Обобщение изученного по теме: «Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами»
«Технологическая карта урока с метапредметными результатами»
по курсу вариативного учебного модуля
«Проектирование урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
Урок-практикум по русскому языку в 8 классе.
(Урок с использованием средств ИКТ)
Тема урока: «Обобщение изученного по теме: « Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами».
Пояснительная записка.
Целью является не только повторение и систематизация изученного материала, подготовка к ОГЭ, но и такие проблемные цели, как нравственное воспитание, воспитание любви к родной природе, отчему краю, а главное – развитие творческих способностей учащихся, дара слова.
Интеграция уроков русского языка, живописи, литературы и музыки – необходимое условие для воспитания любви к родному языку, родному краю, поэтическому слову.
Тема: Обобщение изученного по теме «Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами».
Цели:
Обучающая: -обобщить и систематизировать знания и навыки по теме;
Развивающая:
- выявить особенности стилистического использования изученных конструкций в речи;
- развитие восприятия, воображения, памяти, творческих способностей, уверенности в своих силах .
Воспитывающая:
- воспитание интереса к творчеству, любви к родной природе;
Коммуникативные УУД
1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.
2. Слушать и слышать других.
3. Осуществлять речевую рефлексию.
Регулятивные УУД
1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.
2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
4. Формулировать тему урока и его последующее содержание.
6. Оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД
1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).
2. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).
3. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма и с предложенными задачами.
Задачи:
- закрепить умение находить и выделять обособленные и уточняющие члены в предложении, определять их тип,
- закрепить умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами;
- развитие восприятия, воображения, памяти, творческих способностей, уверенности в своих силах .
- воспитание чувства прекрасного, видение его в природе, развитие эстетического вкуса учеников (через творчество И.И.Шишкина).
- воспитание интереса к творчеству, любви к родной природе; - воспитание чувства ответственности за учебный труд, за качество знаний;
Тип урока: практикум.
Оборудование: рабочий материал с текстом для лингвистического анализа;
мультимедийная установка (И.И.Шишкин - репродукции: "Дебри", "Утро в сосновом лесу", "Сосны, освещенные солнцем", "Ручей в березовом лесу", "Лесные дали", "Лето в лесу", "На севере диком")
Д/з: выписать из художественной литературы 5 примеров предложений с обособленными и уточняющими членами.
Ход урока.
Тема: « Обособленные и уточняющие члены предложения»
Целепостановка.
- Сегодня у нас необычный урок – виртуальная экскурсия в картинную галерею художника-пейзажиста И.И.Шишкина.
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Ф.Тютчев.
–Почему во 2 и 3 строке стоят знаки препинания?
- Итак, определим тему нашего урока: «Обособленные и уточняющие члены предложения».
-Скажите, какие слова могут служить сигналами к постановке запятой в предложении? (союзы, союзные слова, причастия, деепричастия, производные предлоги)
2. Взаимоопрос. В качестве домашнего задания вам было предложено подготовить вопросы по теме и подобрать примеры из художественной литературы с обособленными и уточняющими членами предложения.
Отвечая, можете опираться на схему в тетрадях и на слайде.
Примерные вопросы:
В какой позиции чаще всего обособляются определения и приложения? На какие вопросы отвечают?
Приведите примеры!
При каких условиях обособляется определение и приложение, стоящие перед определяемым словом? (если они относятся к личному местоимению)
При каких условиях обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами? (если они уточняют место и время)
Приведите примеры уточняющих членов предложения!
Назовите предлоги, с которыми обычно обособляются дополнения? (Ответ: Обособляются имена существительные с предлогами или предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, наряду с и др.)
При каком условии не обособляется приложение с союзом КАК?
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
3.Работа с текстом.
Итак, мы отправляемся в первый зал картинной галереи (картина И.Шишкина «Сосновый бор»).
Послушаем текст и выполним задания:
Озаглавьте текст.
Расставьте и графически объясните недостающие знаки препинания:
1 вариант – 1-4 предложения,
2 вариант – 5-7 предложения
(подготовленный ученик читает текст под музыку: П.Чайковский. Времена года. Апрель. )
1.Сосновые боры настоящие ветроломы. 2.Они сосны любую бурю встречают достойно сразу вступая в борьбу с разбушевавшейся стихией. 3.Напитав шквальным ветром все свои иголки сосна плавно раскачивается наклоняясь все ниже и ниже. 4.Сражается до последнего. 5.Весь бор ходит ходуном а верхушки то устремляясь вниз то взлетая (в)верх, ведут рискованную игру от которой захватывает дух.
6.И часто случается что сосна столь великолепная в отчаянной раскачке не устоит рухнет начисто вырвав себя из почвы до последнего.7. Дерево погибшее в схватке напоминает мне павшего в атаке солдата.
(По Н.Хохлову)
Взаимопроверка. Можете проверить по образцу на слайде.
4.Задания к тексту (выполнить любые 3 на выбор)
Возможные вопросы и ответы:
1.Найдите 2 предложения с обособленным определением. Укажите их номер. (6,7)
Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством. (2,3,5,6)
Укажите номер неполного предложения. (4)
Укажите номер предложения с обособленным приложением. (2)
Нарисуйте схему 3 предложения.
5.Выполняются групповые разноуровневые задания:
Вам предлагаются 3 картины И.Шишкина: «Ручей в березовом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Дебри».
- Каждый ряд выберет то предложение, которое можно было бы подписать под данной картиной.
1 ряд («Дебри»)
Замените придаточные предложения синонимичными конструкциями с обособленными членами.
Запишите предложения в перестроенном виде. Нарисуйте их схемы.
Хотя еловый лес и был освещен солнцем, он все-таки казался темным и мрачным.
Хотя люди покорили природу, они еще не научились беречь ее.
2 ряд (« Сосны, освещенные солнцем»)
Расставьте знаки препинания, укажите уточняющие обстоятельства.
Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.
На склоне небольшого пригорка у самой дороги одиноко стояла молоденькая береза.
Ручей бежал влево на север.
Нарисуйте схему подобранного предложения.
3 ряд («Ручей в березовом лесу»)
Выберите картину к вашему предложению.
Сравните попарно данные предложения. Подумайте, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга.
Темный, холодный лесной ручей зачаровывает. Лесной ручей, темный и холодный, зачаровывает.
Нарисуйте схему предложения с обособленным членом.
Творческая работа. 5 – 6 минут. (под музыку)
- А теперь сами попробуйте свои силы в роли экскурсоводов.
Перед вами знаменитая картина И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Попробуйте составить и записать несколько предложений, используя различные виды обособленных и уточняющих членов.
Для тех, кому трудно, мы предложим опорные слова и словосочетания:
Опорные слова к собственному тексту:
- обещая теплый и ясный день;
- еще не рассеявшийся туман;
-несмотря на раннее утро;
-семейство самых крупных обитателей чащи;
- бурые хозяева леса;
- разыгравшаяся когда-то непогода;
- растопыренные в разные стороны замшелые корни;
- глядя на картину;
- погруженные в атмосферу лесного утра;гноргноргноргноргноргноргнорр ю
- вдыхая аромат сосновой коры и хвои;
- благодаря волшебной кисти и огромному таланту удивительного художника И. И. Шишкина.
Проверка задания:
- Кто работал самостоятельно?
- А кто по опорным словам?
Воспитательный момент:
- А как вы думаете, уважающий себя человек должен посещать такие картинные галереи и выставки?
- Что они ему дают?
7. Домашнее задание:
Дома доработать свой текст, оформив его в репортаж по материалам экскурсии по картинной галерее И.И.Шишкина.
Технологическая карта урока.
№ п.п | Предмет | Русский язык | |||
| Класс | 8 | |||
| Учебник (УМК) | Русский язык 8 класс. Ладыженская Т.А. | |||
| Тип урока | Практикум (виртуальная экскурсия в музей И.Шишкина) | |||
| Тема урока | «Обобщение изученного по теме «Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами» | |||
| Цель урока: | - повторение и систематизация изученного материала | |||
| | - воспитание любви к родной природе, отчему краю | |||
| | - развитие творческих способностей учащихся, дара слова . | |||
| Задачи: | - закрепить умение находить и выделять обособленные и уточняющие члены в предложении, определять их тип, - закрепить умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами; | |||
| | - воспитание чувства прекрасного, видение его в природе, развитие эстетического вкуса учеников (через творчество И.И.Шишкина). - воспитание интереса к творчеству, любви к родной природе; | |||
| | - развитие восприятия, воображения, памяти, творческих способностей, уверенности в своих силах; - воспитание чувства ответственности за учебный труд, за качество знаний; | |||
| Используемые Технологии | Технология групповой деятельности Технология личностно-ориентированного обучения Технология ИКТ | |||
| Решаемые проблемы | Развитие речевых навыков грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях. | |||
| |||||
Планируемые результаты | |||||
Метапредметные результаты | | ||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные | ||
1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим). | 1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве. | 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. 2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Уважительное отношение к родному языку, внимательное отношение к слову. | ||
2. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным). | 2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. | 3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 4. Формулировать тему урока и его последующее содержание. 5. Определять последовательность действий (составлять план). | Стремление к речевому самосовершенствованию. | ||
3. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма и с предложенными задачами. | 3. Осуществлять речевую рефлексию. | 6. Преобразование практической задачи в познавательную | Способность к самооценке на основе критерия успешности. | ||
| | 7. Оценивать достигнутые результаты. | | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
Этап урока | Этап урока | ||||
Организационный момент | |||||
Приветственное слово учителя. Целепостановка. | Формулировка темы урока и его последующего содержания обучающимися. | ||||
| |||||
Взаимоопрос по теме. | |||||
В качестве домашнего задания учителем было предложено подготовить вопросы по теме и подобрать примеры из художественной литературы с обособленными и уточняющими членами предложения. | Отвечая, обучающиеся могут опираться на опорную схему в тетрадях и на слайде. | ||||
Работа с текстом. | |||||
Учитель организует аудирование. | Работают самостоятельно по раздаточному материалу (по вариантам). | ||||
Взаимопроверка. | |||||
Организует самостоятельную работу | Проверяют по образцу на слайде. | ||||
Задания к тексту (выполнить любые 3 на выбор) | |||||
Учитель предлагает задания: 1.Найдите 2 предложения с обособленным определением. Укажите их номер. (6,7) Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством. (2,3,5,6) Укажите номер неполного предложения. (4) Укажите номер предложения с обособленным приложением. (2) Нарисуйте схему 3 предложения. | Обучающиеся отвечают в марщрутных листах. Схему рисуют на доске. | ||||
Групповые разноуровневые задания | |||||
Предлагаются 3 картины И.Шишкина: «Ручей в березовом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Дебри». Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке. | Каждый ряд выберет то предложение, которое можно было бы подписать под данной картиной. Задания на конструирование предложений, сравнение и анализ предложений с заданными конструкциями. Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном. Оценивают свою работу. | ||||
Творческая работа. 5 – 6 минут. (под музыку) | |||||
Учитель предлагает творческую работу: -Попробуйте свои силы в роли экскурсоводов. Учитель предлагает в качестве примера опорные слова и словосочетания | Обучающиеся создают свой текст с предложенными условиями: использовать различные виды обособленных и уточняющих членов. | ||||
Проверка задания | |||||
Учитель организует проверку задания. | Обучающиеся зачитывают готовый продукт. | ||||
| |||||
Домашнее задание | |||||
Учитель даёт комментарий к выполнению задания: доработать свой текст, оформив его в репортаж по материалам экскурсии по картинной галерее И.И.Шишкина. |
Селиванова Галина Геннадьевна