Урок по биологии в 10–11 классе «Автотрофный тип обмена веществ»
Методические разработки уроков 10-11класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;
-умения давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности
Задачи:
Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем
УУД
Личностные результаты обучения биологии:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Метапредметные результаты обучения биологии:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Продолжить углубление знаний о способах питания в органическом мире: гетеротрофном и автотрофном (фототрофном и хемотрофном).
Познакомить учащихся с фотосинтезом как пластическим обменом веществ у растений.
Охарактеризовать протекание двух фаз фотосинтеза; результаты;
Обосновать космическую роль, зеленых растений
Объяснить сущность особого типа синтеза органических веществ — хемосинтеза, раскрыть значение хемосинтеза в биосфере.
Главным источником энергии для всех живых существ, населяющих нашу планету, служит энергия солнечного света, которую непосредственно могут использовать клетки зеленых растений, одноклеточных водорослей: зеленых и пурпурных. Эти клетки за счет энергии солнечного света способны синтезировать органические соединения углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты и др.
Такой биологический синтез, происходящий благодаря энергии света, называют фотосинтезом.
2.Зеленый цвет фотосинтезирующих клеток зависит от наличия в них хлорофилла, поглощающего свет в красной и синей частях спектра и пропускающего лучи, которые дают смешении зеленый цвет.
Фотосинтез: световая и темновая фазы -
Как объяснить такой сложный процесс, как фотосинтез, кратко и понятно? Растения являются единственными живыми организмами, которые могут производить свои собственные продукты питания. Как они это делают? Для роста и развития растения получают все необходимые вещества из окружающей среды: углекислый газ - из воздуха, воду и питательные вещества - из почвы. Также они нуждаются в энергии, которую получают из солнечных лучей. Эта энергия запускает определенные химические реакции, во время которых углекислый газ и вода превращаются в глюкозу (питание) и кислород. Это и есть фотосинтез. Кратко и понятно суть процесса можно объяснить даже детям школьного возраста.
"Вместе со светом"
Слово "фотосинтез" происходит от двух греческих слов - "фото" и "синтез", сочетание который в переводе означает "вместе со светом". В процессе фотосинтеза солнечная энергия преобразуется в химическую энергию. Химическое уравнение фотосинтеза: 6CO2 + 12H2O + свет = С6Н12О6 + 6O2 + 6Н2О. Это означает, что 6 молекул углекислого газа и двенадцать молекул воды используются (вместе с солнечным светом) для производства глюкозы, в итоге образуются шесть молекул кислорода и шесть молекул воды. Если изобразить это в виде словесного уравнения, то получится следующее: -
углекислый газ + вода + солнце => глюкоза + кислород + вода.
Солнце является очень мощным источником энергии. Люди всегда стараются использовать его для выработки электричества, утепления домов, нагревания воды и так далее. Растения "придумали", как использовать солнечную энергию еще миллионы лет назад, потому что это было нужно для их выживания. Фотосинтез кратко и понятно можно объяснить таким образом: растения используют световую энергию солнца и преобразуют ее в химическую энергию, результатом которой является сахар (глюкоза), избыток которого хранится в виде крахмала в листьях, корнях, стеблях и семенах растения. Энергия солнца передается растениям, а также животным, которые эти растения едят. Когда растение нуждается в питательных веществах для роста и других жизненных процессов, эти запасы оказываются очень полезными.
Как растения поглощают энергию солнца?
Рассказывая про фотосинтез кратко и понятно, стоит затронуть вопрос о том, каким образом растениям удается поглощать солнечную энергию. Это происходит благодаря особой структуре листьев, включающей в себя зеленые клетки - хлоропласты, которые содержат специальное вещество под названием хлорофилл. Это пигмент растений, который придает листьям зеленый цвет и отвечает за поглощение энергии солнечного света.
Почему большинство листьев широкие и плоские?
Фотосинтез происходит в листьях растений. Удивительным фактом является то, что растения очень хорошо приспособлены для улавливания солнечного света и поглощения углекислого газа. Благодаря широкой поверхности будет захватываться гораздо больше света. Именно по этой причине солнечные панели, которые иногда устанавливают на крышах домов, также широкие и плоские. Чем больше поверхность, тем лучше происходит поглощение.
Что еще важно для растений?
Как и люди, растения также нуждаются в полезных и питательных веществах, чтобы сохранить здоровье, расти и выполнять хорошо свои жизненные функции. Они получают растворенные в воде минеральные вещества из почвы через корни. Если в почве не хватает минеральных питательных веществ, растение не будет развиваться нормально. Фермеры часто проверяют почву для того, чтобы убедиться, что в ней имеется достаточное количество питательных веществ для роста культур. В противном случае прибегают к использованию удобрений, содержащих основные минералы для питания и роста растений.
Самостоятельная работа
Автотрофный тип обмена веществ
Каково значение автотрофов на Земле?
Автотрофы являются первым звеном в цепи питания. Автотрофы – создатели атмосферы, насыщенной кислородом. Растения в процессе фотосинтеза поглощают CO2, выделяя O2. Какие организмы способны к автотрофному питанию? Растения, цианобактерии и некоторые другие бактерии, водоросли.
Найдите в тексте параграфа материал, характеризующий группы автотрофных организмов, результаты занесите в таблицу.
Изучите схему, изображающую фотосинтез.
Ответьте на вопросы:
1. Какое обозначение на схеме имеют фотоны?
2. Какие вещества являются продуктами их взаимодействия с хлорофиллом?
3. Какой процесс обеспечивает возникновение молекулярного кислорода?
Кванты света
Образуются «возбужденные» молекулы хлорофилла, часть которых преобразуется в теплоту или свет, другая часть – передается катионам водорода. Образуются атомы Н и радикалы ОН0, далее – вода и молекулярный кислород.
Фотолиз воды.
4.Какой процесс занимает ключевое место в комплексе химических реакций темновой фазы фотосинтеза?
Связывание углекислого газа. Участвует АТФ, образованный при световой фазе, атомы молекулы водорода, образованные при фотолизе воды и связанные с переносчиками. Так энергия света превращается в энергию химических связей.
5. Вы знаете, что фотосинтез – это целостный процесс. Составьте план своего ответа, доказывающего взаимосвязь всех фаз фотосинтеза. Почему при нарушении световой фазы не может полноценно осуществляться темновая фаза? 1. Расщепление воды – фотолиз под действием света
2. Образуются атомы Н и радикалы ОН, выделяется свободный кислород
3. Синтезируется АТФ
4. В темновой фазе преобразование энергии света в энергию химических связей. Участие молекул, образованных в световой фазе.
6. Изобразите схематично смысл утверждения о том, что растения – это энергетические посредники между Космосом и Землей.
7. Прочитайте перечень организмов, выпишите буквенные обозначения организмов разных групп: 1 – фототрофов, 2 – хемотрофов, 3 – гетеротрофов; а) дикобраз, б) водосбор, в) хламидомонада, г) эвглена зеленая, д) крот, е) сосна, ж) железные бактерии, з) амеба, и) нитрифицирующие бактерии, к) панголин.
1 - фототрофы – б, в, г, е
2 - хемотрофы – ж, и
3 - гетеротрофы – а, д, з, к
Вопросы и задания для повторения
1.Какие типы питания организмов Вам известны
2.Какие организмы называются автотрофными? Перечислите их.
3.Охарактеризуйте световую и темновую фазы фотосинтеза.
4.Почему в результате фотосинтеза у зеленых растений в атмосферу выделяется свободный кислород?
5.Что такое хемосинтез?
6.Какие организмы называются гетеротрофными?
7.Напишите реакции световой и темновой фаз фотосинтеза. Обозначьте пути переноса электронов и протонов.
8.Каким образом можно повысить эффективность фотосинтеза у зеленых растений?
9.Почему при фотосинтезе энергия солнечного света, падающая на лист, переходит в химическую энергию органических соединений с эффективностью всего около 1 — 2 % ? Какова судьба остальной энергии?
Автотрофное питание. Фотосинтез
Автотрофное питание. Хемосинтез
Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах
Автотрофное питание клетки Фотосинтез и хемосинтез | Биология 10 класс #16 | Инфоурок
Ресурсы
В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .
А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» .
Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности .
Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций