Урок по русскому языку «Обобщение и систематизация знаний о глаголе» (2 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 с. Возжаевки
Разработка урока
по русскому языку во 2 классе
«Обобщение и систематизация знаний о глаголе»
Автор:
Ф.И.О.
Шевченко Ольга Васильевна
Должность
учитель начальных классов
Место работы
МОАУ СОШ № 1 с. Возжаевки
Контактный телефон
89638073975
с. Возжаевка
2020 год
Конспект урока
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний о глаголе.
Цель урока
Создать условия для обобщения и систематизации знаний о глаголе как части речи.
Задачи:
- повторить и закрепить знания детей о глаголе;
-совершенствовать навык грамотного письма, развивать орфографическую зоркость.
Предметные результаты:
- умение находить глаголы в тексте;
- умение определять грамматические признаки глагола;
- писать раздельно частицу НЕ с глаголами.
УУД
Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
-учиться строить речевые высказывания по теме, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- формировать умение договариваться и приходить к общему мнению, работать в коллективе.
Личностные:
- воспитывать культуру поведения на уроке;
- создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;
- развивать способность к самооценке.
Ход урока.
Этап мотивации (самоопределение к учебной деятельности).
- Отгадайте загадку.
Смотрит мама с нетерпеньем
На страницы дневника.
Ждет заветную оценку
У сынка-озорника.
Но опять одни четвёрки.
Нет красавицы... (пятёрки)
- Сегодня на уроке я вам желаю получить побольше пятёрок, но для этого вам надо хорошо поработать.
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Актуализация знаний. Формулирование темы и целей урока.
- Прочитайте предложение.
Повторенье – мать ученья.
- Как назовём это предложение? (пословица)
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Предположите, мы будем изучать что-то новое или повторять изученное? (ответы детей)
- Чтобы уточнить тему нашего урока, выполним задание.
- Прочитайте запись на доске.
Одеяло ……….. ,
……….. простыня,
И подушка, как лягушка,
…………….. от меня.
- Кто догадался, из какого произведения эти строки? («Мойдодыр»)
- Кто автор этого произведения? (Корней Иванович Чуковский)
- Какое задание надо выполнить? (вставить пропущенные слова)
- Какие слова вставим? (убежало, улетела, ускакала)
- Задайте к каждому слову вопрос, сделайте вывод.
- Уточните тему урока. (Сегодня на уроке мы повторим всю информацию, которую изучали о глаголах).
Составление плана урока.
- Используя слова - помощники, определим цели нашего урока.
- Что мы должны вспомнить и повторить?
- вопросы (На какие вопросы отвечает глагол?)
- изменяется (Как изменяется глагол?)
- частица (Как пишется глагол с частицей НЕ?)
Реализация плана урока. Чистописание. Словарная работа. Что такое глагол.
- Прочитайте слова.
М..лина, м..шины, м..дведь.
- Что общего в этих словах? Чем они различаются? (ответы детей)
- Написание каких букв сегодня повторим? (ответы детей)
Мем Меем Мееем …
- Запишите на первой рабочей строке, соблюдая закономерность.
- Запишем словарные слова, какие задания можно выполнить? (записывают с комментированием, предлагают варианты заданий)
- Какое слово можно назвать лишним? (ответы детей)
- Прочитайте слова, какое задание можно выполнить? (вставить пропущенные буквы, составить предложение)
Любит, яго.ки, и, медве.ь, пуш.стый, мё. .
- Запишите предложение.
- Какое задание можно выполнить с этим предложением? (найти главные члены)
- Как вы определили, что любит это глагол? (задали вопрос, обозначает действие)
- Чем является в предложении? (сказуемым)
Вывод: глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать, что сделать? и обозначает действие предмета. В предложении является сказуемым. (проговаривают дети)
Физминутка.
- Если я буду называть глагол, то вы хлопаете в ладоши, а если имя существительное, то топаем ножками.
Стол, бежать, прыгать, трава, моргать, тетрадь, альбом, дрожать.
Единственное и множественное число глаголов. Изменение по числам.
- Давайте поиграем в игру «Кто что делает?» (дети отвечают устно)
- Посмотрите, что получилось у меня.
Малина растёт, машины едут, медведь рычит.
- Исходя из темы урока, какие слова должны найти? (глаголы)
- Что можем определить у глаголов? (число)
- Какие слова вы отнесёте к единственному числу, а какие ко множественному? Почему? (ответы детей)
- Что ещё мы можем делать с глаголами? (изменять по числам)
- Поработаем в парах, возьмите карточку № 1 (Приложение 1)
- Выполните задание по плану:
* прочитай глаголы,
* укажи число,
* измени число глаголов.
- Проверим, что у вас получилось.
- Назовите слова синонимы в первом столбике.
Вывод: глаголы бывают единственного числа и множественного числа. Могут изменяться по числам. (проговаривают дети)
Правописание глаголов с частицей не.
-Прочитайте текст.
(Не) дразните собак,
(Не) гоняйте кошек,
(Не) жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!
- Какой человек мог быть автором этих строк? (человек, который любит природу)
- К кому обращается автор?
- К чему призывает?
- Что это за слово стоит в скобках? (частица)
- Найдите глаголы.
- Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно написать частицу не с
глаголами?
- Предлагаю вам выполнить творческое задание. Для этого надо распределиться на группы.
- Задание: составить 3 правила, используя глаголы с частицей не.
1 группа - правила поведения в лесу.
2 группа - правила поведения в столовой или за столом.
3 группа - правила пользования книгой.
(выступление представителя от каждой группы)
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Оцените свои возможности и выберите ту работу, с которой вы справитесь. (Приложение 2)
1 уровень
Прочитай предложения, найди глаголы, у глаголов определи число.
Припекает солнце. Зашумели ручьи. Закончилась холодная зима.
*2 уровень
Прочитай предложения, вставь пропущенные буквы, найди главные члены,
у глаголов определи число.
Жаворонок п..ёт свою ч..десную песню. Колхозники р..ботают в п..лях.
- Проверь и оцени свою работу по критериям. (Приложение 3)
Рефлексия.
- Вспомним какие задачи мы ставили перед собой вначале урока?
- Со всеми задачами мы справились?
- Оцени свою работу на уроке. Продолжи любое предложение.
Сегодня на уроке:
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Могу похвалить себя за то, что…
Могу похвалить одноклассников за то, что…
Больше всего мне понравилось…
Приложение 1
Выполните задание по плану:
прочитайте глаголы
укажите число
измените число глагола
Работал - ………................ .
Грустит - ………................ .
Сверкает - …………......... .
Трудились - ………........... .
Приложение 2
1 уровень
Прочитай предложения, найди глаголы, у глаголов определи число.
Припекает солнце. Зашумели ручьи. Закончилась холодная зима.
*2 уровень
Прочитай предложения, вставь пропущенные буквы, найди главные члены,
у глаголов определи число.
Жаворонок п..ёт свою ч..десную песню. Колхозники р..ботают в п..лях.
Приложение 3
Критерии оценивания
Нет ошибок –отметка «5»
Одна-две ошибки – отметка «4»
Три ошибки – отметка «3»
Четыре и более ошибок – отметка «2»