Обобщение педагогического опыта работы учителя технологии Агнаевой Риты Кантемировны по теме: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с. Октябрьское» муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания.
Обобщение педагогического опыта работы
учителя технологии
Агнаевой Риты Кантемировны
по теме:
«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии»
2023 год.
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии.
Профессиональная карта
Дата рождения: 21.07.1957 г.
Место рождения: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ.
Образование: Высшее.
Северо-Осетинский государственный университет, 1984 год.
Педагогический стаж и квалификационная категория: 38 лет.
Высшая квалификационная категория.
Место работы, занимаемая должность: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1
с. Октябрьское» муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания; учитель технологии.
Курсовая подготовка: 1. «Предметная и методическая компетентности учителя технологии» в обьеме 108 ч
2. «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» в обьеме 36 ч.
Звания, награды, премии:
Почетная грамота от Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.
Почетная грамота Главы муниципального образования Пригородный район.
I. Информация об опыте
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить.
А.Дистерверг
В последние годы в образовании идут кардинальные изменения, связанные с введением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В связи с этим важно осмысливать тенденции, определяющие направления изменения системы образования. На современном этапе развития школьного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.
В процессе своей работы я часто сталкиваюсь с проблемой низкой учебной и творческой активности учащихся. Причём снижение активности учащихся наблюдается со средних классов школы. Большинство пятиклассников испытывают интерес к предмету, их легко вовлечь в процесс создания изделия, но в подростковом возрасте часть детей теряет интерес к учёбе. В этом возрасте их начинает больше интересовать общение со сверстниками, появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Большую роль играет перегрузка учебным материалом, несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса. Возникает проблема низкой мотивации детей к обучению.
На мой взгляд, существует ряд причин, приводящий к снижению качества знаний обучающихся.
В ходе своей работы на уроках технологии я столкнулась с проблемами:
1.отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
2.ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);
3.испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине, за электрической плитой).
Учителю приходится прилагать много усилий, чтобы поддержать интерес к учёбе и творческой деятельности.
Работая в школе 38лет, я постоянно стремлюсь найти пути решения проблемы повышения интереса к предмету.
При анализе своей педагогической деятельности я определила закономерность: качество знаний обучающихся можно повысить только в условиях активного обучения. Следует бороться с формализмом, который проявляется в отрыве теоретических знаний от умения их практического применения.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым наши уроки технологии с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.
Решая данные проблемы, я вывела для себя ряд факторов, обеспечивающих успех.
Во-первых, творчество не рождается на пустом месте. Я работаю с детьми с 5-го по 8-й класс. В школе на уроках технологии для меня является важным, как проходят эти уроки, привлекаю к участию в кружках, выставках, экскурсиях, к работе на пришкольном участке. Здесь важно сформировать желание трудиться с интересом, с охотой, узнавать новое. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя.
Во-вторых, важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинете технологии. В классах эстетически продуманное оформление с работами учащихся и учителя. В кабинете есть в наличии добротные наглядные пособия, раздаточный материал, а так же материл для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту. Все это позволяет создать реальные возможности для полноценного детского труда.
В-третьих, обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Использую эффект «синдрома справедливости»: класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках, что готов поддержать творческие проявления, а не критикует необычные идеи, помогает ему избежать неодобрительной оценки со стороны одноклассников.
Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:
Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.
Поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Ученик не должен бояться рисковать, бояться думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
Готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование такого продуктивного метода как метод проектов. Но, если дети не занимались раньше по этому методу в начальной школе, они будут испытывать большие трудности, а для учителя это еще и потеря времени.
В своей работе я сначала использую упражнения на развитие навыков проектирования. Выполнение тематических упражнений представляет собой деятельность учащихся, цель которой - получить определенные знания, навыки и умения. Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания упражнения, но, как правило, они небольшие по объему. Выбор упражнений следует делать с учетом возраста учащихся и их индивидуальных особенностей. У меня было два варианта работы с упражнениями: первый – упражнения включались в процесс выполнения проектов, второй – упражнения выполнялись до ознакомления с проектами. Второй вариант оказался более успешным. В каждом упражнении указываю, какой характер будет носить деятельность учащихся (индивидуальный или групповой), какова цель упражнения, какие материалы и оборудование потребуются для его выполнения. При подборе заданий важно учитывать их актуальность, значимость и практическую полезность.
Несколько примеров.
В разделе «Конструирование и моделирование» даю такие задания: смоделировать фартук для себя, для мамы, для бабушки. Варианты могут быть разными: с нагрудником и без, из однотонной ткани и ткани с рисунком, с использованием отделки, фартук повседневный и нарядный.
В данной конкретной деятельности приобретаются и знания и опыт творчества. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями.
Все выполненные упражнения, а это есть творческие работы, поступают и пополняют копилку работ, которые со временем можно использовать: так, вышивка идеально впишется в проект по интерьеру или для оформления швейного изделия.
Особую значимость я придаю методу проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Метод проектов рассматриваю не как итоговую самостоятельную работу учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.
Особое внимание на занятиях уделяю групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
Проекты выполняем по наиболее оптимальному и отработанному плану:
1. Определение потребности и краткая формулировка задач.
2. Набор первоначальных идей.
3. Проработка одной или нескольких идей.
4. Изготовление изделия.
5. Испытание и оценка.
Уроки нашего предмета – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни, все разделы и темы идеально подходят для творческого проектирования. Так, в этом году 5-й класс с увлечением работал над проектом: «Интерьер жилого помещения». Проект по данной теме - важный проект конструирования, проектирования и моделирования предметного мира на основе практических и эстетических данных и направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. Учащиеся собирали и обрабатывали информацию, создавали варианты планировок и макетов, элементы декорирования и т. д. В ходе работы над проектом объективно возникла необходимость исследовательской деятельности: собранный материал сопоставлялся и анализировался, находились связи и закономерности. В результате была разработана идеальная модель жилого помещения, идеальная как по форме существования, так и по содержанию. Работа настолько захватила ребят, что они стали разрабатывать варианты интерьеров своих комнат, кабинетов школы. Их проекты по оформлению детской комнаты, кухни оказались полезны и значимы. На данном этапе своей работы, создав условия, четко следуя сформулированным правилам, я добилась усиления роли учащегося в управлении собственной учебно-познавательной деятельности. Только в практической деятельности формируются способности, они не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.
Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение, и расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности.
Актуальность проблемы
В своей работе я опираюсь на основные требования ФГОС подразумевающие: овладение учащимися методами учебно-исследовательской и проектной деятельности; осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества; развитие умений применять технологии на практике и другое.
Метод проектов позволяет выполнить поставленную задачу, он направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала. При этом учащийся в своем исследовании может пройти путь, который уже давно пройден человечеством. Но этот опыт человечества приобретается им на уровне открытия и будет, усваивается учеником неформально, будет иметь личную для него значимость. Это и есть субъективное творчество, без которого не мыслим и сам метод проектов.
Проект - это метод обучения:
1.может применяться на уроке и во внеурочное время.
2.ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.
3.проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
4.проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать системно - деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Метод творческих проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он широко применялся и раньше во внеклассной, кружковой деятельности учащихся, в развитии технического творчества.
В целом в работе над творческим проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
-поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.
Кроме этого, групповая работа:
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в, то же время терпимость к чужой точке зрения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей. На уроках технологии можно не только учить учащихся способам обработки ткани, вышивке и. т.д. но и создавать вместе с ними законченные художественные образы.
Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. На уроках технологии в процессе проектирования школьники изучают предмет, средства, действия, условия труда различных профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.
Основная цель учителя - подготовка творческой и грамотной личности, в развитии познавательной деятельности учащихся.
Поэтому выбранная проблема развития творческих способностей обучающихся актуальна и требует как разработки системы учебных занятий по технологии с использованием современных технологий учебно-воспитательного процесса, современных технологий оценки учебных достижений учащихся, разработки качественно нового учебно-методического, дидактического обеспечения технологического образования, так и разработки подходов к развитию способностей учащихся во внеурочной деятельности, через организацию работы факультативов, кружков.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровье сберегающие. Такая система урочной деятельности поможет сформировать у детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.
2. Сущность опыта.
Изучив современное состояние проблемы формирования и развития творческой активности, и проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что важную роль в процессе формирования учебной мотивации и творческой активности играет учитель, его желание действовать. Главный вопрос, стоящий передо мной, что я как учитель технологии могу сделать, чтобы у детей возник интерес к предмету?
На пути преодоления низкой творческой активности учащихся каждый педагог стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать ее, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Наиболее эффективно эти проблемы решаются путем организации целостного учебного процесса с использованием в процессе обучения современных педагогических технологий.
Инновационный поиск новых средств обучения привел меня к пониманию того, что на уроках технологии необходимо применять проектные и информационные технологии, а также групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
Кроме этого, для повышения уровня учебной мотивации педагогу необходимо создавать благоприятную общую обстановку и приятное эмоциональное сопровождение (похвала, поощрение), создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к предмету, а также приучать учеников к самостоятельной работе. Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности.
Одна из важнейших задач развивающего обучения - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной исследовательской работы. Через систему уроков я стараюсь сформировать умения критически мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить желание в учащихся проявлять творческую инициативу.
Реализация задатков и способностей школьника приносит ему чувство удовлетворения и служит стимулом к дальнейшей учебе. Обучение творчеству - это вооружение умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее - формулировать ее, выявляя скрытые вопросы; это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить с условиями задачи.
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот почему в интерактивном обучении она должна занимать главное место и носить разносторонний характер.
3. Длительность работы над опытом.
На протяжении всей своей педагогической деятельности я пыталась использовать различные формы развития творческих способностей учащихся. Но вернулась к ним тогда, когда поняла, что теряется интерес не только к отдельным учебным предметам, но и к учению вообще. Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Поэтому к этой проблеме я вновь вернулась в 1998 году и занимаюсь ею до сегодняшнего времени.
4.Диапазон опыта
На своих уроках я применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели, возрастные особенности учащихся. Как сказано выше, мне и моим ученикам нравятся уроки нетрадиционные, на которых сочетаться могут одновременно несколько активных форм, где можно проявить творчество, показать свой интеллект. Мой опыт применим как к системе урочной работы, так и к внеклассной деятельности.
5.Теоретическая база опыта.
В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» впервые использован новый подход к модернизации образования, основанный на принципе стимулирования роста качества образования и обновления содержания образования. Современная школа в условиях быстроменяющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика. Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI века основной была индивидуальная форма. Затем её заменяет групповая. А с XIX века преобладает фронтальная. В 20-е годы XX века в советской школе была групповая форма обучения. В начале 30-х годов вновь вернулись к классно-урочной системе, для которой характерно преобладание фронтальной формы. Эта форма и по сей день является в нашей школе основной.
Уроки технологии должны быть направлены на развитие творческих способностей учащихся, а этому способствуют именно коллективные способы обучения.
Обучающие и воспитательные возможности групповой работы стали особенно актуальны, востребованы в условиях введения ФГОС в основной школе.
Ведущие принципы педагогической деятельности:
1. Опора на субъективный опыт учащихся.
2. Учёт индивидуальных особенностей учащихся. Знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;
3. Реализация творческих возможностей учащихся. Ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
4. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности.
5. Гуманизация образования.
В современной психолого-педагогической науке используются различные дидактические системы. Все они опираются на то, что обучение должно вести за собой развитие. Основу моего педагогического опыта составляют идеи развивающего обучения.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега.
В нашей стране идею развивающего обучения впервые выдвинул Л.С. Выготский. В своих работах он обратил внимание на необходимость рассмотрения обучения и развития как двух взаимосвязанных процессов, при этом ведущую роль Л.С. Выготский отдавал обучению. В настоящее время известны дидактические системы развивающего обучения, разработанные под руководством Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Все существующие теории развивающего обучения направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Если при традиционном обучении (информационном, сообщающем) деятельность учащихся носит репродуктивный характер, то в условиях развивающего обучения эта деятельность становится продуктивной, творческой. Учащиеся самостоятельно ищут решение нового задания, проблемы, т.е. они учатся применять знания в новой ситуации, проявляют повышенный интерес к этому новому.
6. Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применении специальных средств (приемов, форм работы) с целью развития творческих способностей обучающихся, формированию положительных мотивации, достижения эффективных результатов обучения .
II. Технология опыта.
А) Постановка цели и задач.
Цель: анализ собственного педагогического опыта по проблеме формирования учебной мотивации учащихся при обучении технологии посредством применения проектных и информационных технологий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме формирования учебной мотивации учащихся;
2) изучить опыт коллег по данной проблеме;
3) подобрать диагностические процедуры, направленные на изучение учебной мотивации учащихся;
4) провести диагностику уровня учебной мотивации учащихся 5-8 классов и проанализировать полученные результаты;
5) отобрать и апробировать педагогические приемы, методы и средства, направленные на повышение уровня учебной мотивации учащихся;
6) проанализировать результаты собственной деятельности, выявить недостатки, спланировать коррекционную работу.
Б) Содержание учебно-воспитательной работы.
Метод проектов рассматривается как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества. Главной целью выполнения учащимися творческого проекта, которую ставит учитель, является контроль знаний и умений учащихся, а также содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях. Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. При выполнении групповых и коллективных проектов учитель распределяет обязанности между учащимися и определяет ответственность каждого за выполнение проекта в целом.
Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей.
Творческий проект – это комплексная работа. В структуру творческого проекта входят следующие составные части:
Пояснительная записка;
Творческая работа (изделие)
Защита творческого проекта
Пояснительная записка имеет три основные этапа выполнения работы:
Подготовительный этап;
Технологический этап;
Заключительный этап.
Содержание этапов может меняться в зависимости от темы проекта и содержать следующие разделы:
Обоснование возникшей проблемы и потребности;
Схема обдумывания;
История и современность;
Банк идей;
Эскизная проработка базового варианта;
Дизайн-спецификация;
Материалы, инструменты и оборудование;
Правила безопасной работы;
Технология изготовления;
Контроль качества;
Экономическое и экологическое обоснование;
Реклама;
Самооценка;
Литература.
Важной частью творческого проекта является оценочный лист, который заполняется и учителем и учащимся. Учащиеся сами могут оценить свою работу, поставить оценку, а в дальнейшем сравнить с оценкой учителя. Это позволяет диагностировать завышенную или заниженную самооценку учащегося.
В) Формы и методы работы, их оптимальный выбор.
Методическую основу курса составляют следующие методы обучения:
Индивидуальная самостоятельная работа;
Групповая работа;
Беседа;
Анализ конкретных ситуаций;
Создание проблемных ситуаций;
Мини – опрос;
Элементы наблюдения, самонаблюдения;
Ролевые игры;
Тестирование и другие диагностические процедуры;
Элементы социально-психологического тренинга;
Рефлексивный анализ и самооценка.
Инновационный поиск новых средств обучения привел меня к пониманию того, что на уроках технологии необходимо применять проектные и информационные технологии, а также групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
Г) Организация образовательного процесса, способы включения детей в разные виды деятельности.
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Проектная методика отличается особой формой организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проектов.
Выполняя проекты, дети учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения.
Технология игрового обучения.
На протяжении многих лет я использую в своей работе такую нетрадиционную форму обучения как игра. Нетрадиционные уроки – урок-игра, урок-конкурс, урок-дискуссия – повышают интерес учащихся к предмету, создают атмосферу сотрудничества.
Игровые приемы и ситуации позволяют активизировать познавательную деятельность, способствуют превращению дидактической задачи в задачу игровую. Коммуникативно-мыслительные игры являются эффективным средством диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучающихся.
Такие мероприятия по кулинарии, машиноведению, материаловедению, культуре и традициям народа способствуют развитию интеллектуальных, коммуникативных навыков, тех качеств, которые необходимы каждому человеку.
Конкурсы, игры и викторины по технологии отражают подготовку учащихся по школьной программе, развивают творческую инициативу, мышление, пространственное воображение, фантазию, помогают определиться в будущей профессии.
Участвуя в таких играх, ребята с большим удовольствием разгадывают логические задачи, кроссворды, ребусы, головоломки.
Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микро группах, по вариантам, классный конвейер, зачет в парах и т. д.
Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение.
Мой опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе.
Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе совместной деятельности.
В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание реализации здоровье сберегающих образовательных технологий: обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для их физического и душевного здоровья, воспитание культуры здоровья. Занятия по технологии рассчитаны, как правило, на два урока, а значит, появляется риск переутомления учащихся снижения внимания. Поэтому на уроках постоянно провожу физкультминутки и гимнастику для глаз, чередую виды деятельности и формы работы учащихся, уделяю внимание соблюдению во время проведения уроков и внеклассных мероприятий правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
Использование ИКТ в процессе обучения по предмету.
Особое место в образовательном процессе занимают ИК – технологии. Освоение и применение новых информационных компьютерных технологий на уроках технологии помогает формированию креативного человека, умеющего самостоятельно ориентироваться в большом информационном пространстве и создавать новое.
Кабинет технологии, в котором я работаю, полностью оснащен необходимым оборудованием: компьютер, проектор, экран.
Д) Связь результатов с целями и задачами:
На уровне учителя:
- повышение уровня профессиональной компетентности;
- анализ собственного педагогического опыта, результативности деятельности и выявление недостатков;
- планирование перспектив собственной профессиональной деятельности;
на уровне ученика:
- повышение уровня учебной мотивации к изучению технологии;
- качественное освоение образовательного стандарта по технологии;
- активизация творческой активности (внеклассной и внеурочной деятельности по предмету).
Таким образом, я считаю, что рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приведет к осознанному, глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся. Рациональное сочетание приемов и методов развивающего обучения способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся и в свою очередь повышает интерес к изучаемому предмету.
III. Результативность опыта.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии позволили мне добиться основного - повысить качество обучения, заинтересовать учеников своим предметом. Всегда стараюсь добиваться того, чтобы дети учились не ради отметки, а ради постижения нового, неизведанного. Ведется постоянная работа над повышением качества знаний учащихся.
Результаты, которых достигли мои ученики, выглядят следующим образом:
Учебный год Показатель | 2019-2020 уч. год. | 2020-2021 уч. год. | 2021-2022 уч. год |
Успеваемость, % | 100 % | 100 % | 100 % |
Качество знаний, % | 98,29 % | 99, 20 % | 100 % |
СОУ, % | 74,51% | 86,9% | 93,49% |
Средний бал | 4,51 | 4,63 | 4, 82 |
Данный опыт показал, что у учащихся 5 – 7 классов сохраняется достаточно устойчивый познавательный интерес и творческая активность, показательно
вырос уровень выполнения творческих работ. Это видно на промере анализа оценки проектных работ за последние четыре года.
Творческие работы учащихся в полном объёме представляются на педагогическом форуме школы по итогам учебного года. Участвуют в районных выставках и интернет конкурсах.
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по преподаваемому предмету
Победители и призеры районных олимпиад.
К Приказу по УО № 209 от 14.12.2020 г.
Этап Всероссийской олимпиады школьников | Год участия | Предмет | ФИО участника | Класс | |
Муниципальный | 2020 | технология | Гогичаева Элина Маирбековна | 7 | победитель |
Муниципальный | 2020 | технология | Варзиева Агунда Алановна | 7 | призер |
Муниципальный | 2020 | технология | КабуловаАрианнаТамазовна | 7 | победитель |
Муниципальный | 2020 | технология | Табуева Камилла Батырбековна | 7 | призер |
Приложение К Приказу по УО № 427 от 16.12.2021 г.
Муниципальный | 2021 | технология | Габараева Диана Иналовна | 7 | призер |
Муниципальный | 2021 | технология | Бедоева Милена Лериевна | 7 | призер |
Муниципальный | 2021 | технология | Калманова Алана Маирбековна | 7 | призер |
Муниципальный | 2021 | технология | Кусраева Дана Вадимована | 7 | призер |
олимпиады школьников | Год участия | Предмет | ФИО участника | Класс | Место |
Муниципальный | 2022 | технология | Бедоева Милена Лериевна | 8 | |
Муниципальный | 2022 | технология | Габараева Диана Иналовна | 8 | призер |
Муниципальный | 2022 | технология | Калманова Алана Маирбековна | 8 | призер |
Адресная направленность.
Данный опыт могут использовать учителя технологии при организации проектной деятельности в целях повышения творческой активности учащихся.