12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фараонова Александра Владимировна63
учитель начальных классов
Россия, Смоленская обл., Смоленск

"Обмен опытом по использованию ИКТ на уроках в начальной школе".


Сегодняшний уровень развития образования диктует нам необходимость использования компьютерных технологий. А значит, учителю необходимо овладевать новыми методиками и новыми образовательными технологиями.

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий при изучении школьных дисциплин.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе при обучении детей с ОВЗ. Обучающиеся начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Цели использования ИКТ на различных уроках в начальной школе  :

  • овладевать практическими способами работы с информацией;

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

Таким образом, использование компьютерных технологий играет огромную роль в учебном процессе при обучении детей с ОВЗ, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе.  Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.[2]

Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, автоматизации контроля уровня знаний.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. 

Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам. [3]

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, развитие техники, информатизация общества,  формирование информационной компетенции школьников - необходимое условие  включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Опыт использования ИКТ на уроках в начальной школе с обучающимися с ОВЗ показывает их преимущество в обеспечении качества образования, так как:

Во-первых, вызывают интерес учащихся, новизна для них, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, увидеть движение на уроках окружающего мира, математики, почувствовать настроение героев, услышать звук леса, увидеть волнение моря. Задача учителя найти новое, неизвестное, заинтересовать, используя качественные наглядные пособия, анимационные возможности;

Во-вторых, создаются условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение уроков;

В-третьих, участие в деятельности, например, через учебные проекты открывает новые возможности созидания. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Учитель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся, следовательно, расширяется пространство взаимодействия. [2]

Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ. 
Возможности ИКТ:
· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
· создание текстовых работ;
· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Качество обучения – это, то для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: 
· усиление интенсивности урока;
· повышение мотивации учащихся;
· мониторинг их достижений. [1]
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся. 

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление". Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение ,т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она: быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации. [3]

Таким образом, применение компьютерных технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». 

В своей работе я часто применяю ИКТ при работе с детьми с ОВЗ, так как работаю с обучающимися дистанционно. 

Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.  Они повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. В работе с детьми с ОВЗ я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации,  использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе (электронные доски, сайты для создания схем, необходимых на уроках, видеофрагменты).

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Большое значение, на мой взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия компьютера, как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. Освоив компьютер в начальной школе, дети смогут затем использовать его как инструмент своей деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные уроки с применением компьютера. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников С ОВЗ в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить самому учиться - важная задача современной начальной школы. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.  

В своей работе я отдаю предпочтение таким средствам ИКТ, как презентации, видеофрагменты, анимации, тесты, мультфильмы, ЦОР, программы для рисования ArtRage, Pinta, Google документы, которые позволяют работать совместно и одновременно.

Урок в дистанционном обучении имеет такие же структурные элементы, что и традиционный урок. Особенным является только выбор электронных ресурсов, которые доступны и просты в обращении. На своих уроках я активно использую ресурсы Google. Образовательный сервис «Google Диск» предназначен для хранения различных документов. Здесь можно создавать следующие документы: аналог документа LibreOffice — документ; презентации; тесты и др. (рис.1, рис.2).РcxYjDFDvCKYeJvR2L5xy6D4qx-Y9t68iyWceUq9xwhCdSEKjebFwmYOdp4eENHD0YOGPIlH16OlGY4oxf3da9Y_ho_n67Vd0WkMNEVKGn9kX7es-4U2G0twRnD5ysiuLFQTc9-Cw Рис.1 Презентация


РqYQboWUVGMnEwxQQ5U6f8y48vUnzrBmBOHdPKG0abdnwTc_d4INsPC5tJ8QSo-cohHwpHMaR1YICrsgNVvukqpjpcqmGxfHOg25D9YxzpEOhMs5EWjvNzWVDHdcJLcuWIalwi4-3 Рис.2 Текстовый документ

Текстовый документ удобно использовать в качестве рабочей тетради для работы с обучающимися. Доступ к документу обучающийся получает в виде ссылки, либо только чтение документа, либо с правом редактирования, если нужно выполнить письменно задание. Такой документ удобен в использовании тем, что обучающийся готовясь к следующему уроку всегда может вернуться к предыдущему материалу и повторить его. (рис.2)

Документ Форма позволяет быстро и легко создавать тесты, анкеты для обучающихся и их родителей, здесь же можно ввести статистику ответов. (рис.3)

Р5FO6hRRcwKqrkjyfDamn34n3m5FEk_wFC8WZR3eNha8IT6CMK-wD6hG8R6iMfjXhVUPU_JdnhQbBsWGa4cbmb3y46S21qjlyu5uDVa5ir37Rz1L_KnBQEtatBTgUyVkvqqX7gT3N

Рис.3 Анкета

Технические возможности компьютерного оборудования позволяют использовать ресурсы интернета не только для обучения, но и для участия в различных олимпиадах, конкурсах, викторинах разного уровня.

Можно для подготовки к урокам делать карты, схемы, используя ресурсы Google.

yp2lP-eZ1ni2qjJCxPaS4MowiZijz8JVWqgpytkHJLhFJYLBfI7qIRyQj8ZuzBZF4cPxNJd4pOy9R6e0q0zMg_dGnROYHTjCZ7MSYTJ0NByJfbPejmjoLv7wWs9rpLEppom0JyPl

Использование виртуальных стендов на сайте Padlet.com .(можно размещать текст, картинки, видеозаписи)

C6O4Mg1IBuSvgPhCaIQcUzQYd8SgeHF6V1myEVlztnF-6vTQCRAr2a2fSdnQxXll39iHPjWXUxvoNRrOoRMWuxbMpzbRnzOXkGaHGTElrDRdAm-3IsenXkR964iX2DglgyqcyB41


В сети интернет очень много сайтов, позволяющих провести полноценно уроки с детьми с ОВЗ.

LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения ) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценнность, а именно интерактивность.

На данном сайте можно создавать в режиме онлайн различные виды заданий. http://learningapps.org/createApp.php

Примеры некоторых из них:

  1. http://learningapps.org/276006

  2. http://learningapps.org/display?v=pg3z0jb3t

  3. http://learningapps.org/display?v=pgevthk9n16

  4. http://learningapps.org/display?v=pjc78tbja


Данный сайт предназначен для создания фотопазлов.

Например, в конце урока учащимся предоставляется возможность собрать пазл и объяснить как он связан с темой урока, таким образом подвести итог урока.


Учи.ру — это онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.

На данном сайте можно зарегистрировать как учителя,так и обучающихся. Обучение построено на выполнении интерактивных заданий, которые соответствуют школьной программе. Задания моделируют ситуации из реальной жизни, знакомые каждому ребенку. Учи.ру строит диалог с учеником. Система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задает уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.

Учи.ру анализирует действия каждого ученика: учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика и на основе этих данных автоматически подбирает персональные задания и их последовательность, создавая таким образом индивидуальную образовательную траекторию.Учи.ру подстраивается под тех, кому требуется больше времени, дает дополнительные объяснения, большее количество заданий и работу над ошибками.

Сейчас на платформе Учи.ру реализованы курсы по математике для подготовительного отделения, начальной школы и пятого класса.


  • Интерактивные доски онлайн

WikiWall - создание стенгазеты!  

При помощи этого сервиса можно создать отдельный номер школьной газеты, статью, объявление, документ для совместной работы и т.д., и на блоге указать ссылку.

Если необходимо быстро создать простой документ для совместной работы, то этот сервис удобнее использовать, чем документ Google, так как для допуска пользователей к редактированию достаточно им отправить или поставить на блоге URL-адрес Вашей стенгазеты.


Twiddla

это онлайн сервис для совместной работы. Twiddla позволяет размещать на рабочей поверхности текст, иллюстрации, математические формулы; встраивать документы, виджеты и html-код; общаться при помощи чата, в том числе и звукового. Также, в Twidla есть возможность совместного просмотра веб-сайтов в режиме онлайн. Более того, на интернет страничках Вы можете делать свои пометки, которые видны тем, с кем Вы совместно работаете в Twiddla.



Список используемых источников:

1. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников// «Начальная школа». №2 2009г.

2. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// «Начальная школа». №11 2008г.

3. Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе// Начальное образование №1 2003г.  


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.