Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения средствами авторской песни
Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию
подрастающего поколения средствами авторской песни
«У нас нет никакой, и не может быть
никакой другой объединяющей идеи,
кроме патриотизма». (В. В. Путин)
Важнейшая цель современного образования – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, патриота своей Родины. А это значит, что необходимо не только дать подросткам хорошие знания, но и сформировать важные жизненные ценности.
Процесс обучения и воспитания охватывает учебную, внеурочную деятельность, а также, дополнительное образование. На дополнительное образование в настоящее время возлагается очень большая ответственность, так как оно в общей системе образования осуществляет функцию углубления, расширения и оживления знаний, умений и навыков, получаемых обучающимися в рамках базисного плана образовательного учреждения, а главное – функцию воспитания, духовно-нравственного развития подростков.
Формирование патриотизма детей и подростков осуществляется через проведение систем патриотических конкурсов и фестивалей, общественно-политических, национальных и культурных, государственных праздников, через работу детских общественных организаций. Идея реализации данной цели была заложена в деятельность д/о «Авторская песня» МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г. о. Самара.
Основное назначение деятельности коллектива «Авторская песня» - патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, людям, самому себе.
«Авторская песня» - термин, появившийся в России в шестидесятые годы XX века, и первоначально обозначавший течение молодых «самодеятельных» поэтов-композиторов, исполнявших свои песни под собственный аккомпанемент на гитаре. «Поэзия под аккомпанемент гитары стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей» (Б. Окуджава). Данный жанр предполагает наличие авторских текстов глубокого смыслового содержания, высокой культуры и искренности исполнителя.
Актуальность проекта
Необходимость преподавания авторской песни давно уже стала очевидной. Подростковый возраст часто называют трудным, но именно он является повышено-познавательным и творчески активным. В этот период особенно заметен рост сознания и самосознания детей. Ими рассматривается вся сфера знаний о себе как о личности, о людях, об окружающем мире. Многие подростки интересуются музыкой, им нравится не только слушать, но и самим петь и играть на музыкальных инструментах. Они ищут себя, пробуют свои силы в разных областях деятельности и поэтому очень важно предоставить им наиболее широкий спектр возможностей проявить себя. Особенно популярна в молодежной среде гитара, именно с ней ассоциируется походная туристическая романтика: костер, круг близких друзей, теплое дружеское общение, хорошая песня.
Стремлением решить обозначенные проблемы на практике, перевести на профессиональный уровень обучение подростков авторской песне, объясняется:
- разработка и реализация дополнительной образовательной программы «Авторская песня под гитару» на базе МБОУ Лицея «Созвездие» № 131 и МБОУ Гимназии «Перспектива» г.о. Самара;
Программа рассчитана на трехгодичный курс обучения детей в возрасте от 10 до 18 лет. Образовательная программа «Авторская песня под гитару» предусматривает изучение и освоение воспитанниками музыкального практического материала по технике аккомпанемента на шестиструнной гитаре, вокала, основам сценического мастерства, участие в концертах, конкурсах, фестивалях, праздниках и т.д. Практические занятия проводятся группами и индивидуально. В коллектив принимаются все желающие, независимо от музыкальных и поэтических способностей. Программа обеспечивает взаимосвязь нескольких предметов: литературы, истории, МХК, музыки, вокала, гитары, театра.
Цель: формирование патриотических качеств личности детей и подростков в процессе изучения лучших образцов жанра авторской песни, выступлений перед ветеранами и горожанами, участия в конкурсах и фестивалях, патриотических и экологических акциях, туристических походах по родному краю.
Детское объединение «Авторская песня под гитару» МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г. о. Самара создано на базе Лицея «Созвездие» №131 и Гимназии «Перспектива» в сентябре 2001 года. В нём занимаются дети и подростки из разных образовательных учреждений Советского района. За этот период в объединении обучилось более 2000 любителей гитарной песни, организовано около 50 походов по маршрутам области. Только за три последних года ребятами проведено около 100 выступлений, на которых присутствовало более 5000 зрителей. В состав коллектива входят ансамбли «Перспектива», «Жигули», «Ребята нашего двора», «Жигулята», «Мальчишки нашего двора», дуэты и солисты. Воспитанники неоднократно являлись лауреатами фестивалей и конкурсов различных уровней.
|
|
Деятельность коллектива ведётся в патриотическом и туристско-краеведческом направлениях, где связующим творческим стержнем стала авторская песня.
Цели и задачи педагога патриотической направленности в деятельности коллектива:
воспитать любовь к музыкально-поэтическому наследию своей страны;
сформировать духовно-нравственные ценности личности подростка;
сформировать этические нормы, воспитать чувство дружбы в межличностных и межнациональных отношениях;
воспитать чувство коллективизма и партнерства;
активизировать творческую деятельность;
воспитать чувство любви к Родине средствами отечественной поэзии, музыки и туризма.
Сотрудничество и сотворчество с другими организациями и учреждениями.
Благодаря сотрудничеству с различными организациями коллективы участвуют в течение года в совместных мероприятиях патриотической направленности, а также в концертах, организованных самими воспитанниками (см. схему ниже).
Формирование патриотизма осуществляется путем создания таких ситуаций, в которых обучающиеся переживают чувства любви и гордости за свою Родину, восхищаются её героической историей, мужеством и храбростью патриотов, её выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации.
Огромное эмоциональное влияние на воспитанников оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в авторской песне. Репертуар коллективов включает в себя песни поэтов-бардов Самарского края, основоположников жанра авторской песни, песни военно-патриотической тематики.
Музыка вообще является одним из существенных факторов формирования патриотических чувств. Через эмоционально-чувственное переживание песни, героических образов, примеров проявления патриотизма в песенном материале, происходит осознание и укоренение идеалов патриотизма в умах подростков. Чувства, которые переживаются и осознаются, со временем становятся качествами личности и побуждают к патриотической деятельности. Так, воспитанники объединений сочиняют песни на тему Великой Отечественной войны, участвуют в конкурсах патриотической песни. А выпускники стремятся пройти службу в рядах Вооруженных сил РФ.
Важным для формирования патриотических чувств являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.
На базе лицея «Созвездие» №131 существует музей Курской битвы им. Героя Советского Союза А. В. Мельникова и театр-студия «Карусель», с которыми тесно сотрудничает д/о «Авторская песня под гитару». Коллективы совместно инсценирует литературно-музыкальные композиции военно-патриотической направленности. Ребята принимают активное участие в благотворительных концертах и мероприятиях, проводимых для ветеранов Великой Отечественной войны и воинов-интернационалистов в стенах Лицея «Созвездие» № 131 и Гимназии «Перспектива», а также на различных сценических площадках города: Городской Дворец ветеранов в парке Победы, ДОСААФ, Окружной Дом офицеров, парк Дружба, Дом культуры «Заря» и др. Проводятся внутри-школьные Митинги, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне, Уроки мужества, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы. Такие мероприятия не оставляют равнодушными как зрителей, так и самих участников.
Примером подъема патриотических настроений в обществе в России послужило проведение Олимпийских игр, празднование годовщины Победы в Великой Отечественной войне, присоединение Крыма к России, проведение акции «Бессмертный полк» и др.
Мероприятия патриотической направленности, проведенные коллективом «Авторская песня под гитару» за три последних года:
Участие в организации и проведении праздничного концерта бардовской песни «Крым и Россия вместе» в рамках празднования Дня воссоединения Крыма с Россией.
Ежегодное участие в шествии «Бессмертного полка» в День Победы.
Ежегодное проведение Митингов, посвященных Победе в Великой Отечественной войне.
Участие в благотворительных концертах для ветеранов «Поклонимся великим тем годам», «Дорогая моя столица», «Нам не дано забыть…», посвященных Международному Дню освобождения малолетних узников фашистских концлагерей, снятию Блокады Ленинграда и др.
Участие с литературно-музыкальными композициями «Улиц Безымянки гордые имена!», «Ты помни о войне», «Мы пришли из распятого детства», «Но были они ленинградцы» и др.
Концерт во Дворце ветеранов Участие в шествии Бессмертного полка
Туристско-краеведческая деятельность.
Ежегодно воспитанники коллектива участвуют в исторических слетах активов школьных музеев боевой славы и походах, организованных городским Центром Детско-юношеского туризма и экскурсий г. Самары. Ребята также побывали во многих уголках Самарского края: Царев Курган, Молодецкий курган, Березовая роща в п. Управленческий, пещера Братьев Греве, Каменная Чаша, гора Верблюд, Богатырская Слобода в с. Жигули и др. Включаясь в краеведческую работу, совершая походы по памятным местам родного края, воспитанники реально переживают чувства привязанности к своей родной земле.
Увлекательные походы, соревнования, песни у костра формируют у ребят чувства коллективизма, товарищества, воспитывают характер, дух романтики и поиска, расширяют кругозор, воспитывают любовь к природе родного края.
Воспитанники – активные участники экологических акций. Ежегодно ребята оказывают серьёзную помощь организаторам Всероссийского фестиваля авторской песни им. В. Грушина, очищая знаменитую поляну от мусора (акция «Чистая поляна» на Мастрюковских озерах). А акция «Волге - чистые острова» – это экологический десант на острове Зелененький (напротив п. Красная Глинка).
Коллектив «Авторская песня» на Всероссийском Грушинском фестивале 2022 г.
Культурно-просветительная деятельность.
С октября 2010 года воспитанники были постоянными участниками телепередачи «На Грушинской волне», которая проходила на телеканале РИО ДЛД. С 2015 года ребята участвовали в телепередаче «Грушинские берега» на телеканале СТС «Губерния», на ТВ ГИС, в радиопередачах на «Радио Шансон» и «Радио России Самара».
Благодаря этим передачам ребята познакомились с творчеством основоположников жанра авторской песни, известными авторами и исполнителями, с лауреатами Грушинского фестиваля, путешественниками разных профессий. Средствами авторской песни, отечественной поэзии и музыки данные встречи прививают любовь к музыкально-поэтическому наследию своей страны.
Социально-значимая деятельность.
В формировании личности подростка большое значение имеет социально-значимая деятельность. Это концерты для детей-инвалидов, участие в мероприятиях патриотической направленности, организованных Администрацией района и города к знаменательным для России датам: День России, День Победы, День города Самары, День независимости, День единства и т.д. Коллективы приняли участие в следующих мероприятиях социально-значимой деятельности:
Участие в литературно-музыкальных композициях для детей-инвалидов в рамках проекта «Доступная библиотека «Аты-баты, шли солдаты», «Старые письма»» и др.
Участие в концертной программе, посвященной Дню России, Дню города Самара, Дню единства в парках «Победы» и «Дружба» и др.
Литературно-музыкальная композиция «Аты-баты, шли солдаты»
в Школе-интернате для детей-инвалидов
Формирование гражданственности, как интегрального качества человека.
В воспитании гражданина, в выработке активной гражданской позиции большое значение имеют выступления коллектива в День выборов на избирательных участках и парках города.
Концерт в День выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва и выборов депутатов в Самарскую Губернскую Думу VI созыва.
Участие в концертной программе на Выборах Губернатора Самарской области.
Участие в концертной программе в День выборов президента России на базе Лицея «Созвездие» №131.
Участие коллектива «Авторская песня под гитару» в конкурсах и фестивалях.
Результатом патриотического воспитания являются победы в конкурсах и фестивалях различных уровней:
Районные: патриотический фестиваль исполнительского мастерства «Жди меня», фестиваль по видам искусств «Юные дарования Самары», «Тебе, моя Самара!», «Малая Родина – Советский район» и др.
Городские: конкурс юных авторов и исполнителей гитарной туристско-патриотической песни «Звонкая струна», конкурс гитарной песни «Жаворонок», конкурс песни «Семь нот», конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», «Праздник белых журавлей», фестиваль песни и поэзии «Россия-Родина моя», городской конкурс агитбригад «И помнит мир спасенный…», конкурс патриотической песни «Салют, Победа!», фестиваль по видам искусств «Юные дарования Самары», «Тебе, моя Самара!», открытый конкурс молодых исполнителей авторской песни «Молодежный Грушинский» и др.
Областные: вокально-инструментальный конкурс «Жаворонок», конкурс патриотической песни «Щит России», «Я люблю тебя, Россия!», конкурс агитбригад «И помнит мир спасенный…», конкурс гитарной песни «Знай наших», фестиваль-конкурс творчества ветеранов и членов их семей «Никто не забыт», конкурс вокального творчества «Помним. Гордимся. Поём!» и др.
Межрегиональный конкурс авторской песни «Сверим наши песни» в г. Ульяновске.
Всероссийские: фестиваль авторской песни им. В. Грушина, музыкальный фестиваль-конкурс исполнительского мастерства «Крылья над Волгой».
Международные: конкурсы-фестивали детского и юношеского творчества «Осенний калейдоскоп», «Весенняя капель», «Грани таланта», «Свершение», «Арт-Премьер» и др.
Традиции коллектива «Авторская песня под гитару»:
Сотрудничество и сотворчество с выпускниками.
Традиции коллектива передаются в постоянном общении с выпускниками, которые помогают начинающим гитаристам, делятся своим опытом походной жизни, участвуют в организации и проведении различных мероприятий:
Ежегодные бардовские вечера «Золотая осень», «Зимний костер», «Весенняя капель».
Творческие встречи с выпускниками Клуба, с коллективами туристических и песенных клубов города (Областной клуб авторской песни им. В. Грушина, рук. Б.Р. Кельман, КСП «Союз друзей», рук. О.П. Паньшина, Союз бардов Самары, творческое объединение «Самарские барды» и др.).
Участие во Всероссийском Грушинском фестивале авторской песни на Мастрюковских озерах и Зимнем Грушинском фестивале в Самарской Филармонии.
Участие в шествии Бессмертного полка в День Победы на пл. им. Куйбышева.
Участие в постановке литературно-музыкальных композиций совместно с театром-студией «Карусель» и музеем Курской битвы.
Участие в благотворительных концертах для ветеранов, пожилых и детей-инвалидов и сирот.
Участие в концертах, организованных Грушинским клубом и самарскими бардами.
Участие в традиционных конкурсах и фестивалях различных уровней.
Детское самоуправление
Состав коллектива: старший коллектив (ансамбли «Перспектива», «Жигули», «Ребята нашего двора») и младший коллектив (ансамбли «Жигулята», «Мальчишки нашего двора»).
Участвуя в походах, коллектив также придерживается традиций самоуправления. Активное участие принимают ребята, выпускники клуба и родители воспитанников в обустройстве детского лагеря на Всероссийском Грушинском фестивале по всем нормам пожарной безопасности: устанавливают палатки, столовую, оборудуют костровое место и т.д. В коллективе общим голосованием выбирается командир, завхоз, фотокорреспондент, ответственный за дрова, воду, тур. инвентарь, чистоту в лагере, оформление лагеря в походных условиях и т.д. Завхоз ежедневно отвечает за распределение продуктов и назначает дежурных по кухне. Ребята учатся готовить еду на костре. Старшие передают младшему поколению свой опыт походной жизни. Старший совет Клуба выбирает ведущих концертных программ на Детской эстраде во время проведения Грушинского фестиваля. Когда коллектив активно задействован в конкурсной и концертной программе фестиваля, родители и выпускники берут на себя обязанности дежурства в лагере и на кухне. Таким образом, осуществляется модель взаимодействия с семьями обучающихся и организации работы органов самоуправления.
Благодаря принципу самоуправления и традициям, младшие воспитанники перенимают у старших опыт в организации и проведении бардовских вечеров, навыки профессионального исполнения авторских песен и актерского мастерства, правила поведения на сцене, общения со зрителями, опыт походной жизни на Грушинском фестивале. Старшие воспитанники постоянно работают над самосовершенствованием своей личности, выбором песенного репертуара смыслового содержания, стремятся к пониманию прекрасного, участию в культурной деятельности. Активное участие в общественной жизни коллектива формирует у ребят чувство дружбы, коллективизма и партнерства, сотрудничества и сотворчества, взаимовыручки, преодоления трудностей, ответственности. Воспитанники всегда хранят память о своих прадедушках и прабабушках, переживших ужасы Великой Отечественной войны, участвуя в патриотических мероприятиях. Каждый воспитанник старается быть верен традициям коллектива.
Сотрудничество с родителями
В процессе воспитательной деятельности педагог постоянно поддерживает связь с родителями, ведет работу по их педагогическому и патриотическому просвещению. Для этого используются следующие формы работы:
Родительские собрания.
Индивидуальные беседы, консультации.
Показ достижений воспитанников на итоговых занятиях, вечерах, конкурсах, концертах, родительских конференциях.
Совместные творческие мероприятия, участие родителей в организации и проведении бардовских вечеров, концертов, коллективных творческих дел.
Участие инициативных родителей в качестве помощников руководителя в походах.
Совместное обустройство лагеря воспитанниками и их родителями в походных условиях на Грушинском фестивале.
Таким образом, в воспитании патриотов заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи. Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что наступила пора активной борьбы за молодежь. То, что мы вкладываем в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.
Список используемой литературы
Алексий II. Интервью газете «Труд». Москва, 3 ноября 2005 г.
Новиков В.И. Авторская песня. – М: АСТ «Олимп»,1997.
Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 2003. С. 164.
Шипов Р. Наполним музыкой сердца. – М.: Изд. Советский композитор,1987.
Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В. Г. Крысько. 1999. «Патриотизм».