Статья на тему «Разговоры о важном в СПО: от слов к делу»
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» В СПО: ОТ СЛОВ К ДЕЛУ
Попов Д.С.
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Ивановский энергетический колледж», Россия, г. Иваново
В статье показана апробация и способы реализации внеурочных занятий «Разговоры о важном» в Ивановском энергетическом колледже. Определены основные преимущества и недостатки различных моделей данных занятий.
Ключевые слова: «Разговоры о важном», внеурочная деятельность, СПО.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и осуществляется в формах, отличных от урочных как в школах, так и в СПО. Одним из форматов внеурочной деятельности является проект «Разговоры о важном». «Разговоры о важном» информационно-просветительских занятия патриотической, нравственной и экологической направленности в формате классных часов [1, 2].
Три основных участника в среднем профессиональном образовании, которые помогают студентам перейти от «Разговоров» к какому-либо продукту: классные руководители (кураторы), мастера производственного обучения и, как связующее звено, администрация колледжа. Колледж самостоятельно определяет организационную модель для реализации данного проекта. Сама организационная модель может быть вариативна.
Вариант модели | Преимущества | Недостатки |
Только классный руководитель (куратор) | «Разговоры о важном» проводятся еженедельно в формате классных часов, имеют одного модератора, что упрощает организацию и проведение занятий. | Уходит много времени на подготовку занятий; дефицит компетентности модератора. |
Инициативная группа (классный руководитель и преподаватель общеобразовательных дисциплин; мастер производственного обучения) | Распределение занятий между участниками инициативной группы. Участники компетентны в тех темах занятий, которые они проводят. | Трудности в организации основного учебного расписания из-за занятости участников группы в «Разговорах». |
Классный руководитель и студенты | Распределение времени на организацию занятий между классным руководителем и студентами (восполнение дефицита времени на подготовку). | Низкий уровень компетенций участников данной модели по проводимым занятиям. |
Образовательная организация может также самостоятельно разработать другие организационные модели «Разговоров о важном».
Существует большое количество форматов проведения «Разговоров о важном» в стенах колледжа. Например, групповая дискуссия, квиз, квест, творческая мастерская, тренинг, конкурс чтецов, экскурсия, конференция. Данные форматы должны быть обязательно подобраны в соответствие с возрастными особенностями обучающихся.
Чтобы перейти от «слов к делу», необходимо какое-либо действие, мотиватором которого будут те же участники процесса «Разговоров о важном». В Ивановском энергетическом колледже были организованны и проведены следующие мероприятия и проекты по окончанию занятий «Разговоров о важном»:
«Продукт» | Пример | Тема «Разговора о важном» [3] |
Студенческий проект | «Создание путеводителя по ивановским театрам» | День театра. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского |
Концерт | Концерт в рамках празднования Дня защитника Отечества | День защитника Отечества |
Организация волонтерской помощи | Сбор средств на создание печей для участников СВО | День Героев Отечества, Волонтеры России |
Победа в олимпиадах по метапредметным и предметным компетенциям | Международная олимпиада по астрономии | 165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского |
«История успеха» | Организация встреч с выпускниками колледжа для повышения уровня мотивации к обучению | Россия - мировой лидер атомной отрасли |
Конференция | «Музыкальные предпочтение современных подростков» | День музыки |
Таким образом, организация и проведение занятий цикла «Разговоры о важном» в колледжах состоит из создания инициативной группы, в которую могут входить как студенты, так и преподаватели и мастера производственного обучения; использования активных форм обучения; студенческой аудитории, которая может состоять из студентов, как одной группы, так и нескольких; повышения уровня компетентности сотрудников по проводимым занятиям.
Список литературы
Письмо Министерства просвещения РФ от 27.06.2022 г. N 05-1028 "Об организации уроков "Разговоры о важном": https://www.garant.ru. – URL: https://base.garant.ru/405018081/ (дата обращения: 30.03.2023).
Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 г. N 03-1190 "О направлении методических рекомендаций": https://www.consultant.ru. – URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_425660/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (дата обращения: 30.03.2023).
Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном»: официальный сайт . – Москва, 2023. URL: https://razgovor.edsoo.ru (дата обращения: 30.03.2023).