Урок русского языка «Обобщение знаний о тексте: текст как речевое произведение» (4 класс)
Открытый урок русского языка в 4 классе
Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных знаний
Тема: «Обобщение знаний о тексте: текст как речевое произведение»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике;развивать творческие и логические способности учащихся; развивать умения полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка; воспитывать повышение интереса к родному языку.
Задачи урока: знать, что такое текст. Уметь находить тему, основную мысль текста. Знать элементы текста. Научиться выделять ключевые слова в тексте. Развивать навыки устной и письменной речи, вдумчивое чтение. Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте.
Ход урока этапы |
время |
|
дети |
|
Подготовка Доска, стенды, Презентация, раздаточный материал |
|
Доска: 1) эпиграф урока (М. Пришвин)
2) Можно картинки (цветные): Слепень, комар, лето и поле, летняя лужайка, осина, лошадь с повозкой
3) Можно напечатанные известные ученикам слова-понятия // термины тематической группы «Текст» (текст, основная мысль, абзац, эпиграф, многозначность, синонимы, фразеологизм, языковые средства выразительности, эпитет, сравнение, олицетворение, метафора)
Можно звуки летнего леса Раздаточные листы для учеников с ходом классной работы презентация |
|
|
Орг. момент |
1 м |
приветствие … об открытом уроке, и что урок завершающий в разделе «Речь» 1.Организация начала урока.
Прозвенел опять звонок, Начинается урок, Всё у нас в порядке - Книжки, ручки и тетрадки. Проверьте порядок на парте. Мы с вами изучили раздел «Речь». Вспоминали виды речи, виды текста. Что же было главным предметом изучения?
|
|
Точная формулировка цели, задач |
Организационный этап Тема, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности |
3 м |
Попробуйте догадаться, какой будет тема нашего сегодняшнего урока. -Что станет предметом нашего изучения на уроке русского языка? -Что будем повторять, закреплять? Обратите внимание на картинки, не читая текста, как вы думаете, о чем он будет? – А какую цель мы перед собой поставим? Цель нашего урока: обобщить знания о тексе
|
Слушают, смотрят, формулируют ответы |
|
|
4 м |
Художественное чтение текста Пришвина Как вы думаете, а о чем Пришвин писал свои произведения? ПРИШВИН ПИСАЛ О ПРИРОДЕ. В МОСКВЕ ЕСТЬ МУЗЕЙ ПРИШВИНА, И ТУДА ВЫ МОЖЕТЕ СХОДИТЬ ВМЕСТЕ СО СВОИМИ РОДИТЕЛЯМИ Вслушайтесь в эпиграф к тексту Пришвина. Какие главные слова можно выделить? Найдите их. Пришвин пишет словом, рисует словом. Итак, давайте вчитаемся в каждые строки и окунемся в мир Пришвинского слова. Я вам прочитаю 1 абзац, а вы послушайте. 2 абзац читает Ульяна 3 абзац
|
Ребенок читает 2 абзац |
1 абзац 3,4 - абзац |
Актуализация, обобщение и систематизация знаний |
10 мин |
Анализ текста в целом Название Стиль, тип речи; Основная мысль текста Абзацы, формулировка микротем Вопросы по содержанию текста |
отвечают |
Фронтальная работа |
Применение знаний и умений на практике Рефлексия (подведение итогов занятия) |
12 м |
Постановка задач для работы в группах. Анализ текста по микротемам (синтаксические, лексические, яз. средства выразительности; многозначные слова)
Ключевые слова (для пересказа микротемы)
Подведение итогов групповой работы. Можно пересказ по кл. сл. Мы прочитали текст. А почему Пришвин назвал так свое произведение? Теперь будет работа в группах, у каждой группы будет своя микротема. Вам нужно найти худож.изобразит. средства, которые использует писатель (эпитеты, сравнения, олицетворения), а также найдем многозначные слова и дадим их лексическое значение и найдем редкие слова, подберем синонимы. Вам нужно карандаши, чтобы выделить эпитеты, сравнения, олицетворения. На доске показан цвет. И подготовить пересказ по ключевым словам
|
Работают в 3 группах Звучит пение птиц или шум реки) |
|
Систематизация и обобщение работы с текстом. Выход на основную идею текста, на цель урока |
5-6 |
Пословицы |
|
|
Рефлексия |
3-4 |
Что мы с вами изучили на уроке? • Было интересно… • Было трудно… • Мне захотелось… • У меня получилось… • Была ли достигнута цель урока? 2. Оценивание 3. Домашнее задание
|
|
|
Михаил Михайлович Пришвин
…Создалась моя “Лесная капель”
как опыт поэтического изучения природы,
понимаемой в единстве с
живущим в ней человеком
КРАСНЫЕ ШИШКИ
(заметка из сборника «Лесная капель»)
Росы холодные и свежий ветер днем умеряют летний жар. И только потому еще можно ходить в лесу, а то бы теперь видимо-невидимо было слепней днем, а по утрам и по вечерам комаров. По-настоящему теперь бы время мчаться обезумевшим от слепней лошадям в поле прямо с повозками.
В свежее солнечное утро иду я в лес полями. Рабочие люди спокойно отдыхают, окутываясь паром своего дыхания. Лесная лужайка вся насыщена росой холодной, насекомые спят, многие цветы еще не раскрывали венчиков. Шевелятся только листья осины, с гладкой верхней стороны листья уже обсохли, на нижней бархатная роса держится мелким бисером.
– Здравствуйте, знакомые елочки, как поживаете, что нового?
И они отвечают, что все благополучно, что за это время молодые красные шишки дошли до половины настоящей величины. Это правда, это можно проверить: старые пустые рядом с молодыми висят на деревьях.
Из еловых пропастей я поднимаюсь к солнечной опушке, по пути в глуши встречается ландыш, он еще сохранил всю свою форму, но слегка пожелтел и больше не пахнет.
(160 слов)