Систематизация знаний и умений по теме «Простое предложение с однородными членами и сложное предложение»
Тема: Систематизация знаний учащихся по теме «Сложное предложение и простое с однородными членами».
Цель: Помочь учащимся обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Предложения», создать листок самооценки, при помощи которого можно оценить и проверить их.
Развивать устную и письменную речь учащихся, умения правильно оформлять предложения на письме, составлять схемы предложений.
Воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к учебному труду.
1.Языковая разминка.
а) Прочитайте предложения:
1. П…дул лё…кий в…т…рок и тихим шор…хом пр…б…жал по всему саду.
2. Набежал лёгкий ветерок, и на берёзке заиграли шаловливые листочки.
- Какие орфограммы пропущены в первом предложении?
- Запишите предложение, обозначив орфограммы.
- Самостоятельно спишите второе предложение и графически обозначьте знакомые орфограммы.
- Какие орфограммы вы обозначили?
- Выделите грамматическую основу первого предложения и дайте характеристику (Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое с однородными сказуемыми, соединёнными союзом и, перед которым запятая не ставится)
- Выясните, чем отличается второе предложение от первого? Докажите.
(Это предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей, соединённых союзом и, перед которым запятая ставится)
- Сформулируйте тему урока.
2.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня я помогу вам обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Предложение», создать листок самооценки, при помощи которого вы сможете оценить и проверить на сколько хорошо вы усвоили эту тему.
-Что необычного вы услышали сейчас в моей речи?
(Создать листок самооценки).
- Какую цель вы определили для себя?
Для того чтобы ваши цели были успешно реализованы, предлагаю вспомнить, что такое листок самооценки ?
3.Актуализация знаний.
- Вспомните, что необходимо знать для того, чтобы правильно отличить простое предложение с однородными членами от сложного? (Что такое однородные члены и какое предложение называется сложным)
- Сейчас мы послушаем монологический ответ про однородные члены, и тем временем я предлагаю одному из вас выполнить разбор предложения у доски.
- Кто желает?
- Итак, слушаем монологический ответ и продумываем свои примеры.
- Дайте рецензию на монологический ответ (Ответ правильный, полный, последовательный, доказательный)
- Проверим правильность выполнения задания у доски:
Среди деревьев листья клёна выделяются красными пятнами, а дуб стоит в зелёной шубе.
(Повеств., невоскл., сложное состоит из 2 ч., соед. союзом а, перед которым запятая ставится) [─ == ] , а [─ === ].
- Какие предложения называются сложными?
- Что вы можете сказать о данном ответе ученика?
(Даётся рецензия и выставляется отметка)
- Скажите, как же отличить простое предложение с однородными членами от сложного предложения?
И так….как вы думаете, каким будет первым критерием ваших знаний в листе самооценки? (как отличить сложное предложение от простого)
- а умение, которое помогает вам это знать? (выделять основу предложения)
4.Систематизация знаний и умений.
а) работа со схемами предложений
- Прочитайте схемы.
- Схемы, каких предложений здесь представлены? Докажите.
1. [=== ──], но [── ===].
2. [══ ── , но ===].
3. [=== и ──, и ──, и ──].
4. [ ── ===], и [ == ──],и [ == ── ].
- как связаны здесь однородные члены и части сложного предложения?
- какие ещё средства связи вы знаете?
Значит, следующим критерием знаний будет…..(средства связи)соед. е, состоит из 2 ч.,а выделяются красными пятнами, а дуб стоит в зелёной шубе.одному из вас выполнить разбор предложения у
б) Алгоритм постановки запятой в сложном предложении.
- Прежде чем преступить к выполнению следующего задания, вспомните алгоритм постановки запятой в сложном предложении.
Выделить грамматические основы
Посчитать их
Если две или больше, то предложение – сложное
Определить границы
Выделить союзы, если есть
Расставить запятые
В) Напомните ещё раз при каких условиях разделяются на письме однородные члены в простых предложениях….
г) Выполнение задания по вариантам:
- Прочитайте предложения, которые лежат перед вами, выпишите
1-в. Простые предложения с однородными членами, соответствующие схемам 2 и 3. Расставьте знаки препинания.
2-в. Сложные предложения, соответствующие схемам 1 и 4. Расставьте знаки препинания.
Ярко светит осеннее солнце но не согревает нас своим теплом.
Уже наступил октябрь но некоторые деревья ещё сохраняют свой нарядный убор.
Края сыроежки завернулись вверх и в это блюдо налилась вода и в блюде плавает жёлтый листик берёзы.
Меня радуют и пышные краски осени и пряный запах листвы и прощальная чистота в природе.
д) Проверка
- Какие предложения выписали 1-в.? 2-в.?
- Правильность постановки запятой вы можете проверить, сравнив предложение со схемой.
- Кто выписал правильно предложения?
- Кто ошибся при постановке запятой?
- Какое знание вам помогло выполнить успешно это задание? (условия постановки запятой)
- а какое умение сейчас применяли? (разделять на письме однородные члены и части сложного предложения)
5. Развитие устной речи.
Для развития устной речи дополните предложения:
Ветер кружит в осеннем вальсе листья, а ………………………….
Осень щедро дарит нам яркие цветы и ……………….
- Предлагаю дописать последнее предложение и выполнить разбор
- Какое знание и умения помогли тебе выполнить это задание?
6.Работа с листом самооценки
- Проанализируйте свои умения и оцените в листке самооценки.
Листок самооценки
Критерии |
Самооценка |
Оценка учителя |
Я знаю: |
||
1.Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного предложения |
||
2.Средства связи однородных членов и частей сложного предложения |
||
3.Условия постановки запятой. |
||
4.Как выполнить разбор предложения. |
||
Я умею: |
||
1.Выделять грамматическую основу в предложении. |
||
2.Разделять на письме однородные члены и части сложного предложения. |
||
3.Выполнять разбор предложения. |
||
4.Составлять схемы предложения. |
7.Выполнение диагностического задания
А сейчас я предлагаю вам выполнить задания, которые помогут определить, на сколько хорошо вы усвоили тему урока
Диагностическое задание
Вариант 1
1. Простое предложение содержит:
а) одну грамматическую основу б) несколько грамматических основ
2.Выбери сложное предложение:
а) Поднялся сильный ветер и разогнал тучи.
б) Поднялся сильный ветер, и полил холодный дождь.
в) Поднялся сильный ветер, сорвал листья с деревьев и закружил их в осеннем вальсе.
3. Выполни разбор предложения, составь схему:
Холодный ветер срывает с деревьев последние листья и разносит их по всей окраине.
Вариант 2
1. Сложное предложение содержит:
а) одну грамматическую основу б) несколько грамматических основ
2.Выбери простое предложение с однородными членами:
а) Осенью опадают листья с деревьев, и разноцветный ковёр устилает дорогу.
б) Осенью опадают листья с деревьев, и ветер кружит их в осеннем вальсе.
в) Осенью опадают листья с деревьев и шуршат под ногами.
3. Выполни разбор предложения, составь схему
Старые деревья давно облетели, а молодые берёзки сохраняют свои желтоватые листья.
8.Рефлексия.
- Достигли ли вы своей цели?
- Какое задание помогло?
- Что вызывало затруднения?
- Какие задания вы выполняли легко?
9.Домашнее задание.
- Домашнее задание предлагаю выполнить на выбор:
Стр.48, упр.73 или
Выписать из учебника чтения два предложения, одно из которых сложное, другое простое с однородными членами, выполнить разбор и составить схемы.