Конспект урока истории в 5 классе «Римское общество: его нравы и обычаи»
История 5 класс.
Тема: римское общество: его нравы и обычаи.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Сформировать представление о структуре римского общества.
- Сформировать понятия: нобили, всадники, плебс, патрон, клиент.
- Создать представление об особенностях римской семьи.
- Создать условия для тренировки умения описывать изобразительные источники и извлекать из них информацию.
План изучения нового материала:
1.Нобили и всадники
2. плебс
3. Римская семья.
Основные понятия урока: нобилитет, всадники, патроны, клиенты.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрационный материал.
Преемственные связи: внутрикурсовые: воспитание афинского гражданина, воспитание спартанца.
Опрос: индивидуальный опрос: «Рассказать об управление Римской республикой»
Изучение нового материала:
Постановка проблемы: Римское общество было разделено на нобилей, всадников и плебеев. Но их объединяли общие обычаи, нравы и законы.
Работа в группах. Каждой из групп выдается карточка с заданиями
Учитель |
Ученик. |
Какие группы населения были в Древнем Риме? Какую роль они играли в жизни римского общества? |
Патриции и Плебеи. Две большие группы населения, управляющие Римской республикой. Первые – потомки основателей Рима, вторые – пришлое население. |
Карточка: Во втором веке до нашей эры образовалась новая знать – нобилитет. По раздаточному материалу Плиний об изображении нобилей необходимо определить, что у нобиля в руках, почему римлянин изображен именно так? Чьими потомками они были? |
Изображения лиц своих предков – вероятно, потому, что они очень похожи на самих нобилей, что вероятно означает чрезвычайное уважение нобилей к своим предкам. Ученики должны прийти к мнению, что нобили- это потомки знаменитых плебеев и патрициев, владевших богатствами и занимавшими высшие государственные должности в государстве. |
Карточка: Важной группой римского общества были всадники, которые становились государственными служащими – сенаторами в редких случаях, а обычным их занятием были торговля, сбор налогов. |
Они были предками тех, кто в период правления царей служили в коннице. Но в данный период у них осталось только название от прошлой профессии. Теперь их основными занятиями были собирание налогов, снаряжение кораблей в разных уголках Средиземноморья, строительство дорог и мостов. |
Карточка: Кроме нобилей и всадников в Риме жили еще и простые граждане, чья жизнь складывалась по разному. Некоторые из них не могли себе купить элементарные вещи, а некоторые держали ремесленные мастерские и не плохо зарабатывали на жизнь. Самые бедные из плебеев, чтобы выйти из такого бедного состояния найти себе покровителя – патрона, стать его клиентом. |
Ученики ставят инсценировку диалога клиента со своим патроном. |
Ребята, основой каждого общества является семья. В римском обществе семейные традиции очень высоко ценились. В основном, семьи римляне создавали в очень молодом возрасте15 – 20 лет. В Риме существовало очень много традиций, связанных с созданием семьи. Особенно ярким из них был обряд похищения невесты. Как вы думайте, с какого события могло появиться у римлян традиция похищения невесты? |
Вспоминают прошлые параграфы и приходят к мнению, что эта красивая традиция появилась у римлян с похищения сабинянок. |
Каково было положение женщины в римском обществе? Как воспитывались дети в семье? |
Положение женщины в римском обществе отличалось от положения женщин в других, ранее изученных странах. В Риме женщины были более свободными, имели право получить наследство, имели свое имущество и распоряжались им по своему усмотрению, находились рядом с супругом во время домашнего пира. Они не имели только право участвовать в политической жизни страны, занимались воспитанием детей. Из девочек воспитывали примерных жен и матерей. А из мальчиков – храбрых воинов. |
Каким должен был быть гражданин? |
Идеальный гражданин должен был быть примерным семьянином, справедливым человеком и хорошим воином. Интересы страны, республики должны были стоять выше личных. Основным принципом римского гражданина был: Я должен – значит, я могу! |
Римское общество было разделено на нобилей, всадников и плебеев. Но их объединяли общие обычаи, нравы и законы. Где, в каких местах данной темы вы это увидели? |
Каждая группа зачитывает свой ответ: 1. Нобили были потомками знатных плебеев и патрициев. Они своим долгом считали служение своему народу и государству. 2. Патроны помогали своим клиентам, кормили их и одаривали. Плебеи служили в армии, т.е. пеклись о благополучии и защите своего государства. 3. Семейные традиции для каждой римской семьи, независимо от знатности, представляли высшую ценность. Воспитывали матери своих детей прививая им любовь к родине и к семье. Я должен – значит я могу – вырабатывался в сознании |
почти каждого римлянина, что было основой мощи и благополучия государства. |
|
Что вам было интересно? Какой вывод вы можете сделать после изучения данной темы? |
Ученики отвечают индивидуально. |
Домашнее задание: §47, ответы на вопросы, задания в рабочей тетради §47 |