Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения рассуждения «Что такое счастье?»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ – РАССУЖДЕНИЮ( НА ОСНОВЕ КАРТИН А. ЧИКАЧЁВА)»
Учитель: Садуева Д.Б.
Тип урока: |
Урок развития речи |
Технология: |
Технология развития критического мышления |
Авторы УМК: |
Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.А.Дейкина, |
Цели урока: |
Развитие творческих возможностей, формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций через создание текста – рассуждение. Развитие интереса к изобразительному искусству как особому языку духовной культуры общества |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные результаты обучения: Метапредметные результаты обучения: Познавательные: – формировать умение составлять текст–рассуждение по предложенной теме и составленному плану; – формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации – развивать способность к самоконтролю и самооценке. |
Межпредметные связи: |
ИЗО: символика цвета, цветовая гамма, образы детей в живописи |
Наглядно-демонстрационный материал |
Видеоролик, презентация , |
Оборудование: |
мультимедийный проектор, ватманы, фломастеры |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Первая стадия – вызов (Мотивация к учебной деятельности). Цель: включение в учебную деятельность с помощью использования приёмов «ассоциирование», «корзина идей».
Приём «Корзина идей»
2. Стадия осмысления Цель: организация активного восприятия информации, поддержка степени понимания информации.
3. Стадия «рефлексия» Цель – обеспечение закрепления полученных знаний, создание условий, способствующих самостоятельной систематизации материала, соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроки, осознание метода построения нового знания. Приёмы: организация диспута,построение рассуждения.
Домашнее задание: |
«Счастье достается тому, кто много трудится» Леонардо да Винчи
Приветствие учащихся. Прослушивание притчи о счастье. Что такое притча? ( учитель стимулирует интерес учащихся к предлагаемой для осмысления ситуации ) Что же случилось с Принцем? (С Принцем случилось то, что с каждым из нас происходит едва ли не ежедневно: мы не замечаем и не ценим счастливые моменты жизни).
К какому типу речи относится притча? Назовите отличительные черты текста – рассуждение.
Что же такое счастье? Какие моменты жизни мы по неопытности не осознаём как счастье(а их ведь много в нашей повседневной жизни)? Ответить поможет нам искусство - живопись А.Чикачева. Знакомы ли вам картины? Какие жанры живописи представлены в ролике? Познакомьтесь с высказыванием кандидата искусствоведения о творчестве А.Чикачёва, которое можете использовать как фоновый материал при построении рассуждения. Предлагает наполнить «Корзину идей». Что такое счастье?
Итак, какова тема, цель урока? Обращение к эпиграфу урока, словам Леонардо да Винчи.
Работа по группам 1 группа . Работа по картине «Одуванчики. Три грации» Какие эмоции вызывает картина? Где происходит действие картины? Когда? Благодаря чему достигается ощущение света, лёгкости, полета, свободы? Что вы можете сказать о цветовой гамме, используемой художником? Как вы думаете, счастливы ли дети? В чем заключается счастье для этих детей?
Составить фишбоун «Счастье» по картине.
2 группа: работа по картине «Эбээ обото». Какие чувства и эмоции вызывает картина? Какие детали картины вызывают добрую улыбку? Какие ассоциации вызывают изображённые легкие облака? Как вы думаете, что чувствует мальчик, прильнувший к спине бабушки? Почему? Как вы думаете, счастлив ли мальчик? В чем состоит его счастье? Составить кластер «Счастье» по картине.
3 группа работает по картине «Орой-меник отчуттар». 2009 Какие чувства вызывает картина? Кто изображён на картине? Как прошёл день мальчиков? Какие детали передают радостное настроение детей? Можно ли сказать, что дети счастливы? В чём заключается их счастье? Сформулируйте ответ : « Как соотносится идея картины с высказыванием Клода Адриана Гельвеция: «…Удовольствие должно быть наградой за труд…»?»
Идёт обсуждение: дополнения, предложения по поводу выполненных группами работ. Таким образом, в результате работы по группам создают продукт своей деятельности, что и предусматривалось типом и целями урока. Предполагаемые вопросы: Так что же такое счастье? В чем оно заключается ? Построение устного рассуждения «Что такое счастье?»
-Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке? -Довольны ли вы своей работой и как её оцениваете?
Написать сочинение – рассуждение «Что такое счастье?» |
Учащиеся высказывают предположение, свое мнение о прослушанном, выявляют основную мысль. Притча – короткий рассказ с нравоучительным смыслом. Путь – символ жизни. Герой шёл по жизненному пути – прожил жизнь- и не заметил счастья. Есть выражение «Пройти мимо счастья».
Повествование. Называют основные составляющие текста – рассуждения : ТЕЗИС-ДОКАЗАТЕЛЬСТВА-ВЫВОД
СЧАСТЬЕ- состояние наивысшего удовлетворения(сл. С.Ожегова)
Слайд №1 Портрет А.Ч. Смотрят видеоряд картин А. Чикачёва. Картины объединяет тема детства, Родины. Детство – счастливая пора. Слайд№2 высказывание Ю.Луценко, кандидата искусствоведения. Приложение №2(текст) Ребята наполняют «корзину идей»(3 мин): ( 1 –этап-работа в паре, 2 этап – сброс идей в корзину)
Цель урока – подготовка к сочинению - рассуждению «Что такое счастье?» на основе картин А.Чикачева.
Дети отмечают использование художником яркой цветовой гаммы, символичность использования цвета при изображении девочек и цветов. Открытое пространство, растянувшийся горизонт – свобода. Ощущение счастья , беззаботности, лёгкости и свободы передаётся также благодаря качающимся фигурам девочек. Развевающиеся волосы свидетельствуют о динамике. Рисуют на ватмане фишбоун «Счастье» : родина, лето, солнце, тепло, спокойствие.
Дети отмечают легкий юмор художника, исходящую доброту и спокойствие. Облака напоминают парящие крылья , их белый цвет гармонирует с белой майкой мальчика, возникает волшебное ощущение : то ли бабушка, то ли внук ангел. На ватмане рисуют кластер « Счастье» ( доброта, тепло, нежность любовь близкого человека)
Д ети отмечают жаркий день в пору сенокоса. Дети помогали своему дедушке грузить сено. Несмотря на тяжёлый труд, дети счастливы: они едут верхом и поют весёлые песни; им радостно, потому что помогали , трудились. Да, если хорошо трудились, помогали, дедушка доволен вами - радостно на душе, совесть спокойна, душа поёт, вокруг тишина, покой, тепло, родные просторы. В этом счастье этих детей.
Защита работ
В ходе обсуждения анализируются предложения из Корзины идей.
Счастье –это чувство радости, веселья, легкости, спокойствия. Когда мы испытываем такие чувства? Оказывается, каждый момент нашей жизни – счастливый! Главное, чтобы были рядом любимые и родные люди, друзья, чтобы светило солнышко, небо было чистым и ясным. Нам легко и спокойно, когда мы помогаем кому – то, когда мы можем гордиться своей сделанной работой. Главное, чтобы был мир на Земле.
|
Р : планируют необходимые действия и операции К : планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками П : понимают поставленную задачу Л : управление своим настроением, умение выражать эмоции. Построение речевого высказывания в устной форме. П: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют анализ, синтез, сравнения, классификации К: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Умение выражать свои чувства через цвет, символ, слово.
П: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют анализ, синтез, сравнения, классификации К: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение диалогической формой речи. Анализ объектов с целью выделения признаков.
Умение приходить к общему решению в совместной деятельности. Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Адекватное восприятие оценки учителя. Формирование границ собственного знания и незнания. Самооценка личности. |
Приложение №1. ПРИТЧА О СЧАСТЬЕ
В некотором царстве, в некотором государстве, жила-была прекрасная Принцесса. Был у неё магический камень. К какому бы металлическому предмету он ни прикоснулся, тот тут же превращается в золото! Но, к несчастью, она потеряла его, находясь в дороге, и очень огорчилась. Прекрасный Принц решил во что бы то ни стало отыскать магический камень и осчастливить принцессу.
Он пошел к кузнецу и заказал себе железный обруч. Повесив этот обруч на шею, Принц отправился в путь по дорогам королевства, поднимая наугад камни и прикладывая их к обручу.
Шло время, молодой принц уже превратился в седого старца. Но он по-прежнему бродил по дорогам и прикладывал к своему железному обручу булыжники. Принцу приходилось уже просить подаяние. Сердобольные женщины выносили ему кринку молока, ломоть хлеба. Принц ел, благодарил и шел дальше.
И вот однажды, войдя в очередное селение, Принц попросил у жителей хлеба и воды. Но вместо милости, он услышал негодующие возгласы:
— Жалкий скряга, — кричали жители, — ты просишь подаяния, а на шее у тебя золотой обруч!
Приложение №2.
Живописец Андрей Васильевич Чикачев – один из ярких представителей современного искусства Якутии, вошёл в художественную жизнь республики в 1990-е годы. В своих творческих устремлениях художник обращается к мифологии, к багажу народного творчества, к диалогу, в котором традиционное и современное выступают в сложных и продуктивных взаимосвязях.
Герои большинства произведений художника – дети, образ детства как особый мир, как волшебная страна, показанная сквозь призму глубоких, личных воспоминаний, озаренных радостью сопричастности к Миру, наполненному доверием, теплотой, добротой и любовью («Лето», 1996; «Мечта», 1997, «Одуванчики» (Три грации), 2002, «Эбээ оhото» («Бабушкин внучок»), 2004, «В краю детства», 2010, и др.).
Красота родной природы, сцены из деревенской жизни, традиционные занятия – охота, рыбалка, сенокос, воплощенные художником, находят отклик в сердцах многих зрителей. Так и фольклорные богатыри в картинах «Бэрт Бэргэнчэ» (2007), «Мунду бухаатыыра» (2008), «Муус боотурдара» (2017), «Элик Бэргэн» (2017), «Байанай алгыhынан» (2017) в ироничной интерпретации А.В. Чикачева предстают незадачливыми героями, обычными людьми, над приключениями которых художник приглашает зрителя весело посмеяться.
Юлия Луценко, кандидат искусствоведения