Урок русского языка «Обобщение знаний о тексте: текст как речевое произведение» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 19 August


 

Открытый урок русского языка в 4 классе

Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Тема: «Обобщение знаний о тексте: текст как речевое произведение»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике;развивать творческие и логические способности учащихся; развивать умения полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка; воспитывать повышение интереса к родному языку.

Задачи урока: знать, что такое текст. Уметь находить тему, основную мысль текста. Знать элементы текста. Научиться выделять ключевые слова в тексте. Развивать навыки устной и письменной речи, вдумчивое чтение. Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте.


 

Ход урока

этапы

время

 

дети

 

Подготовка

Доска, стенды,

Презентация,

раздаточный материал

 

Доска: 1) эпиграф урока (М. Пришвин)

 

2) Можно картинки (цветные):

Слепень, комар, лето и поле, летняя лужайка, осина, лошадь с повозкой

 

3) Можно напечатанные известные ученикам слова-понятия // термины тематической группы «Текст» (текст, основная мысль, абзац, эпиграф, многозначность, синонимы, фразеологизм, языковые средства выразительности, эпитет, сравнение, олицетворение, метафора)

 

Можно звуки летнего леса

Раздаточные листы для учеников с ходом классной работы

презентация

 

 

Орг. момент

1 м

приветствие … об открытом уроке, и что урок завершающий в разделе «Речь»

1.Организация начала урока.

 

Прозвенел опять звонок,

Начинается урок,

Всё у нас в порядке -

Книжки, ручки и тетрадки.

Проверьте порядок на парте.

Мы с вами изучили раздел «Речь». Вспоминали виды речи, виды текста. Что же было главным предметом изучения?

 

 

 

 

Точная формулировка цели, задач

Организационный этап Тема, цели и задачи урока.

Мотивация учебной деятельности

3 м

Попробуйте догадаться, какой будет тема нашего сегодняшнего урока.

-Что станет предметом нашего изучения на уроке русского языка?

-Что будем повторять, закреплять?

Обратите внимание на картинки, не читая текста, как вы думаете, о чем он будет?

А какую цель мы перед собой поставим?

Цель нашего урока: обобщить знания о тексе

 

Слушают, смотрят, формулируют ответы

 

4 м

Художественное чтение текста Пришвина

Как вы думаете, а о чем Пришвин писал свои произведения?

ПРИШВИН ПИСАЛ О ПРИРОДЕ. В МОСКВЕ ЕСТЬ МУЗЕЙ ПРИШВИНА, И ТУДА ВЫ МОЖЕТЕ СХОДИТЬ ВМЕСТЕ СО СВОИМИ РОДИТЕЛЯМИ

Вслушайтесь в эпиграф к тексту Пришвина. Какие главные слова можно выделить? Найдите их. Пришвин пишет словом, рисует словом.

Итак, давайте вчитаемся в каждые строки и окунемся в мир Пришвинского слова. Я вам прочитаю 1 абзац, а вы послушайте.

2 абзац читает Ульяна

3 абзац

 

 

 

 

Ребенок читает 2 абзац

1 абзац

3,4 - абзац

Актуализация, обобщение и систематизация знаний

10 мин

Анализ текста в целом

Название

Стиль, тип речи;

Основная мысль текста

Абзацы, формулировка микротем

Вопросы по содержанию текста

отвечают

 

Фронтальная работа

Применение знаний и умений на практике

Рефлексия (подведение итогов занятия)

12 м

Постановка задач для работы в группах.

Анализ текста по микротемам (синтаксические, лексические, яз. средства выразительности; многозначные слова)

 

Ключевые слова (для пересказа микротемы)

 

Подведение итогов групповой работы.

Можно пересказ по кл. сл.

Мы прочитали текст. А почему Пришвин назвал так свое произведение?

Теперь будет работа в группах, у каждой группы будет своя микротема. Вам нужно найти худож.изобразит. средства, которые использует писатель (эпитеты, сравнения, олицетворения), а также найдем многозначные слова и дадим их лексическое значение и найдем редкие слова, подберем синонимы.

Вам нужно карандаши, чтобы выделить эпитеты, сравнения, олицетворения.

На доске показан цвет.

И подготовить пересказ по ключевым словам

 

 

 

 

 

 

 

Работают в 3 группах

Звучит пение птиц или шум реки)

 

 

Систематизация и обобщение работы с текстом. Выход на основную идею текста, на цель урока

5-6

Пословицы

 

 

Рефлексия

3-4

Что мы с вами изучили на уроке?

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

Была ли достигнута цель урока?

2. Оценивание

3. Домашнее задание


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

Михаил Михайлович Пришвин

Создалась моя “Лесная капель”

как опыт поэтического изучения природы,

понимаемой в единстве с

живущим в ней человеком

 

КРАСНЫЕ ШИШКИ

(заметка из сборника «Лесная капель»)

Росы холодные и свежий ветер днем умеряют летний жар. И только потому еще можно ходить в лесу, а то бы теперь видимо-невидимо было слепней днем, а по утрам и по вечерам комаров. По-настоящему теперь бы время мчаться обезумевшим от слепней лошадям в поле прямо с повозками.

 

В свежее солнечное утро иду я в лес полями. Рабочие люди спокойно отдыхают, окутываясь паром своего дыхания. Лесная лужайка вся насыщена росой холодной, насекомые спят, многие цветы еще не раскрывали венчиков. Шевелятся только листья осины, с гладкой верхней стороны листья уже обсохли, на нижней бархатная роса держится мелким бисером.

 

Здравствуйте, знакомые елочки, как поживаете, что нового?

И они отвечают, что все благополучно, что за это время молодые красные шишки дошли до половины настоящей величины. Это правда, это можно проверить: старые пустые рядом с молодыми висят на деревьях.

Из еловых пропастей я поднимаюсь к солнечной опушке, по пути в глуши встречается ландыш, он еще сохранил всю свою форму, но слегка пожелтел и больше не пахнет.

(160 слов)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.