12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
nfyz34

Городское управление образовани Администрации города Абакана

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей города Абакана «Центр детского творчества»





t1585126576ab.gif
(методическая разработка литературного спектакля, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов)


t1585126576ac.gif



Автор – составитель:

Маслова Галина Александровна, педагог дополнительного образования


1.Аннотация


Помните! Через века, через года,— помните!

О тех, кто уже не придет никогда,— помните!

Р.Рождественский


Литературный спектакль «Облака плывут над миром» (автор – Маслова Галина Александровна, педагог дополнительного образования) подготовлен обучающимися детского музыкального театра «Весёлые человечки» (далее-ДМТ) Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Абакана «Центр детского творчества» (далее-МБУ ДО «ЦДТ») для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и тружеников тыла, для родителей и детей.

Спектакль занимает особое место в содержании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральные подмостки», реализуемой в ДМТ «Весёлые человечки». Он является одной из форм итоговой аттестации обучающихся. Также спектакль был успешно представлен на муниципальных и региональных конкурсах детских театральных коллективов.

Спектакль рассказывает о жизни школьников, которым из-за школьной парты нужно было уходить на фронт. Показывает жизнь детей и подростков блокадного Ленинграда. Современные школьники могут сравнить свои мечты с мечтами детей военных лет, почувствовать их боль и выразить надежду на мирное будущее.

Материал разработки технологичен, может представлять интерес как для педагогов учреждений дополнительного образования, так и для учителей общеобразовательных школ при подготовке к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.


2. Содержание

2.1. Введение

2020 год Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Спектакль рассказывает о детях и подростках военных лет, о их жизни. Многие из них брали на себя обязанности взрослых, работали на заводах, уходили на фронт. Тонкой линией в прологе и финале проходит сравнение жизни современных школьников и детей военных лет. Важно, что актёры, задействованные в спектакле, примерно такого же возраста 12-16 лет.

Цель: воспитание патриотических чувств и формирование гражданской активной жизненной позиции у обучающихся.

Задачи:

-воспитание любви к Родине, уважения к истории своей страны;

-формирование гражданской идентичности на примере событий военных лет и участия в них детей и подростков;

-развитие умения сравнивать и анализировать поступки людей

Оборудование: скамья, выкатной куб, поленья, чайник, две кружки, шали, фотоаппарат.

2.2. Основная часть

Литературный спектакль «Облака плывут над миром»


    Гори, свеча, не затухай,
    Не дай нахлынуть тьме.
    Не дай живым забыть всех тех,
    Погибших на войне!

                                   О.Тэор

Сценарный ход

Голос Поколению, вступившему в жизнь. Тем, кому сегодня 17. Тем, кто не знает, что такое война посвящается. Чтобы помнили… Чтобы поняли…

Метроном.На переднем плане стоят дети со свечами. Полумрак.

    Гори, свеча, гори, не затухай,
    Не проходящей болью будь.
    Пусть в пламени твоем встают,
    Чей оборвался путь.
   
Гори, свеча, не затухай,
    Не дай нахлынуть тьме.
    Не дай живым забыть всех тех,
    Погибших на войне!

Полный свет. На сцене современные школьники.

Слышали! Скоро День победы, у нас в школе мероприятие.

Опять всё по плану, всё по датам.
Лучше бы дискотеку устроили! 

Нет. Сказали встреча с ветераном. Потом кинофильм.

А какой фильм? 
«Батальоны просят огня». Про войну. 
Давайте не пойдем. Зачем это надо? 

Каждый год одно и то же.
А я пойду. 

Больше всех надо?
Сказала пойду и всё! У меня дедушка, пешком до самого Берлина дошёл. А бабушка медсестрой была, без вести пропала.

Особенная что ли? Нашу семью горе тоже не обошло. Мама до сих пор похоронки хранит.

И у меня прабабушка в годы войны медсестрой в госпитале работала. 

Мы семьей каждый год в Бессмертном полку.

Постойте, т.е. война ни одну семью не обошла?А сколько людеё погибло?

Говорили больше 20 миллионов. 

Миллионов?!!!
Но ведь многие чуть старше нас были! 
Как страшно! 

Страшно. Но мы не должны забывать и страшные страницы нашей истории.

Забыть– значит предать тех, кто не вернулся с войны. 

Кто подарил нам будущее!

На встречу пойдём!

И на фильм тоже!

Школьники уходят. Появляются выпускниц 1941г. Музыкальная зарисовка школьного бала.

Девочки, такие все сегодня красивые!

Старались! Выпускной!

Впереди взрослая жизнь!

Взрослая, счастливая и полная надежды!

Я поступлю в институт!

Я пойду в техникум!

А я на стройку поеду! Романтика!

А я замуж! Любимый муж и много-много детей!

Рассвет пойдём встречать!

Болтушки! Пора в актовый зал!

Стойте! Мне отец сегодня фотоаппарат дал, давайте сфотографируемся!

Все располагаются на фото. Щелчок затвора фотоаппарата.

От нашей дружной компании у меня остались воспоминания и фотография. Тогда мы были молоды и неистово жаждали подвига и искренне верили, что всё у нас будет хорошо! Лишь двоим ребятам с той фотографии удалось дожить до победы…А тогда, в далёком 41, мы были-счастливы!

Песня «Облака»

Над землёй бушуют травы,
облака плывут, как павы.
А одно, вон то, что справа,-
Это я,это я,это я...
И мне не надо славы.

Все в актовый зал!

Голос: 21 июня 1941 года. Наш выпускной вечер. Мы- счастливые, кружились в вальсе. Мы верили, надеялись, любили. Мы мечтали изменить этот мир. И никто не знал, что всего через несколько часов всю нашу жизнь перечеркнёт одно страшное слово-ВОЙНА!

Первое взрослое платье надела 
 Первые туфли на каблуке 
 Ах, этот вальс танцевать так хотелось! – 
 Бусы и ленты, рука в руке! 
Бал выпускной закружил нас с тобою 
 Вот и заря в проеме окна! 
Нет, не заря, это зарево боя! 
Это июнь – двадцать второе, 
 Год сорок первый – война.

Мы-то не знали, мы ждали рассвета… 
Трубы трубят! Трубы трубят! 
Нам показалось, что танцы все это. 
 А это – трубы сзывают ребят. 
Мы все до сих пор 
 Назывались – ребята 
 Так где ж это слово? – 
 Прощаемся с ним! 
 Ребятам – повестки из военкомата 
 А девушкам надо решать самим!

Песня «Облака»

Ничего уже не надо
Мне и тем, плывущим рядом.
Нам бы жить - и вся награда.
Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить -
А мы плывём по небу.

Звуковой эффект бомбёжки.

Девочки поворачиваются спинами уходят на второй план.

Качается рожь несжатая 
Шагают бойцы по ней. 
Шагаем и мы, девчата, 
Похожие на парней. 
Нет, это горят не хаты – 
То юность моя в огне. 
Идут по войне девчата, 
Похожие на парней.

Монологи

22 июня было воскресенье, а уже в понедельник, весь наш класс в полном составе явился в военкомат. Чтобы нас взяли на фронт добровольцами. И весь класс записали, кроме меня. Я не подошла под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. А я не сдавалась, я целую неделю штурмовала этот военкомат, пока запутавшийся от бессонницы полковник не направил меня в летную школу, а оттуда, через 6 месяцев, я попала на фронт.

Мы отправились на огород, тогда первый раз я увидела немцев. Это была колонна мотоциклистов. Все в касках, рубашках с закатанными рукавами и автоматами на груди.Со двора выскочил пёс Рябчик и с лаем бросился навстречу колоне. Передний мотоцикл утишил ход, сидящий в коляске солдат наклонился к собаке, захлопал в ладоши и залаял: «Ав-ав-ав-ав!» Мы с Наташкой засмеялись, до чего похоже у него получается. Затарахтел автомат. Стрелял не тот немец, который кривлялся. Стреляли с другого мотоцикла. Выстрелы из-за треска моторов были не очень громкими, но по тому, как вздыбились фонтанчики пыли, как упал и засучил лапами Рябчик, мы поняли: нас могут убить. 

Я свой первый бой навсегда запомнила, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненого, второго, третьего. Но тут услышала крик: «Танк! Танк!», и увидела бегущих солдат ...Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, ушибаясь, но не чувствуя боли. А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала не от фашистского, а от своего танка.

А я теперь ничего не боюсь! Мне отец говорил: «Дочка красного Командира ничего не должна бояться». Я и на лошади скакала, стреляла в тире, сидела с отцом в засаде на кабанов, гоняла на отцовском мотоцикле по военному городку. Но когда увидела впервые раненого, упала в обморок. А когда первый раз поползла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через десять дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама себе и перевязала.

Всех уничтожил артобстрел. Услышав тихий стон я обрадовалась, но смертельно раненный лейтенант лишь успел сказать передав мне пакет: «Доставь. Это очень важно!». Пакет был важным, в нём была первая боевая награда. Моя. Которую никогда не надевала,  потому как принадлежала она тому лейтенанту. После окончания войны я передала эту медаль матери лейтенанта и рассказала, как он погиб. 

Весной сорок четвертого года наша часть после успешного наступления заняла оборону. Рядом располагалась пустая деревня. Когда расцвели сады, эта деревня, облитая яблоневым и вишневым цветом, выглядела особенно пустынно и печально. Деревня без петушиных криков, без мычания коров, без босоногих мальчишек, без песен и громкого говора, даже без единого дымка и вся в белом цвету — такое можно увидеть только на войне.

У меня была мечта - поймать воробья и съесть... Редко, но иногда птицы появлялись в городе. Отвлечься от мыслей о еде ни у кого не хватало сил.   Люди сходили с ума от голода... Я видела человека, который жевал пуговицы. Очень хотелось жить... Я говорю о Ленинграде, где мы тогда жили. Убивали нас голодом, убивали долго. Девятьсот дней блокады.

Песня «Облака»

Эта боль не утихает.
Где же ты, вода живая?
Ах, зачем война бывает,
Ах, зачем, ах, зачем, ах, зачем? –
Зачем нас убивают?..


Голос: У детей города Ленинграда было особое, опаленное войной детство. Детям, наравне со взрослыми, пришлось пережить холод, голод, гибель родных, но они держались. Блокада.

Эпизоды

Буржуйка

Таня: Садись к «буржуйке» грейся.

Шурик: А почему печку назвали буржуйка? Потому что ее буржуи придумали?

Таня: Потому что жрет дров много, а толку от нее мало. Как и от буржуев-врагов !

Шурик:Таня! А ты чего больше боишься - Гитлера или крыс? Я-крыс. Их теперь стало так много..

Таня: Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем, Шурка, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!

Шурик: Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа сказал, что его мама может варить студень из столярного клея. Жаль, что у нас клея нет!

Таня: Ты, Шурик, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!

Шурик: (пьет из кружки) Помнишь, Таня, я раньше молоко не любил с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпил бы!!!

Завод

Нина: Смена закончилась.

Женя: Мы теперь как взрослые на заводе работаем.

Нина: Ага. И паёк больше!

Женя: Сейчас упаду от усталости. Нин, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим подольше.

Нина: Женька, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

Женя: Останусь. Устала очень.

Нина: А ты, Женька, молодец. Первая из ребят получила разряд. Стала настоящим механиком швейных машин.

Женя: Ладно, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

Нина: Здорово! Я и на фронт ещё сбегу.

Женя: Я тебе сбегу! Здесь кто работать будет?

Соседка

Мама: Почему не в бомбоубежище?

Таня: Да ладно, мам! Пока оденешься, спустишься- уже отбой.

Мама: Вот, принимай подружку. Стоит у дверей, плачет. Постучать стесняется..

Таня: Маня! Ты что? Проходи, скорей, раздевайся - только «буржуйку» растопила. Ты что так поздно по городу ходишь? Как тебя отпустили-то?

Маня:Некому отпускать. Страшно одной в квартире…

Мама:А бабушка?

Маня: Умерла бабушка… Ночью так страшно было, просто жутко одной. Вам хорошо, у вас коммуналка. Вон, соседи за стенкой.

Таня:Нет соседей, Маня. Одна наша семья во всей квартире осталась - кто в эвакуации, кто от голода умер давно.

Таня: (матери)И когда твои сверхурочные смены кончатся? Есть будешь?

Мама:Сил даже на еду нет.

Маня: Тетя Наташа, возьмите меня к себе жить, а?

Мама: Да оставайся уж. И Тане все повеселей будет, а то я до ночи на работе.

Маня: А еще я готовить умею! Я однажды такой суп сварганила с отцовского кожаного ремня-наваристый, ух!  Меня папаня этим ремнем до войны бывало так охаживал, неделю сидеть не могла. Я так этот ремень ненавидела! А голодуха пришла, сгодился - кожа то настоящая, свиная!

Фотоальбом

Сима: Мила, Мила ну что ты застыла. Аля, почему буржуйку не растопили.

Аля: Сил нет.

Сима: Мама ещё на работе?

Аля: Холодно.

Сима: Сейчас тепло будет. Девчонки смотрите что я нашла. Старый альбом с фотокарточками. Вот я с братишкой. Вот с Милкой кота держим. Помните? Вот с мороженым. Вот на веранде полный стол! обедаем всей семьёй…

Аля: Есть хочется.

Сима: Хочется Аля, хочется…

Санки

Юлька, ты чего здесь сидишь?

Валька, у тебя санки дома есть?

Есть. А тебе зачем?

Мамку отвезти. Семеныч, дворник, пообещал помочь на улицу вынести.

Как? Когда умерла? Она же рабочая и паёк усиленный…

Три дня назад. В комнате своей лежит.

Как в комнате?

Остались мы с бабкой теперь без довольствия - у нее иждивенческая карточка на 200 грамм хлеба в день, и у меня детская. А я уже сегодняшний хлеб вчера съела.

Ты говорила, что сухари у вас есть..

Какие сухари?! Я весь хлеб до крошки съедаю. За один раз! Нет терпения на три части делить - завтрак, обед, ужин.

Как же вы теперь, Валя?

Да никак.. Нас с бабкой и вывозить будет некому. (встает) Санки дашь?

Дам. Это тебе с бабушкой поделись.

Песня «Облака»

А дымок над отчей крышей
Всё бледней, бледней и выше.
Мама, мама, ты услышишь
Голос мой, голос мой, голос мой -
Всё дальше он и тише...


Голос: В конце января 44-го снята блокада Ленинграда. Почти 2,5 года, почти 29 месяцев, долгих 872. От голода, холода, бомбежек погибло более полумиллиона ленинградцев. Но город выстоял!


-Я мечтала был водителем трамвая. Что бы люди по утрам мне улыбались и говорили: «Спасибо!»

-А я хотела быть портнихой и шить красивые платья для выпускных балов!

-А я хотел быть летчиком. Потому что я очень люблю смотреть на небо!

-Мы с братом хотели стать строителями. Как наш папа.

-У меня была мечта-стать врачом. Детским. Я очень люблю детей.

-А я мечтала быть инженером.

-Я мечтала стать учительницей и дарить детям знания.

-Я мечтала сначала стать геологом, потом решила стать поварихой. Что бы никогда больше не голодать.

-А я мечтала стать артисткой! Как Любовь Орлова. Бабушка говорила, что у меня талант.

-А у нас одна мечта. Пусть никогда… НИКОГДА больше не повторится война!

Песня «Облака»

Мимо слёз, улыбок мимо
облака плывут над миром.
Войско их не поредело,-
Облака, облака, облака...
И нету им предела!


Над землёй бушуют травы,
облака плывут, как павы.
А одно, вон то, что справа,-
Это я, это я, это я...
И мне не надо славы.

Дети войны уходят.


На сцене появляются современные школьники после просмотра фильма.

Ребята, ну как вам фильм?

Есть над чем подумать.

Девчонок жалко…

Я бы на их месте также поступила!

Война не щадит никого.

Какие мы счастливые, что живём в мирное время!


Выходят все участники спектакля.

Нам нужен мир
На голубой планете.
Его хотят
И взрослые и дети.
Нам хочется, проснувшись
на рассвете,
Не вспоминать,
Не думать о войне!


Песня «Облака»

Над землёй бушуют травы,
облака плывут, как павы.
А одно, вон то, что справа,-
Это я,это я,это я...
И мне не надо славы.


Участники спектакля уходят со сцены.


3.Заключение


Основное значение спектакля заключается в том, что сегодня очень важно сохранить историческую память, донести исторические события до подрастающего поколения в доступной для них форме. Важно, что весь спектакль сопровождает песня В. Егорова «Облака», что усиливает эмоциональное восприятие материала.

При необходимости можно оставить в спектакле монологи и эпизоды по количеству актёров.


Литература

1.Российская газета [Электронный ресурс]/ Российская газета N303, 31.12.2012. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ». Электрон, дан. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html. Загл. с экрана.

2.Российская газета [Электронный ресурс]/ Российская газета №6693 от 08.06.2015 г., Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р « О стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Электрон, дан. Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. Загл. с экрана.

3.Правительство России. Документы [Электронный ресурс]/Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №1493 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 г.г.». Электрон, дан. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ Загл. с экрана.

4.Указ Президента «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы» от 08.08.19

Аветян Г.Г., Тевосова К.А Литературно-музыкальная композиция "Девчонки поры огневой" 2013г. Открытый урок 1 сентября.


5.Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения»/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.,Просвещение, 2009. -23с.

6.Друнина Ю, стихи. 7.Хлопенкова Г.Н. методическая разработка по истории Спектакль « Я ещё не хочу умирать» 2016г Социальная сеть работников образования «Наша сеть»


5 . Приложение

Песня «Облака»

Автор: Вадим Егоров


Над землей бушуют травы.
Облака плывут, как павы.
А одно, вон то, что справа -
Это я, это я, это я,
И мне не надо славы.

Ничего уже не надо
Мне и тем, плывущим рядом,
Нам бы жить - и вся награда,
Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить,
А мы плывем по небу.

Эта боль не убывает.
Где же ты, вода живая?
Ах, зачем война бывает,
Ах, зачем, ах, зачем, ах, зачем,
Зачем нас убивают?

А дымок над отчей крышей
Все бледней, бледней и выше.
Мама, мама, ты услышишь
Голос мой, голос мой, голос мой?
Все дальше он и тише...

Мимо слез, улыбок мимо
Облака плывут над миром.
Войско их не поредело.
Облака, облака, облака...
И нету им предела...

Облака, облака









































Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.