Выступление «Инновационные подходы к совершенствованию профессиональной компетентности педагогов УДО»
Развитие профессиональной компетентности педагогов учреждений дополнительного образования является одним из актуальных направлений современной педагогической науки и практики. Качественно организовать образовательный процесс сможет тот педагог, который способен к активному поиску современных путей и средств организации взаимодействия, сотрудничества, сотворчества, профессионального саморазвития.
Повышение квалификации предусматривает развитие не только индивидуальных умений, но и умений совместной с коллегами педагогической деятельности, направленной на достижение конкретного результата.
Одним из направлений, обеспечивающих сотворчество педагогов, является разработка образовательных проектов. Современные требования к качеству образования предопределяют необходимость поиска эффективных методов и приемов обучения и адекватных им форм контроля знаний, умений и навыков.
Одним из таких методов обучения проектной деятельности, на мой взгляд, является «Ковер идей».
Заранее подготавливаются необходимые материалы: полоски бумаги разного цвета (например, желтого, зеленого и красного) по 30–40 каждого цвета, 3–4 листа А4, ватмана, клей, маркеры.
Технология метода «Ковер идей» включает ряд последовательных действий.
1) Определение проблемы, ее причин. Предлагается выделить и зафиксировать на листе бумаги проблемы, с которыми педагоги сталкиваются в практике своей работы. После короткого обсуждения в группе участники выбирают одну проблему, которая по их мнению является наиболее важной. В дальнейшем все подгруппы работают над одной общей проблемой. Предлагают ответить на вопрос: «Почему такая проблема существует?» (Например, «Почему дети дошкольного возраста не проявляют интереса к занятиям?») Каждая подгруппа получает по 10 цветных полосок и лист ватмана. Педагогам предлагается задание: ответить на поставленный вопрос, ответы (причины) написать на полосках бумаги одного цвета (на одной полоске один ответ). Затем на большом листе бумаги сделать «ковер», наклеивая полоски таким образом, чтобы все написанное можно было прочитать. По окончании работы представители от каждой подгруппы демонстрируют свои «ковры» и зачитывают ответы.
2) Поиск решения существующей проблемы. Предлагают ответить
на вопрос: «Что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?» На десяти полосках бумаги другого цвета участники каждой подгруппы записывают свои идеи (на одной полоске один ответ) и наклеивают полоски на лист бумаги («ковер»). После презентации идей переходим к следующему шагу.
3) Индивидуализация действий. Педагогам предлагается ответить на следующий вопрос: «Что лично я могу сделать (какие конкретные действия совершить), чтобы изменить существующую ситуацию?» Каждый участник пишет запланированные им действия на полоске бумаги другого цвета (на одной полоске одно действие), но не наклеивает. Работа на данном этапе завершается озвучиванием идей в подгруппах. Полоски, на которых написаны повторяющиеся ответы, откладываются в сторону, оставшиеся – наклеивают на «коврик».
4) Принятие решений. Педагоги переходят к оцениванию реалистичности
планируемых ими действий в подгруппах. Каждый участник, используя маркеры, делает одну отметку (точку) красного и одну зеленого цвета на полосках (действие-идея) «ковра» своей подгруппы. Ведущий предлагает всем участникам оставить отметки красного и зеленого цвета на полосках «ковра» других подгрупп, тем самым предоставляя им возможность оценить идеи своих коллег.
Завершается работа подведением итогов.
Метод «Ковер идей» позволяет участникам взаимодействия перейти к определению системы действий «для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов»
Таким образом, на этапе творческого проектирования педагоги формулируют задачи, определяют и планируют формы и методы работы по реализации проекта. Внимание уделяется организации развивающей среды, стимулирующей самостоятельную творческую деятельность субъектов проектирования. В процессе разработки проекта важным условием является наличие у участников проектирования представлений о конечном проектном продукте (он должен отличаться от традиционного необычной формой, творческим началом, креативностью).
Третий этап. Рефлексивный анализ процесса и результата совместной деятельности, проведение заключительной рефлексии. Слушатели получают следующее задание: проанализировать свою деятельность на протяжении определенного отрезка времени; сформулировать основные правила и закономерности деятельности; подготовить качественную характеристику своей работы. Проводимая рефлексия позволяет педагогам осознать собственный прирост теоретических знаний и практических умений, оценить вклад в групповую работу.
Таким образом, проектная деятельность педагогов учреждений дошкольного образования рассматривается как одно из условий, способствующих личностному росту, творческому развитию и саморазвитию. В рамках повышения квалификации задача педагога состоит в оказании практической и консультативной помощи, стимулировании желания к осознанию значимости творческого начала, ознакомлении с современными подходами и технологиями организации образовательного процесса на основе педагогического проектирования.