12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андрей Анатольевич26341
учитель, классный руководитель
Россия, Орловская обл.

Самообобщение опыта работы по теме:

    «Развитие познавательной активности обучающихся через использование мультимедиа технологий в образовательном процессе».

Содержание

Введение.

Тема опыта. Условия возникновения опыта. Актуальность и доступность опыта работы. Ведущая педагогическая идея. Теоретическое обоснование опыта. Технология опыта. Творческие находки и результативность. Литература. Приложения (практическое применение и распространение опыта):

    • мои публикации, результаты участия в работе инновационных площадок и конкурсных мероприятиях, использование мультимедиа на уроках и во внеклассной работе.

Введение.

Повышение эффективности урока – важнейшая задача, волнующая всех учителей. Снижение уровня знаний в значительной степени объясняется качеством урока: надежным стандартом, однообразием, формализмом, скукой. Пути оживления урока – в привлечении школьников к активной работе, разнообразии форм объяснения и обратной связи. Речь идёт о внесении в тот или иной вид учебной деятельности нестандартных, оригинальных приёмов, активизирующих всех учащихся, повышающих их интерес к знаниям, воспитывающих пытливость мысли и увлечённость.

За последние годы работы в школе успешно используются мультимедийные технологии, их создание учащимся и учителем, которые в комплексе с другими технологическими приёмами позволяют повысить интерес учащихся к процессу обучения, развивать творческие способности учащихся. Мультимедиа технологии логично вписываются в процесс обучения, их тематика соответствует программе и требованиям сегодняшнего дня. Использование этих материалов поможет учителю сделать свою работу более содержательной и интересной, а учащимся развить творческие способности.

В современной школе первостепенное значение отводится задаче развития у учащихся, будущих специалистов, творческого общего и профессионального мышления, способности самостоятельно и быстро ориентироваться в проблемах науки, техники и производства. У большинства учащихся нет стойкого интереса к учёбе. Причинами тому могут быть, с одной стороны, однообразие методов проведения занятий и жёсткий контроль учителя, недостаточное использование творческих форм работы, а также единый подход и требования к школьникам с гуманитарным и математическим складом ума, с другой – бессистемное получение сведений об окружающем мире по телевидению и из других источников.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Происходит переориентация на личностно-ориентированный (гуманистический) подход. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. На повестке встаёт вопрос об их полноценном, интенсивном использовании. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Современные интерактивные методы и средства преподавания при активном желании учителя позволяют значительно повысить уровень обученности детей. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» содержание образования должно обеспечить «формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательных программ картины мира». Решение правильно поставленных и корректно описанных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, может существенным образом изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету, а, следовательно, развить творческие способности школьников.

    I. Тема опыта:
    Развитие познавательной активности обучающихся через использование мультимедиа технологий в образовательном процессе.
    II. Условия возникновения опыта.

Спасско-Лутовиновская СОШ им. И. С. Тургенева существует уже 150 лет. Она расположена в селе Спасское-Лутовиново, на родине великого русского писателя И.С. Тургенева, обладавшего великолепным творческим даром, литературным талантом. И уже это вдохновляет и помогает нам и сейчас стремиться к творчеству, мечте, самосовершенствованию. В школе обучаются и воспитываются более 150 детей школьного и дошкольного возраста, работают 27 учителей и воспитателей.

Опыт моей 17-летней работы формировался в сельской школе, в разных по способностям классах, с различным уровнем интеллектуального развития и логического мышления, психологической индивидуальности и заинтересованности.

В течение последних лет мною проводится апробация и внедрение инновационных технологий и перспективных нововведений. Среди них: технология уровневой дифференциации (УД), метод проектов, мультимедийные уроки, уроки с применением электронных учебных пособий и тренажёров, интерактивной доски и компьютерной техники.

В своей работе я использую идеи теории развития познавательного интереса с элементами личностно-ориентированного подхода, опираясь на передовой педагогический опыт и современные эффективные образовательные технологии. Работаю над темой самообразования «Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе», заостряя особое внимание на активизации познавательной деятельности детей через интеграцию различных конкурсных проектов и межпредметное взаимодействие, что особенно важно в условиях перехода на ФГОС.

На уроках математики, да и в преподавании других предметов, особенно важна эффективность использования таких технологий, так как они дают лучшее представление об изучаемом, способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, заинтересованности детей. Математика – точная наука, поэтому стараешься использовать все современные средства для достижения хороших результатов обучения школьников, которые уже с 5 класса начинают готовиться к ГИА и ЕГЭ. К примеру, в 10-11 классах очень сложным является раздел стереометрии. Ученики затрудняются видеть свойства фигур в пространстве, решать задачи, доказывать утверждения. Тут на помощь приходят мультимедиа презентации, учебные видеоролики, выручают цифровые образовательные ресурсы.

Мультимедиапродуктами учебного назначения являются:

собственные разработки учителя (конспекты занятий, учебные презентации, видеоуроки и т.д.),

электронные учебники, энциклопедии, словари, карты и т.п.,

интерактивное дистанционное обучение посредством обучающих программ и видеопередающих устройств и многое другое.

Всё это помогает усвоить базовые знания по предмету, систематизировать их, сформировать навыки самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом и к математике в частности, оказать учебно-методическую помощь обучающимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

В соответствии с ФГОС каждый ученик должен овладеть результатами, которые сформулированы в каждой образовательной системе (модели). К таким результатам относятся:

личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества обучающихся; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;

метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД):

- коммуникативные УУД – речевая деятельность и навыки сотрудничества;

- познавательные УУД — работа с информацией, с учебными моделями, использование общих схем решения, использование знаково-символических средств, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий и т. д.;

- регулятивные УУД — управление своей деятельностью, контроль, инициативность и самостоятельность.

    III. Актуальность и доступность опыта работы.

Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию. Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться".

Современные школьники, выросшие на компьютерах и мобильных телефонах, имеют совершенно иной, чем в былые годы, психотип. Они требуют постоянной зрительной стимуляции, смены динамичных форм работы. В связи с этим я считаю целесообразным применение в образовательном процессе не одного отдельного метода, а создания неразрывно связанной, единой и цельной системы нововведений.

Проявление творчества в любой деятельности постепенно становится социальной потребностью общества, решающим условием его эффективного развития и прогресса. В соответствии с этим, в число особо приоритетных качеств личности включаются такие как: инновационный стиль мышления, готовность к творчеству, к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности. Творческие умения развиваются в постоянном и разнообразном обучении при использовании имеющихся знаний и умений в конкретной учебной деятельности. Используя на практике различные формы, методы и технологии учитель осуществляет образовательный процесс на основе личностной концепции педагогики, которая предусматривает развитие активности учащегося в процессе обучения, создания таких психолого-педагогических условий, при которых ребёнок перестаёт быть получателем знаний, а стремится к ним сам, проявляя и развивая свои творческие способности.

В настоящее время в имеющихся методических пособиях и рекомендациях для учителей по творческому развитию детей далеко не всегда находят отражение современные подходы, разрабатываемые в дидактике и методиках преподавания различных учебных дисциплин. Нет конкретных методик применения мультимедийных средств, интерактивной доски в аспекте развития творческой деятельности учащихся.

Я считаю, что изменения, происходящие в современном обществе, требуют поиска новых форм организации обучения, применения новых технологий в образовательном процессе для разрешения противоречий, обусловленных несоответствием между содержанием современного образования и требованиями, предъявляемыми к выпускникам общеобразовательной школы, а также имеющимися научными данными об интегративном подходе и недостаточной эффективностью его использования в учебно-воспитательном процессе с целью развития творческих способностей учащихся.

ДОСТУПНОСТЬ. Опыт может быть применим учителями-предметниками, работающими в классах с разным уровнем подготовленности учащихся и их потребностями в знаниях, причём как в обычных общеобразовательных школах, так и в школах с профильным обучением. Убеждён, что опыт применим в средних специальных учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования детей, на курсах повышения квалификации учителей.

    IV. Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей является современный подход к обучению, согласно которому оно рассматривается как активное вовлечение обучающегося в конструирование своих знаний и понимается как динамический процесс. Школьник сам находит и использует все доступные источники познания для построения собственного мировоззрения.

В основе опыта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие их творческого мышления.

С внедрением уроков с применением новейших технических средств и мультимедиа технологий, проектного метода обучения и уровневой дифференциации появляется возможность углублять, расширять и закреплять знания, полученные на уроках математики и других дисциплинах. Составление мультимедийных презентаций - один из видов домашнего задания, которое с удовольствием выполняют школьники. Разработаны уроки с использованием мультимедийных презентаций, адаптированные к условиям работы в сельской школе.

В процессе использования мультимедийных технологий учитель руководит процессом разрешения проблемной ситуации, оказывает учащимся помощь в анализе условий и выборе плана решения, консультирует их в процессе решения, помогает в нахождении способов самоконтроля, организует коллективное обсуждение проблемы. Постепенно у учащихся формируется умение самостоятельно выделять проблему, а затем приступать к нахождению оптимального подхода к ее решению. Всё это лишь развивает познавательную активность и заинтересованность детей, способствует их творческому развитию.

Исследовательская и творческая деятельность ребёнка позволяет ему наиболее ярко проявлять свои способности, раскрывать своё мироощущение, открывать для себя что-то новое.

    V. Теоретическое обоснование опыта.

Современные психологи утверждают, что каждый психически здоровый человек обладает творческим потенциалом и способностями, которые надо развивать как можно раньше.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческих способностей, рассмотрение подходов к данной проблеме, позволил выделить важные положения:

способности определяют деятельность и развиваются в деятельности;

под творческими способностями подразумеваются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Иными словами, творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности;

применительно к детям творчество определяется как форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение.

условия развития творческих способностей многогранны:


 


 


 


 


 


 


 


 

На протяжении последних лет я активно апробирую интеграцию мультимедиа технологий и других перспективных нововведений, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся.

Интегративный тип познания формируется в учебно-познавательном процессе школы, сочетая в себе непосредственный опыт, системное мышление, продуктивный подход к проблеме. Такой подход позволяет развивать творческую личность, целостно воспринимающую мир, способную активно действовать в социальной и профессиональной сферах.

Учебный процесс, построенный на интегративной основе, способствует решению важной педагогической задачи – повышению уровня личностного развития учащихся.

Применение мультимедиа технологий в образовании обладает следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

допускает возможность постоянного обновления;

имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;

допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;

допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;

допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;

устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах;

Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника – вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии. Главная цель видится в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (звука, видео анимации, графики и т.п.) в ходе учебного процесса.

В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры.

Организация занятий с применением мультимедиа технологий дает возможность экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала, за счет использования очень простых, доступных любому ученику средств. В ходе урока самими школьниками может создаваться до предела визуализированная красочная учебно-игровая среда, что производит буквально революционный эффект в восприятии материала и предмета школьниками.

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Внедрение в преподавании современных мультимедиа технологий выявило ряд положительных сторон и несколько трудных моментов. Так, организация занятий с использованием мультимедиа-технологий с применением специального проектора или интерактивной доски дает возможность наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения и экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала. В тоже время появляются дополнительные требования к подготовке мультимедийных материалов и организации урока.

Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех – это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к учению.

Так, при использовании мультимедиа на уроке через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания.

Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. При использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения доля усвоенного материала может составить до 75%. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.

Опыт использования мультимедийных технологий показывает:

резко повышается интерес учащихся к работе и их активность;

развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно;

учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.

Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования к подходам и методам разработки. Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи учителю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе.

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать особенности восприятия информации с экрана компьютера. Необходимо поддерживать единый стиль представления информации для всего урока и стремиться к унификация структуры и формы представления учебного материала (унификация пользовательского интерфейса, использование графических элементов, создание шаблонов уроков).

При создании мультимедийной презентации учитель сталкивается с рядом сложных задач:

- необходимостью создания простого и интуитивно понятного интерфейса, в котором образовательная информация визуально сочетается со средствами навигации;

- определением структурной организации и формы представления учебного материала, соответствующие поставленным педагогическим целям.

Важный момент – выбор общего стиля презентации. Когда определены класс презентации, категория обучаемых, то сделать выбор стиля становится проще. Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. При подготовке мультимедийных презентации учитель должен использовать возможности Интернет, современные мультимедийные энциклопедии и электронные учебники. Со временем в сети появятся самые лучшие мультимедийные презентации для использования их как базовых в процессе подготовки урока. При создании презентации следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и "внешних" информационных потоков. Это позволяет сделать презентацию более интересной, актуальной и захватывающей.

Таким образом, на смену традиционным технологиям обучения должны придти новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогические ситуации, деятельность учителя и учащихся в которых основана на использовании современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический характер. Для успешного внедрения этих технологий учитель должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; проводить и организовывать поиск электронной информации; четко и однозначно формулировать проблему, задачу, мысль и др.

В настоящее время в школах формируются условия для решения большинства из выше перечисленных проблем. Нарисовалась суть новых информационных технологий – обеспечение доступа учителя и учеников к современным электронным источникам информации, создание условий для развития способности к самообучению путем организации исследовательской творческой учебной работы учащихся. Реформа современного образования может состояться лишь при условии создания электронных источников образовательной информации.

Мультимедиа – это новая технология создания программных продуктов, избавляющая пользователя-непрофессионала от необходимости сложного программирования программных объектов. В подготовке программ на базе таких мультимедийных оболочек возрастает элемент творчества. Мультимедийная технология служит перспективным и надежным средством, позволяющим создателю учебного текста (рекламного ролика и т. д.) предоставить массивы информации в большем объеме.

Еще одна из возможностей мультимедиа – обучение. Обучающиеся слышат и видят материал урока и одновременно активно участвуют в управлении его подачей. Например, возвращаются к непонятным или особо интересным моментам.

Применение мультимедиа в образовании и обучении перспективно как для общего образования и самообразования, так и для бизнеса и профессионального развития специалиста. В будущем роль мультимедиа в области образования будет возрастать, так как знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям. Сегодняшний уровень развития науки, особенно в технических областях, требует постоянного обновления, и предприятия, основой существования которых является конкуренция, должны в своей деятельности быть весьма гибкими. Это в равной мере касается как рядовых сотрудников, так и руководителей.

Многочисленные исследования подтверждают успех системы обучения с использованием компьютеров. Очень трудно провести объективное сравнение со старыми, традиционными методами обучения, однако можно сказать, что внимание во время работы с обучающей интерактивной программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение видеофильмов и мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся.

Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а так же собственные разработки позволяют учителю повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации, и как средство общения с коллегами, становится Интернет.

Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделить видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод можно использовать для преподнесения знаний, для организации контроля, закрепления, повторения, обобщения, он успешно выполняет все дидактические функции. Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии информации. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах; повысить роль наглядности в учебном процессе; удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся; освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний; наладить эффективную обратную связь; организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости. С помощью видеометода эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Эффективность данного метода находится в прямой зависимости с качеством видеопособия и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью целесообразностью. От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь.

Использование современных мультимедиа-технологий в преподавании позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью слайд-презентаций, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Мультимедиа технологии уже доказали свою эффективность в школьном образовании. Предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, мультимедиа обеспечивает качественно новый уровень обучения. Вместе с тем, с развитием технических средств современных компьютеров, существенно меняется визуальная организация мультимедиа среды. Появилась возможность широкого использования трехмерной графики. Теперь экран монитора воспринимается учеником как окно в новый, трехмерный мир знаний, в котором образы реальных объектов действуют наряду с виртуальными моделями.

Основными условиями использования современных информационных технологий в обучении учащихся являются: использование компьютера как современного средства обучения; органическое включение во взаимодействие учащихся с педагогом интерактивного диалога с компьютером; повышение роли самостоятельности учащихся при использовании информационных технологий. Оптимизация учебного процесса в условиях современных информационных технологий может быть основана на использовании программно-творческих проектов.

Разработка творческого проекта предусматривает самостоятельную работу учащихся по изготовлению нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у потребителей. Выполнение проекта способствует развитию познавательных и воспитательных функций, творческих способностей, инициативы, логического мышления, углублению и закреплению политехнических знаний, умений и навыков. Формирование информационной культуры учащихся направлено на развитие их познавательной деятельности. Этому способствует: стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения учебного материала и погружения учащихся в интерактивную операционную среду компьютера; усиление учебной мотивации путем определения ценностей и внутренних причин обучения; развитие способностей самообучения на основе расширения и углубления учебных технологий.

    VI. Технология опыта.

В основу технологии опыта положена идея развития творческих способностей учащихся на уроках через использование мультимедиа технологий.

Анализ использования компьютера в учебно-воспитательном процессе показывает несомненные качественные преимущества по сравнению с другими техническими средствами обучения. Я провожу такие уроки с использованием мультимедийного оборудования с 2008 года. В 2011 году учебный кабинет был оснащён новым мультимедийным оборудованием.

Использование мультимедиа даёт возможность воздействовать на все органы чувств ученика и, соответственно, повысить возможности восприятия им учебного материала. Мультимедийный урок ярче и насыщеннее обычного урока. Он наполнен разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы.

Преподавание математики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения информационных технологий, главным инструментом которых является компьютер. Использовать его в учебном процессе можно следующим образом:

как средство имитации и моделирования изучаемых пространственных фигур;

как средство выполнения расчетов;

для хранения информации;

для индивидуального обучения;

для дифференциации обучения;

для реализации творческих проектов;

как средство оценки знаний;

для диагностики.

Для широкого и эффективного его применения в учебном процессе я существенно изменил методику преподавания. На уроках теперь все больше используются анимационные модели, обучающие и тестирующие программы в режиме реального времени.

Применение мультимедиа происходит в системе. Именно такое, а не эпизодическое, использование компьютера и МТ позволит учащемуся осознать, что в руках знающего специалиста компьютер становится мощным средством научного познания.

Как показывает опыт, МТ целесообразно использовать не только с точки зрения прекрасного иллюстративного сопровождения, но и для конструирования опорных конспектов или структурно-логических схем.

Если урок сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов, то он является интерактивным, а значит, вызывает активность учеников, провоцирует их на сопоставление, размышление, дискуссию.

К сожалению, практически во всех мультимедийных ресурсах отсутствуют методические материалы по их использованию. Зачастую традиционные медиапродукты не позволяют учителю и ученикам самим конструировать урок из различных элементов.

Однако, используя такой ЦОР, как Библиотека Электронных наглядных пособий, и возможности программного обеспечения (как правило, Power Point), я самостоятельно разрабатываю мультимедийное сопровождение, позволяющее, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, как при индивидуальной, так и при фронтальной работе, с другой стороны, самому активно участвовать в этом процессе.

Работа учащихся в классе может быть организована: фронтально (просмотр видео фрагментов, презентаций); индивидуально (выполнение тестовых заданий, решение задач); малыми группами (выполнение общего задания).

При выполнении домашнего задания учащимся предлагается, используя дополнительную литературу, выпустить информационный бюллетень или подготовить доклад-презентацию по какой-либо теме. Учащиеся с большим удовольствием по примеру учителя составляют мультимедийные презентации при подготовке защиты творческих и исследовательских работ.

Всё это способствует воспитанию самостоятельности, организованности, "вкуса" к компьютерному творчеству.

В результате проведения медиауроков происходит развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде, наглядно-образного мышления, формирование их общей информационной культуры.

Опыт показывает, что максимальная эффективность мультимедийного урока достигается при соблюдении следующих условий:

визуальный материал должен быть очень ярким, образным, даже символичным;

материал должен быть неоднозначным и пригодным для анализа;

всегда предпочтительнее мультиперспективный подход ─ представление двух и более подходов, точек зрения и т.п.; всегда избегать готовых выводов;

лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы и т.п.;

материал обязательно должен быть структурирован;

максимально широко использовать различные методические приемы, неожиданные, нестандартные задания.

Использование компьютера на уроках – эффективное средство познавательной самостоятельности учащихся, которое открывает для учителя широкие возможности по совершенствованию урока.

Некоторые виртуальные уроки на электронных носителях снабжены интерактивными заданиями, для выполнения которых необходимы умения анализировать, обобщать, ставить в соответствие и т.д. Развитие этих умений влечет за собой повышение уровня критичного мышления. При этом использую возможности интерактивной доски, которая позволяет:

совместить изображение фигуры и её названия.

исправить ошибки в таблице методом переноса формул на нужное место.

соединить стрелкой определение понятия с его названием и т.д.

Уверен, что будущее за новыми технологиями, и вполне возможно, что в перспективе не учитель, а дети станут главными творцами и конструкторами интерактивных продуктов.

    VII. Творческие находки и результативность.

«Нет бездарных детей, есть неспособные увлечь своим предметом учителя».

На протяжении последних лет регулярно провожу мониторинг учебной деятельности.

Мониторинг осуществлялся по следующим критериям:

1. Педагогическое наблюдение, объектом которого являются:

степень заинтересованности и активности детей в процессе обучения предмету;

количество учащихся, принимающих участие в творческих проектах (конкурсы и олимпиады);

уровень удовлетворённости и мотивации учащихся (методика Андреевой А.А.).

2. Анализ качества творческих работ учащихся (написание рефератов, кроссвордов, рисунков, проектов, составление презентаций: отражение в них знаний предмета).

3. Диагностика творческих способностей с помощью тестов.

Анализ результатов педагогического наблюдения показал:

повышение мотивации учащихся в овладении предметными знаниями;

свободное творческое самовыражение учащихся в учебном процессе, проявляющееся в естественном непринужденном, активном участии детей в творческой деятельности, их умение понимать и выполнять поставленные задачи;

повышение заинтересованности детей в подготовке и создании сценариев мероприятий, в процессе проведения предметных недель;

Анализ творческих работ учащихся показал, что у учащихся повысилась мотивация к исследовательской деятельности и участию в творческих конкурсах.

Количество учеников, принимающих участие в творческих проектах по предмету, увеличилось

Методика А. А. Андреевой позволила установить изменения в уровне удовлетворительности и мотивации учащихся за этот период. В тестировании принимали участие учащиеся 5-11 классов.

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

Низкий 12%

Средний 58%

Высокий 30%

Низкий 8%

Средний 40%

Высокий 52%

Низкий 4%

Средний 31%

Высокий 65%

 

Результаты анкетирования учащихся свидетельствуют об устойчивом интересе к предмету, а рост количества учеников, выбирающих его в качестве своего любимого предмета, говорит о продуктивности применяемых учителем методов.

Анализируя результаты и количественные показатели участия детей в олимпиадах и конкурсах, можно сделать вывод, что у них произошел заметный рост творческих способностей, возрос интерес к предмету, а знания усваиваются более прочно. На уроках легко вовлекаются в активную работу учащиеся, которые особой заинтересованности не проявляли ранее. Всё это также способствует выявлению и поддержке одарённых детей.

Таким образом, анализ результатов работы позволяет сделать заключение о положительной динамике в конкретизации интересов и предпочтений школьников. Наблюдается повышение мотивации творческого освоения предмета, а также рост творческого развития и качественно более высокий уровень самовыражения учащихся. Следовательно, использование мультимедиа технологий является перспективным направлением в организации учебно-воспитательного процесса.

    VIII. Литература:

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

Максимова В.Н. Интеграция в системе образования / В.Н. Максимова. - СПб, 1991. - 84 с.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: [Электронный ресурс] – Режим доступа к ст. - / http://www.ug.ru/02.42/t9.htm

Новые технологические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. По­лат. М.: Издательский центр "Академия", 1999.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.

Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии", Москва, "Народное образование", 1998г.

Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. // Педагогический альманах, - 2002. - № 11.

Якиманская И., Якунина О. "Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения", "Директор школы", 3, 1998.

Опубликовано


Комментарии (2)

Кадырова Илюза Юлаевна, 20.03.16 в 21:55 5Ответить Пожаловаться
Емкая статья, многое для себя выделила) Благодарю)
У Вас как всегда, очень много полезного)
Андрей Анатольевич, 20.03.16 в 22:38 5Ответить Пожаловаться
Спасибо большое.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.