Классный час для 2 класса «Об отзывчивости человека»
Пояснительная записка к презентации
Цель: Расширить и углубить представления учащихся о нравственных качествах человека, через общечеловеческую ценность, праведного поведения.Расширить значение понятия отзывчивость.
Задачи:
- - раскрытие значений понятий «отзывчивость», «равнодушие»;
- - развитие стремления проявлять отзывчивость;
- - воспитание таких качеств, как отзывчивость, сострадание, сочувствие;
- -развивать чувство ответственности за свои поступки перед собой и другими людьми;
- - воспитывать стремление к честности, справедливости.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: наблюдение, беседа, игра, практическая деятельность.
Оборудование: цветок «Отзывчивость» -слова синонимы, музыкальное сопровождение, презентация, мультфильм «Как ослик искал счастье».
Ход мероприятия
Психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята!
Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь. В таком хорошем настроении начнем наше занятие.
Организационный момент.
Учитель.
Ребята, я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь на нашем классном часе, прослушав притчу.
Кавказская притча
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его загон в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в загон, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье.
-О чём эта притча?
Высказывание учащихся.
Учитель подводит учащихся к слову - «Отзывчивость»
«Отзывчивость» это - ? (личные качества человека)
Записываем слова на лепестках.
(Доброта, уважение, сочувствие, любовь, понимание, тактичность, и др)
Какое слово будет противоположным к слову отзывчивость?-
Равнодушие- («ровная—душа») Как вы понимаете?
Основная часть
Давайте рассмотрим и обсудим ситуацию, с которой мы, к сожалению часто встречаемся.
1.Ситуация для обсуждения.
Вот дети выходят гурьбой из зала после просмотра фильма. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. У выхода толчея. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал.
Как реагировали окружающие ребята?
Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!» третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.
Беседа-рассуждение.
- Встречались ли вам такие ситуации, и как поступали вы?
Я предлагаю посмотреть мультфильм об ослике, который искал счастье.видео
Обратите внимание, как ослик проявлял своё внимание и отзывчивость к другим героям. И всегда ли у него это получалось.
Беседа после просмотра.
-Почему многие смеялись над его помощью?
Чтобы проявить отзывчивость, недостаточно не совершать плохих поступков. Напротив, необходимо оказывать помощь. И не только тогда, когда о помощи просят, а тогда, когда очевидно, что она необходима.
Вывод учителя:
Быть отзывчивым – своего рода быть благородным, делать добрые поступки и не ждать в ответ того же. Быть отзывчивым – значит быть бескорыстным, и не требовать за добрые поступки вознаграждения. Отзывчивость – дар, добрых, благородных и умных людей. Людей, которые никогда не зададут вам неприятный вопрос, не поставят вас в неловкую ситуацию, и помогут вам выйти из возможной неприятной ситуации.
Отзывчивые люди любят окружающих такими, какие они есть, и не стараются переделать их под себя. Безвозмездную помощь людям или животным, способны оказать только отзывчивые люди.
3.Составим цветок «Отзывчивость»
Упражнение на рефлексию
На мои вопросы вы отвечаете “ да” или “нет”- если нет – топаете, а если да –
то хлопаете в ладоши. (С обсуждением)
1. Можно ли человека заставить быть добрым, отзывчивым?
2. Можно ли стать добрым, и отзывчивым на время?
3. Нужно ли быть отзывчивым к любому человеку?
4. Легко ли быть отзывчивым?
5. Есть ли у вас желание делать добрые дела?
6. Как вы думаете, добро на земле должно жить вечно?
7. Значит, можно сказать добро – это вечная ценность?
Самооценивание.
Есть ряд несложных советов, которые помогут стать лучше и научиться понимать других и помогать им:
Стать внимательнее к происходящему. Стоит научиться замечать то, что происходит вокруг. Следует присмотреться: может, это бабушка, которой сложно перейти дорогу, или потерявшийся на улице ребенок? Надо научиться видеть и то, что можно почувствовать только сердцем: счастливы ли близкие люди, не нужна ли им поддержка и участие?
Надо постараться избавиться от эгоизма. Это сложная, но выполнимая задача, ведь отзывчивости и эгоизму совсем не по пути.
Необходимо пообещать себе стать добрее. Начинать можно с мелочей: делать небольшие добрые дела каждый день: уступать места в транспорте, помогать женщине с коляской зайти в подъезд, давать полезные советы ….
Достаточно просто стать счастливее, ведь счастьем так хочется делиться с другими. Когда на душе радостно, сделать доброе дело гораздо легче и приятнее.
Итог.
Закончите моё предложение: « После сегодняшнего разговора мне хочется….»