Обобщающий урок русского языка по теме «Подготовка к промежуточной аттестации» (7 класс)
Тема урока:
Подготовка к промежуточной аттестации за курс 7 класса**
-Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по ключевым темам курса русского языка 7 класса, подготовить к успешной сдаче промежуточной аттестации.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Повторить основные орфограммы и пунктуационные правила.
- Закрепить навыки морфологического и синтаксического разбора.
- Повторить типы предложений, части речи и их формы.
- Развивающие:
- Развивать умение анализировать лингвистические явления.
- Развивать память, внимание, логическое мышление.
- Воспитательные:
- Формировать ответственное отношение к учебной деятельности.
- Воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении заданий.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения:
Смешанный урок (беседа + работа в парах/группах + индивидуальная работа)
Методы обучения:
- Словесные (объяснение, беседа)
- Наглядные (презентация, таблицы)
- Практические (упражнения, тестирование)
-Оборудование:
- Учебник "Русский язык. 7 класс" (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др.)
- Раздаточный материал (карточки с заданиями, тесты)
- Презентация
- Доска, маркеры
- Проектор или интерактивная доска
Ход урока:
Организационный момент (2 мин)
- Приветствие учащихся.
- Сообщение темы и цели урока.
- Мотивация: объяснение важности подготовки к аттестации.
Актуализация опорных знаний (5–7 мин)
Фронтальный опрос:
1. Какие части речи изучались в 7 классе?
2. Что такое деепричастие? Где встречается?
3. Какие предложения бывают по составу?
4. Какие знаки препинания вы знаете при однородных членах предложения?
5. Что такое наречие? Какие степени сравнения имеет?II. Обобщение и систематизация знаний (20–25 мин)
1. Орфография (работа в парах)**
Карточки с заданиями:
- Вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.
- Подчеркнуть орфограммы и объяснить выбор написания.
Пример:
Мы шли по тропинке покрытой листвею и вдруг услышали странный звук.
Ответ:
*Мы шли по тропинке, покрытой листвою, и вдруг услышали странный звук.*
(Причастный оборот — запятые выделяют.)
2. Пунктуация (работа в группах)**
Работа с предложением (на слайде или карточке):
- Расставить знаки препинания.
- Объяснить выбор знаков.
Пример:
Прибежав домой он сразу лег отдыхать потому что был очень уставшим.
Ответ:
*Прибежав домой, он сразу лег отдыхать, потому что был очень уставшим.*
3. Морфология (индивидуальная работа)**
Выполнить морфологический разбор слова: *бегая*, *очень*, *быстро*
4. Синтаксис (работа у доски)**
Разобрать предложение по членам, указать тип предложения, вид однородных членов.
Пример:
На столе лежали тетрадь, блокнот и ручка.
IV. Мини-тест (5–7 мин)
Тест на проверку знаний (можно провести с взаимопроверкой):
1. Укажите предложение с однородными членами:
- а) Дождь шёл весь день.
- б) Небо было хмурым, но солнце всё же светило.
- в) Деревья стояли неподвижно и молчаливо.
2. В каком слове пишется «Н»?
- а) деревя…ый
- б) серебря…ый
- в) песча…ый
3. Какое слово является наречием?
- а) красивый
- б) красочно
- в) красота
(Ключ: 1 – в; 2 – в; 3 – б)*
V. Рефлексия (2–3 мин)**
- Что повторили сегодня на уроке?
- Какие темы остались сложными?
- Какие задания были самыми интересными?
VI. Домашнее задание (1 мин)**
- Повторить § 25–60 (по учебнику).
- Выполнить упражнение № ___ (по выбору учителя) на закрепление изученного.
- Подготовить план ответа по одной из тем (например, "Деепричастие", "Однородные члены предложения").
VII. Итог урока (1–2 мин)**
- Оценка работы учащихся.
- Напоминание о предстоящей промежуточной аттестации.
Селиванова Галина Геннадьевна