Сценарий урока русского языка в 1 классе «Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Автор урока |
Долгобородова Лариса Анатольевна |
Образовательное учреждение |
МБОУ СШ № 8 города Архангельска |
Образовательная программа по предмету |
Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык 1 класс». М: Просвещение. УМК «Школа России» |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
1 |
Описание урока |
|
Тема |
Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком |
Тип урока |
Обобщение и систематизация знаний |
Цель урока |
Обобщить знания об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквой «мягкий знак» |
Задачи урока |
закреплять умение обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ, устанавливать соответствие между количеством звуков и количеством букв в слове; развивать умение анализировать свою деятельность, контролировать свои действия; воспитывать умение сотрудничать; прививать интерес к родному языку |
Планируемые результаты |
Предметные: научатся: соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком; подбирать примеры слов с мягким знаком; - грамматически верно строить предложения как в устной речи, так и на письме. Метапредметные: научатся: осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников; - самостоятельно формулировать выводы, исходя из наблюдения и обсуждаемого материала; - оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей |
Формируемые УУД |
Личностные УУД: проявление познавательного интереса к учебному материалу Регулятивные УУД: умение выбирать рациональный способ решения поставленной задачи; способ выхода из проблемной ситуации на основе диалога Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать другого; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Познавательные УУД: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между твёрдыми и мягкими согласными звуками |
Методы и формы обучения |
частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, парная, фронтальная работа |
Межпредметные связи |
Литературное чтение: С.Маршак, сказка «Двенадцать месяцев», окружающий мир: «Весенние изменения в природе» |
Оборудование |
Авторская презентация, мультимедийный проектор |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы, методы, приемы |
||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент Мотивация учебной деятельности |
Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. На уроке не зевать, А работать и новое узнавать. - Может вы уже сегодня утром узнали что-то новое для себя? |
Анализируют свои наблюдения, выделяя новые знания, рассказывают об этом |
Эмоциональная отзывчивость на слова учителя. Контроль внимания и памяти. Развитие монологической речи. |
||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
- Какие вы внимательные, сколько интересного увидели. - Послушайте и скажите, о каком времени года идет речь? Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? - Можно ли сказать, что весной происходят волшебные превращения? - Докажите. - На уроке у нас тоже будут удивительные превращения. К нам в гости пришел волшебник Буковка с секретным ящичком, в котором спряталась магическая буква. Как вы думаете, какая? (Слайд 2) - Хотите узнать, что это за буква? Что за буква, кто узнает? Звука она не обозначает. Может только показать, Как согласную читать. |
Это бывает весной. (Слайд 1) Дают ответ и аргументируют его, вспоминая тему окружающего мира «Весенние изменения в природе» Звучат разные предположения. Это мягкий знак. |
Участие в диалоге. Умение выражать свои мысли, слушать высказывания других. Проблемный вопрос стимулирует мыслительную деятельность. |
||||||||||||||||||||||||
3.Постановка учебной задачи |
- А может ли мягкий знак быть волшебником? (Слайд 3) - Что изменилось и почему? - Ел – ель, мол – моль, угол – уголь. - Какая тема нашего урока? (Слайд 4) |
Предположение детей. Анализируют и аргументируют произошедшие изменения в звуках, в значении слов. С помощью учителя определяют тему урока и планируют свою деятельность. |
Высказывание предположений на основе работы с материалом. Установление причинно-следственных связей. Принимают учебную задачу. |
||||||||||||||||||||||||
4. Чистописание |
ьььь ль нь дь вь ель моль уголь |
Отработка навыка каллиграфии. |
|||||||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка |
А теперь все тихо встали, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело. |
Выполняют движения по тексту. |
Профилактика утомления. Здоровьесберегающая технология. |
||||||||||||||||||||||||
6. Обобщение и систематизация знаний. |
- Волшебник Буковка принес вам корзину первых весенних цветов. Что это за цветы? (Слайд 5) - В какой известной сказке встречаются эти цветы? - Кто автор? (Слайд 6) - Откройте учебник, страница 79, № 28 - Назовите месяцы. В названиях каких месяцев слышится мягкий согласный звук? - Подумайте, как обозначить мягкость этих согласных звуков на письме? - Самостоятельная работа. Страница 80. - Во всех ли словах количество звуков и букв совпадает? - Ко всем ли названиям месяцев это подходит? - Посмотрите на интересные названия месяцев и скажите, какие весенние месяцы и почему так называли раньше на Руси? (Слайд 7) |
Это подснежники – первые весенние цветы. «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак. Индивидуальное и хоровое произнесение названий месяцев. Определяют мягкий согласный на конце, доказывают. Списывают слова по заданию упражнения. После выполнения взаимопроверка. Анализируют звуко-буквенный состав слов, приходят к выводу, что в словах с ь звуков меньше, чем букв, потому что ь звука не обозначает. В словах январь и ноябрь одинаковое количество звуков и букв, так как буква я в начале слова и после гласной обозначает два звука. Коллективное обсуждение. Март – протальник, потому что в марте тает снег, появляются проталины. Апрель – цветень, потому что в апреле начинают цвести растения. Май – травень, потому что в мае вырастает трава. |
Оценка результата деятельности Частично-поисковый. Поиск информации по заданию. Участие в диалоге. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем. Расширение кругозора детей. |
||||||||||||||||||||||||
7. Закрепление знаний и способов действий |
- Ребята, волшебство продолжается. У нас в словах исчезли буквы. Помогите им вернуться на место. Обсудите друг с другом, какие буквы исчезли. С.80, № 29. (Индивидуальное задание на карточке для более сильных: заполнить пустые клетки).
(письмо, кольцо, деньки, пеньки) - Сравните в словах количество звуков и букв. Почему количество не совпадает? - Среди этих слов есть два новых словарных слова, и к ним еще добавляется одно. С. 80. (Слайд 8) - Что у них общего? - Почему некоторые гласные буквы в них выделены красным цветом? - Составьте с одним из слов предложение. |
Выполняют задание в парах. Совещаются, находят пропущенные буквы. Получилось: мебель, соль, лось, ноль или ночь, ладонь, пыль. Анализируют, делают вывод. Последний звук в каждом слове мягкий, на письме мягкость обозначена мягким знаком. Написание этих букв в словах надо запомнить, потому что нельзя подобрать проверочные. |
Определение цели выполнения задания. Умение работать в паре. Дифференциация заданий. |
||||||||||||||||||||||||
8. Словарная работа |
- Давайте вспомним некоторые словарные слова и напишем небольшой словарный диктант. - Отгадайте загадки, напишите отгадки. (Слайд 9) • Летом наедается, Зимой отсыпается. (Медведь) • Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
• Коль спектакль идет хороший, - Две – ладоши, а она - … (ладонь). •Льется речка- мы лежим. Лед на речке – мы бежим. (Коньки) • - Кто мог так сказать? Если был бы я девчонкой – Я бы время не терял. (Мальчик) • Ветер дует – дует – Никак не сорвет. Солнышко пригреет – Само спадет. (Пальто) - Проверьте написанные вами слова, сравнив со словами на слайде. - Чем похожи и чем отличаются эти слова? - Какую роль выполняет мягкий знак в обоих случаях? Сформулируйте вывод. |
Соотносят отгадку с картинкой на слайде, записывают отгадку в тетрадь. Самопроверка. В некоторых словах мягкий знак стоит в конце слова, а в некоторых в середине между согласными. Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука в конце слова и между двумя согласными. |
Развитие образного мышления. Контролирование в форме сличения результата с заданным эталоном; коррекция; |
||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексивно-оценочный |
- Все ли у нас получилось сегодня? - Что вам показалось трудным? - Что вы можете сказать или пожелать на прощанье волшебнику Буковке? - Посмотрите, что он вам говорит. (Слайд 10) |
Ответы детей. Анализ своей деятельности. |
Оценка процессов и результатов деятельности Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1454085531.pptx (Обозначение мягкости согласных ь)