12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вишневская Светлана Михайловна86
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»
6

Конспект урока по русскому языку на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению на основе предложенного текста», 11 класс

Структура сочинения – рассуждения на основе предложенного текста

(русский язык, 11 класс)

Цели:

а) подготовка старшеклассников к выпускному экзамену по русскому языку в форме централизованного тестирования (выполнению задания типа «С», то есть комплексному анализу текста и написанию сочинения – рассуждения в форме рецензии, отзыва или эссе);

б) формирование понятия о важнейших ценностях человеческой личности: о любви и преданности к матери, об умении с достоинством относиться к низкому материальному положению родителей, об умении противостоять сверстникам для того, чтобы жить в ладу со своей совестью;

в) обучение интерпретации и рецензированию.

Задачи урока:

а) повторить материал об основных структурных звеньях сочинения – рассуждения и их роли в создаваемом тексте;

б) вспомнить возможные варианты вступления и заключения сочинения на основе предложенного текста.

Оборудование:

а) музыкальные диски:

- Golden Hits Instrumental «Пан флейта»;

- Игорь Крутой «…без слов…» Часть 2;

- Paul Mauriat 2. Шедевры инструментальной музыки;

б) карточки - структурные звенья сочинения – рассуждения;

в) карточки - возможные варианты начала сочинения, размещенные на чистом полотне доски хаотично и повернутые к классу тыльной стороной вперемешку с карточками – структурными звеньями сочинения - рассуждения.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

На фоне музыки (Golden Hits Instrumental «Пан флейта») звучит стихотворение Андрея Белого «Священный рыцарь».

Я нарезал алмазным мечом

Себе полосы солнечных бликов.

Я броню из них сделал потом

И восстал среди криков.

Белых тучек нарвал средь лазури,

Приковал к мирозлатному шлему.

Пели ясные бури

Из пространств дорогую поэму.

В первые годы XX века в Москве возник кружок «аргонавтов», руководителем которого был поэт – символист Андрей Белый, автор замечательных строк, прозвучавших ранее. Подобно героям древнего мифа, путешествовавшим на корабле «АРГО» в мистическую страну Колхиду за золотым руном, и героям стихов поэта, отправившимся «за солнцем», нам предстоит побывать в удивительной стране знаний, чтобы вооружиться броней, которая предостережет от любых испытаний итоговой аттестации.

Если правильно выберем курс, то, возможно, и у нас получится удивительная поэма.

2. Определение темы, целей урока учащимися (репродуктивно–аналитическая работа с карточкам)

Двое желающих приглашаются к доске и, поочередно переворачивая карточки, комментируют роль, место, специфику каждого звена. Они выстраивают стройную композицию сочинения на доске, определяют тему и цели урока

3. Знакомство с текстом М. Агеева (читает учитель)

- Курс определен, тогда в путь. Внимательно прослушайте текст М. Агеева и попробуйте определить тему, сформулировать основную проблему и догадаться о том, в чем пытается убедить читателей автор.

Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор, на нижней площадке лестницы я увидел мать,…тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубенке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже 57 лет), и с заметным волнением, как-то еще более усиливающим ее жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на нее оглядывались и что-то друг другу говорили.

Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не веселой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне было и ужас как стыдно перед товарищами, подошел к ней.

- Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и желтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, и я думаю – испугается, так вот – принесла.

Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причиненный мне позор, я ненавидящим шепотом возразил, что нежности телячьи нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно, - я же, сбежав по уже опустевшей лестнице, …хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало мне ее сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. Мать все также стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. Заметив, что я смотрю на нее, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только еще больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

На дворе ко мне подошли несколько товарищей, и один спросил, - что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, - я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать еще меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за нее сердце.

Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

4. Аналитическая работа с текстом

- О чем этот текст? Как бы вы определили его тему?

о материнской любви и заботе

о бедности и отношении к ней

о предательстве, о малодушии

о ценностях в жизни любого человека (подлинных и мнимых)

- Попробуйте сформулировать основные проблемы, которые поднимает в тексте Агеев.

предательство, отречение от матери, жестокость

проблема материнской любви

отношение детей-подростков к постаревшим родителям

отношение к бедности

- Опираясь на текст, прокомментируйте одну из проблем, обозначенных автором.

Старшеклассники находят художественные детали, цитаты, подтверждающие ту или иную проблем, и высказывают их значимость

- В чем хочет убедить читателей автор? Попробуйте сформулировать авторскую позицию.

сын стесняется своей матери, хотя понимает, что она беззаветно любит его;

сыну недостает мужества с достоинством относиться к своему материальному положению;

мать любит сына преданной и жертвенной любовью;

внешний успех у приятелей важнее истинного чувства к матери;

материнская любовь – истинная ценность;

герой рассказа – малодушный человек, зависимый от мнения окружающих.

- Согласны ли вы с мнением автора? Выскажите собственное мнение и обоснуйте его, опираясь на художественную, публицистическую литературу или собственный жизненный опыт.

Ученики продумывают и высказывают свое согласие или несогласие с точкой зрения автора и подбирают аргументы, доказывающие их позицию.

- Какой вариант вступления, по – вашему мнению, является самым подходящим к сочинению по данному тексту?

через вопрос темы;

собственное мнение автора сочинения-рассуждения;

лирическое размышление.

- Как, на ваш взгляд, можно завершить творческую работу по тексту?

выразить надежду на то, что дети более нежно и заботливо будут относиться к родителям, не малодушничая и не завися от мнения окружающих.

5. Творческая работа в группах.

- А теперь поработаем в группах:

1 вариант придумывает вступление к сочинению,

2 - формулирует и комментирует одну из проблем, поднятых в тексте М. Агеевым

3 - определяет авторскую позицию,

4 - излагает собственное мнение, аргументирует, опираясь на жизненный и читательский опыт,

5 - придумывает возможное заключение к сочинению.

Свои размышления записываются в тетрадь.

Звучит тихая, спокойная музыка (Игорь Крутой «…без слов…» Часть 2.)

В течение нескольких минут ребята выполняют предложенное учителем задание.

6. Прослушивание коллективной творческой работы

Один учащийся каждого варианта прочитывает созданный текст. Остальные внимательно слушают, фиксируя в тетрадях достоинства и недочеты коллективного творчества.

7. Беседа с элементами анализа коллективной работы

- Что, на ваш взгляд, было наиболее удачным в получившемся сочинении?

  1. логичность, последовательность;

    каждое звено композиции сочинения – рассуждения отражено в работе класса;

    краткость, лаконичность.

- А что следовало бы подкорректировать?

Учащиеся высказывают свое видение недостатков получившегося сочинения.

Формулирование учащимися вывода по уроку

- Чему был посвящен сегодняшний урок?

- Каковы результаты нашей работы?

в очередной раз анализировался текст для того, чтобы в период итоговой аттестации в форме ЕГЭ удачно написать сочинение, избежав распространенных ошибок;

статья Агеева заставила задуматься о том, что, обижая самых дорогих и любящих нас людей, мы порой не придаем этому серьезного значения, глубоко ранив их сердце, обрекая на страдания.

Аналитическая работа учащихся по созданию эпиграфа урока

Тихо звучит мелодия- Paul Mauriat 2. Шедевры инструментальной музыки

- Дорогие ребята, вы самостоятельно определили тему и цели урока, определили важность каждого звена композиции сочинения – рассуждения, а теперь попробуйте предложить эпиграф к уроку, обосновав свою точку зрения.

Считаю, что в качестве эпиграфа могут быть использованы стихотворные тексты поэтов – символистов. Ведь за каждой их строкой сокрыто множество смыслов. Сегодня на уроке мы создавали коллективное сочинение-рассуждение, то есть - творили. Думаю, что стихотворение Валерия Брюсова «Творчество» вполне обоснованно можно было использовать в качестве эпиграфа.

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко – звучной тишине.

Входит месяц обнаженный

При лазоревой луне…

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Удивительно красивое стихотворение Андрея Белого «Священный рыцарь» также может послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Наша совместная работа получилась, как мне кажется, стройной, логичной и очень интересной. Ее вполне можно сравнить с «дорогой поэмой» «из пространств» А.Белого.

10. Домашнее задание: написать сочинение по тексту М.Агеева, учитывая те рекомендации и замечания, которые прозвучали сегодня на уроке.

11. Оценки за работу на уроке:

за правильный и основательный комментарий темы, проблем, авторской позиции;

за яркие примеры в подтверждение собственного мнения и т.д.

Новая образовательная политика с ее стандартами, ГИА, экспериментами не обещает спокойной жизни. Ответить придется не на один десяток сложных вопросов. Думаю, нужно относиться к происходящему по-философски, как к неизбежной реальности. А вот собирать золотую пыль каждодневно, вкладывая в души учеников знания, веру, добро – задача первостепенной важности. Ведь именно тогда мы сможем создать свою золотую розу, способную принести радость, удовлетворение, свет и тепло. Желаю всем творческих успехов.

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.