Внимательно слушают, при необходимости добавляют, задают вопросы |
Продолжаем развивать у учащихся представление о том, что такое семья и почему она важна в жизни каждого.
|
3 мин.
|
Упражнение «Ассоциации»
|
У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? |
Ответы детей
|
||
8 мин. |
Притча «Четыре свечи»
Kandinsky - совместно генерируем изображения
|
Приложение 4. Чтение и обсуждение притчи. Обсуждение основной идеи и смысла притчи
Затем, обучающимся предлагается сгенерировать изображение, опираясь на главный смысл текста в Kandinsky (с педагогом-психологом).
|
Слушают
Обсуждение, размышления о том, какая основная идея заложена и главный смысл в притче.
Совместно с педагогом-психологом генерируем изображения, опираясь на основную мысль текста. |
Пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме, помогает постичь важную нравственную истину. |
|
5 мин. |
Упражнение «Дерево семейных ценностей»
(располагается на интерактивной доске, каждый выполняет у себя на компьютере, по ссылке) |
Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» Приложение 5 и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться). Задача ребят – ранжировать ценности: – в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях. - в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться. - в крону – желаемые, но не обязательные ценности. Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое. |
Распределяют перечень ценностей, добавляют свои ценности |
Расширить представление о семейных ценностях; показать значение семейных ценностей для формирования личности человека. |
|
|
5 мин. |
Упражнение «Формула счастливой семьи» |
Напишите формулу счастливой семьи, важно чтобы она включала не менее 5 базовых ценностей или характеристик. (При обсуждении важно акцентировать внимание обучающихся на таких характеристиках, как любовь, уважение, забота, поддержка, дружба, взаимовыручка, верность, совместный досуг, связь поколений, семейные традиции).
|
Составляют формулу, зачитывают, делятся своим мнением. |
|
|
7 мин. |
Упражнение «Традиции моей семьи»
Приложение 6 (Примерный перечень интересных традиций) |
Ученые доказали, что крепкие взаимоотношения в семье во многом зависят от наличия семейных традиций, особенно тех, которые передаются из поколения в поколения. Как вы думаете, почему? Какие традиции существуют в вашей семье?
Подумайте, какие традиции вы хотели бы установить в своей семье? Я подскажу, например каждую субботу вставать пораньше и печь блины для всей семьи. Или такая: семья пишет на небольших листочках идеи того, что они хотели бы сделать в выходные. Каждую субботу достается одна бумажка с идеей, которую нужно непременно реализовать. Может быть, такая: раз в неделю (или чаще) ужин, когда все члены семьи отключают телефоны? Подумайте сами и давайте обсудим. Любая добрая традиция объединяет дружную семью, а если традиция передается из поколения в поколение, так семья пишет свою историю для будущих потомков. |
Ответы обучающихся
Обсуждение имеющихся традиций в семье
Ответы обучающихся, обсуждение, дети выбирают из списка новые интересные традиции, которые могут возникнуть в их семье.
|
Расширить представление о семейных традициях и их важном значении |
4.Рефлексия занятия |
2 мин. |
Упражнение «Итоги дня» |
Что было для вас самым важным и полезным? Что показалось непонятным или сложным? Какие эмоции вы испытали во время занятия? Как вы оцениваете эффективность занятия? |
Ответы детей, обсуждение |
Получение обратной связи от обучающихся |
5.Ритуал прощания |
1 мин. |
Игра «Комплименты» |
Сказать несколько добрых слов, за что-то поблагодарить (либо за то, что произошло на занятии сегодня: (аккуратен, отвечал хорошо, интересно рассказал) либо отметить качества, которые в нем привлекательны (умный, красивые глаза, волосы и пр.) |
Проговаривают комплименты |
Снятие напряжения, позитивное закрепление новой конструктивной информации |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Текстовое облако «Семья»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Притча «Четыре свечи»
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.
Первая сказала:
— Я — Мир... К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть.
И огонёк свечи погас.
Вторая чуть слышно промолвила:
— Я — Вера... К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и погасил её.
Третья свеча опечалилась:
— Я — Любовь... У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они забывают любить даже тех, кто их любит больше всего — своих близких, — сказала она и погасла.
Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев три потухшие свечи, испуганно сказал:
— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты! — плакал он.
Четвёртая свеча произнесла:
— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.
С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫ И ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Примерный перечень семейных традиций
Совместные завтраки, обеды или ужины.
Семейные прогулки или поездки на природу.
Традиция чтения книг вслух всей семьей.
Организация семейных праздников и вечеринок.
Создание семейного альбома или дерева.
Совместное приготовление еды или выпечки.
Участие в благотворительных акциях или помощь нуждающимся.
Организация спортивных мероприятий или игр для всей семьи.
Посещение театров, музеев или концертов вместе.
Традиционные семейные игры или конкурсы во время праздников.
Совместное занятие хобби или увлечениями.
Ежедневные вечерние беседы или обсуждения прошедшего дня.
Традиционный семейный рецепт блюда, которое готовится только в особых случаях.
Семейные обряды или ритуалы, связанные с какими-то событиями или датами.
Ежегодные поездки или путешествия всей семьей.
Традиция обмена подарками на Рождество или Новый год.
Семейные фотосессии или видеохроника важных событий.
Традиция оставлять открытки или записки с пожеланиями на день рождения или другие праздники.
Совместное участие в волонтерских проектах или помощь соседям.
Традиция собираться всей семьей на выходных или в определенные дни недели.
Источники и литература
https://pritchi.ru/id_4322?ysclid=lvguzsn3ii292788419 - Притчи.ру «Четыре свечи»
Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 2012. – 144 с.
Елена Владимировна
Галина Владимировна