Обобщающий урок литературы по разделу «Писатели — детям» (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению во 2 «А» классе.
Учитель: Хамрокулова Ирина Вячеславовна
Школа: МБОУ СОШ №162
Тема: Обобщающий урок по разделу «Писатели – детям»
Цель: формирование образовательных компетенций (информированных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся на основе осмысления юмористических произведений детских писателей.
Планируемые образовательные результаты.
Ученик по окончанию изученной темы:
соотносит понятие и определение;
называет детских авторов и их произведения, узнаёт на портрете;
даёт собственную оценку произведению;
выполняет учебные задания в сотрудничестве с одноклассниками, учителем;
читает выразительно, целыми словами.
Программные требования:
личностные |
метапредметные |
предметные |
1) формирование позитивной самооценки, самоуважения; 2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально–нравственной отзывчивости. |
1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога. |
1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение; 2) Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 3) формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 4) Развитие творческих способностей. |
Программное содержание:
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания.
К. Чуковский Сказки
С. Я. Маршак «Кот и лодыри»
С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»
А. Л. Барто Стихи
Н. Н. Носов Юмористические рассказы для детей.
Мировоззренческая идея:
В юмористическом произведении автор изображает людей, их недостатки, слабости, переживания в смешном, комическом виде. Выражает своё добродушное, немного насмешливое отношение к ним.
Основные понятия:
К. Чуковский поступок
С. Я. Маршак дружба
С. В. Михалков честность
А. Л. Барто
Н. Н. Носов
План изучения нового материала:
Знакомство с портретами детских писателей
Взаимосвязь произведений из раздела «Писатели – детям»
Юмористические произведения
Технология интерактивного обучения
Тип урока: урок-обобщение
Вид урока: нетрадиционный (урок-игра)
Мизансцена урока: класс делится на 5 групп по 5 человек
Оборудование урока:
1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России»Горецкий);
2)раздаточный материал;
3)портреты с писателями
4)магнитофон
5) выставка книг
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению и подобрать подходящую пословицу.
Технологическая карта
Планируемые результаты |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
I организационный момент. Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. - Прозвенел уже звонок, начинается урок! Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь! Пожелайте друг другу удачи, я вам желаю успешной работы и приятного общения. -Ребята, прежде чем начать работу, проверьте, в порядке ли рабочее место, правильно ли вы сидите. -Скажите, почему важно, чтобы на парте был порядок? -А какое значение имеет правильная посадка? |
Учащиеся встают, улыбаются друг другу и желают успешной работы. Настраиваются на работу. |
Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах. Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
II вводный этап. Белая звездочка с неба упала Мне на ладошку, но не пропала. А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. – Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке? Учитель предлагает для составления желаний следующие карточки: На уроке я хочу: – Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему? Заготовлены 5 конвертов с пазлами авторов. Капитаны команд выходят и выбирают конверт. Дети собирают пазл и называют автора. Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:
- Что объединяет этих писателей? - Почему именно портреты этих писателей я вам показала? ( из одного раздела). -А как он называется, вы мне скажете, если расшифруете эти слова (илетасип – мятед). Писатели – детям. Как вы догадались? (читали справа налево) Какая же тема нашего урока? - Мы закончили изучение большого раздела «Писатели-детям». Сегодня наш урок-урок обобщения и повторения. Мы поиграем в литературные игры, ответим на вопросы, оценим себя.
|
Учащиеся прослушивают стихотворение. Учащиеся высказывают свои предположения. Вспоминают, систематизируют, формируют общее, единое. Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока. Взаимодействовать с учителем, друг с другом во время беседы. Актуализировать личный читательский опыт. |
Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию. Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. |
Проверка домашнего задания. Просит вспомнить домашнее задание. Проводит конкурс скороговорщиков с предварительным проговариванием правил произношения скороговорок. -Кого бы вы назвали лучшим скороговорщиком? Почему? |
Называют д/з- подготовить скороговорку. Выразительное проговаривание скороговорок. |
Личностные: умение выражать свои чувства, мысли. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. |
Обобщение усвоенного. Игра «Узнай произведение по картинкам». Каждой группе конверт с картинками к произведению. |
Запомнить как можно больше слов. Называют автора и название произведения. |
Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. |
Запись музыки |
Активное выполнение |
Личностные: умение выражать своё отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Познавательные: развитие навыка чтения. Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
Игра «Задай вопрос» Каждой группе необходимо придумать вопрос по произведению. «Работа с пословицами» Ученики читают пословицы и соотносят с подходящим произведением. |
Учащиеся выбирают вопрос на карточках и задают своим товарищам. Ученики читают пословицы и соотносят с подходящим произведением. |
Познавательные: выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона. |
Учитель предлагает учащимся соотнести произведения с автором. |
Учащиеся слушают утверждения и отмечают соответствующие знаки. Взаимопроверка. |
Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. |
Рефлексия урока. – Сейчас мы превратим снежинки наших желаний в снежинки результатов урока. Прикрепите, пожалуйста, к центральной фигуре карточки самых удавшихся своих действий на уроке. |
Дети анализируют свою работу и выбирают карточки с действиями, которые удались во время урока. |
Познавательные: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать другие мнения. Личностные: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты.
Формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |
Учитель, организуя диалог с учащимися предлагает ответить на вопросы: - Произведения каких писателей мы изучали? Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов? |
Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют. |
Приложение
Пословицы:
Учись смолоду – пригодится в старости
У лодыря что ни день, то лень
Порядок – душа всякого дела
Соотнесение произведения с автором:
К. И. Чуковский Живая шляпа
С. Я. Маршак В школу
С. В. Михалков Кот и лодыри
А. Л. Барто Мой щенок
Н. Н. Носов Федорино горе
Портреты авторов:
К. И. Чуковский С. Я. Маршак
С. В. Михалков А. Л. Барто Н. Н. Носов
Предметы для определения произведения:
С. Я. Маршак
С. В. Михалков
А. Л. Барто
К. И. Чуковский
Н. Н. Носов