Урок русского языка во 2 классе «Обобщение знаний о частях речи»
Учитель: Логинова ЕБ.
Класс: 2 «Б» класс.
Предмет: русский язык Слайд 1
Тема: урок-аукцион по теме «Обобщение знаний о частях речи». Слайд 2
Цель: Повторить и закрепить знания учащихся об изученных частях речи (об имени существительном, глаголе).
Задачи:
1.уточнять представления учащихся об изученных частях речи;
2.развивать связную речь, память, логическое мышление;
3.воспитывать усидчивость, аккуратность, внимательность.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Оборудование: компьютер, учебник, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Ребята сегодня у нас необычный урок. Во-первых к нам пришли гости, посмотреть, как вы умеете работать. Во вторых, мы поделились на 2 команды (для дальнейшей работы). А в третьих урок пройдёт в нетрадиционной форме. Все готовы, можно начинать, садитесь.
-Знаете ли вы, кто самый трудолюбивый? Слайд 3 - 4
-Самые трудолюбивые в мире – пчёлы. Чтобы собрать нектар, достаточный для приготовления 100 граммов меда, пчеле нужно облететь не меньше 1 миллиона цветков. Люди издавна многому научились у пчёл: трудолюбию, упорству, умению совместно трудиться. Эти качества пригодятся нам на сегодняшнем уроке. Как пчелы наполняют соты медом, так и мы в течение урока будем совершенствовать свои умения и навыки по изученной теме, собирая их в копилку знаний. Оценки за выполненные задания будем выставить в эти таблички – соты.
2.Постановка цели урока.
-Сегодня у нас необычный урок – урок-аукцион.
-Что такое аукцион? Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова Слайд 5
Аукцион – публичная распродажа, покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
-Что будет выставлено на продажу, попробуйте догадаться, что мы изучали на протяжении многих уроков? тема нашего урока «Обобщение знаний о частях речи»?
-Итак, что же будет выставлено сегодня на аукционе? Кто догадался? Верно, это части речи. Мы будем распознавать части речи, находить их в тексте и определять грамматические признаки известных нам частей.
-Чтобы торги состоялись, необходимы правила поведения. Давайте попробуем составить правила: Слайд 6
1.Поднимать руку.
2.Говорить чётко.
3.Не перебивать.
4 Самое главное: обсуждать тихо
3. Актуализация опорных знаний их использование. Слайд 8
А теперь аукцион,
Подведет итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот пятёрки получает.
-Сегодня на торги выставляется … Слайд 9
Давно живу я в мире этом
Даю названия всем предметам
Без меня никак нельзя.
Как зовут меня, друзья?
«Имя существительное». Слайд 10
-Продано! Слайд 11
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет
-Сегодня на торги выставляется «Глагол». Слайд 14
-Продано!
Предлагаю так и назвать наши команды.
4. Игра «Собери домик»
Вот беда, домики, где живут части речи рассыпались, вам необходимо их собрать. Каждый год состоит из крыши и кирпичиков. Постройте домик для своей части речи.
Ставим баллы в соты
5.Словарная работа. Слайд 15
-Я загадываю загадки, отгадками являются словарные слова.
Запишите слова в 1 столбик с большой буквы.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Две болтливые соседки
Разговор вели на ветке.
Очень важная персона
Эти чёрная… (Ворона)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Заяц)
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок. (Воробей)
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится! (Лиса)
-Проверка. Слайд 16
-Поставьте в одну из сот себе отметку.
Во 2 столбик запишите слово- действие каждого предмета, оформите, как предложение и подчеркните главные члены предложения.
Медведь спит.
Проверка. Поставьте в одну из сот себе отметку.
Каким членом является подлежащее, сказуемое?
6. Физкультминутка
Если я называю сущес – мы хлопаете в ладоши, если глагол - топаете ножками, если другую часть речи – танцуете.
7.Работа с текстом по распознаванию частей речи. Слайд 18
-Каждая команда получает одинаковый текст. Вам необходимо выписать из текста части речи. Каждый выписывает свою часть речи. Сейчас у нас какое время года? Вот и текст наш будет на тему весна.
Наступила ранняя весна. Тает рыхлый снег. Текут быстрые ручейки. Греет яркое солнце. Из- под земли пробился нежный подснежник. Прилетают перелётные птицы. На деревьях появляются маленькие листочки.
-Проверка.
1 команда Слайд 19
Весна, снег, ручейки, солнце, земли, подснежник, птицы, деревьях, листочки.
2 команда Слайд 21
Наступила, тает, текут, греет, пробился, прилетают, появляются.
-Поставьте в одну из сот себе отметку.
Определите число. Поставьте в одну из сот себе отметку.
8. Игра для капитанов
Прочитайте предложение, найдите, что-то интересное. Запишите предложение правильно, объясните.
ПЁС БУБЛИК ГРЫЗЁТ БУБЛИК.
Встретились одинаковые слова. Одно имя собственное, пишем с заглавной буквы, друго – нарицательное, пишем со строчной. Пёс Бублик грызёт бублик.
9 Игра для участников
На карточках укажите грамматические признаки частей речи, составьте предложение из 2 слов нераспространенное, подчеркните главные члены.
Россия-
Процветает-
Россия процветает.
Пчёлы летают.
Пчёлы-
Летают –
Поставьте в одну из сот себе отметку.
10. Выполните тест. Проверьте. Поставьте в одну из сот себе отметку.
1.Найдите имя существительное 1. рисует 2. мама 3. смелый | 2. Найдите глагол помощь мчится весёлый | Найдите глагол множ. числа съели прыгает придёт |
Найдите существительное един. числа игры друзья солнце | 5 Глагол обозначает… действие признак предмет | 6 Выберите существительное одушевлённое ромашка девочка туча |
7 Выберите слово, которое всегда нужно писать с большой буквы волк маша съел | 8 выберите группу одушевлённых существительных бабочка, прилетела жук, воробей облако, медведь | ТЕСТ |
11. Итог урока.
-Мы трудились сегодня, как пчёлки.
Подсчитаем количество баллов.
Что было трудным, интересным?
Что повторяли и закрепляли?
Получили вы удовлетворение от работы? Покажите своё настроение.
На партах лежат цветочки с пчёлками.
Если тема для вас показалось лёгкой и со всеми заданиями вы справились с лёгкостью, то выберите розовый цветок.
Если вы допускали ошибки и испытывали трудности, выозьмите жёлтый цветок. Украсьте нашу поляну «Частей речи»
Все молодцы, спасибо за работу!
Дом задание:
Самоанализ урока.
Мною был проведен урок русского языка во 2 «А» классе по теме: «Обобщение знаний о частях речи». Урок разработан с учетом особенностей учащихся и применением элементов развивающего обучения. Для закрепления данной темы мною были поставлены следующие задачи:
1.уточнять представления учащихся об изученных частях речи;
2.развивать связную речь, память, логическое мышление;
3.воспитывать усидчивость, аккуратность, внимательность.
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Содержание подобрано в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся 2 класса. Учащиеся участвовали в целеполагании и определении темы урока.
Структура урока соответствует его типу и целям. Этапы урока взаимосвязаны, выдержана логическая последовательность. Считаю, что время на каждом этапе урока распределено рационально, темп урока – оптимальный.
Выбранная мною форма проведения урока – урок-аукцион, целью которого является создание условий для развития творческих способностей, считаю самым верным, т.к взаимодействие: ученик-учитель-ученик, вовлекает ребят в познавательный процесс, что ведет к формированию познавательной активности.
Считаю, что такая форма проведения урока повышает мотивацию учения, интерес к предмету.
Анализ этапов урока:
Организационный момент помог настроить учащихся на урок, раскрепоститься.
Целью этапа актуализации знаний учащихся – включить в работу важнейшие интеллектуальные качества ребенка. На этапе – словарная работа, с помощью специального задания, развивающего интеллектуальные качества, учащиеся определяют слово, которое является лишним. На этапе работа с текстом по распознаванию частей речи использовала частично-поисковые и проблемные методы обучения. На четко сформулированные мною вопросы учащиеся давали ответ, что в конце привело к необходимому выводу. На этапе образование слов дети стали активными участниками образовательного процесса, что приучает детей самостоятельно добывать знания и применять их в новых условиях.
Домашнее задание носит творческий характер. На уроке была проведена физкультминутка. В течение всего урока учащиеся были активны. Были созданы все необходимые социально – психологические, учебно – материальные, гигиенические, эстетические условия для проведения урока. Раскрытие содержания темы урока проходит с учетом применения презентации. На уроке использовались информационно-коммуникационные технологии. Цели урока были реализованы.
8