Обобщение положительного опыта семейного воспитания на тему «Открываем новые таланты»
МДОУ «Детский сад №69»
ЭМР Саратовской области
Обобщение положительного опыта
семейного воспитания семьи (Ф.И.О.)
Тема: Открываем новые таланты
Важнейшие сведения о семье
Состав семьи: мама:
папа:
дочь:
брат:
Члены семьи |
Возраст |
Образование |
Место работы |
Должность |
мама |
||||
папа |
||||
Полина |
Дошкольница |
МДОУ №69 |
||
брат |
Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:
В семье спокойная, доброжелательная атмосфера. Дружелюбный тон обращения, характер отношений ровный. Позиция каждого члена семьи независимая.
Цели и задачи семейного воспитания детей
Цель:
- способствовать развитию способности художественного видения мира.
- Приобщать детей к миру искусства, к нравственным ценностям.
- Развивать художественно-творческие способности.
- Воспитывать духовную и счастливую личность через соприкосновение с красотой.
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
- Создать условия и обеспечение возможности детям заниматься художественной деятельностью
- стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
Приоритеты семьи в воспитании детей
- Здоровый образ жизни
- Развитие духовно-нравственных качеств
- Развитие умственных и творческих способностей
Особенности семейного воспитания
Посвящение детей во все жизненно важные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободное общение.
Организация совместных форм деятельности в семье.
Дети совместно с родителями участвуют в различного вида мероприятиях, концертах, фестивалях, конкурсах, соревнованиях.
Отношение семьи к дошкольному учреждению
Родители и педагоги тесно сотрудничают по поводу развития творческих способностей ребенка, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания ребенка в семье. Оказывают неоценимую помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его творческого потенциала.
Уровень педагогической культуры родителей
Родители имеют средне-специальное образование. Мама педагогическое, папа техническое. Имеются определенные психолого-педагогические знания, практические умения.
Положительным в опыте данной семьи является опыт развития у детей творческих и физических способностей. Он изучается и обобщается.
Формы изучения опыта следующие:
Наблюдение за ребенком в детском саду
Групповые и индивидуальные занятия
Индивидуальные беседы с членами семьи
Посещение семьи
Анализ результативности
Обобщенный опыт на тему «Открываем новые таланты» распространяется:
1.На групповых родительских собраниях
2. На городских мероприятиях и МДОУ
3. На семейных клубах
4. Концерт для родителей детей, занимающихся дополнительным образованием
Отражается:
1.В наглядных формах педагогической пропаганды (грамоты, награды, похвальные листы, дипломы, благодарственные письма)
В методическом кабинете МДОУ опыт представлен в виде: сообщения
Опыт ориентирован на всестороннее развитие ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает «концепции дошкольного воспитания», которая наметила курс на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно – образовательной работы с детьми и пробудила интерес к психологическим особенностям периодов детского развития. Значимость опыта в том, что он помогает решить противоречие, когда педагоги понимая всю значимость искусства для становления личности ребенка, еще не готовы к такой организации педагогического процесса, при которой художественная культура на основе взаимопроникновения искусств станет развивающей средой и фактором воспитания творческой личности . В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность (Закон “Об образовании”, ст. 18). И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия . При этом решаются выделенные нами как приоритетные, следующие задачи:
повышение педагогической культуры родителей;
приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Для их решения используются следующие методы:
индивидуальное или групповое консультирование;
просмотр родителями занятий и режимных моментов;
привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;
анкетирование;
опрос;
беседы с членами семьи;
наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное);
анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему;
Еще до поступления ребенка в ДОУ устанавливаются первые контакты между семьями и нашим детским садом:
Приглашаем родителей с детьми посетить в течение года группу кратковременного пребывания, затем приглашаем на Дни открытых дверей ,где родители могут познакомиться с развивающей средой , особенностями работы ДОУ;
Представляем письменную информацию о работе ДОУ (презентация услуг детского сада, сайт детского сада) – “Визитную карточку”;
Заведующая детским садом беседует на предмет условий посещения ребенком учреждения;
Оформляем договор.
Дальнейшее взаимодействие родителей и персонала проходит в процессе:
Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
Неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
Ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;
Предложений посетить психолога, врача или других специалистов;
Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок (“Недели открытых дверей для родителей”);
Решения любых вопросов, касающихся их детей (родительский комитет);
Оказания помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров;
Участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми;
Продолжение дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги;
Работа семейного клуба ;
Приглашения учителей начальной школы, врачей, социолога и др. лекторов по интересующим вопросам;
Оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.
Вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Были разработаны методические рекомендации по музыкальному воспитанию детей раннего возраста в детском саду и дома. Были разработаны рекомендации для родителей по воспитанию детей (музыкальному) в семье, подготовлены памятки для родителей, составлены конспекты занятий, встреч с родителями.
Наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьей (беседы и консультации, общие и групповые родительские собрания, наглядная пропаганда, педсовет и др. ), в нашем учреждении удачно зарекомендовали себя и не один год используются и новые формы и методы взаимодействия с родителями.
Для знакомства родителей со структурой и спецификой проведения занятий, условиями пребывания детей в ДОУ проводим “ Дни открытых дверей для родителей”. В результате этого увеличилось количество мам и пап, посетивших мероприятия, проводимые в этот день. Эта форма работы нравится родителям, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка, научиться самим некоторым приемам и методам работы с детьми.
Для предоставления родителям более конкретной для данной группы информации о ДОУ, о программе, по которой работает эта группа, направлении работы, информации о сотрудниках, режиме работы и др., в раздевалке каждой группы имеется “Визитная карточка группы”.
Участие родителей в проведении праздников и развлечений: выступление в качестве известных детям сказочных персонажей по сценариям осенних, новогодних, весенних, выпускных утренников; участие вместе с детьми в городских фестивалях детского творчества в номинации “вокальное пение”,» хореографический ансамбль»; проведение Масляничной недели с обязательными ярмарочными гуляньями; изготовление необходимых к празднику костюмов и атрибутов, участие в различных конкурсах, аттракционах. Участвуя в спортивных праздниках (“Веселые старты”, “Дни здоровья”), родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, оценить его физическую подготовку. Когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это полезно детям, так как создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.
Отчетный концерт для родителей детей, занимающихся дополнительным образованием (вокально-хоровая работа); итоговая выставка работ детей, посещающих кружок изобразительного творчества .
“Уголки для родителей”, оформленные в группах. В них помещаются консультативные материалы; в специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных психологом, инструктором по физвоспитанию, музыкальным руководителем, логопедом , воспитателями групп.
Опыт семейного воспитания представляется в виде фотомонтажей -коллажей“Знакомьтесь: семья …”, в которых рассказываем об особенностях физического и психического развития детей, о жизни ребенка в детском саду; даем рекомендации по музыкальному воспитанию.
В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Родители должны быть уверены, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении разного рода проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.