12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Штыба Олеся Анатольевна120
1

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Взаимосвязь зрительно-моторной координации и речевого развития дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Подгорнский детский сад "Берёзка"

 

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Взаимосвязь зрительно-моторной координации и речевого развития дошкольников»

 

учитель-логопед:

Штыба О.А.

 

2018г.
 

Содержание

1. Актуальность темы. Научная обоснованность

2. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию зрительно - моторной координации у детей с речевыми нарушениями

3.Взаимосвязь со специалистами

4.Список литературы

1. Актуальность:

Одной из составляющих компонентов развития речи, базой для ее полноценного формирования служит развитие зрительно – моторной координации. Зрительно – моторная координация – это координация зрительного анализа и движения руки (анализирует то, что видит). Известный отечественный психолог А.Р. Лурия доказал важность и необходимость этого психического качества для успешного начала школьного обучения.

В Концепции модернизации российского образования на период 2010 года сказано: В последние годы значительно вырос процент детей, у которых к семи годам не полностью сформирована зрительно – моторная координация, которая приобретает особую актуальность в обучении детей с нарушением речи, у них страдает общая и тонкая моторика, зрительное восприятие, а также способность ориентироваться в пространстве. Они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, с трудом переключаются с одного вида движений на другой.

Несформированность зрительно – моторной координации может негативно отразиться на учебном процессе и психике ребенка, так как в школе дети много работают по визуальным образцам: списывание с доски, из книг, прописей и других пособий. Успешное выполнение такого рода работы возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторики пальцев ведущей руки. Связи между зрительным анализом и движением руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности.

Поэтому овладение общими моторными навыками, зрительным восприятием, пространственной ориентировкой и представлениями, умением отражать их в речи являются важными показателями готовности к обучению в школе.

Выявленные трудности по формированию зрительно – моторной координации у детей с нарушением речи определили специфику моей работы. Положительный результат подготовки детей к учебе в школе может быть, достигнут за счет использования специальных методов, технологий учитывающих особенности детей с нарушением речи (А.Л. Венгер, Э.Г. Пилюгина, М.М. Безруких, Н.С. Жукова, М.М. Кольцова, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков и др.)

В основу данной темы были положены «Программа воспитания и обучения детей с ФФН речи» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной; «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н.В. Нищевой; «Дидактические материалы по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников» З.Е. Агранович; «Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР и обучению письму посредством развития пространственных представлений» И.Н. Моргачевой.

Нами, специалистами МБДОУ "Подгорнский детский сад "Берёзка", был проведен анализ диагностических данных детей (обследование зрительно – моторной координации проводили с детьми подготовительной группы по методике Ясюковой Л.А.) который показал, что дети затрудняются при выполнении следующих заданий:

- плохо ориентируются на листе бумаги (выполнение задания не соответствует соотношению рисунков на образце);

- затрудняются передавать форму предметов;

- не сформированы количественные показатели (не могут соотнести количество точек на образце и в своем рисунке).

Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях, отметили, что общие движение детей характеризуется недостаточной четкостью и организованностью, дети неуверенно выполняют движения, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений, не достаточная упражняемость в моторных навыках. Мною было проведено обследование на развитие мелкой моторики, который, показал, что дети также имеют отклонения в развитии движений пальцев рук. Таким детям нужна специально организованная помощь в процессе их подготовки к школе со стороны всех специалистов ДОУ.

Работа по развитию зрительно – моторной координации ведется второй год. В основе данной темы были положены " Программа воспитания и обучения детей с ФФН речи " Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.В.Нищевой "Система коррекционной работы в логопедической группе для детей С ОНР", З.Е.Агранович "Дидактические материалы по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников", методические рекомендации Г.В. Никулиной, А.В.Потемкиной "Готовим к школе ребенка", Л.М.Граб "Развиваем графические навыки", методическое пособие И.Н. Моргачевой "Ребенок в пространстве". Т.И. Нагаевой "Развитие пространственной ориентировки".

Мной была подобрана методическая литература по данной теме, дидактические игры и упражнения, поставлена цель, определены задачи.

Цель:

Создание положительной мотивации к занятиям и подготовка детей к усвоению умений работать с орудиями, позволяющие овладеть зрительно – моторными умениями и развитием речи, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общей образовательной школе.

Задачи:

1.Создать положительную мотивацию, среду орудиев (способов) у детей к занятиям:

- Сюрпризный момент, психогимнастика, релаксация, игровые моменты, художественное слово.

2.Развивать общие моторные навыки:

- общеразвивающие упражнения;

- пальчиковая гимнастика;

- сенсомоторика;

- кинезиология; Наука о развитии головного мозга через движения. Использование кинезиологической коррекции позволит улучшить память, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизит утомляемость, активизирует интеллектуальную и познавательную деятельность).

Зрительное восприятие:

- Формировать целостного восприятия предметов;

- соотносить предмет и его части;

- формировать умение анализировать пространственные отношения и понимать связь между определенным местоположением предмета в пространстве и его словесным обозначением ;

- упражнять детей в словесном определении пространственных отношений;

- закрепить умение получать информацию об окружающем мире и использовать ее в предметно – практической, познавательной, коммуникативной деятельности;

- развивать внимание, память, мышление (анализ, синтез, обобщение);

- закрепить знания детей, полученные на завершенном этапе, используя в речи предложно – падежные конструкции и развивая связную речь.

3. Развивать ориентировку в пространстве:

три основных категории элементарных знаний о пространстве, приобретаемых детьми в процессе коррекционной работы:

а) ориентировка в направлениях пространства;

- умения ориентироваться в сторонах собственного тела, соотносить слова верху – внизу с частями собственного тела, затем определять положения объектов в соответствии с данными направлениями , опираясь на чувственные ориентиры: вверху – голова, внизу – ноги, впереди – лицо, сзади – где спина (в процессе обучения нужно активно подключать руку ребенка, так как движение руки способствует точности восприятия, "рука учит глаз").

Здесь же вводятся предлоги "над", "под", "между", с помощью которых также анализируется взаиморасположение частей тела. ( упр. "Спереди – сзади", " Дальше – ближе");

б) отражение отдаленности предмета и его местоположения;

Дети учатся различать направления от себя и употреблять наречия: там, вверху, впереди, сзади, направо, (справа), налево, (слева), близко, далеко.

в) отражение пространственных характеристик и отношений между предметами .

Детей учат показывать направления от себя, двигаться в соответствии с ними и комментировать свои действия.

г) Закрепляется умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе, к другому человеку, также право – лево у человека, находящегося напротив.

Значимость изменения в обозначенной сфере предопределила специфику моей работы.

Положительный результат подготовке к учебе в школе может быть, достигнут за счет использования специальных методов, технологий учитывающих особенности детей с нарушением речи. Основой комплексного подхода в моей работе предопределяет системность реализуемой деятельности. Основными практическими действиями ребенка выступает выполнение различных упражнений в игровой форме.

Мною был подобран дидактический материал, а также игры и игровые упражнения по развитию зрительно – моторных координации, которые использовала как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных.

При этом учитывала общие педагогические принципы:

Постепенности перехода от простого к сложному:

Системности;

Осознанности усвоения материала;

Учета возрастных особенностей.

2. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию зрительно - моторной координации у детей с речевыми нарушениями

Одной из основных задач является создание положительной мотивации к занятиям и подготовке детей к усвоению овладеть зрительно – моторными умениями и развитием речи. Поэтому в начале занятий всегда включала приветствие, например:

- Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте другу руку слева,

И скорей вставайте в круг.

А теперь соседу справа мячик ты передавай.

Друга называй по имени,

Утра доброго желай.

- Здравствуй, небо!

Здравствуй, земля!

Здравствуй, солнце!

Здравству, река!

Здравствуй, Я!

Здравствуй - все мои, друзья! и т.д.

Художественное слово ( загадки, стихи ), сопровождение движения с речью и т.д которые помогали сохранять интерес на протяжении всего занятия.

У детей в ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Для снятия напряжения использую общеразвивающие упражнения, которые также влияют на развитие общей моторики, координации движений.

- Перешагивание, перепрыгивание через лужи, чтобы добраться до места.

- Перебраться по камушкам через речку;

- Подвижные игры "В огороде", "По ягоды", "По грибы", "Радуга – дуга",

"Буратино" и т.д.

Детям давала разнообразные задания для развития мелкой моторики..

Застегивания пуговиц;

Шнуровки;

Нанизывание бус;

Складывание в коробочку различных предметов правой и левой рукой;

Гимнастика для пальчиков с речевым сопровождением;

Обводка;

Штриховка и т.д.

Чтобы ребенок лучше почувствовал букву, давала такие упражнения: обвести указательным пальцем правой руки или левой руки букву и одновременно произнести А –а – а, выкладывание знакомой буквы из палочек, горошин, пуговиц, лепка из пластилина, "Пальчиковый алфавит", пальчиковые игры со скороговорками на закрепления звука " Идут бобры в сыры боры", "Пекарь пек калачи в печи", "Раз дрова, два дров, три дрова …".

Данные игровые упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук и высших психических процессов (память, внимание, мышление, оптико – пространственное восприятие) . Все психические процессы тесно связаны с развитием речи, способствуют ее развитию.

Развивая мелкую моторику нельзя забывать о развитии тактильных ощущений пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного мозга, что также положительно влияет на развитие речи. Для этой цели использовала игры с мячиками (деревянными, металлическими).

попасть шариком в цель;

прокатить шарик по столу, подтолкнув его правой рукой и поймав левой;

держать шарик большим и указательным пальцем, большим и среднем;

Игра "Футбол" (левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это ворота. Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивая шарик к левой ладони).

Подобные игры с шариками развивают мышцы руки, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти. Это позволяет более успешно проводить подготовку руки к письму.

Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений я изготовила специальные пособия. Объемная вышивка позволяет ребенку тактильно ощутить направление рисунка, движение сопровождается чтением стихов.

Развивая мелкую моторику, мы одновременно закрепляем пространственную ориентировку, изученные грамматические нормы, правильное конструирование фразы. Эти задания универсальны и разнообразны. Они увлекают детей, дети занимаются с удовольствием.

В своей работе с детьми использовала кинезиологическую гимнастику – это упражнения для развития межполушарного взаимодействия, которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, активизируют интеллектуальную и познавательную деятельность.

Использовала разработки из журнала "Воспитание и обучение", "Дошкольная педагогика" № 3 (52 ), 04.2009 года "Домик", " Лошадка", " Колечко", " Внимание," Поворот", " Дерево", " Водолазы", "Отдохни", "Ребро – ладонь – кулак" и т.д

Зрительное восприятие – психический процесс приема и преобразования информации обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

Для развития зрительного восприятия я использовала следующие игровые приемы:

Игра "Веселый мяч", "Близко – далеко", "Низко – высоко", "Что это?, "Кто где спрятался,» "Повтори узор", "Что хотел нарисовать художник?" и т.д.

Данные игры полезны детям в целях обогащения сенсорного опыта, зрительного восприятия, делая представления детей об окружающем мире многообразными, расширяя познавательную активность и активизируя мыслительные функции.

Одним из необходимых условий гармоничного развития детей является способность к ориентировке в пространстве. Дети с речевыми нарушениями недостаточно ориентируются в схеме и сторонах своего тела, испытывают затруднения при анализе структуры предмета и положения его в пространстве относительно своего тела, не могут определить пространственные отношения между предметами. Они затрудняются в восприятии графических образов понимании и воспроизведении логико – грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

Работу начинала с формирования умения ориентироваться в сторонах собственного тела, так как эта система отчета является базовой, и большинство детей не имеют четких представлений.

На первом этапе учила детей соотносить слова верху – внизу с частями собственного тела, затем определять положение объектов в соответствии с данными направлениями, опираясь на чувственные ориентиры: вверху – где голова, внизу – где ноги, впереди – где лицо, впереди – где лицо, сзади – где спина. В процессе обучения активно подключала руку ребенка, т.к. движение руки способствуют точности восприятия "рука учит глаз".

Затем отрабатывала расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, уши, рот, щеки) и других частей тела (рука: плечо, локоть, ладонь, пальцы), использую предлоги на, под, здесь, между.

На втором этапе детей учила различать направления от себя и употреблять наречия: там, вверху, внизу, впереди, сзади, направо, налево, близко, далеко.

На третьем этапе учила показывать направления от себя, двигаться в соответствии с ними и комментировать свои действия: вверх – вниз, вперед – назад и т.д.

Для освоения детьми пространства и двигательных возможностей своего тела использовала следующие упражнения: "Спереди – сзади" - ребенок смотрит в зеркало и ощупывая части тела спереди, называет их (лоб, нос, живот, грудь), сзади (затылок, спина, ягодицы и т. д), "Дальше – ближе" (назвать части тела, расположенные сначала ближе, чем какой - ни будь предмет, а затем дальше, чем).

На четвертом этапе – закрепляем умение детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе, к другому человеку.

Особое место в коррекционно – развивающем обучении занимает ориентировка на плоскости (в пространстве листа бумаги). Особое внимание уделяю совершенствованию точности зрительно – пространственного восприятия при ориентировке в ограниченном, клеточном или строчном микропространств; формированию способности воссоздать по образцу или по представлению пространственное размещение элементов композиции , узора; развитию фиксировать и воспроизводить повороты на плоскости отдельных элементов узора или графических знаков. Наряду с развитие пространственных восприятий, представлений и ориентировок особое место занимает работа по освоению пространственного словаря детей с нарушение6м речи.

Словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношений. Это необходимое условие, способствующее установлению полного соответствия между пространственным образом и словом, его обозначающем. Основными практическими действиями ребенка выступает выполнение различных упражнений в игровой форме.

Для развития умения ориентироваться на плоскости использую следующие упражнения:

- Зрительный диктант (по образцу расставляют фигуры, списывают буквы и т.д. ).

- Раскладывают геометрические фигуры по инструкции.

- Лабиринты (Котята собрались в гости к мышке. Мышка проказница запутала подземный ход в сою норку).

- Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки, элементов картинки).

- Раскрашивание предметных картинок.

Занятия проводила от простого к сложному в игровой форме. Вначале учила детей правильно держать карандаш, наносить точки в произвольном порядке «Нарисуй как можно больше звезд. Помни: они так далеко от нас, что видим мы только точки». Или

для формирования умения проводить линии от заданной точке в противоположных направлениях: сверху – вниз и наоборот: "Нарисуй лучики солнышко, стараясь не отрывать карандаш от бумаги" и т.д. Данные упражнения использую для расширения запаса представлений об окружающем, для закрепления лексических тем.

Такие игры и упражнения оказывают эффективное средство предупреждения дисграфии , широко используются для развития зрительно – моторной координации и развитие речи у детей.

Взаимосвязь со специалистами МБДОУ

Со всеми специалистами МБДОУ поддерживала постоянную тесную связь.

Воспитатели проводили игры и игровые упражнения по закреплению поставленных звуков, по развитию общей и мелкой моторики, по обучению грамоте. Также проводила совместные занятия по закреплению пройденного материала.

Инструктор по физвоспитанию для развития общей и мелкой моторики, координации движений проводит подвижные игры, игры на ориентировку в пространстве, игры на ловкость на развитие глазомера. Вела мониторинг физического развития детей.

Музыкальный руководитель для формирования ритмических движений на музыкальных занятиях использовала элементы логоритмики и фоноритмики, музыкальные и дидактические игры направлены на развитие силы голоса, мелкой моторики, фонематического слуха, дыхания, мимики. Праздники, развлечения, театрализованные представления поднимают настрой, наполняют яркостью красок, положительными эмоциями, укрепляют нравственное здоровье.

Таким образом, только организуя целостное коррекционно-образовательное пространство можно добиться положительных результатов в работе с детьми.

Список литературы

1. З.Е. Агранович "Дидактические материалы по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников" СПб: "ДЕТСТВО – ПРЕСС"

2. Н.В.Нищева "Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи".

3.Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» , издательство "ДЕТСТВО – ПРЕСС", Санкт _ Петербург ,2007 год.

4.Л.В.Фомина "Сенсорное развитие" М: ТЦ "Сфера", 1999 год.,

5.Т.Б.Филичева , Г.В. Чиркина "Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие", М: " Айрис – дидактика", 2004 год.

6.Е.В. Мазанова "Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов".

7. О.И.Крупенчук "Готовим руку к письму", Сантк – Петербург , 2008 год .

8. О.И.Крупенчук "Тренируем пальчики – развиваем речь", Санкт – Петербург, 2009 год

9.Т.А.Воробьева , Т.В. Гузенко"50 уроков для подготовки руки к письму".

10. Журнал "Дошкольная педагогика" № 5 (46) / июнь/ 2008 год

11. Журнал "Дошкольная педагогика" № 3 (30 ) /май – июнь/ 2006 год

12. Журнал "Дошкольная педагогика" № 3 (52 ) /апрель /2009 год

13.Т.А.Ткаченко "Физкультминутки",

14. В.В. Цвынтарной "Играем пальчиками и развиваем речь",

15. Г.Г. Галкина , Т.И.Дубинина "Пальцы помогают говорить" (Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей).

16. Е.Синицына "Умные пальчики"

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.