Обобщение знаний о составе слова «Заповедники и заказники Калмыкии» (Русский язык, 3 класс)
Презентация к уроку
PPTX / 4.04 Мб
Технологическая карта к открытого уроку русского языку «Заповедники и заказники Калмыкии»
Организационная информация | ||
Тема урока | Обобщение знаний о составе слова. «Заповедники и заказники Калмыкии» | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 3 «Б» | |
Программа | Школа России | |
Учитель | Дулахаева Елена Борисовна | |
Дата | 24.11.2020 г | |
Мероприятие | Открытый заочный конкурс в рамках эколого-просветительского проекта «Сохраним природу родного края» | |
Уровень | республиканский | |
Методическая информация | ||
Тип урока | Систематизации и обобщения знаний и умений. | |
Базовая технология | Проблемно-диалогическая | |
Межпредметные связи | Русский язык Окружающий мир | |
Формы работы | Фронтальная Работа в группах. Индивидуальная | |
Цели урока | 1.Обобщить знания уч-ся о частях слова (морфемах) 2. Познакомить с правилами поведения на природе. 3.Способствовать формированию знаний воспитанников по экологии. 4.Способствовать воспитанию любви к родной природе. | |
Задачи урока | Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова» Довести до автоматизма знание алгоритма разбора слов по составу Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку | |
Ресурсы | Учебник «Русский язык», ч. 1, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Презентация Microsoft Office PowerPoint, раздаточный материал, презентация Smart Notebook | |
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе. | Данный урок разработан с учетом уровня обученности учащихся, требований стандарта второго поколения. Использование ИКТ на уроке целесообразно для повышения мотивации учащихся через создание "ситуации успеха». Использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволяет расширить рамки учебника, продуктивно организовать работу и проверку заданий, выполненных учащимися. |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Различать и выделять основные части слова; формулировать словообразующую роль каждой части слова; объяснять причины изменения формы слова; конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости. | Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей. Приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Умение слушать и понимать речь других; строить связные высказывания в устной форме; выражать свои мысли. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный момент | Личностные: формирование навыков самоорганизации. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо Все расселись по местам Никому не тесно По секрету вам скажу Будет интересно! | Обучающиеся настраиваются на работу. |
2. | Актуализация знаний. Определение темы урока. Целеполагание. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: осуществлять анализ, синтез, сравнение. | - Чтобы определить тему вы должны ответить на вопрос: «О чём просит поэт человека в стихотворении?». Взгляни на глобус – шар земной – Руслан Ведь он вздыхает, как живой. И шепчут нам материки: «Ты береги нас, береги!» В тревоге рощи и леса. Настя Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!» Грустит глубокая река, Аюна Свои теряя берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!» Остановил олень свой бег: Батджиргал «Будь Человеком, человек! В тебя мы верим, не солги. «Ты береги нас, береги!» - И мы с вами сегодня соприкоснемся с природой, отправившись на заочную экскурсию в заповедные места нашего края. - Какие места называем заповедными? Узнаем из словаря: ________________________________________________________________ 1. Неприкосновенный, запретный. З. лес. Заповедное озеро. 2. Хранимый в тайне, заветный. Заповедные мысли. 3. Относящийся к работе заповедников, к их организации. Организация заповедного дела _________________________________________________________________ - Мы с вами отправимся на заочную экскурсию в заповедные места нашего края. - На каждой остановке нас ждут интересные задания, выполнив которых мы будем получать в награду ТЮЛЬПАНЧИК. В конце работы, соберем букет. -Но перед тем как отправиться , надо приобрести БИЛЕТЫ, выполнив задание мы получим их и сформулируем ТЕМУ нашего урока русского языка. РАЗМИНКА Игра. «Образуй слово». Я бросаю вам мяч , называю слово, а вы изменяете форму слова. Гриб, дом, лес, сайгак. - Какая часть слова изменялась? Что такое окончание? Какие еще части слова вы знаете? - Итак, какая тема урока? - Какие цели мы поставим перед собой? Я вас приглашаю в природу и выдаю билет . Мы отправляемся. | Ребята определяют тему урока по прослушанному стихотворению: о природе и отношение к ней. Узнают из толкового словаря лексическое значение слова «Заповедник» Изменяют форму слова. Делают вывод что такое ОКОНЧАНИЕ. Называют остальные части слова. Тема урока: СОСТАВ СЛОВА - Сегодня на уроке мы будем собирать слова из разных морфем и разбирать слова по составу. |
Минутка чистописания | Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё. Познавательные: умение строить связные высказывания в устной форме. Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности. | -Игра «Доскажи словечко» Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это…. (зайка) Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным, заправляю сам кроватку, Быстро делаю…. (зарядку) - Назовите первый звук в словах отгадках. Какой буквой он обозначается на письме? Дайте ему характеристику.
Зз Ззз Зззз - Откройте словарь фразеологизмов. Прочитайте на букву З. Назовите лексическое значение каждого фразеологизма. Спишите. Подчеркни орфограммы изученные. | -Буква З…. Дают характеристику звука, которым обозначает буква З Записывают в тетради по образцу, соблюдая закономерность. - | |
3 | Обобщение и систематизация знаний. Заповедник «Черные земли» | Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё. Познавательные: умение строить связные высказывания в устной форме. Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности. | - «Черные земли» занимают две различные друг от друга территории. Слайд 2: Основной участок заповедника «Черные земли» расположен на территории Яшкульского и Черноземельного районов. На этом участке осуществляется охрана и восстановление популяции сайгака. А на втором участке, расположенном на озере Маныч-Гудило, гнездятся и зимуют редкие виды, а также произрастает самый красивый цветок наших степей- тюльпан. Название «Черных земель» появилось в связи с тем, что зимой степь здесь не покрывается снегом и земля остается черной. СЛАЙД 3-4 : Символ заповедника – антилопа-сайгак, один из редчайших видов антилоп в России. А знаете ли вы, что многие растения, которые поедает сайгак является ядовитыми. Однако, животное без последствий способно употреблять такую пищу. Носовая полость покрыта слизью, которая задерживает большое количество пыли. Он при беге развивает скорость до 70-80 км/ч. СЛАЙД 5-6 : «Тюльпановый остров» еще называют ПЯТИСОТКА, потому что там 500 гектаров, на которых растут и радуют нас тюльпаны. В степи можно встретить три вида тюльпанов. Самыми первыми зацветают подснежники. Чуть позднее –желтые и красные тюльпаны БИБЕРШТЕЙНА и ШРЕНКА, Тюльпан Шренка занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы. /ЗАКРЫТЬ ЭКРАН/ 1 остановка. Заповедник «Черные земли» Спишите название заповедника. Укажите части речи. Разберите имя прилагательное по частям. Работа по группам ( по рядам) -Разделимся на группы по рядам: - Каждая группа получает схему слова и части слов. Необходимо собрать модель слова к вашей схеме. 1 группа : слова : лес, грибник, конь, дом 2 группа: слова : роса, трава, школьник, листок. 3 группа: слова: перелет, подушка, переход, осинник. ПРОВЕРКА : НАГРАДА: ребята за выполненную работу получают тюльпаны( 2 шт) | Узнают о заповеднике «Черные земли» информацию: какие обьекты живой природы находятся под охраной и занесены в Красную книгу. Работают в группах по правилам: Подбирают к данным схемам слова. Проверка на интерактивной доске. |
5. | Обобщение и систематизация знаний. Заказник «Сарпинский» | Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: принимать и соблюдать правила групповой работы. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществлять пошаговый и итоговый контроль. | Заказник «Сарпинский» Государственный природный заказник «Сарпинский» федерального значения, имеющий статус биологического (зоологического), создан в июле 1987 года. Площадь заказника, расположившегося на территории трех районов республики Калмыкии – Кетченеровского, Яшкульского, Юстинского, составляет 195 925 гектара. Целью создания заказника является сохранение, восстановление, воспроизводство ценных, редких, а также исчезающих видов животных, среды их обитания, путей миграции. Здесь же охраняются исчезающие и лекарственные растения, места их произрастания. - Мы с вами на уроке окружающего мира узнали, какую пользу приносят растения и за что мы их благодарим. НА ДОСКЕ: выставка БЛАГОДАРНОСТЕЙ. - Вам знакомы эти знаки: раскройте их смысл: Животный мир заказника «Сарпинский» сравнительно беден, класс млекопитающих представлен отрядом грызунов, куда входит малый суслик, малый тушканчик и мохноногий тушканчик, земляной заяц, тарбаганчик, полуденная песчанка и другие. Из отряда насекомоядных наиболее распространен ёж ушастый. Среди представителей отряда хищных – волк, лисица, корсак, хорь степной. К объектам охраны заказника относят: сайгака, стрепета дрофу, степного орла, журавля-красавку, канюка-курганника, растительные полупустынные сообщества. А знаете ли вы, что сон суслика такой крепкий во время зимней спячки, что его можно вынуть из норки, потормошить, но он не проснется. Он находится в спячке 9 месяцев в году. Пока он еще не впал в спячку, он принес для вас загадки. /ЗАКРЫТЬ ЭКРАН/ Фонетический разбор слов. (экран, вписываем на экране) 2 УЧЕНИКА У ДОСКИ, ОРФОГРАММЫ Задание классу: Отгадайте, в отгадке покажите сколько букв, сколько звуков. -Чемпион по бегу По белому снегу. (Земляной Заяц) – 4 буквы, 5 звуков - Почему звуков больше, чем букв? - Он пушистый, длиннотелый, Длиннохвостый, гибкий, смелый, Мышку в норке подстерёг, Ловкий шустренький …./хорёк/ (хорь степной) – 4 буквы, 3 звука - Почему звуков меньше, чем букв? | Узнают, что такое ЗЗАКАЗНИК. Вспоминают правило друзей природы, опираясь на ЗНАКИ. Устанавливают межпредметную связь: русский язык и окружающий мир. 2 ученика работают за закрытой доской, индивидуально по карточкам, задания на изученные орфограммы. Класс отгадывает загадки, записывает отгадки и дают звуко-буквенный анализ. |
4. | Физкультминутка. | Личностные: соблюдение правил здоровьесберегающего поведения. | Зайка Зайка беленький сидит и ушами шевелит Вот так, вот так и ушами шевелит Зайке холодно сидеть, надо зайке поскакать Вот так, вот так надо зайке поскакать | Снимают напряжение |
6. | Самостоятельная работа. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ( карточки у всех с текстом) -Прочитайте. Дайте заголовок тексту. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обьясните орфограммы. Живет ст…пной хорек в н…рах .Он использует жилье сусликов, барсуков . Охотится зв…рек по н..чам. Если степной хорек живет вблизи вод…емов, он может охотиться на лягушек и даже ловить рыбу. ВЫВОД: какие буквы вставили и почему? Выполните полный синтаксический разбор 1 предложения. ТЮЛЬПАН | Выполняют работу самостоятельно. При проверке называют проверочные слова и орфограммы. Выполняют синтаксический разбор 1 предложения. Дают характеристику предложения: ( по цели высказывания- повествовательное, по интонации – невосклицательное) |
7. | Разноуровневые задания. Заказник «Харбинский» | Личностные: осознавать собственные мотивы учебной деятельности. Познавательные: понимать учебную задачу. Регулятивные: контролировать свои действия. Коммуникативные: уметь обращаться за помощью. | 3 остановка: Государственный природный заказник "Харбинский" создан 7 июля 1987. Заказник расположен на Сарпинской низменности, на территории Яшкульского и Юстинского районов Республики Калмыкия. СЛАЙД 11- 12 : К основным объектам охраны относятся: сайгак, журавль-красавка, степной орел, курганник, орел-могильник, стрепет, дрофа. А знаете ли вы, что орлиные глаза закрываются двумя веками: прозрачным и плотным. Прозрачное веко приспособлено противодействовать добыче или сильному ветру, плотное- спать . - А ЗОРКИЕ ЛИ У ВАС ГЛАЗА, МЫ УЗНАЕМ, ВЫПОЛНИВ ЗАДАНИЕ: Самостоятельная работа Карточки разноуровневые: Выберите свой вариант, выполните самостоятельно. Уровень 1: Задание 1 Выпиши однокоренные слова. Выдели корень. весельчак, веселый, радостный, веселье Уровень 2: Выпиши слова с приставками. Выдели приставки. весна, переезд, сад, грибы, перееход, обход, вылет, горох _________________________________________________________________________ уровень 3: 1.Из слов составьте предложение. Запишите. Подчеркните грамматическую основу. Определите какой частью речи являются слова в предложении. Разбери по составу слово ЗОЛОТЫЕ. золотые, светились, берёзках, искорки, на ПРОВЕРКА на интерактивной доске | Узнают о заказнике «Харбинском» : его местоположение, объекты под охраной какие. Выполняют разноуровневые задания, выбрав свой уровень сложности. Проверка на интерактивной доске |
8. | Итог урока. Рефлексия. Создание плаката-призыва «БЕРЕГИ ПРИРОДУ!» | Личностные: развитие способности к самооценке. Познавательные: рефлексия своей деятельности на уроке. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: осознание качества и уровня выполнения работы | IV. Работа по плакату. - Ребята, посмотрите, какой красивый букет тюльпанов мы собрали! А правильно мы поступили, ведь тюльпаны занесены в Красную Книгу. Что делать? /ответы детей/ - Раз наше действие не верное, можем мы перечеркнуть? - Давайте придумаем еще призыв и получится у нас плакат с призывом /ответы детей/ - Молодцы, обобщая ваши ответы, можем мы подписать наш плакат словами БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ! IV. Рефлексия. Перед вами Чемодан, мясорубка и корзина для мусора. Возьмите магнитики. Положите в чемодан, если информация, полученная на уроке была для вас полезной, вы все поняли, в мясорубку, если информацию надо еще переработать, повторить. Корзина – все выброшу, не понял. V .Оценивание. |