12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ника30
Россия, Саха (Якутия) респ., Мирный
1

Технологическая карта урока «Подготовка к написанию сочинения рассуждения «Что такое счастье?»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ПОДГОТОВКА К  СОЧИНЕНИЮ – РАССУЖДЕНИЮ( НА ОСНОВЕ КАРТИН А. ЧИКАЧЁВА)»

Учитель: Садуева Д.Б.

Тип урока:

Урок  развития речи

Технология:

Технология развития критического мышления

Авторы УМК:

Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.А.Дейкина,

Цели урока:

Развитие творческих возможностей, формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизнен­ных речевых ситуаций через создание текста – рассуждение.

Развитие интереса к изобразительному искусству как особому языку духовной культуры общества

Планируемые образо­ватель­ные результаты
(личностные, мета­предмет­ные, предмет­ные):

Личностные результаты обучения:
Проявлять:
– интерес к изучению темы;
– творческое отношение к интерпретации произведений живописи
– желание научиться строить собственное рассуждение на заданную тему.

Метапредметные результаты обучения:

Познавательные:
– передавать содержание текста в сжатом, выборочном или разверну­том виде;
– знать особенности текста – описания;
– выделять информацию, существенную для решения проблемы (или возникшей проблемной ситуации);
– использовать приобретённые знания при создании собственных тек­стов.
Регулятивные:
– выполнять задание в соответствии с целью;
– работать с произведениями живописи;
– проводить самооценку выполнения учебного задания, кор­ректировать в процессе выполнения.

Коммуникативные:
– строить диалог в рамках учебного занятия, участвовать в работе группы;
– согласовывать позиции и находить общее решение, понимать точку зрения собеседника;
– использовать речевые средства для представления  совместной дея­тельности, предвидеть результат коллективных решений.

Предметные результаты обучения:

 – формировать умение составлять текст–рассуждение по предложенной теме и составленному плану;

 – формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 – развивать  способность к  самоконтролю и самооценке.

Межпредметные связи:

ИЗО: символика цвета, цветовая гамма, образы детей в живописи

Наглядно-демонстрационный материал

Видеоролик, презентация ,

Оборудование:

мультимедийный проектор, ватманы, фломастеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 


 

1.Первая стадия – вызов (Мотивация к учебной деятельности).

Цель: включение в учебную деятельность с помощью использования приёмов «ассоциирование», «корзина идей».


 


 


 


 


 


 


 

Приём «Корзина идей»


 


 


 

2. Стадия осмысления

Цель: организация активного восприятия информации, поддержка степени понимания информации.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Стадия «рефлексия»

Цель – обеспечение закрепления полученных знаний, создание условий, способствующих самостоятельной систематизации материала, соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроки, осознание метода построения нового знания.

Приёмы: организация диспута,построение рассуждения.


 


 

Домашнее задание:

«Счастье достается тому,

кто много трудится»

Леонардо да Винчи

 

Приветствие учащихся.

Прослушивание притчи о счастье.

Что такое притча?

( учитель стимулирует интерес учащихся к предлагаемой для осмысления ситуации )

Что же случилось с Принцем?

(С Принцем случилось то, что с каждым из нас происходит едва ли не ежедневно: мы не замечаем и не ценим счастливые моменты жизни).

 


 

К какому типу речи относится притча? Назовите отличительные черты текста – рассуждение.


 

 

 

Что же такое счастье? Какие моменты жизни мы по неопытности не осознаём как счастье(а их ведь много в нашей повседневной жизни)?

Ответить поможет нам искусство - живопись А.Чикачева.

Знакомы ли вам картины? Какие жанры живописи представлены в ролике?

Познакомьтесь с высказыванием кандидата искусствоведения о творчестве А.Чикачёва, которое можете использовать как фоновый материал при построении рассуждения.

Предлагает наполнить «Корзину идей». Что такое счастье?

 

 

Итак, какова тема, цель урока? Обращение к эпиграфу урока, словам Леонардо да Винчи.

 

 

Работа по группам

1 группа . Работа по картине «Одуванчики. Три грации»

Какие эмоции вызывает картина? Где происходит действие картины? Когда? Благодаря чему достигается ощущение света, лёгкости, полета, свободы? Что вы можете сказать о цветовой гамме, используемой художником?

Как вы думаете, счастливы ли дети? В чем заключается счастье для этих детей?

 

Составить фишбоун «Счастье» по картине.

 

 


 


 


 


 


 

2 группа: работа по картине «Эбээ обото».

Какие чувства и эмоции вызывает картина? Какие детали картины вызывают добрую улыбку? Какие ассоциации вызывают изображённые легкие облака? Как вы думаете, что чувствует мальчик, прильнувший к спине бабушки? Почему?

Как вы думаете, счастлив ли мальчик? В чем состоит его счастье?

Составить кластер «Счастье» по картине.


 

3 группа работает по картине «Орой-меник отчуттар». 2009

Какие чувства вызывает картина? Кто изображён на картине? Как прошёл день мальчиков? Какие детали передают радостное настроение детей? Можно ли сказать, что дети счастливы? В чём заключается их счастье? Сформулируйте ответ : « Как соотносится идея картины с высказыванием Клода Адриана Гельвеция:

«…Удовольствие должно быть наградой за труд…»?»


 


 


 

Идёт обсуждение: дополнения, предложения по поводу выполненных группами работ.

Таким образом, в результате работы по группам создают продукт своей деятельности, что и предусматривалось типом и целями урока.

Предполагаемые вопросы:

Так что же такое счастье?

В чем оно заключается ?

Построение устного рассуждения «Что такое счастье?»

 


 


 

-Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке?

-Довольны ли вы своей работой и как её оцениваете?


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Написать  сочинение – рассуждение «Что такое счастье?»


 


 

Учащиеся высказывают предположение, свое мнение о прослушанном, выявляют основную мысль.

Притча – короткий рассказ с нравоучительным смыслом.

Путь – символ жизни. Герой шёл по жизненному пути – прожил жизнь- и не заметил счастья. Есть выражение «Пройти мимо счастья».

 

 

 

 

 

 

Повествование.

Называют основные составляющие текста – рассуждения : ТЕЗИС-ДОКАЗАТЕЛЬСТВА-ВЫВОД

 

 

СЧАСТЬЕ- состояние наивысшего удовлетворения(сл. С.Ожегова)

 

Слайд №1 Портрет А.Ч.

Смотрят видеоряд картин А. Чикачёва.

Картины объединяет тема детства, Родины. Детство – счастливая пора. Слайд№2 высказывание Ю.Луценко, кандидата искусствоведения. Приложение №2(текст)

Ребята наполняют «корзину идей»(3 мин): ( 1 –этап-работа в паре, 2 этап – сброс идей в корзину)

 

Цель урока – подготовка к сочинению - рассуждению «Что такое счастье?» на основе картин А.Чикачева.

t1585047232aa.png
 

Дети отмечают использование художником яркой цветовой гаммы, символичность использования цвета при изображении девочек и цветов. Открытое пространство, растянувшийся горизонт – свобода. Ощущение счастья , беззаботности, лёгкости и свободы передаётся также благодаря качающимся фигурам девочек. Развевающиеся волосы свидетельствуют о динамике. Рисуют на ватмане фишбоун «Счастье» : родина, лето, солнце, тепло, спокойствие.

t1585047232ab.jpg
 

Дети отмечают легкий юмор художника, исходящую доброту и спокойствие. Облака напоминают парящие крылья , их белый цвет гармонирует с белой майкой мальчика, возникает волшебное ощущение : то ли бабушка, то ли внук ангел.

На ватмане рисуют кластер « Счастье» ( доброта, тепло, нежность любовь близкого человека)


 

Дt1585047232ac.png ети отмечают жаркий день в пору сенокоса. Дети помогали своему дедушке грузить сено. Несмотря на тяжёлый труд, дети счастливы: они едут верхом и поют весёлые песни; им радостно, потому что помогали , трудились.

Да, если хорошо трудились, помогали, дедушка доволен вами - радостно на душе, совесть спокойна, душа поёт, вокруг тишина, покой, тепло, родные просторы. В этом счастье этих детей.


 


 

Защита работ


 

В ходе обсуждения анализируются предложения из Корзины идей.


 

Счастье –это чувство радости, веселья, легкости, спокойствия. Когда мы испытываем такие чувства? Оказывается, каждый момент нашей жизни – счастливый! Главное, чтобы были рядом любимые и родные люди, друзья, чтобы светило солнышко, небо было чистым и ясным. Нам легко и спокойно, когда мы помогаем кому – то, когда мы можем гордиться своей сделанной работой. Главное, чтобы был мир на Земле.


 


 


 


 

 


 


 

Р : планируют необходимые действия и операции

К : планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

П : понимают поставленную задачу

Л : управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Построение речевого высказывания в устной форме.

П: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют анализ, синтез, сравнения, классификации

К: слуша­ют, отве­чают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обо­сновывают свою точку зрения


 


 


 


 


 


 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

 

 

 

Умение выражать свои чувства через цвет, символ, слово.

 

П: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют анализ, синтез, сравнения, классификации

К: слуша­ют, отве­чают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обо­сновывают свою точку зрения


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Владение диалогической формой речи.

Анализ объектов с целью выделения признаков.


 

Умение приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Адекватное восприятие оценки учителя.

Формирование границ собственного знания и незнания.

Самооценка личности.

 

 

Приложение №1. ПРИТЧА О СЧАСТЬЕ

В некотором царстве, в некотором государстве, жила-была прекрасная Принцесса. Был у неё магический камень. К какому бы металлическому предмету он ни прикоснулся, тот тут же превращается в золото! Но, к несчастью, она потеряла его, находясь в дороге, и очень огорчилась. Прекрасный Принц решил во что бы то ни стало отыскать магический камень и осчастливить принцессу.

Он пошел к кузнецу и заказал себе железный обруч. Повесив этот обруч на шею,  Принц отправился в путь по дорогам королевства, поднимая наугад камни и прикладывая их к обручу.

Шло время, молодой принц уже превратился в седого старца. Но он по-прежнему бродил по дорогам и прикладывал к своему железному обручу булыжники. Принцу приходилось уже просить подаяние. Сердобольные женщины выносили ему кринку молока, ломоть хлеба. Принц ел, благодарил и шел дальше.

И вот однажды, войдя в очередное селение, Принц попросил у жителей хлеба и воды. Но вместо милости, он услышал негодующие возгласы:

Жалкий скряга, — кричали жители, — ты просишь подаяния, а на шее у тебя золотой обруч!

Приложение №2.

Живописец Андрей Васильевич Чикачев – один из ярких представителей современного искусства Якутии, вошёл в художественную жизнь республики в 1990-е годы. В своих творческих устремлениях художник обращается к мифологии, к багажу народного творчества, к диалогу, в котором традиционное и современное выступают в сложных и продуктивных взаимосвязях.

Герои большинства произведений художника – дети, образ детства как особый мир, как волшебная страна, показанная сквозь призму глубоких, личных воспоминаний, озаренных радостью сопричастности к Миру, наполненному доверием, теплотой, добротой и любовью («Лето», 1996; «Мечта», 1997, «Одуванчики» (Три грации), 2002, «Эбээ оhото» («Бабушкин внучок»), 2004, «В краю детства», 2010, и др.).

Красота родной природы, сцены из деревенской жизни, традиционные занятия – охота, рыбалка, сенокос, воплощенные художником, находят отклик в сердцах многих зрителей. Так и фольклорные богатыри в картинах «Бэрт Бэргэнчэ» (2007), «Мунду бухаатыыра» (2008), «Муус боотурдара» (2017), «Элик Бэргэн» (2017), «Байанай алгыhынан» (2017) в ироничной интерпретации А.В. Чикачева предстают незадачливыми героями, обычными людьми, над приключениями которых художник приглашает зрителя весело посмеяться.

Юлия Луценко, кандидат искусствоведения

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.