Статья «О важном в нашей речи»
О внимании к нашей речи.
Кузнецова Елена Сергеевна, учитель русского языка
ГБОУ №594 Санкт- Петербург
Вначале было Слово – первая строка Евангелия от Иоанна. Слово принимало и принимает участие в сотворении мыслей человека. Слово было в самом начале зарождения разумной жизни. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»,- писал Вадим Шефнер. Ранить или вылечить человека словом – каждый выбирает сам. Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему владение культурой речи, ее совершенствование просто необходимо.
И мы, учителя, обязаны сейчас за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого мы создаем, прежде всего, при помощи нашего языка, и этот язык должен быть для него эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия мы приобщаем наших учеников к богатствам культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.
В речевой сфере положение сейчас драматичное: русские постепенно перестают говорить по-русски. Что происходит с языком сейчас? Гаснет русский язык. Вслушайтесь в речь сегодня: маркетинг, франчайзинг и другие слова. Где мы? В России? В. Г. Белинский писал: » Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово,-значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». И еще. Язык стал средством передачи быстрой информации и это связано с появлением сети интернет и компьютеров. Язык информатики для повседневного общения непригоден, он ведет к полному неумению общаться. «Когда меня не понимают совершенно, не доверяю человеку, слыша бред. Я прекращаю отношения мгновенно, так как для «галочки» общаться смысла нет!»
Чем больше появилось средств общения, тем реже встречается собственно общение: так всегда – если долго помогать человеку что-то делать, он разучится это делать самостоятельно. Результат очевиден: нашим детям интенсивно помогают общаться, поэтому они показывают полное неумение это делать.
Почему компьютер во множестве семей вызывает паническую реакцию родителей, видящих свое чадо общающимся круглосуточно с клавиатурой и экраном? Потому что это разрушает повседневную речь, люди забывают книги, театр, музеи.
Разрушение страны неминуемо, если мы не вспомним сами и не заставим вспомнить других, что являемся наследниками языка Пушкина, Гоголя, Достоевского…
Нужно знать культуру речи, образцы высочайшего речевого мастерства, как противопоставление однодневным «шедеврам».
Об этой необходимости писал Сухомлинский: «Духовны отношения между воспитателям и воспитанниками я назвал бы педагогическим красноречием. Большая беда в том, что учитель не умеет выбирать из сокровищницы языка те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к единственному, не похожему на другие, человеческому сердцу.»
Мы не должен разрушать нормы языка в погоне за большей экспрессивностью речи.
Нам позволено много меньше, чем тому, для кого речь не является важнейшим средством трудовой деятельности.
Доказано, что учащиеся отрицательно относятся к погрешностям в речи учителя. Небрежное отношение к языку подрывает авторитет педагога, нарушает взаимопонимание. Преподаватели, блестяще знающие свой предмет, иногда нарушают свой авторитет допускаемыми в речи ошибками и небрежностью. Это недопустимо.
Речевая культура – визитная карточка человека, и при всей предметной эрудиции отсутствие или небрежность этой «карточки» может оказаться не только причиной срыва занятия, но и фактором личностного неприятия человека. Мы, педагоги, обязаны учиться культуре речи, чтобы выходя из аудитории, знать: наша речь эталонна, и уже поэтому коммуникативное лидерство профессионалов нам обеспечено.
Культура речи учителя – дисциплина, не только профессионально, но и этически ориентированная.
Правильность – это первостепенное качество любой речи, и речи учителя в собственности. Слушая педагога, учащиеся не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов.
Правильная – это такая речь, в которой соблюдаются все нормы современного литературного языка.
Норма – закрепившийся, общепринятый в языковом коллективе вариант произношения, грамматики и словоупотребления. Норма утверждается и поддерживается языковой практикой культурных людей.
Но язык – явление живое. Он медленно, но непрерывно изменяется. Отсюда и норма не является постоянной.
Учителю важно усвоить типы норм:
1.Акцентологические (правила ударения);
2. Орфоэпические (правила произношения);
3. Лексические (правила словоупотребления);
4. Словообразовательные ( правила образования слов);
5. Грамматические (сочетания слов и объединение их в предложения);
6. Орфографические (правила написания слов);
7. Пунктуационные (постановка знаков препинания).
Орфографические и пунктуационные нормы актуальны в письменной речи.
Остальные нормы действуют в речи устной.
Особенно часто нарушаются акцентологические нормы. Учитель! Запомни!
Думай, кому говоришь
Что говоришь
Где говоришь
Зачем говоришь
Как говоришь
Какие будут последствия
За правое дело стой смело. Следи за своей речью, учитель.
Помни, что тебя слушают на уроке. Слушают твои ученики.
На ум приходят строки удивительного стихотворения Александра Сумарокова:
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат
Но скудно вносим мы в него хороший склад
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
Список литературы