12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Николаенко Светлана Ивановна21
0

Систематизация знаний и умений по теме «Простое предложение с однородными членами и сложное предложение»

Тема: Систематизация знаний учащихся по теме «Сложное предложение и простое с однородными членами».

Цель: Помочь учащимся обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Предложения», создать листок самооценки, при помощи которого можно оценить и проверить их.

Развивать устную и письменную речь учащихся, умения правильно оформлять предложения на письме, составлять схемы предложений.

Воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к учебному труду.

1.Языковая разминка.

а) Прочитайте предложения:

1. П…дул лё…кий в…т…рок и тихим шор…хом пр…б…жал по всему саду.

2. Набежал лёгкий ветерок, и на берёзке заиграли шаловливые листочки.

- Какие орфограммы пропущены в первом предложении?

- Запишите предложение, обозначив орфограммы.

- Самостоятельно спишите второе предложение и графически обозначьте знакомые орфограммы.

- Какие орфограммы вы обозначили?

- Выделите грамматическую основу первого предложения и дайте характеристику (Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое с однородными сказуемыми, соединёнными союзом и, перед которым запятая не ставится)

- Выясните, чем отличается второе предложение от первого? Докажите.

(Это предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей, соединённых союзом и, перед которым запятая ставится)

- Сформулируйте тему урока.

2.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня я помогу вам обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Предложение», создать листок самооценки, при помощи которого вы сможете оценить и проверить на сколько хорошо вы усвоили эту тему.

-Что необычного вы услышали сейчас в моей речи?

(Создать листок самооценки).

- Какую цель вы определили для себя?

Для того чтобы ваши цели были успешно реализованы, предлагаю вспомнить, что такое листок самооценки ?

3.Актуализация знаний.

- Вспомните, что необходимо знать для того, чтобы правильно отличить простое предложение с однородными членами от сложного? (Что такое однородные члены и какое предложение называется сложным)

- Сейчас мы послушаем монологический ответ про однородные члены, и тем временем я предлагаю одному из вас выполнить разбор предложения у доски.

- Кто желает?

- Итак, слушаем монологический ответ и продумываем свои примеры.

- Дайте рецензию на монологический ответ (Ответ правильный, полный, последовательный, доказательный)

- Проверим правильность выполнения задания у доски:

Среди деревьев листья клёна выделяются красными пятнами, а дуб стоит в зелёной шубе.

(Повеств., невоскл., сложное состоит из 2 ч., соед. союзом а, перед которым запятая ставится) [─ == ] , а [─ === ].

- Какие предложения называются сложными?

- Что вы можете сказать о данном ответе ученика?

(Даётся рецензия и выставляется отметка)

- Скажите, как же отличить простое предложение с однородными членами от сложного предложения?

И так….как вы думаете, каким будет первым критерием ваших знаний в листе самооценки? (как отличить сложное предложение от простого)

- а умение, которое помогает вам это знать? (выделять основу предложения)

4.Систематизация знаний и умений.

а) работа со схемами предложений

- Прочитайте схемы.

- Схемы, каких предложений здесь представлены? Докажите.

1. [=== ──], но [── ===].

2. [══ ── , но ===].

3. [=== и ──, и ──, и ──].

4. [ ── ===], и [ == ──],и [ == ── ].

- как связаны здесь однородные члены и части сложного предложения?

- какие ещё средства связи вы знаете?

Значит, следующим критерием знаний будет…..(средства связи)соед. е, состоит из 2 ч.,а выделяются красными пятнами, а дуб стоит в зелёной шубе.одному из вас выполнить разбор предложения у

б) Алгоритм постановки запятой в сложном предложении.

- Прежде чем преступить к выполнению следующего задания, вспомните алгоритм постановки запятой в сложном предложении.

Выделить грамматические основы

Посчитать их

Если две или больше, то предложение – сложное

Определить границы

Выделить союзы, если есть

Расставить запятые

В) Напомните ещё раз при каких условиях разделяются на письме однородные члены в простых предложениях….

г) Выполнение задания по вариантам:

- Прочитайте предложения, которые лежат перед вами, выпишите

1-в. Простые предложения с однородными членами, соответствующие схемам 2 и 3. Расставьте знаки препинания.

2-в. Сложные предложения, соответствующие схемам 1 и 4. Расставьте знаки препинания.

Ярко светит осеннее солнце но не согревает нас своим теплом.

Уже наступил октябрь но некоторые деревья ещё сохраняют свой нарядный убор.

Края сыроежки завернулись вверх и в это блюдо налилась вода и в блюде плавает жёлтый листик берёзы.

Меня радуют и пышные краски осени и пряный запах листвы и прощальная чистота в природе.

д) Проверка

- Какие предложения выписали 1-в.? 2-в.?

- Правильность постановки запятой вы можете проверить, сравнив предложение со схемой.

- Кто выписал правильно предложения?

- Кто ошибся при постановке запятой?

- Какое знание вам помогло выполнить успешно это задание? (условия постановки запятой)

- а какое умение сейчас применяли? (разделять на письме однородные члены и части сложного предложения)

5. Развитие устной речи.

Для развития устной речи дополните предложения:

Ветер кружит в осеннем вальсе листья, а ………………………….

Осень щедро дарит нам яркие цветы и ……………….

- Предлагаю дописать последнее предложение и выполнить разбор

- Какое знание и умения помогли тебе выполнить это задание?

6.Работа с листом самооценки

- Проанализируйте свои умения и оцените в листке самооценки.

Листок самооценки

Критерии

Самооценка

Оценка учителя

Я знаю:

1.Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного предложения

   

2.Средства связи однородных членов и частей сложного предложения

   

3.Условия постановки запятой.

   

4.Как выполнить разбор предложения.

   

Я умею:

1.Выделять грамматическую основу в предложении.

   

2.Разделять на письме однородные члены и части сложного предложения.

   

3.Выполнять разбор предложения.

   

4.Составлять схемы предложения.

   

7.Выполнение диагностического задания

А сейчас я предлагаю вам выполнить задания, которые помогут определить, на сколько хорошо вы усвоили тему урока

Диагностическое задание

Вариант 1

1. Простое предложение содержит:

а) одну грамматическую основу б) несколько грамматических основ

2.Выбери сложное предложение:

а) Поднялся сильный ветер и разогнал тучи.

б) Поднялся сильный ветер, и полил холодный дождь.

в) Поднялся сильный ветер, сорвал листья с деревьев и закружил их в осеннем вальсе.

3. Выполни разбор предложения, составь схему:

Холодный ветер срывает с деревьев последние листья и разносит их по всей окраине.

Вариант 2

1. Сложное предложение содержит:

а) одну грамматическую основу б) несколько грамматических основ

2.Выбери простое предложение с однородными членами:

а) Осенью опадают листья с деревьев, и разноцветный ковёр устилает дорогу.

б) Осенью опадают листья с деревьев, и ветер кружит их в осеннем вальсе.

в) Осенью опадают листья с деревьев и шуршат под ногами.

3. Выполни разбор предложения, составь схему

Старые деревья давно облетели, а молодые берёзки сохраняют свои желтоватые листья.

8.Рефлексия.

- Достигли ли вы своей цели?

- Какое задание помогло?

- Что вызывало затруднения?

- Какие задания вы выполняли легко?

9.Домашнее задание.

- Домашнее задание предлагаю выполнить на выбор:

Стр.48, упр.73 или

Выписать из учебника чтения два предложения, одно из которых сложное, другое простое с однородными членами, выполнить разбор и составить схемы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.