Объемные изображения в скульптуре. Анималистический жанр (Материал для уроков ИЗО в 6 классе)

1
0
Материал опубликован 10 November 2020


«Методическая разработка развивающего занятия художественно-творческой направленности (в свете требований ФГОС) »

Автор разработки: Пантелеева Алена Дмитриевна, учитель ИЗО МАОУ СОШ № 6 ГО Карпинск

Предмет: Изобразительного искусство

Класс:6.

Автор программы: Б.М. Неменский

Тема учебного раздела: Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

Тема занятия: Объемные изображения в скульптуре. Анималистический жанр.

Тип занятия: Систематизация и получение новых знаний в условиях ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Цель: Получение представления о скульптурном образе, средствах его художественной выразительности, разновидностях скульптуры, скульптурных материалов и их особенностях.

Задачи занятия:

Образовательные: приобщать учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через скульптурное изображение, как обозначении жизненно важных для человека смыслов.

Развивающие: развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами при создании творческого образа животного.

Воспитательные: воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству через знакомство с таким видом пространственных искусств как скульптура.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся  научатся создавать объемные изображения животных, используя пластилин или глину и мятую бумагу, разовьют интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству






Формируемые УУД:

Предметные результаты: 

совершенствование знаний учащихся по теме «скульптура», «объемные изображения в скульптуре»;

обучение созданию объемные изображения при помощи лепки и бумагопластики;

усвоение понимания роли скульптуры в жизни людей и её выразительных возможностей; 

формирование знаний о видах скульптурных изображений и художественных материалах, которые используют в скульптуре.

Метапредметные результаты: 

формирование умений ориентироваться в новом тематическом видеоряде;

развитие умение интегрировать полученные знания и представления в другие предметные области ( литература, биология, музыка, физическая культура) );

формирование умения реализовать приобретённые знания в практические действия;

совершенствование умения принимать решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов;

развитие умения классифицировать произведения, определяя их родство по художественным признакам и осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивая результат.

Личностные результаты:

воспитание уважения и интереса к художественной культуре мировой цивилизации;

формирование активного и заинтересованного отношения к познанию наследия отечественных мастеров и лучших мировых шедевров;

развитие эстетического сознания через освоение средств художественной выразительности и через практическую художественно- творческую деятельность;

Решаемые учебные проблемы: формирование целостной картины мира через установку межпредметных связей и связями с жизнью. Формирование стержневой основы личности через единую систему ценностей. Формирование уникального жизненного опыта, через наращивание ресурса положительных результатов.

Образовательные технологии: дифференцированное, проблемное обучение, ИКТ, социокультурный тренинг, технологии критического мышления, здоровьесбережение и приемы создания художественного образа.

Оборудование к уроку: мультимедийная презентация, видеоролик с мастер-классом по бумагопластике, пластилин или глина, стеки, бумага, клей ПВА.


Словарь: скульптура, ваяние, лепка, высекание, вырезание, круглая скульптура, рельеф, барельеф, горельеф, анималистический жанр, бумагопластика.


Содержательный раздел

Деятельность учителя: педагогический инструментарий, формы работы

Содержание деятельности обучающихся

Выполняемые задания

Универсальные учебные действия


Этап занятия: I Мотивация к учебной деятельности



Регламент этапа: 5 минут

Цель этапа: Вовлечение учащихся в учебную деятельность.

Содержание этапа:

Инструментарий, форма:

Художественное слово учителя, ИКТ(цитата о скульптуре на слайде презентации), проблемное обучение

Учитель приветствует учащихся, предлагает прочитать цитату и ответить на вопросы, которые приведут к теме урока.


1.О каком виде искусства идет речь в цитате? (скульптура)

2*.К какой группе искусств его относят по способу восприятия?(пространственные, так как можно увидеть, в отличии от временных, которые можно услышать)

3.* На какие подгруппы делится данная группа исусств по способу создания произведений? (изобразительные, конструктивные, декоративные)

4. К какой из трех подгрупп относится искусство из цитаты? (к изобразительным)

5. Какие еще виды искусств относятся к этой группе?(графика и живопись)

6.* Что называют языком этих видов искусств?(средства создания художественного образа)

7.Что является языком живописи? (цвет)

8.*При помощи каких средств создает образы художник график? (линия, штрих, пятно, ритм)

9.*Какие свойства цвета вы знаете?(основные, составные, хроматические, ахроматические, теплые, холодные)

10*.Какое общее свойство отличает живопись и графику от третьего вида изобразительного искусства?( изображение на плоскости, а не в объеме)

11.Назовите способ изображения в скульптуре? (Объемное изображение в скульптуре- тема урока.)

 

Базовый уровень:

Читают задание в презентации, отвечают на вопросы (вопросы помеченные звездочкой можно помещать в презентацию с вариантами ответов в виде викторины или кроссворда с выплывающими ответами)


Повышенный уровень:

Отвечают на вопросы презентации, связанные с темой четверти и урока без вариантов ответов, и пользуясь результатами выполненного домашнего задания повышенного уровня (узнать значение терминов, связанных с темой урока: ваяние, рельеф, бумагопластика, анималист) пытаются определить тему урока и вид задания.


Универсальные учебные действия:

Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове;

Метапредметные:

Познавательные: уметь отыскивать нужную информацию;

уметь грамотно формулировать ответы на вопросы и владеть тематической терминологией.

Личностные: Уметь выявлять практическую значимость различных средств выразительности видов изобразительного искусства; уметь объяснять смысл нравственных категорий, связанных с анималистикой.





Этап занятия: II Актуализация знаний

Регламент этапа: 5 минуты

Цель этапа: Осознание темы урока

Содержание этапа: Инструментарий, форма:

Технологии развития критического мышления и проблемного обучения


Учитель предлагает показать базовое домашнее задание классу(принести пластилин, глину, бумагу и клей) и выполнить один из двух предложенных вариантов заданий.

Задания повышенного уровня смогут выполнить лишь те, кто смог ответить на вопросы без вариантов ответа и выполнил домашнее задание повышенного уровня, остальные взвращаются к презентациям базового уровня.

Базовый уровень:

1)Просматривают ответы на вопросы, распределяют изображения в группы на слайде в зависимости от вида скульптуры (круглая или рельеф, станковая или монументальная)

2) выбирают из списка материалы скульптуры: глина, уголь, тушь, камень, бумага, гуашь, металл, темпера, сангина, лед, акварель, песок. Проводят самопроверку по ответам.





Повышенный уровень:

1)Выявляют все отличительные особенности рельефа и круглой скульптуры. Отличие барельефа от горельефа, монументальной скульптуры от станковой.

2)Выясняют различие способов выполнения скульптуры в зависимости от материала и какой из них будет использован на уроке и с какой целью ( лепка животного, так как анималист изображает животных, а из глины и пластилина скульптор лепит)

3) Пытаются связать термин бумагопластика с материалами клей и бумага, принесенными на урок.

Универсальные учебные действия:

Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове;

Метапредметные:

Познавательные:

уметь грамотно формулировать ответы на вопросы;

уметь выделить характерные особенности;

формулировать задание, используя предложенные материалы и тематику;

уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи;

Личностные:

умение объяснять смысл нравственных категорий, связанных с отношением художника к изображаемым объектам.



Этап занятия: III Совместное целеполагание

Регламент этапа: 2 минуты

Цель этапа: Прогнозирование и предвидение конечного результата

Содержание этапа:

Инструментарий, форма:

Диагностика первичных знаний, технология проблемного обучения

Формулирует проблемные вопросы для определения цели и задач урока.



Базовый уровень:

1)Отвечают на вопросы о том кого можно изображать в скульптуре (человека и животное).

2)Предполагают, какая предстоит практическая работа и что для этого надо знать.



Повышенный уровень: 1)Формулируют цель и задачи урока ориентируясь на его тему, тему четверти и домашнее задание.

2) Предлагают варианты практических заданий (лепка животного из глины или пластилина, выполнение образа животного в технике бумагопластики)

3)Решают выполнить домашнее животное с натуры, которое лучше знают или животное по фотографии, которое больше нравится)

Универсальные учебные действия:

Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове;

Метапредметные:

Регулятивные:

уметь ставить цель и составлять план действий;

Личностные: Уметь выявлять практическую значимость скульптуры в современном мире

Этап занятия: IV Получение новых знаний

Регламент этапа:5минут

Цель этапа: Формирование навыков самостоятельного выбора и плана действий.


Содержание этапа:

Инструментарий, форма:

Информационно-коммуникативная технология, развивающего обучения- метод наблюдения или активного выбора.,

Предлагает понаблюдать за домашним животным или найти его выразительные фото в телефоне или интернете

Предлагает выполнить задание по желанию на выбор в знакомой технике лепки, пользуясь инструкционной картой или создавая творческий образ при помощи лепки или бумагопластики, пользуясь видеорядом, предложенным в видеоролике.




Базовый уровень:

Выбирают один из предложенных вариантов выполнения задания. Знакомятся с инструкционной картой или видеороликом

Повышенный уровень:

Самостоятельно отыскивают в презентации или интернете определения тематических терминов фиксируя в тетрадь самое главное и интересное.

Выбирают один из предложенных вариантов выполнения задания.

Универсальные учебные действия:

Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове;

Метапредметные:

Познавательные:

уметь выделить характерные особенности;

уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи;

Регулятивные:

корректировать свои действия, находя и исправляя ошибки;


Этап занятия: V1)Планирование практической работы2) Динамическая пауза (физ. минутка, подготовка к практической деятельности)


Регламент этапа: 3 минуты

Цель этапа: Обеспечение условий для успешного выполнения заданий.


Содержание этапа:

Инструментарий, форма:

Технология здоровьесбережения и прием поэтапного формирования умственных действий, ,

Предлагает ранжировать или сформулировать этапы творческой работы.


Базовый уровень:

Располагают предложенные этапы выполнения задания в логическую цепочку.

Сравнивают полученный результат с образцом. Вносят поправки в составленный план .

Участвуют в динамической паузе.

Повышенный уровень: Самостоятельно планируют предстоящую творческую работу. Сравнивают с образцом.

Корректируют план работы.


Проводят динамическую паузу.

Универсальные учебные действия:

Предметные:

Метапредметные:

Познавательные:

формулировать задание, используя предложенные материалы и тематику;

уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи;

Регулятивные:

уметь ставить цель и составлять план действий;

корректировать свои действия, находя и исправляя ошибки;


Этап занятия: VI Реализация творческой деятельности

Регламент этапа: 20 минут

Цель этапа: Выполнение необходимых действий в соответствии с поставленными задачами.


Содержание этапа:

Инструментарий, форма: Создание художественного образа, лепка, бумагопластика.

Объявляет регламент выполнения задания. Нацеливает на результат.





Базовый уровень: 1)Выполняют индивидуально работу в выбранной технике по намеченному плану из выбранного материала.

2) Фотографируют свою работу, для пересылки работы на проверку.


Повышенный уровень:

)Выполняют индивидуально работу в выбранной технике по намеченному плану из выбранного материала.

2)Готовят фотоколлаж из получившегося скульптурного изображения в нескольких ракурсах и фотографии домашнего животного послужившего натурой для художественного образа.

Универсальные учебные действия:

Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь воплощать идеи в образ Владеть выразительными и изобразительными средствами скульптуры для создания творческого образа; уметь из имеющихся элементов создавать новый объект творчества; использовать законы, формообразования и композиции в творческом процессе; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове;

Метапредметные:

Познавательные:

уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи;

Регулятивные:

на основе выбора синтезировать из данных элементов новый объект творчества; откорректировать свои действия, находя и исправляя ошибки;


Этап занятия: VI Включение в систему знаний и повторение


Регламент этапа:3 минуты

Цель этапа: Защита результатов деятельности умение обобщать полученные знания.

Содержание этапа:

Инструментарий, форма: ИКТ, развивающего обучения


Предлагает учащимся сформулировать полученные знания на уроке и объяснить применение их в жизни. Формулирует трехуровневое домашнее задание:

2.Создать фотоколлаж из получившегося скульптурного изображения в нескольких ракурсах и фотографии домашнего животного послужившего натурой для художественного образа.

2). Создать семью динозавров в технике бумагопластики.

3) Придумать историю о семье динозавров и написать рассказ или поставить кукольный настольный спектакль по придуманной истории с использованием выполненных фигурок динозавров и домашних животных, выполненных на уроке.

Базовый уровень:

1высылают фото тетради с записями по желанию;

2.По желанию выполняют домашнее задание.

Повышенный уровень:

1)Высылают фото тетради с записями по желанию;

2)Выполняют фотоколлаж

3).Выбирают домашнее задание.

Универсальные учебные действия:

Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела; уметь выражать эмоциональное состояние в образе и художественном слове;

Метапредметные:

Познавательные:

уметь грамотно формулировать ответы на вопросы;

уметь анализировать возможные варианты, выделить оптимальный вариант, соответствующий условиям поставленной задачи;

Коммуникативные:

уметь контактировать с учителем через сетевой город.

Личностные: Уметь выявлять художественную значимость скульптуры в прошлом и в современном мире;. уметь объяснять смысл нравственных категорий, связанных со скульптурами животных.

Этап занятия: VIII Рефлексия учебной деятельности

Регламент этапа: 2 минуты

Цель этапа: Оценка результатов деятельности.


Содержание этапа:

Инструментарий, форма: Самоанализ, социокультурный тренинг

Предлагает произвести оценку своей деятельности на уроке заканчивая предложения:

1. теперь я могу… 

2. было интересно… 
3. было трудно… 
4. я почувствовал, что… 
5. я научился… 
6. у меня получилось … 
7. мне захотелось…


Благодарит за работу.


Базовый уровень: Оценивают свою деятельность на уроке пользуясь картой оценки заданий.


Повышенный уровень: Оценивают свою деятельность на уроке учитывая все этапы работы.

Универсальные учебные действия:

Предметные: владеть специальной терминологией в рамках темы урока и раздела;

Метапредметные:

Регулятивные:

проводить само и взаимооценку в соответствии с образцом;

Личностные: : Уметь выявлять художественную значимость скульптуры в прошлом и в современном мире;. уметь объяснять смысл нравственных категорий, связанных со скульптурами животных


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.