Статья «Совершенствование профессиональной компетентности педагога в современных условиях»
Муниципальное автономное учреждение г. Хабаровска
«Центр внешкольной работы
«Планета взросления»
«Совершенствование профессиональной компетентности
педагога
в современных условиях»
г. Хабаровск
«Современное общество и современная организация остро нуждаются в людях, которые готовы работать, когда нужно, проявляют высокую адаптивность, готовы к новым задачам и нововведениям, лично заинтересованы в повышении эффективности труда, в перспективном планировании, а также готовы брать на себя личную ответственность и исправлять ошибки».
Д-р Джон Равен
Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности.
Компетентность - совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Педагогическая компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.
Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
Наряду с понятием профессиональной компетентности существует такое понятие как развитие профессиональной компетентности.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Этапы формирования профессиональной компетентности:
1. самоанализ и осознание необходимости;
2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
3. самопроявление, анализ, самокорректировка.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
1. Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
2. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
3. Информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
4. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Базовые компетентности педагога (по В.Н. Шадриикову)
Базовые компетентности педагога | Характеристики компетентностей | Показатели оценки компетентности |
1. Социально-личностные компетентности | ||
Способность видеть в каждом обучающемся потенциально успешную личность | Данная компетентность отражает основную задачу педагога - раскрывать потенциальные возможности ребенка. Она определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности ребенка - есть отражение любви к обучающемуся. Любить ребёнка - значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности. | - Создание ситуации успеха для обучающихся. - Грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность. - Организация образовательного процесса с опорой на положительные стороны каждого обучающегося, поддержка позитивных сил развития ребенка. - Разработка индивидуально ориентированных образовательных проектов. - Осуществление грамотного педагогического оценивания поступков и поведения. - Разработка индивидуальной программы развития обучающегося. |
Способность индивидуализировать образовательный процесс | Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности. | - Выявление индивидуальных предпочтений (индивидуальных образовательных потребностей), возможностей ребенка, трудностей, с которыми он сталкивается. - Создание индивидуализированной образовательной программы. - Умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы. |
Способность понимать и принимать точку зрения других субъектов образовательного процесса | Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции. | - Интерес к мнениям и позициям других. - Учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся. |
Общая культура | Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека, определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся. | - Знание основных сфер материальной и духовной жизни общества. - Знание материальных и духовных интересов молодёжи. - Знание проблем внутреннего мира ребёнка. - Ориентация в системе межличностных отношений |
Эмоциональная устойчивость | Определяет характер отношений в образовательном процессе, особенно в конфликтных ситуациях. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. | -В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие. Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки. - Не стремится избежать эмоционально-напряжённых ситуаций. - Не теряет способности объективно оценивать поведение обучающихся. -Сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях. |
Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе. | В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, в эффективность профессиональной деятельности. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность. | - Осознание целей и ценностей педагогической деятельности. - Позитивное настроение. -Желание работать. -Высокая профессиональная самооценка. |
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности | ||
Способность перевести тему занятия в педагогическую задачу | Обеспечивает реализацию «субъект- субъектного» подхода, ставит обучающегося в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности | - Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу. - Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса. -Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого ребенка. Владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок. |
Способность ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. | Данная компетентность направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью. | - Знание возрастных особенностей обучающегося. – Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте |
3. Мотивация учебной деятельности | ||
Способность обеспечить успех в деятельности | Компетентность, позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения. | - Знания возможностей конкретных обучающихся. - Постановка учебных задач в соответствии с возможностями детей. -Демонстрация успехов обучающихся родителям, сверстникам. - Знание интересов, потребностей воспитанников. - Умение определить социальный статус ребенка. -Демонстрация последствий того или иного поступка, поведения. |
Компетентность в педагогическом оценивании | Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. | - Знание многообразия педагогических оценок. - Знакомство с литературой по данному вопросу. - Владение (применение) различными методами оценивания. |
Способность превращать учебную задачу в личностно значимую. | Это компетентность, которая обеспечивает мотивацию учебной деятельности. | - Знание интересов учащихся, их внутреннего мира. - Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов. |
4. Информационная компетентность | ||
Компетентность в предмете преподавания | Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения. | - Возможности применения получаемых знаний для объяснения каких-либо явлений. - Знание внутреннего мира ребёнка, его жизненного пути обучающегося. - Знание семейной обстановки. |
Компетентность в методах преподавания | Обеспечивает возможность эффективного усвоения знаний и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход к творческой личности и её развитие. | - Знание методов и методик преподавания. -Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих «находок» и методов, авторская программа. - Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий. - Использование в учебном процессе современных методов обучения. |
Компетентность в субъективных условиях деятельности | Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса | - Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся. - Владение методами диагностики индивидуальных особенностей. - Использование знаний по психологии в организации учебного процесса. - Учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе. - Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности. - Знание индивидуальных особенностей обучающихся. |
Способность вести самостоятельный поиск информации | Профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск. | - Профессиональная любознательность. - Умение пользоваться различными информационно - поисковыми технологиями |
5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений | ||
Способность разработать образовательную программу | Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся | - Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута. - Обоснованность выбора образовательных программ и учебно-методических комплектов, используемых педагогом. |
Способность принимать решения в различных педагогических ситуациях | Разрешение педагогических проблем в педагогической деятельности. Применение как стандартных решений, так и творческих (креативных) или интуитивных | - Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения. - Знание нетипичных конфликтных ситуаций. - Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций. - Развитость педагогического мышления. |
6. Компетенции в организации учебной деятельности | ||
Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений | Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога. | - Предметная компетентность. -Методическая компетентность. - Готовность к сотрудничеству. - Знание психологических характеристик обучающегося как субъекта учебной деятельности. |
Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности | Готовность педагога включать новый материал в систему уже освоенных знаний или умений и путём демонстрации практического применения изучаемого материала | - Свободное владение изучаемым материалом. - Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся. -Демонстрация практического применения изучаемого материала. |
Компетентность в педагогическом оценивании | Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке | - Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности. Владение методами педагогического оценивания. - Умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах. - Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке. |
Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося | Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или организовать поиск необходимой для обучающегося информации. | - Свободное владение учебным материалом. - Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем. - Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи. - Умение выявить уровень развития обучающихся. |
Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса | Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса. | - Знание современных средств и методов построения образовательного процесса. - Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам. - Умение обосновать выбранные методы и средства обучения |
Компетентность в способах умственной деятельности | Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций. | - Знание системы интеллектуальных операций. Владение интеллектуальными операциями. - Умение сформировать интеллектуальные операции обучающихся. |
Организаторские способности:
• Содействие высокой вовлеченности учащихся в систему внеклассных мероприятий;
• Эффективное распределение обязанностей среди учащихся;
• Качественная организация совместной деятельности класса;
• Профессиональное планирование и организация совместной деятельности класса.
Использование авторских методик:
• Формирование общеучебных умений:
• Организация самостоятельной познавательной творческой деятельности;
• Формирование среди учащихся навыков самоконтроля и самооценки;
• Развитие в детях стремления к самопознанию, самообразованию и саморазвитию.
Психолого-педагогическая компетентность:
• Создание комфортного микроклимата в образовательном процессе;
• Формирование ответственного отношения к учебе среди учащихся;
• Сохранение контингента учащихся;
• Своевременное оповещение родителей о намечающихся проблемах у учащегося.
Взаимодействие с учащимися:
• Учет личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности;
• Коррекционная работа с учащимися.
Коммуникативные качества:
• Владение эмоциональной образной речью;
• Грамотное и эффективное выстраивание общения с различными участниками детского коллектива;
• Умение настроить диалог с учащимися разного уровня обученности;
• Искренний и дружеский тон в диалоге с учащимися;
• Справедливое оценивание возможностей каждого ученика;
• Требовательность.
Учебно-методические навыки:
• Умение доступно объяснять учебный материал;
• Создание ситуации успеха для обучаемого;
• Непосредственные знания и умения педагога в рамках преподаваемого предмет.
1. Умение создавать комфортную психологическую среду в процессе обучения
Комфортная среда позволяет создать атмосферу сотрудничества, построить общение и взаимопонимание с обучающимися. Педагог должен уметь организовывать образовательный процесс так, чтобы подросток свободно высказывал свое мнение, не боялся возражать и спорить. Педагог должен уметь устанавливать дистанцию, при этом оставаясь ребенку другом.
2. Умение организовать занятие так, чтобы вся группа была вовлечена в учебный процесс
Педагог должен уметь создавать образовательное пространство, используя тот набор инструментов, который предоставляет образовательное учреждение: обычную или интерактивную доски, шкафы, парты и т. п., но не только это. Он должен при необходимости привносить что-то свое, и это не обязательно новое оборудование. Это может быть, например, новая методика или технология, новый взгляд на традиционно используемые при обучении средства.
Чтобы правильно создавать пространство, в котором ребенку будет интересно заниматься, педагог должен четко знать, с какой целью он проводит занятие или организовывает воспитательное мероприятие, равно как с какой целью и для чего он будет пользоваться тем или иным инструментарием.
Важнейшая задача педагога – определить для работы с творческим объединением правильные стратегию и тактику. Педагог должен подбирать обучающий материал таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от его способностей, мог усвоить тему занятия. Понимание, как сделать так, чтобы заинтересовать абсолютно всех детей, - навык хорошего педагога.
Педагог выбирает стратегию, исходя не только из своих знаний, компетенций и возможностей, но и с учетом того, какой способ подачи материала его обучающиеся воспринимают лучше. Чтобы найти свой собственный подход к организации занятий, нужно постоянно изучать новые практики, методики, уметь их применять и видоизменять.
4. Навык применения формирующей оценки
Оценка должна точно измерять, что обучающиеся кружка уже освоили, а в чем у них еще есть пробелы. Педагог все анализирует и далее планирует занятия с учетом полученных результатов, даже если группа приступила к изучению нового материала.
Хороший педагог поставит подобную оценку и себе – что удалось ему самому, а над чем стоит поработать.
Педагогу необходимо учиться определять настроение детей, их интересы, потребности, настрой на обучение. Педагог, владеющий описываемым навыком, получает информацию во время контакта с детьми, применяя знания из области психологии, но и не настаивая на удовлетворении собственного любопытства.
6. Умение выстраивать коммуникации со всеми участниками образовательного процесса
Знание психологии и навыки взаимодействия пригодятся в общении не только с обучающимися, но и с их родителями. Педагог должен знать, как обсуждать проблемы ребенка, и уметь принимать решения, учитывая интересы детей. В общении с родителями так же, как и в общении с обучающимися в объединении, важна дистанция. Знания из педагогики, социологии, психологии социального конфликта тоже пригодятся.
Чтобы общение с родителями получилось эффективным, нужно разобраться, почему у ребенка возникли те или иные проблемы, узнать мнение родителей об этом, после чего высказать свои предположения и предложить решение. Нужно уметь не поддаваться на провокации, слышать собеседника и обсуждать проблемы в спокойном тоне.
Кроме общения с родителями, необходимо поддерживать коммуникации с коллегами: посещать занятия педагогов, проводить совместные занятия, вместе организовывать мероприятия, применять новые технологии на совместных занятиях.
7. Поддержание профессионального имиджа, в том числе и во внешних проявлениях (одежда, речь)
Профессионал отличается от дилетанта, в том числе соблюдением профессиональной этики. Ничто так не демонстрирует ее, как речь педагога и его внешний вид.
Обычно в образовательном учреждении действуют утвержденные правила, которые запрещают педагогическому составу носить прозрачную, «рваную», короткую, чрезмерно облегающую одежду, шорты, головные уборы, шлепанцы, сандалии, пляжную одежду и одежду с легкомысленными текстовыми принтами. В остальном у педагога нет особых ограничений. Главное, чтобы его внешний вид соответствовал месту, где он работает.
Речь педагога должна быть близка к литературной. В то же время владение молодежным сленгом и разумное его использование в некоторых случаях может помочь наладить контакт с обучающимися. В ситуации, когда педагог не знает смысла какого-то нового слова, которое используют дети, спасает чувство юмора.
Педагог должен уделять время самообразованию. Развитие личностных и профессиональных компетенций – это обязательный процесс, ведь в образовании регулярно появляются новые технологии и стратегии преподавания. Многое, что было эффективно 20 лет назад, сегодня уже не работает. Кроме того, если педагог не понимает и не хочет знать, чем сейчас живут дети и подростки, хорошей коммуникации с ними не получится. Да и если педагог не стремится сам познать новое, перестает учиться, он со временем становится похож на старую испорченную пластинку: вроде все верно, только устарело и неинтересно.
Современному образованию нужен не педагог – «адаптант», умеющий приспосабливаться к требованиям общества, а педагог – «творец», проектировщик собственной профессиональной деятельности.
Поэтому для эффективной работы, педагогу необходимо систематически расширять, пополнять и обновлять свои знания. Это важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста.