12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

Обмен опытом по теме «Блок уроков русского языка по подготовке к написанию сочинения на основе события. Сочинение на 5+»



Новоселова ВВ, учитель русского языка

и литературы МБОУ «Питлярская СОШ-«ОЦ»

 

Обмен опытом по теме «Блок уроков русского языка по подготовке к написанию сочинения на основе события. Сочинение на 5+".

Реализация событийно-блочного подхода в основной школе

(на примере урока русского языка)

 

(слайд 1) Модель событийно- блочного погружения сложна и неоднозначна, но достаточно интересна. Расскажу о данной модели, опираясь на проведенный в 5 классе блок уроков русского языка по подготовке к написанию сочинения на основе события «90-летний юбилей Питлярской школы»

В тематическом планировании 5 класса одним из занятий раздела «Синтаксис. Пунктуация» является урок развития речи «Сочинение о памятном событии». Именно этот урок был выбран обобщающим при реализации событийно-блочного подхода. Результатом этого урока стало написание сочинения о родной школе.

При планировании этапов блочной работы я отталкивалась от конечной цели- сочинение. Т.е. чтобы обобщающий урок был не только обучающим, но и информативно- познавательным, нужно в течение четырех- пяти уроков дозированно рассматривать с учениками информацию, касающуюся истории школы.

(слайд 2) Основные этапы блочной работы.

Погружение обучающихся в материал блока.

Очень важный этап, т.к. именно от него зависит, заинтересуются ли дети событием. Это может быть лекция учителя, беседа, составление опорного конспекта. При этом важно, чтобы событие не подменяло запланированной по плану темы урока, а было ее неотъемлемой частью.

В моем случае, на уроке по теме «Средства грамматической связи слов в словосочетании» при закреплении изученного материала ученикам нужно было из представленных слов о школе составить словосочетания, а затем предложения. На этом этапе работы были использованы элементы беседы о важности школы в жизни каждого человека, о предстоящем юбилее нашей школы. Результатом беседы стал выработанный совместно с учениками алгоритм сбора информации о школе (слайд 3) (по принципу от простого к сложному), который включает такие пункты:

История нашей школы

Школьные достижения

Чем гордится школа

Чем сейчас живет школа

Составление алгоритма-схемы дало возможность систематизировать полученные знания;

сделать их краткими при информационной насыщенности;

сделать их простыми, доступными для всех учеников.

 

II. Сбор информации / Детали практической работы / (слайд 4)

На уроке знакомства с событием и выработки алгоритма было предложено домашнее задание исследовательского характера по группам. Детям предстояло побеседовать с родными и записать в отдельную тетрадь информацию из 5-6 предложений о прошлом школы (где была расположена школа, как она выглядела, сколько лет обучались ученики).

Чтобы избежать перегрузки, задания исследовательского характера давались небольшими по объему. Дети могли выбирать: делать домашнее упражнение по учебнику или приготовить сообщение по теме.

Приготовленную дома информацию обязательно перерабатывали в начале урока. Кое-что записывали на отдельные, специально заведенные для этого события тетради.

Т.к. основные темы уроков были направлены на изучение синтаксиса и пунктуации, некоторые предложения мы записывали в тетрадь и рассматривали их в соответствие с темой.

На каждом уроке проводилась словарно- лексическая работа (например, при рассмотрении темы «История школы» важно было объяснить значение слова школа- интернат).

Информацию о школьных достижениях и том, чем сейчас живет школа, ученики во время перемен изучали на школьных информативных стендах.

Школьные музей и библиотека помогли детям окунуться в прошлое и познакомили с теми, кем гордится школа.

 

(слайд 5) Ш. Важный этап блока- проведение обобщающего урока развития речи «Подготовка к сочинению «С юбилеем, родная школа».

Цели: (слайд 6)

Предметная - организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, интервью, работу с текстом и музейными материалами.

Надпредметные:

а) развитие дивергентного мышления через различные формы и виды работы.

б) развитие в детях чувства гордости за свою родную школу

 

(слайд 7) Рассмотрим основные разделы

Мотивационное начало - «Включение интереса» к деятельности

через постановку целей, проблемные вопросы (слайд 8)

(Почему взрослым и детям нравятся дни рождения? Чем от обычного дня рождения отличается юбилей? В декабре наша школа будет отмечать юбилейный 90-й день рождения. Как мы можем поздравить школу?);

Через мотивирующее предложение стать на время урока корреспондентами. (предлагаю обратиться к видеофрагменту урока)

Следующий этап урока - Продуктивная деятельность (слайд 9)

Цель этого этапа - максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность через

работу над статьей, абзацы которой будут соответствовать сочинению (Введение. Основная часть. Заключение);

определение учениками очередности использования той информации, которую собирали в течение недели, и составление подробного плана основной части;

разговор об учившихся в нашей школе поэте и писателе Ругине Р.П., детском писателе и журналисте Ю.Н. Афанасьеве, резчике по дереву Хартаганове Г. Е.;

(слайд 10)

просмотр книг с личными автографами авторов и изделий из дерева;

подведение учащихся к пониманию того, что гордиться нужно и учителями, и результатами учеников;

(слайд 11) просмотр фотографий о внеурочной деятельности учащихся с целью понимания того, чем сегодня живет школа.

 

СЛ III. Аналитическое завершение: - это, прежде всего,

а) рефлексия ребенком собственной деятельности (слайд 12)

(помогут такие вопросы: Какие сложности у вас были при сборе нужной информации? Легко ли быть журналистом? Почему, несмотря на трудности, многие мечтают ими стать?)

б) это обратная связь от ребенка (Как вы думаете, получится ли у вас интересная статья?)

СЛ в) мотивация на успех через ТАКОЕ обращение к ученикам: «Если ваша статья будет интересной, она попадет на страницу нашей школьной газеты. А рядом со статьей часто размещается фотография корреспондента. Информацию собирали все, значит все вы достойны того, чтобы ваша общая фотография была рядом со статьей того из вас, кто напишет ее интереснее всего». (Таким образом в конце урока появилась общая фотография пятиклассников).

 

Теперь те примечания, которыми хотелось бы поделиться (слайд 13)

Следует обратить внимание на то, что

на работу с блоком отводится определенное количество часов;

материал блока не разрывается, это дает возможность в целом представить объём изучаемого материала;

прежде чем давать задания ученикам, учителю нужно самому тщательно изучить данное событие и знать ответы на предполагаемые вопросы учеников

 

Выводы

Событийно-блочный подход дает возможности для

1. системности изложения материала;

2. создания опорных схем, позволяющих облегчить обобщение;

3. систематического повторения;

4. формирования у учащихся самостоятельного, творческого и научно-исследовательского подхода при решении лингвистических задач;

5. формирования субъективных отношений на уроке, позволяющих выстроить индивидуальную траекторию усвоения материала;

6. закрепления у учащихся ситуации успеха на уроке.
 

 

Что изменилось после проведения блочных уроков? Сказать пока сложно, т.к. нельзя судить о динамике по одному событию. Пока я лишь могу сказать, что учащимся данная форма понравилась, для них это значимо, эмоционально и привлекательно. Для меня, как для учителя, работа в данном направлении интересна, но очень трудоемка. Тем не менее в моей практике такие уроки будут применяться.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Валентина Викторовна Новосёлова, 07.05.23 в 11:20 0Ответить Пожаловаться
С первого раза презентацию не получилось пригрузить. Посмотрите, пожалуйста, сейчас. Кажется, прикрепила.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.