12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Давид1159
Россия, Москва, Москва

История 5 класс.

Тема: римское общество: его нравы и обычаи.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • Сформировать представление о структуре римского общества.
  • Сформировать понятия: нобили, всадники, плебс, патрон, клиент.
  • Создать представление об особенностях римской семьи.
  • Создать условия для тренировки умения описывать изобразительные источники и извлекать из них информацию.

План изучения нового материала:

1.Нобили и всадники

2. плебс

3. Римская семья.

Основные понятия урока: нобилитет, всадники, патроны, клиенты.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрационный материал.

Преемственные связи: внутрикурсовые: воспитание афинского гражданина, воспитание спартанца.

Опрос: индивидуальный опрос: «Рассказать об управление Римской республикой»

Изучение нового материала:

Постановка проблемы: Римское общество было разделено на нобилей, всадников и плебеев. Но их объединяли общие обычаи, нравы и законы.

Работа в группах. Каждой из групп выдается карточка с заданиями

Учитель

Ученик.

Какие группы населения были в Древнем Риме? Какую роль они играли в жизни римского общества?

Патриции и Плебеи. Две большие группы населения, управляющие Римской республикой. Первые – потомки основателей Рима, вторые – пришлое население.

Карточка: Во втором веке до нашей эры образовалась новая знать – нобилитет. По раздаточному материалу Плиний об изображении нобилей необходимо определить, что у нобиля в руках, почему римлянин изображен именно так? Чьими потомками они были?

Изображения лиц своих предков – вероятно, потому, что они очень похожи на самих нобилей, что вероятно означает чрезвычайное уважение нобилей к своим предкам. Ученики должны прийти к мнению, что нобили- это потомки знаменитых плебеев и патрициев, владевших богатствами и занимавшими высшие государственные должности в государстве.

Карточка: Важной группой римского общества были всадники, которые становились государственными служащими – сенаторами в редких случаях, а обычным их занятием были торговля, сбор налогов.

Они были предками тех, кто в период правления царей служили в коннице. Но в данный период у них осталось только название от прошлой профессии. Теперь их основными занятиями были собирание налогов, снаряжение кораблей в разных уголках Средиземноморья, строительство дорог и мостов.

Карточка: Кроме нобилей и всадников в Риме жили еще и простые граждане, чья жизнь складывалась по разному. Некоторые из них не могли себе купить элементарные вещи, а некоторые держали ремесленные мастерские и не плохо зарабатывали на жизнь. Самые бедные из плебеев, чтобы выйти из такого бедного состояния найти себе покровителя – патрона, стать его клиентом.

Ученики ставят инсценировку диалога клиента со своим патроном.

Ребята, основой каждого общества является семья. В римском обществе семейные традиции очень высоко ценились. В основном, семьи римляне создавали в очень молодом возрасте15 – 20 лет. В Риме существовало очень много традиций, связанных с созданием семьи. Особенно ярким из них был обряд похищения невесты. Как вы думайте, с какого события могло появиться у римлян традиция похищения невесты?

Вспоминают прошлые параграфы и приходят к мнению, что эта красивая традиция появилась у римлян с похищения сабинянок.

Каково было положение женщины в римском обществе? Как воспитывались дети в семье?

Положение женщины в римском обществе отличалось от положения женщин в других, ранее изученных странах. В Риме женщины были более свободными, имели право получить наследство, имели свое имущество и распоряжались им по своему усмотрению, находились рядом с супругом во время домашнего пира. Они не имели только право участвовать в политической жизни страны, занимались воспитанием детей. Из девочек воспитывали примерных жен и матерей. А из мальчиков – храбрых воинов.

Каким должен был быть гражданин?

Идеальный гражданин должен был быть примерным семьянином, справедливым человеком и хорошим воином. Интересы страны, республики должны были стоять выше личных. Основным принципом римского гражданина был: Я должен – значит, я могу!

Римское общество было разделено на нобилей, всадников и плебеев. Но их объединяли общие обычаи, нравы и законы. Где, в каких местах данной темы вы это увидели?

Каждая группа зачитывает свой ответ:

1. Нобили были потомками знатных плебеев и патрициев. Они своим долгом считали служение своему народу и государству.

2. Патроны помогали своим клиентам, кормили их и одаривали. Плебеи служили в армии, т.е. пеклись о благополучии и защите своего государства.

3. Семейные традиции для каждой римской семьи, независимо от знатности, представляли высшую ценность. Воспитывали матери своих детей прививая им любовь к родине и к семье. Я должен – значит я могу – вырабатывался в сознании

 

почти каждого римлянина, что было основой мощи и благополучия государства.

Что вам было интересно?

Какой вывод вы можете сделать после изучения данной темы?

Ученики отвечают индивидуально.

Домашнее задание: §47, ответы на вопросы, задания в рабочей тетради §47

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.