Объемные изображения в скульптуре. Анималистический жанр (Материал для уроков ИЗО в 6 классе)
«Методическая разработка развивающего занятия художественно-творческой направленности (в свете требований ФГОС) »
Автор разработки: Пантелеева Алена Дмитриевна, учитель ИЗО МАОУ СОШ № 6 ГО Карпинск
Предмет: Изобразительного искусство
Автор программы: Б.М. Неменский
Тема учебного раздела: Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.
Тема занятия: Объемные изображения в скульптуре. Анималистический жанр.
Тип занятия: Систематизация и получение новых знаний в условиях ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Цель: Получение представления о скульптурном образе, средствах его художественной выразительности, разновидностях скульптуры, скульптурных материалов и их особенностях.
Задачи занятия:
Образовательные: приобщать учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через скульптурное изображение, как обозначении жизненно важных для человека смыслов.
Развивающие: развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами при создании творческого образа животного.
Воспитательные: воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству через знакомство с таким видом пространственных искусств как скульптура.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся научатся создавать объемные изображения животных, используя пластилин или глину и мятую бумагу, разовьют интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству
Формируемые УУД:
Предметные результаты:
совершенствование знаний учащихся по теме «скульптура», «объемные изображения в скульптуре»;
обучение созданию объемные изображения при помощи лепки и бумагопластики;
усвоение понимания роли скульптуры в жизни людей и её выразительных возможностей;
формирование знаний о видах скульптурных изображений и художественных материалах, которые используют в скульптуре.
Метапредметные результаты:
формирование умений ориентироваться в новом тематическом видеоряде;
развитие умение интегрировать полученные знания и представления в другие предметные области ( литература, биология, музыка, физическая культура) );
формирование умения реализовать приобретённые знания в практические действия;
совершенствование умения принимать решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов;
развитие умения классифицировать произведения, определяя их родство по художественным признакам и осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивая результат.
Личностные результаты:
воспитание уважения и интереса к художественной культуре мировой цивилизации;
формирование активного и заинтересованного отношения к познанию наследия отечественных мастеров и лучших мировых шедевров;
развитие эстетического сознания через освоение средств художественной выразительности и через практическую художественно- творческую деятельность;
Решаемые учебные проблемы: формирование целостной картины мира через установку межпредметных связей и связями с жизнью. Формирование стержневой основы личности через единую систему ценностей. Формирование уникального жизненного опыта, через наращивание ресурса положительных результатов.
Образовательные технологии: дифференцированное, проблемное обучение, ИКТ, социокультурный тренинг, технологии критического мышления, здоровьесбережение и приемы создания художественного образа.
Оборудование к уроку: мультимедийная презентация, видеоролик с мастер-классом по бумагопластике, пластилин или глина, стеки, бумага, клей ПВА.
Словарь: скульптура, ваяние, лепка, высекание, вырезание, круглая скульптура, рельеф, барельеф, горельеф, анималистический жанр, бумагопластика.
Содержательный раздел | |||||
Деятельность учителя: педагогический инструментарий, формы работы | Содержание деятельности обучающихся | ||||
Выполняемые задания | Универсальные учебные действия | ||||
Этап занятия: I Мотивация к учебной деятельности | |||||
Регламент этапа: 5 минут | Цель этапа: Вовлечение учащихся в учебную деятельность. | ||||
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Художественное слово учителя, ИКТ(цитата о скульптуре на слайде презентации), проблемное обучение Учитель приветствует учащихся, предлагает прочитать цитату и ответить на вопросы, которые приведут к теме урока. 1.О каком виде искусства идет речь в цитате? (скульптура) 2*.К какой группе искусств его относят по способу восприятия?(пространственные, так как можно увидеть, в отличии от временных, которые можно услышать) 3.* На какие подгруппы делится данная группа исусств по способу создания произведений? (изобразительные, конструктивные, декоративные) 4. К какой из трех подгрупп относится искусство из цитаты? (к изобразительным) 5. Какие еще виды искусств относятся к этой группе?(графика и живопись) 6.* Что называют языком этих видов искусств?(средства создания художественного образа) 7.Что является языком живописи? (цвет) 8.*При помощи каких средств создает образы художник график? (линия, штрих, пятно, ритм) 9.*Какие свойства цвета вы знаете?(основные, составные, хроматические, ахроматические, теплые, холодные) 10*.Какое общее свойство отличает живопись и графику от третьего вида изобразительного искусства?( изображение на плоскости, а не в объеме) 11.Назовите способ изображения в скульптуре? (Объемное изображение в скульптуре- тема урока.)
| Базовый уровень: Читают задание в презентации, отвечают на вопросы (вопросы помеченные звездочкой можно помещать в презентацию с вариантами ответов в виде викторины или кроссворда с выплывающими ответами) | Повышенный уровень: Отвечают на вопросы презентации, связанные с темой четверти и урока без вариантов ответов, и пользуясь результатами выполненного домашнего задания повышенного уровня (узнать значение терминов, связанных с темой урока: ваяние, рельеф, бумагопластика, анималист) пытаются определить тему урока и вид задания. | Универсальные учебные действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Познавательные: уметь отыскивать нужную информацию; уметь грамотно формулировать ответы на вопросы и владеть тематической терминологией. Личностные: Уметь выявлять практическую значимость различных средств выразительности видов изобразительного искусства; уметь объяснять смысл нравственных категорий, связанных с анималистикой. | ||
Этап занятия: II Актуализация знаний | |||||
Регламент этапа: 5 минуты | Цель этапа: Осознание темы урока | ||||
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Технологии развития критического мышления и проблемного обучения
Учитель предлагает показать базовое домашнее задание классу(принести пластилин, глину, бумагу и клей) и выполнить один из двух предложенных вариантов заданий. Задания повышенного уровня смогут выполнить лишь те, кто смог ответить на вопросы без вариантов ответа и выполнил домашнее задание повышенного уровня, остальные взвращаются к презентациям базового уровня. | Базовый уровень: 1)Просматривают ответы на вопросы, распределяют изображения в группы на слайде в зависимости от вида скульптуры (круглая или рельеф, станковая или монументальная) 2) выбирают из списка материалы скульптуры: глина, уголь, тушь, камень, бумага, гуашь, металл, темпера, сангина, лед, акварель, песок. Проводят самопроверку по ответам. | Повышенный уровень: 1)Выявляют все отличительные особенности рельефа и круглой скульптуры. Отличие барельефа от горельефа, монументальной скульптуры от станковой. 2)Выясняют различие способов выполнения скульптуры в зависимости от материала и какой из них будет использован на уроке и с какой целью ( лепка животного, так как анималист изображает животных, а из глины и пластилина скульптор лепит) 3) Пытаются связать термин бумагопластика с материалами клей и бумага, принесенными на урок. | Универсальные учебные действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Познавательные: уметь грамотно формулировать ответы на вопросы; уметь выделить характерные особенности; формулировать задание, используя предложенные материалы и тематику; уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи; Личностные: умение объяснять смысл нравственных категорий, связанных с отношением художника к изображаемым объектам. | ||
Этап занятия: III Совместное целеполагание | |||||
Регламент этапа: 2 минуты | Цель этапа: Прогнозирование и предвидение конечного результата | ||||
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Диагностика первичных знаний, технология проблемного обучения Формулирует проблемные вопросы для определения цели и задач урока. | Базовый уровень: 1)Отвечают на вопросы о том кого можно изображать в скульптуре (человека и животное). 2)Предполагают, какая предстоит практическая работа и что для этого надо знать. | Повышенный уровень: 1)Формулируют цель и задачи урока ориентируясь на его тему, тему четверти и домашнее задание. 2) Предлагают варианты практических заданий (лепка животного из глины или пластилина, выполнение образа животного в технике бумагопластики) 3)Решают выполнить домашнее животное с натуры, которое лучше знают или животное по фотографии, которое больше нравится) | Универсальные учебные действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Регулятивные: уметь ставить цель и составлять план действий; Личностные: Уметь выявлять практическую значимость скульптуры в современном мире | ||
Этап занятия: IV Получение новых знаний | |||||
Регламент этапа:5минут | Цель этапа: Формирование навыков самостоятельного выбора и плана действий. | ||||
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Информационно-коммуникативная технология, развивающего обучения- метод наблюдения или активного выбора., Предлагает понаблюдать за домашним животным или найти его выразительные фото в телефоне или интернете Предлагает выполнить задание по желанию на выбор в знакомой технике лепки, пользуясь инструкционной картой или создавая творческий образ при помощи лепки или бумагопластики, пользуясь видеорядом, предложенным в видеоролике. | Базовый уровень: Выбирают один из предложенных вариантов выполнения задания. Знакомятся с инструкционной картой или видеороликом | Повышенный уровень: Самостоятельно отыскивают в презентации или интернете определения тематических терминов фиксируя в тетрадь самое главное и интересное. Выбирают один из предложенных вариантов выполнения задания. | Универсальные учебные действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Познавательные: уметь выделить характерные особенности; уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи; Регулятивные: корректировать свои действия, находя и исправляя ошибки; | ||
Этап занятия: V1)Планирование практической работы2) Динамическая пауза (физ. минутка, подготовка к практической деятельности) | |||||
Регламент этапа: 3 минуты | Цель этапа: Обеспечение условий для успешного выполнения заданий. | ||||
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Технология здоровьесбережения и прием поэтапного формирования умственных действий, , Предлагает ранжировать или сформулировать этапы творческой работы. | Базовый уровень: Располагают предложенные этапы выполнения задания в логическую цепочку. Сравнивают полученный результат с образцом. Вносят поправки в составленный план . Участвуют в динамической паузе. | Повышенный уровень: Самостоятельно планируют предстоящую творческую работу. Сравнивают с образцом. Корректируют план работы. Проводят динамическую паузу. | Универсальные учебные действия: Предметные: Метапредметные: Познавательные: формулировать задание, используя предложенные материалы и тематику; уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи; Регулятивные: уметь ставить цель и составлять план действий; корректировать свои действия, находя и исправляя ошибки; | ||
Этап занятия: VI Реализация творческой деятельности | |||||
Регламент этапа: 20 минут | Цель этапа: Выполнение необходимых действий в соответствии с поставленными задачами. | ||||
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Создание художественного образа, лепка, бумагопластика. Объявляет регламент выполнения задания. Нацеливает на результат. | Базовый уровень: 1)Выполняют индивидуально работу в выбранной технике по намеченному плану из выбранного материала. 2) Фотографируют свою работу, для пересылки работы на проверку. | Повышенный уровень: )Выполняют индивидуально работу в выбранной технике по намеченному плану из выбранного материала. 2)Готовят фотоколлаж из получившегося скульптурного изображения в нескольких ракурсах и фотографии домашнего животного послужившего натурой для художественного образа. | Универсальные учебные действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь воплощать идеи в образ Владеть выразительными и изобразительными средствами скульптуры для создания творческого образа; уметь из имеющихся элементов создавать новый объект творчества; использовать законы, формообразования и композиции в творческом процессе; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Познавательные: уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи; Регулятивные: на основе выбора синтезировать из данных элементов новый объект творчества; откорректировать свои действия, находя и исправляя ошибки; | ||
Этап занятия: VI Включение в систему знаний и повторение | |||||
Регламент этапа:3 минуты | Цель этапа: Защита результатов деятельности умение обобщать полученные знания. | ||||
Содержание этапа: Инструментарий, форма: ИКТ, развивающего обучения Предлагает учащимся сформулировать полученные знания на уроке и объяснить применение их в жизни. Формулирует трехуровневое домашнее задание: 2.Создать фотоколлаж из получившегося скульптурного изображения в нескольких ракурсах и фотографии домашнего животного послужившего натурой для художественного образа. 2). Создать семью динозавров в технике бумагопластики. 3) Придумать историю о семье динозавров и написать рассказ или поставить кукольный настольный спектакль по придуманной истории с использованием выполненных фигурок динозавров и домашних животных, выполненных на уроке. | Базовый уровень: 1высылают фото тетради с записями по желанию; 2.По желанию выполняют домашнее задание. | Повышенный уровень: 1)Высылают фото тетради с записями по желанию; 2)Выполняют фотоколлаж 3).Выбирают домашнее задание. | Универсальные учебные действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове; Метапредметные: Познавательные: уметь грамотно формулировать ответы на вопросы; уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи; Коммуникативные: уметь контактировать с учителем через сетевой город. Личностные: Уметь выявлять художественную значимость скульптуры в прошлом и в современном мире;. уметь объяснять смысл нравственных категорий, связанных со скульптурами животных. | ||
Этап занятия: VIII Рефлексия учебной деятельности | |||||
Регламент этапа: 2 минуты | Цель этапа: Оценка результатов деятельности. | ||||
Содержание этапа: Инструментарий, форма: Самоанализ, социокультурный тренинг Предлагает произвести оценку своей деятельности на уроке заканчивая предложения: 1. теперь я могу… 2. было интересно… Благодарит за работу. | Базовый уровень: Оценивают свою деятельность на уроке пользуясь картой оценки заданий. | Повышенный уровень: Оценивают свою деятельность на уроке учитывая все этапы работы. | Универсальные учебные действия: Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; Метапредметные: Регулятивные: проводить само и взаимооценку в соответствии с образцом; Личностные: : Уметь выявлять художественную значимость скульптуры в прошлом и в современном мире;. уметь объяснять смысл нравственных категорий, связанных со скульптурами животных |