Статья «Совершенствование профессиональной компетентности педагога в современных условиях»

1
0
Материал опубликован 26 March 2022



t1648291537aa.gif

Муниципальное автономное учреждение г. Хабаровска

«Центр внешкольной работы

«Планета взросления»











«Совершенствование профессиональной компетентности

педагога

в современных условиях»









г. Хабаровск

«Современное общество и современная организация остро нуждаются в людях, которые готовы работать, когда нужно, проявляют высокую адаптивность, готовы к новым задачам и нововведениям, лично заинтересованы в повышении эффективности труда, в перспективном планировании, а также готовы брать на себя личную ответственность и исправлять ошибки».

Д-р Джон Равен



Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности.

Компетентность - совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Педагогическая компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.


Наряду с понятием профессиональной компетентности существует такое понятие как развитие профессиональной компетентности.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. 


Этапы формирования профессиональной компетентности:

1. самоанализ и осознание необходимости;

2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

3. самопроявление, анализ, самокорректировка.


К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

 1. Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные  знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

 2. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

3. Информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

 4. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.



Базовые компетентности педагога (по В.Н. Шадриикову)


Базовые компетентности педагога

Характеристики компетентностей

Показатели оценки компетентности

1. Социально-личностные компетентности

Способность видеть в каждом обучающемся потенциально успешную личность

Данная компетентность отражает основную задачу педагога - раскрывать потенциальные возможности ребенка. Она определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности ребенка - есть отражение любви к обучающемуся. Любить ребёнка - значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности.

- Создание ситуации успеха для обучающихся.

- Грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность.

- Организация образовательного процесса с опорой на положительные стороны каждого обучающегося, поддержка позитивных сил развития ребенка.

- Разработка индивидуально ориентированных образовательных проектов.

- Осуществление грамотного педагогического оценивания поступков и поведения.

- Разработка индивидуальной программы развития обучающегося.

Способность индивидуализировать образовательный процесс

Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности.

- Выявление индивидуальных предпочтений (индивидуальных образовательных потребностей), возможностей ребенка, трудностей, с которыми он сталкивается.

- Создание индивидуализированной образовательной программы.

- Умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы.

Способность понимать и принимать точку зрения других субъектов образовательного процесса

Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.

- Интерес к мнениям и позициям других.

- Учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся.

Общая культура

Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека, определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся.

- Знание основных сфер материальной и духовной жизни общества.

- Знание материальных и духовных интересов молодёжи.

- Знание проблем внутреннего мира ребёнка.

- Ориентация в системе межличностных отношений

Эмоциональная устойчивость

Определяет характер отношений в образовательном процессе, особенно в конфликтных ситуациях. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся.

-В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие. Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки.

- Не стремится избежать эмоционально-напряжённых ситуаций.

- Не теряет способности объективно оценивать поведение обучающихся.

-Сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях.

Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе.

В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, в эффективность профессиональной деятельности. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность.

- Осознание целей и ценностей педагогической деятельности.

- Позитивное настроение.

-Желание работать.

-Высокая профессиональная самооценка.

2. Постановка целей и задач педагогической деятельности

Способность перевести тему занятия в педагогическую задачу

Обеспечивает реализацию «субъект- субъектного» подхода, ставит обучающегося в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности

- Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу.

- Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса.

-Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого ребенка. Владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок.

Способность ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Данная компетентность направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью.

- Знание возрастных особенностей обучающегося.

Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте

3. Мотивация учебной деятельности

Способность обеспечить успех в деятельности

Компетентность, позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения.

- Знания возможностей конкретных обучающихся.

- Постановка учебных задач в соответствии с возможностями детей.

-Демонстрация успехов обучающихся родителям, сверстникам.

- Знание интересов, потребностей воспитанников.

- Умение определить социальный статус ребенка.

-Демонстрация последствий того или иного поступка, поведения.

Компетентность в педагогическом оценивании

Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок.

- Знание многообразия педагогических оценок.

- Знакомство с литературой по данному вопросу.

- Владение (применение) различными методами оценивания.

Способность превращать учебную задачу в личностно значимую.

Это компетентность, которая обеспечивает мотивацию учебной деятельности.

- Знание интересов учащихся, их внутреннего мира.

- Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.

4. Информационная компетентность

Компетентность в предмете преподавания

Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения.

- Возможности применения получаемых знаний для объяснения каких-либо явлений.

- Знание внутреннего мира ребёнка, его жизненного пути обучающегося.

- Знание семейной обстановки.

Компетентность в методах преподавания

Обеспечивает возможность эффективного усвоения знаний и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход к творческой личности и её развитие.

- Знание методов и методик преподавания.

-Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих «находок» и методов, авторская программа.

- Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий.

- Использование в учебном процессе современных методов обучения.

Компетентность в субъективных условиях деятельности

Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса

- Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся.

- Владение методами диагностики индивидуальных особенностей.

- Использование знаний по психологии в организации учебного процесса.

- Учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе.

- Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности.

- Знание индивидуальных особенностей обучающихся.

Способность вести самостоятельный поиск информации

Профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск.

- Профессиональная любознательность.

- Умение пользоваться различными информационно - поисковыми технологиями

5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений

Способность разработать образовательную программу

Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся

- Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута.

- Обоснованность выбора образовательных программ и учебно-методических комплектов, используемых педагогом.

Способность принимать решения в различных педагогических ситуациях

Разрешение педагогических проблем в педагогической деятельности. Применение как стандартных решений, так и творческих (креативных) или интуитивных

- Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения.

- Знание нетипичных конфликтных ситуаций.

- Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций.

- Развитость педагогического мышления.

6. Компетенции в организации учебной деятельности

Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений

Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога.

- Предметная компетентность.

-Методическая компетентность.

- Готовность к сотрудничеству.

- Знание психологических характеристик обучающегося как субъекта учебной деятельности.

Компетентность в

обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности

Готовность педагога включать новый материал в систему уже освоенных знаний или умений и путём демонстрации практического применения изучаемого материала

- Свободное владение изучаемым материалом.

- Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся.

-Демонстрация практического применения изучаемого материала.

Компетентность в педагогическом оценивании

Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке

- Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности. Владение методами педагогического оценивания.

- Умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах.

- Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.

Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося

Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или организовать поиск необходимой для обучающегося информации.

- Свободное владение учебным материалом.

- Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем.

- Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи.

- Умение выявить уровень развития обучающихся.

Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса

Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

- Знание современных средств и методов построения образовательного процесса.

- Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам.

- Умение обосновать выбранные методы и средства обучения

Компетентность в способах умственной деятельности

Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций.

- Знание системы интеллектуальных операций. Владение интеллектуальными операциями.

- Умение сформировать интеллектуальные операции обучающихся.


Организаторские способности:

•  Содействие высокой вовлеченности учащихся в систему внеклассных мероприятий;

•  Эффективное распределение обязанностей среди учащихся;

•  Качественная организация совместной деятельности класса;

•  Профессиональное планирование и организация совместной деятельности класса.


Использование авторских методик:

•  Формирование общеучебных умений:

•  Организация самостоятельной познавательной творческой деятельности;

•  Формирование среди учащихся навыков самоконтроля и самооценки;

•  Развитие в детях стремления к самопознанию, самообразованию и саморазвитию.


Психолого-педагогическая компетентность:

•  Создание комфортного микроклимата в образовательном процессе;

•  Формирование ответственного отношения к учебе среди учащихся;

•  Сохранение контингента учащихся;

•  Своевременное оповещение родителей о намечающихся проблемах у учащегося.


Взаимодействие с учащимися:

•  Учет личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности;

•  Коррекционная работа с учащимися.


Коммуникативные качества:

•  Владение эмоциональной образной речью;

•  Грамотное и эффективное выстраивание общения с различными участниками детского коллектива;

•  Умение настроить диалог с учащимися разного уровня обученности;

•  Искренний и дружеский тон в диалоге с учащимися;

•  Справедливое оценивание возможностей каждого ученика;

•  Требовательность.


Учебно-методические навыки:

•  Умение доступно объяснять учебный материал;

•  Создание ситуации успеха для обучаемого;

• Непосредственные знания и умения педагога в рамках преподаваемого предмет.


1. Умение создавать комфортную психологическую среду в процессе обучения

Комфортная среда позволяет создать атмосферу сотрудничества, построить общение и взаимопонимание с обучающимися. Педагог должен уметь организовывать образовательный процесс так, чтобы подросток свободно высказывал свое мнение, не боялся возражать и спорить. Педагог должен уметь устанавливать дистанцию, при этом оставаясь ребенку другом.


2. Умение организовать занятие так, чтобы вся группа была вовлечена в учебный процесс

Педагог должен уметь создавать образовательное пространство, используя тот набор инструментов, который предоставляет образовательное учреждение: обычную или интерактивную доски, шкафы, парты и т. п., но не только это. Он должен при необходимости привносить что-то свое, и это не обязательно новое оборудование. Это может быть, например, новая методика или технология, новый взгляд на традиционно используемые при обучении средства.

Чтобы правильно создавать пространство, в котором ребенку будет интересно заниматься, педагог должен четко знать, с какой целью он проводит занятие или организовывает воспитательное мероприятие, равно как с какой целью и для чего он будет пользоваться тем или иным инструментарием.


3. Навыки стратегического планирования, подбора методов обучения и создания материалов для занятия

Важнейшая задача педагога – определить для работы с творческим объединением правильные стратегию и тактику. Педагог должен подбирать обучающий материал таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от его способностей, мог усвоить тему занятия. Понимание, как сделать так, чтобы заинтересовать абсолютно всех детей, - навык хорошего педагога.

Педагог выбирает стратегию, исходя не только из своих знаний, компетенций и возможностей, но и с учетом того, какой способ подачи материала его обучающиеся воспринимают лучше. Чтобы найти свой собственный подход к организации занятий, нужно постоянно изучать новые практики, методики, уметь их применять и видоизменять.


4. Навык применения формирующей оценки

Оценка должна точно измерять, что обучающиеся кружка уже освоили, а в чем у них еще есть пробелы. Педагог все анализирует и далее планирует занятия с учетом полученных результатов, даже если группа приступила к изучению нового материала. 

Хороший педагог поставит подобную оценку и себе – что удалось ему самому, а над чем стоит поработать.


5. Умение чувствовать атмосферу в детском коллективе

Педагогу необходимо учиться определять настроение детей, их интересы, потребности, настрой на обучение. Педагог, владеющий описываемым навыком, получает информацию во время контакта с детьми, применяя знания из области психологии, но и не настаивая на удовлетворении собственного любопытства.


6. Умение выстраивать коммуникации со всеми участниками образовательного процесса

Знание психологии и навыки взаимодействия пригодятся в общении не только с обучающимися, но и с их родителями. Педагог должен знать, как обсуждать проблемы ребенка, и уметь принимать решения, учитывая интересы детей. В общении с родителями так же, как и в общении с обучающимися в объединении, важна дистанция. Знания из педагогики, социологии, психологии социального конфликта тоже пригодятся.

Чтобы общение с родителями получилось эффективным, нужно разобраться, почему у ребенка возникли те или иные проблемы, узнать мнение родителей об этом, после чего высказать свои предположения и предложить решение. Нужно уметь не поддаваться на провокации, слышать собеседника и обсуждать проблемы в спокойном тоне.

Кроме общения с родителями, необходимо поддерживать коммуникации с коллегами: посещать занятия педагогов, проводить совместные занятия, вместе организовывать мероприятия, применять новые технологии на совместных занятиях.


7. Поддержание профессионального имиджа, в том числе и во внешних проявлениях (одежда, речь)

Профессионал отличается от дилетанта, в том числе соблюдением профессиональной этики. Ничто так не демонстрирует ее, как речь педагога и его внешний вид. 

Обычно в образовательном учреждении действуют утвержденные правила, которые запрещают педагогическому составу носить прозрачную, «рваную», короткую, чрезмерно облегающую одежду, шорты, головные уборы, шлепанцы, сандалии, пляжную одежду и одежду с легкомысленными текстовыми принтами. В остальном у педагога нет особых ограничений. Главное, чтобы его внешний вид соответствовал месту, где он работает. 

Речь педагога должна быть близка к литературной. В то же время владение молодежным сленгом и разумное его использование в некоторых случаях может помочь наладить контакт с обучающимися. В ситуации, когда педагог не знает смысла какого-то нового слова, которое используют дети, спасает чувство юмора.


8. Постоянное стремление совершенствоваться

Педагог должен уделять время самообразованию. Развитие личностных и профессиональных компетенций – это обязательный процесс, ведь в образовании регулярно появляются новые технологии и стратегии преподавания. Многое, что было эффективно 20 лет назад, сегодня уже не работает. Кроме того, если педагог не понимает и не хочет знать, чем сейчас живут дети и подростки, хорошей коммуникации с ними не получится. Да и если педагог не стремится сам познать новое, перестает учиться, он со временем становится похож на старую испорченную пластинку: вроде все верно, только устарело и неинтересно.  

Современному образованию нужен  не педагог – «адаптант», умеющий приспосабливаться к требованиям общества, а педагог – «творец», проектировщик собственной профессиональной деятельности.

Поэтому для эффективной работы, педагогу необходимо систематически расширять, пополнять и обновлять свои знания. Это важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.