Урок по русскому языку «Обобщение сведений о слове, предложении, тексте»
Дата:
Тема: Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.
Цели: Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с учебником.
– В четвертом классе мы продолжим изучение русского языка. Давайте познакомимся с учебником. Дети рассматривают форзац, условные обозначения, иллюстрации.
- Обратите внимание на разделы «Толковый словарь», «Пиши правильно», «Говори правильно», для чего они нужны? Помогут ли они тебе при выполнении заданий?
III. Минутка чистописания.
А) На доске записаны слова: р..ка, в..лна, р..бята, в..да.
– Прочитайте слова. Какое слово здесь лишнее?
(1) Лишнее слово ребята. Это одушевленный предмет. Отвечает на вопрос кто? Другие слова отвечают на вопросчто? 2) Безударную гласную е в этом слове нужно запомнить, а в остальных словах можно проверить: река – реки, волна – вулны, вода – вуды.)
– Составьте различные цепочки из гласных букв лишнего слова, первая буква цепочки должна быть большой.: Еяа Аея Яае …
Б) Словарная работа: атовбомиьл - автомобиль
- Прочитаете анаграмму, запишите слово, сколько в нем слогов? поставьте ударение, подчеркните опасные места, пропишите его до конца строки.
IV. Актуализация знаний
- Слово, Предложение и Текст верно служат своей королеве. Но иногда и у них случаются споры. Послушайте и решите, на чьей вы стороне. (Разыгрывается сценка «Кто главнее?»)
Автор: Однажды текст, предложение и слово поспорили: кто из них главнее для человека?
Текст: Конечно я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысли.
Автор: Предложение возразило:
Предложение: Но ты состоишь из предложений – значит, я главнее.
Автор: А слово не стало спорить. Оно решило, что каждый школьник сумеет постоять за него. Выяснять же, кто человеку нужнее, - только время тратить. Есть и другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять.
- Так с кем же вы согласны? Конечно, все они важны, но без слов не было бы ни предложений, ни текстов.
V.Работа по теме урока
А) Повторение изученного
Расскажите е рассказ о том как вы провели лето. Можно ли этот рассказ назвать текстом? Что такое текст? Из чего состоит текст? Что такое предложение, из чего оно состоит? Из чего состоят слова?
Б) Тренировочные упражнения.
стр. 4 упр. 6 – устно
Стр. 4 упр. 7 – письменно с комментированием
Физминутка
В) «Деформированное предложение»
- Ребята, королева Речь любит играть со своими жителями. Она и нам предлагает поддержать её игру: расставить слова в нужном порядке, чтобы получилось предложение.
(Учитель раздаёт детям карточки со словами, они выходят к доске и встают в нужном порядке. В итоге получается предложение: Ребята, берегите своё здоровье!)
- Можно ли теперь эту запись назвать предложением? (Нет, так как не хватает знака в конце). Как вы думаете, кому из ребят надо выйти? Почему? Что такое «Ребята»? Значит, какой знак препинания после этого слова мы должны поставить? (Если позволяет время урока, то это предложение можно записать в тетради и дать ему характеристику: по цели и интонации).
VI. Итог урока.– Из чего состоит наша речь? Из чего состоит текст? Что такое предложение, из чего оно состоит? Из чего состоят слова? Что вы можете рассказать о звуках и буквах?
Домашнее задание. стр. 6 упр. 12