«ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, НРАВЫ КАЗАКОВ»
М БОУ «Школа №109»
Конопёлкина Александра Евгеньевна
Учитель физической культуры, классный руководитель.
Краткая тематическая экскурсия для внеклассного мероприятия.
«ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, НРАВЫ КАЗАКОВ»
Помни, брат, что у казаков:
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон
Традиции и обычаи казаков
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.
Основу морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи.
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Безмерное почитание гостя.
3. Уважение к женщине (матери, сестре,жене)
Казак и родители
Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.
На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Артист-певец с мировым именем Шахматов рассказывает, что у его 90-летнего отца 8 сынов, которые начинают свой рабочий день с получения родительского благословения.
Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.
Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни
Отношение к старшим
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш».
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться).
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться.
Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.
Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.
Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.
Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.
Слова старшего являлись для младшего обязательными.
При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.
При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
Вообще у казаков уважение к старшему являлось внутренней потребностью. Даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».
Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.
Казаки и гости
Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай сохранился
Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака.
Отношение к женщине
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.
Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа.
Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.
В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.
Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.
Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».
Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.
Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.
Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.
Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной — «сестра», к младшей — «дочка» (внучка). К жене – индивидуально каждый усвоенному с молодых лет, к пожилым годам – нередко «мать», а то и по имени- отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.
При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье – «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали – «Слава Богу». В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин...!».
При исполнении Гимна России, области войска согласно Уставу снимали головные уборы.
При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.
Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.
Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.
При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.
Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Простите меня, пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили за что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».
Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях.
Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).
За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии – нищему (считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.
Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.
Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.
Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия.
Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.
В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина.
Долго существовал обычай умыкания невесты, в случае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых.
За опороченье девицы, если урегулирование конфликта не заканчивалось созданием семьи (свадьбы), виновника ожидала месть родных, двоюродных и троюродных братьев опороченной (нередко приводящая к кровопролитию).
Казак в быту
Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться.
Не принято было неволить: хочешь –пей. Не хочешь – не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя».
В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни.
Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины – по другую.
Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы – это было заботой о нравственности устоев молодежи – ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.
Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.
Похороны в казачьей семье
Умершую в девичьи года девушку-казачку несли на кладбище только девушки, а не женщины и тем более не мужчины. Так отдавалась дань уважения целомудрию и непорочности. Покойника несли на кладбище на носилках, гроб покрывали темным покрывалом, а девицы – белым. Могилы копались глубокие. Сбоку от могилы выкапывалась (оборудовалась) ниша. Туда и устанавливали гроб два, а то и три казака.
Конь у казака
Культ коня у казаков преобладал на многими другими традициями и поверьями.
Конь много значил в жизни казака. В 3-4 года мальчика сажали на отцовского коня. Мальчики водили отцовских коней в ночное. В 14 лет мальчику покупали собственного коня-двухлетка. Он сам его выезживал, ухаживал за ним, рос вместе с конем.
На службу шел со своим конем. На коне казаки воевали участвовали в конных состязаниях, джигитовали.
Джигитовка была необходимым и естественным разделом боевой науки всадников. Ведя бой на коне, казак умел наносить удары шашкой, стрелять с коня и из-под его брюха, джигитовать.
Джигитовка разделялась на обязательную для всех казаков и на вольную.
Обязательная джигитовка: стрельба с коня, рубка чучела, поднимание предмета с земли, подъем на коня пешего, увоз раненого одним или двумя всадниками, соскакивание и вскакивание на коня на скаку.
Вольная джигитовка более сложная: положить коня на землю после резкой остановки, скачка «о дву-конь и «три-конь» с пересадкой, скачки группами , стоя на коне вниз головой, переворот на ходу лицом к хвосту коня и скачка в таком положении, расседлывание скачущего коня, метание дротиков в цель на скаку.
У казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.
Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.
При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли родные.
Донские скакуны
Сначала лошади у казаков были трофейными, отбитые у татар и ногайцев.
У казачьих лошадей была горбатая голова, тонкая длинная шея, прямая длинная спина, глубокая подпруга, длинные сухие ноги, небольшой рост. Масть лошадей в большинстве бурая, рыжая. Отличались они неутомимостью; неприхотливостью к условиям содержания; остротой зрения и дальнозоркостью; диким нравом; быстротой хода.
Для улучшения лошадей в 1841 г. было издано Положение о конских табунах Войска Донского и устроен Провальский войсковой конский завод. Улучшили породу, добавив кровь лучших персидских и карабахских лошадей.
В 1851 г. были открыты первые скаковые общества на Дону в Новочеркасске и Урюпинске.
Убранство коня
Седла были преимущественно восточные: черкесские, турецкие, персидские, татарские, венгерские. Седло было без оправы или писано по дереву золотом, в серебре с бирюзой, выложено серебром с чернью. Сидельные подушки крыли красным, зеленым, гвоздичным бархатом, сафьяном, сукном, шитым шелками, золотом и серебром. Потники покрывали сафьяном или бархатом, вышивали по углам. Для покрытия седел употребляли «суконные платы»-чепраки, шитые по углам золотом, серебром, шелком, или какой-то красивой звериной шкурой.
Узды, пахвы и подперсья – «оправные» серебряные, золоченые, «болванчатые».
Попоны – «красные гречишные» или «черкасские».
С введением единой формы конское снаряжение – чепрак и подушка темно-синие красной обкладкой по краю.
Оружие казаков
Оружие у казаков всегда было предметом гордости и поклонения.
Пика.
Была самым популярным оружием. Длина пики достигала 4 м. Удар пикой наносился на скаку в поясницу или пах противника.
Сабля.
Сабли казаки предпочитали восточные.Ценные сабли были с золотой насечкой. Серебряной, вызолоченной оправой, с бирюзой и другими камнями. «Черены» - рыбьей кости или яшмовые, черепаховые, костяные. Ножны – хозовые или сафьяновые, серебреные, золоченые усыпанные каменьями, иногда бархатные, расшитые галунами. Более простые оправлены медью, часто посеребреной.
Пистолетные кобуры-ольстры-чушки – по отвороты расшивались золотом, серебром, шелком.
Клинки шашек, сабель и кинжалов были в основном турецкие, персидские – булатные.
В XIXв. на Дону кроме трофейных шашек появились златоустовские и Золингеровские шашки.
Огнестрельное оружие
Пистолеты и ружья были немецкие, свейские, турецкие. Богато украшались серебром, стволы в золотой насечке, приклады выложены костью, металлическими гвоздиками,перламутром.
Ружья встречались нечасто. Дальнобойность в XIX в. до 200 м, огонь вели на 70-100 м.
Пистолеты были не у всех казаков. Носили пистолеты на поясных ремнях.
В XVII- XVIII все оружие казаков было или трофейным, или купленным. Сами казаки оружия не производили.
В 1812 г. вооружение казаков:
- пика с древком, выкрашенным в красный цвет с темляком в виде ремня из красной юфти с кистью на конце
- сабля с темляком из красной юфти с красной кожаной кистью на конце
- пистолет в кобуре
- ружье.
Яков Петрович Бакланов
Родился 27 марта 1809 г. в ст. Гугнинской. Отец, Петр Денисович, был хорунжим Войска Донского. Отец отличался бесстрашием и могучим телосложением. Воспитывал сына настоящим казаком.
В 3 года Яков ездил на лошади. В 8 лет началась его походная жизнь. Он отправился с отцом в Бессарабию.
В 15 лет Яков Петрович Бакланов начал службу урядником. 17 лет женился.
В19 лет хорунжим полка, которым командовал отец, отправился на войну.
Участвовал в переправе через р.Камчин, во взятии Бургена и других сражениях русско-турецкой войны. Все время проявлял смелость и храбрость, бесшабашность, ретивость. Был награжден орденами Святой Анны 3 и 4 степени.
После охранял границу по р.Прут.
В 1834 г. Бакланов вернулся на Кубань в полк Жирова и начал первые походы против горцев. Со временем стал опытным, умелым, хитрым боевым офицером. Получил орден Святого Владимира 4 степени.
В 1837 г. Бакланов произведен в есаулы.
В 1841 г. в составе Донского казачьего полка № 36 отправился в Польшу для охраны границы с Россией. Занялся изучением классической литературы, историей войн, европейской культуры.
Вернувшись с границы, получил чин старшины и командовал Донским казачьим полком № 20 в Куринском укреплении. В полку сначала царили отсутствие дисциплины,пьянство, игра в карты. Бакланов запретил алкоголь, стал образовывать солдат. Бакланов подкупал лазутчиков врага и всегда знал о планах противника. Войско Донское противостояло горцам. Бакланов принудил врага перейти к обороне. Имя Бакланова горцы произносили шепотом, называли русским дьяволом, неистовым Бокло, донским Суворовым, грозой Чечни. Горцы боялись Бакланова, как огня. Даже главный горец Шамиль с уважением относился к казачьему атаману.
За время службы на Кавказе Бакланов дослужился до генерал-лейтенанта и получил множество наград: орден Святого Георгия 4 степени, орден Святого Владимира 3 степени и много других.
10 апреля 1853 г. за проявленную доблесть при атаке возле аула Гурдам был награжден орденом Святого Станислава 1 степени.
11 мая 1853 г. был назначен в штаб Кавказского корпуса на должность командира кавалерии левого фланга. Штаб был в г. Грозный.
14 июня 1854 г. за мужество и храбрость при разгроме горцев между Грозным и Урус-Магртаном император объявил Бакланову благодарность.
20 августа 1854 г. Бакланов награжден почетным знаком отличной беспорочной службы за 20 лет.
Его любили и уважали во всей Российской империи.
Однажды ему доставили посылку. В ней был черный значок из шелка с вышитой Адамовой головой (череп с костями) и надписью «Чаю воскрешение мертвых и жизни будущего века. Аминь». Бакланов не расставался с подарком до конца жизни. Он стал его талисманом.
Летом 1864 г. в Новочеркасске сгорело все имущество атамана и его деньги.
В 1867 г. он вернулся на Дон, потом переехал в Петербург. Работал над мемуарами "Моя «боевая жизнь».
18 октября 1873 г. атаман Яков Петрович Бакланов умер. Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря. В 1911 г. прах Бакланова был перевезен в Новочеркасск и перезахоронен рядом донскими атаманами. Платовым, Орловым-Денисовым, Ефремовым.
Образ Бакланова до сих пор сохранен в легендах и сказаниях чеченцев. Песни Донских казаков воспевают подвиги атамана Бакланова
Рождение казака
Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.
Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. После крестин давали в ручку пулю и смотрели, как отреагирует. Смело взял в ручку – хороший воин будет. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану- воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» — понукать лошадь и стрелять.
Лет с 3-5 приучали мальчика к верховой езде. 5-летние казачата во сю скакали по улицам Стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой - с 10 лет. Сначала пускали тонкой струей воду, потом учили «рубить лозу», сидя на коновязи или на бревне, а потом и на коне, по-боевому, по-строевому оседланном.. Рукопашному бою учили с 3 лет. С 5 лет мальчик помогал в поле, погонял волов на пахоте, пас овец, другой скот.
Даже игры были такими, что в них казак обучался военному искусству.
Детей казачьих офицеров с 5-7 лет отцы забирали с собой в сменные сотни, полки на службу, часто и на войну.
Посвящали в казаки в 10 лет. Сначала мальчик должен был продемонстрировать знание не только традиций, но и православных молитв. Затем он целовал шашку в знак присяги на верность Войску Донскому. После этого ему дарили Евангелие и фуражку. С этого момента он считался полноправным казаком, вступившим на военную службу. Получал право на земельный надел.
С 12 лет казачат браги на Круг и другие значимые мероприятия.
В 16 лет казаки проходили первое настоящее испытание. Обычно их брали на охоту на крупного хищника.
Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев.
С 18 лет казаки считались военнообязанными, и зачисляли в подготовительный отряд и начинали готовить к военной службе. 3 года изучали Уставы, оружие и его применение, учились ведению боя в пешем порядке и на конях, учились преодолевать сложны препятствия, джигитовать, рубить лозу. Проходили сборы в военно-полевых лагерях. На сборы казак должен был явиться на своей лошади с шашкой и пикой. В конце сборов проходили полковые учения и строевой смотр.
В 21 год казак принимал присягу.
Недостатки казака
Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят что-то от себя. Любили казаки, вернувшись из заморского похода, шикануть свои нравом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питие. Однако во время похода объявлялся «сухой закон», отважившегося напиться немедленно казнили. Но и в мирное время быть с водкой запанибрата могли только рядовые казаки, для «начальных людей», кто по существу руководит казачеством, пьянство считалось серьезным недостатком. Среди атаманов всех уровней пьяниц не было, да и быть не могло, ибо им тут же было бы отказано в доверии. Были, конечно, в среде казачества, как и в каждом народе, люди с темным прошлом – разные убийцы, преступники, проходимцы, но им приходилось либо в корне меняться, либо принимать лютую казнь. Всему миру известно, что законы, чрезвычайно строги и расправа быстра.
Слово казака
Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Веру чтили свято. Перед походами всегда держали пост. Любимым святым был Николай Чудотворец. Большинство церквей на Донупостроены в честь Николая Чудотворца.
В 1904 г. в Новочеркасске был возведен Войсковой Вознесенский кафедральный собор. По величине он уступает только храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге. С присвоением Новочеркасску статуса столицы мирового казачества, собор стал называться Патриаршим Вознесенским войсковым всеказачьим собором.
Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу решали скоро и справедливо.
По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления – измену, трусость, убийство и воровство были жестоки: «В куль, да в воду». Убийство врага и воровство у врага за преступление не считало. Из преступлений самым великими считалось убийство товарища, братоубийцу закапывали в землю живого в одном гробу с убитым. Смертью наказывались также те, кто творил насилие в христианских селениях, самовольная отлучка и пьянство во время похода и дерзость против начальства.
Войсковой судья обычно исполнял роль следователя, исполнителями же приговоров всегда были осужденные, обязанные поочередно казнить друг друга. За воровство обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же товарищи. За великое воровство или как бы сегодня сказали хищение в особо крупных размерах, виновных ждала шибеница- виселица. От шибеницы можно было избавиться только в том случае, если какая-нибудь женщина или девушка изъявит желание выйти замуж за осужденного.
Тот, кто не уважает обычаи своего народа
не хранит их в своем сердце, тот позорит
не только свой народ, но прежде всегоне уважает самого себя, свой род,
своих древних предков.
Флаг Ростовской области
Флаг Ростовской области трехцветный: три горизонтальные полосы – синяя, желтая, красная.
Есть два варианта объяснения, что означают цветов флага.
Первый вариант связан с населением донских степей:
Синий – казаки
Желтый – калмыки
Красный – крестьяне
Второй вариант:
Синий – вода Дона
Желтый – казачьи степи
Красный – воля к жизни и победе.
Войсковой праздник
Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы для донских казаков имеет особое значение.
В 1552 г. в следующий за Покровом день казаки под командованием Ермака взяли Казань. За добровольное и героическое участие в штурме Казани Иван Грозный даровал казакам «Дон со всеми притоками» в вечное пользование. Независимость донского казачества подтверждала жалованная грамота, которую почти 150 лет зачитывали перед казаками. Но в 1708 г. из-за участия донских казаков в восстании Булавина ПетрIвелел уничтожить эту грамоту о независимости Донских казаков.
Также праздник Покрова Пресвятой Богородицы казаки связывают с Азовским осадным «сидением» 1641 г. Осада длилась больше 3 месяцев. Враги изматывали казаков непрерывными атаками днем и ночью, т.к. их было 180 тысяч против 8 тысяч казаков и 800 казачек. Вражеские части отдыхали по очереди, казаки должны были бессменно отражать их атаки. Но нападавшие каждый раз были отбиты с большими потерями. Силы казаков были на исходе, и они решили принять последний бой. По православному обычаю, надев чистые рубахи и помолившись, рано утром казаки вышли за ворота Азова. Летописи говорят, что в тот день опустился густой туман, ничего не было видно. Защитники Азова спотыкались о многочисленные тела убитых, лежавшие на земле, но шли на голоса врагов. Так казаки дошли до самого Дона, но никого не встретили. Вражеские войска отступили. Это произошло как раз в Покров день. Казаки решили, что это Богородица, покрыв их туманом, спасла их от врагов.
Празднование Покрова Пресвятой Богородицы
В Волгодонске после ночной службы начинают готовиться к войсковому празднику. Разбивают стан возле собора Рождества Христова. Разворачивают казачьи флаги, привозят полковой чугунный котел, изготовленный в 1906 г.. и на дровах варят кулеш – литров 250. Собираются старики, казачата. Устраивают конные соревнования, поют казачьи песни, угощают гостей чаркой донского вина, благодарят Богородицу-заступницу.
В Новочеркасске у памятника атаману Матвею Платову проходит губернаторский смотр подразделений казачьих округов Всевеликого войска Донского и казачьих кадетских корпусов. Со сей области на смотр съезжаются казаки. Примерно по 100 человек от округа.
Семейные традиции
Господствовал культ семьи. У казаков порицались неженатые казаки.
Казачьи традиции запрещали жениться на близких родственниках до 7 колена. Нельзя было создавать семью с крепостными.
Насильно не женили. Жених с отцом приходили к понравившейся казачке. Она могла согласиться или дать понять, что не согласна.
Негласное правило: жених должен быть старше невесты.
В случае неудачного замужества жена имела право обратиться к казачьему Кругу с просьбой о разводе. Такое случалось очень редко. Разведенным не разрешалось 5-6 лет жениться снова. Родители не принимали разведенных детей к себе.
До XVIII в. браки и разводы совершали на казачьем Кругу. Петр I запретил этот обычай и потребовал, чтобы казаки венчались в церкви.
Старший в семье нес ответственность перед обществом за поведение членов семьи.
Глава семьи решал вопрос о «выделении части» женатому сыну, определял размер приданого дочери. Распоряжался всем имуществом.
Женатые сыновья приводили невесток в родительский дом. Свекор и свекровь не притесняли невестку, как в русских семьях.
Отделялись женатые сыновья только с согласия главы семьи. Часто строили дом на родительском поместье или на той же улице.
Наследником отцовского дома считался младший сын. Он «доглядывал» старых родителей.
Обязанности в семье четко распределялись.
Отец руководил полевыми работами сыновей. Мужчины пахали, боронили, сеяли, заготавливали дрова, строили ограду вокруг двора, ухаживали за лошадьми. Рогатым скотом, овцами. Мальчики с 12 лет рыбачили со взрослыми.
Мать распоряжалась работами по дому. Женщины готовили еду, стирали, белили дом, ухаживали за птицей и свиньями, работали в огороде. Также женщины ткали полотно для одежды, шили одежду, ткали сукно для зипунов, вязали. Девочки с 12 лет умели печь хлеб.
Казачья свадьба
Казачья свадьба – сложный ритуал с песнями, танцами и представлением.
Три века назад казачья свадьба проходила просто. Казак на Кругу прикрывал понравившуюся девушку полой верхней одежды и говорил6 «Ты, имя, будь мне жана.» Она отвечала : «Ты, имя, отчество, будь мне муж». После этого они считались мужем и женой.
В начале XIX в. Свадьба состояла из нескольких частей: сватовство, смотрины, своды, вечеринка . свадьба.
Когда приходило время женить сына, родители спрашивали у него, есть ли на примете у него кто-то или сами присматривали невесту. К выбору относились серьезно, смотрели из какой семьи будущие жених или невеста, их характер, умения, хозяйственность.
Сначала родители жениха наводили порядок в своем хозяйстве, во дворе. В доме. Потом мать с отцом одевались празднично, одевали сына в праздничную одежду и отправлялись к будущим сватам.
Если невеста была согласна, гостей просили раздеться, приглашали за стол. Во время застолья договаривались о смотринах в курене жениха.
Через неделю родители невесты ехали в дом жениха. Осматривали хозяйство. Если оставались довольны, предлагали называться сватами, уговаривались, когда быть сводам.
Во время сводов невеста с подругами находились в отдельной комнате, а зале оставались ее дед, бабушка, дяди, тети, братья, сестры. На почетном месте под образами сидели ее крестные родители. На столе стояли два калача и солонка с солью. Жениху предлагали найти невесту среди подруг. Он брал ее за руку и они становились посреди зала. Родители спрашивали их, согласны ли они на брак. Отцы били по руками. Все садились за стол, угощались приготовленными невестой блюдами и договаривались о дне свадьбы. С этого дня девушка считалась просватанной.
После этого до венчания в доме невесты проходили «вечеринки». Во время вечеринок играли в разные игры. Зорко следили, чтобы никто не уснул.
Вечером перед свадьбой в дом жениха завозили приданое.
В день свадьбы невеста рано утром до восхода солнца обходила весь двор, прощалась с домом.
Когда приезжал жених, его сажали рядом с невестой. Родители невесты благославляли и напутствовали их. После этого молодые отправлялись в церковь.
После венчания возвращались в дом невесты. Молодых поздравляют родители, крестные, родственники. Сваха приступает вобряду «Обрезание косы». Она расплетает косу, брат невесты берет нож, чтобы отрезать косу. Дружок останавливает его, «выкупает косу». Сваха теперь заплетает две косы. Гости поздравляют еще раз молодых и дарят подарки. Молодых выводят во двор. Мать невесты передает икону и родительское благословение.
Все идут в дом жениха. Молодых встречают родители жениха. Дед, бабушка, крестные. Отец держит икону, мать – хлеб-соль. Молодые трижды крестятся иконе, целуют ее, угощаются хлебом. Мать осыпает их хмелем, серебряными монетами, конфетами, орехами.
Входят в дом, но так, чтобы не ступить на порог и становятся на овчинную шубу, расстеленную шерстью вверх.
После свадебного гуляния невесту уводили в другую комнату.Снимали с головы свадебный венок и фату, расплетали косы. Волосы скручивали в узел, надевали бабий колпак и выводили к гостям. Это значило, что она теперь замужняя женщина.
На второй день происходило умывание молодой жены. Умывала молодую жену свашка. Затем молодая жена шла к колодцу, бросала в него монету и набирала воду. Набрав воды, она возвращалась к дому , где ее ждали свекор и свекровь. Она сливала им воду для умывания, затем они вытирались полотенцем невестки. После этого молодая жена приглашала на завтрак. После завтрака родителей молодого мужа переодевали женихом и невестой , сажали на тачку и возили по двору.
Свадебные наряды молодоженов
В наряд невесты входило длинное белое платье, крашенное приколотым с левой стороны красным восковым цветком. Поверх платья надевали длинную фату, прикрепленную к венку из белых восковых цветов. Венок и фата – обязательное украшение невесты. Туфли должны быть на каблуке.
Жених одевался в военную казачью форму с кинжалом и кожаными сапогами со скрипом.
Обычно свадьбу играли после Покрова, после Пасхи или после Святок.
Не играли свадеб по вторникам, четвергам, субботам. Не играли свадьбы накануне двунадесятых праздников, храмовых и великих праздников.
Нельзя было играть свадьбу во время Постов (Великого, Петровского, Успенского. Рождественского), во время Святок( с 7 января по 20 января), во время сырной недели(седьмицы масленицы), неделю мясопустной, в неделю сыропустную, в течение Пасхальной недели, дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября, Воздвижения Креста Господня – 27 сентября.
Кухня донских казаков
Исторически в состав казачества входили русские, украинцы, степные кочевники, народы Северного Кавказа, представители Средней Азии, сибиряки. Поэтому казачья кухня очень разнообразна. Но преобладают в ней все-таки блюда из рыбы.
Рыба с кашей
Рыбу чистят, потрошат. Если есть икра, отделяют ее и смешивают с рисом, отваренным до полуготовности. Рыбу выдерживают час в белом вине, начиняют кашей, укладывают в глубокую сковороду, добавляют подсолнечное масло, рыбный бульон, обжаренный лук и тушат со специями до готовности.
Елизаветинская уха
Рыбу потрошат, удаляют жабры. В холодную воду укладывают 2-3 картофелины, луковицу, 2-3 помидора, специи. Перед готовность. Добавляют зелень укропа и петрушки. Подают отдельно бульон, отдельно кусочки сваренной и политой бульоном рыбы.
Лещ с кашей
Леща очищают, удаляют внутренности. Начиняют кашей, перемешанной с икрой и зашивают. Запекают в духовке.
Тушеная рыба
У мелкой рыбы отрезают хвост и голову. Потрошат. Солят, укладывают спинками вверх в чугунную кастрюлю. Заливают 1/3 стакана уксуса, 1/3 стакана воды, 1/2 стакана растительного масла, кладут лавровый лист, горький перец горошком. Тушат на слабом огне 3,5-4 часа. Пока испарится масло.
Кулеш рыбачий
Промытое пшено варят 10 минут. Отдельно отваривают соленую рыбу. Разделывают рыбу на мелкие кусочки. Отваренное пшено заправляют жиром, луком, кусочками рыбы, зелень. И все перемешивают.
Уха старочеркасская
Мелкую рыбу потрошат, удаляют жабры. Заливают холодной водой, добавляют лук, соль, перец, специи. Варят на медленном огне 40-60 миут.
Карп с белым вином
Куски рыбы 2 корня сельдерея, петрушка, 4 кислых огурца, 2 мускатных цвета складывают в кастрюлю, посыпают перцем, заливают огуречным рассолом пополам с белым вином. Тушат на слабом огне. Ложку масла смешивают с ложкой муки, разводят процеженным соусом из-под рыбы и поливают рвбу на блюде.
Раки по-праздничному
20-30 раков, стакан сметаны, 0,5 стакана красного вина, ложка сливочного масла, соль, тмин. Укроп.
В кастрюлю с водой добавляют сметану, вино, сливочное масло, соль, тмин, укроп. Когда закипит, закладывают раков, накрывают крышкой и варят полчаса.
Картофель с мясным фаршем
Картофель нарезают кружочками, обжаривают на растительном масле с двух сторон. Обжаривают в оставшемся масле лук. Приготавливают мясной фарш. На противень, смазанный маслом укладывают слой картофеля, сверху фарш, второй слой картофеля. Посыпают сверху молотыми сухарями с тертым сыром и зеленью. Запекают в духовке. Горячую запеканку поливают сметаной.
Таранчук
Мелкие куски баранины обжаривают в кипящем масле. Уложить в горшочки, залить овощным бульоном. Добавить, бараний жир, картофель, морковь, корень пастернака, пряности и тушить до готовности.
Солянка
1 кг мелкорубленой свинины, 150 г шпига, 2 дольки чеснока, немного бульона перемешивают и начиняют тонкую свиную кишку, перевязав ее в нескольких местах. Отваривают в подсоленной воде 15 минут, а потом жарят на свином жиру с квашеной капустой.
Походный пирог
Кусок мякоти свинины, говядины или баранины начиняют чесноком и обжаривают в духовке до готовности. Режут слоями толщиной в 1 см и раскладывают на раскатанное тесто. Сверху укладывают резаные помидоры, заливают жиром и обжаренным луком, накрывают сеткой из теста. Пекут до готовности.