12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Долгобородова Лариса Анатольевна4112
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Стараюсь, чтобы они были творческими, активными и успешными.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
5

Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком



Технологическая карта урока

Автор урока

Долгобородова Лариса Анатольевна

Образовательное учреждение

МБОУ СШ № 8 города Архангельска

Образовательная программа по предмету

Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык 1 класс». М: Просвещение. УМК «Школа России»

Предмет

Русский язык

Класс

1

Описание урока

Тема

Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Цель урока

Обобщить знания об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквой «мягкий знак»

Задачи урока

закреплять умение обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;

учить проводить звуко-буквенный анализ, устанавливать соответствие между количеством звуков и количеством букв в слове;

развивать умение анализировать свою деятельность, контролировать свои действия;

воспитывать умение сотрудничать; прививать интерес к родному языку

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком; подбирать примеры слов

с мягким знаком;

- грамматически верно строить предложения как в устной речи, так и на письме.

Метапредметные:

научатся: осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников;

- самостоятельно формулировать выводы, исходя из наблюдения и обсуждаемого материала;

- оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей

Формируемые УУД

Личностные УУД: проявление познавательного интереса к учебному материалу

Регулятивные УУД: умение выбирать рациональный способ решения поставленной задачи; способ выхода из проблемной ситуации на основе диалога

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать другого; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Познавательные УУД: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между твёрдыми и мягкими согласными звуками

Методы и формы обучения

частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, парная, фронтальная работа

Межпредметные связи

Литературное чтение: С.Маршак, сказка «Двенадцать месяцев», окружающий мир: «Весенние изменения в природе»

Оборудование

Авторская презентация, мультимедийный проектор

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы, приемы

1.Организационный момент

Мотивация учебной деятельности

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

На уроке не зевать,

А работать и новое узнавать.

- Может вы уже сегодня утром узнали что-то новое для себя?

Анализируют свои наблюдения, выделяя новые знания, рассказывают об этом

Эмоциональная отзывчивость на слова учителя. Контроль внимания и памяти. Развитие монологической речи.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Какие вы внимательные, сколько интересного увидели.

- Послушайте и скажите, о каком времени года идет речь?

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

- Можно ли сказать, что весной происходят волшебные превращения?

- Докажите.

- На уроке у нас тоже будут удивительные превращения. К нам в гости пришел волшебник Буковка с секретным ящичком, в котором спряталась магическая буква. Как вы думаете, какая? (Слайд 2)

- Хотите узнать, что это за буква?

Что за буква, кто узнает?

Звука она не обозначает.

Может только показать,

Как согласную читать.

Это бывает весной. (Слайд 1)

Дают ответ и аргументируют его, вспоминая тему окружающего мира «Весенние изменения в природе»

Звучат разные предположения.

Это мягкий знак.

Участие в диалоге.

Умение выражать свои мысли, слушать высказывания других.

Проблемный вопрос стимулирует мыслительную деятельность.

3.Постановка учебной задачи

- А может ли мягкий знак быть волшебником?

(Слайд 3)

- Что изменилось и почему?

- Ел – ель, мол – моль, угол – уголь.

- Какая тема нашего урока? (Слайд 4)

Предположение детей.

Анализируют и аргументируют произошедшие изменения в звуках, в значении слов.

С помощью учителя определяют тему урока и планируют свою деятельность.

Высказывание предположений на основе работы с материалом.

Установление причинно-следственных связей.

Принимают учебную задачу.

4. Чистописание

ьььь ль нь дь вь ель моль уголь

Отработка навыка каллиграфии.

 

5. Физкультминутка

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют движения по тексту.

Профилактика утомления.

Здоровьесберегающая технология.

6. Обобщение и систематизация знаний.

- Волшебник Буковка принес вам корзину первых весенних цветов. Что это за цветы?

(Слайд 5)

- В какой известной сказке встречаются эти цветы?

- Кто автор? (Слайд 6)

- Откройте учебник, страница 79, № 28

- Назовите месяцы. В названиях каких месяцев слышится мягкий согласный звук?

- Подумайте, как обозначить мягкость этих согласных звуков на письме?

- Самостоятельная работа. Страница 80.

- Во всех ли словах количество звуков и букв совпадает?

- Ко всем ли названиям месяцев это подходит?

- Посмотрите на интересные названия месяцев и скажите, какие весенние месяцы и почему так называли раньше на Руси? (Слайд 7)

Это подснежники – первые весенние цветы.

«Двенадцать месяцев»

С.Я.Маршак.

Индивидуальное и хоровое произнесение названий месяцев. Определяют мягкий согласный на конце, доказывают.

Списывают слова по заданию упражнения. После выполнения взаимопроверка.

Анализируют звуко-буквенный состав слов, приходят к выводу, что в словах с ь звуков меньше, чем букв, потому что ь звука не обозначает.

В словах январь и ноябрь одинаковое количество звуков и букв, так как буква я в начале слова и после гласной обозначает два звука.

Коллективное обсуждение.

Март – протальник, потому что в марте тает снег, появляются проталины.

Апрель – цветень, потому что в апреле начинают цвести растения.

Май – травень, потому что в мае вырастает трава.

Оценка результата деятельности

Частично-поисковый. Поиск информации по заданию.

Участие в диалоге. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

Расширение кругозора детей.

7. Закрепление знаний и способов действий

- Ребята, волшебство продолжается. У нас в словах исчезли буквы. Помогите им вернуться на место. Обсудите друг с другом, какие буквы исчезли. С.80, № 29.

(Индивидуальное задание на карточке для более сильных: заполнить пустые клетки).

     

Ь

М

О

     

Ь

Ц

О

     

Ь

К

И

     

Ь

К

И

(письмо, кольцо, деньки, пеньки)

- Сравните в словах количество звуков и букв. Почему количество не совпадает?

- Среди этих слов есть два новых словарных слова, и к ним еще добавляется одно. С. 80. (Слайд 8)

- Что у них общего?

- Почему некоторые гласные буквы в них выделены красным цветом?

- Составьте с одним из слов предложение.

Выполняют задание в парах. Совещаются, находят пропущенные буквы.

Получилось: мебель, соль, лось, ноль или ночь, ладонь, пыль.

Анализируют, делают вывод.

Последний звук в каждом слове мягкий, на письме мягкость обозначена мягким знаком.

Написание этих букв в словах надо запомнить, потому что нельзя подобрать проверочные.

Определение цели выполнения задания. Умение работать в паре.

Дифференциация заданий.

8. Словарная работа

- Давайте вспомним некоторые словарные слова и напишем небольшой словарный диктант.

- Отгадайте загадки, напишите отгадки.

(Слайд 9)

Летом наедается,

Зимой отсыпается. (Медведь)

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Коль спектакль идет хороший,
Громко хлопаем в …
(ладоши)

- Две – ладоши, а она - … (ладонь).

Льется речка- мы лежим.

Лед на речке – мы бежим. (Коньки)

- Кто мог так сказать?

Если был бы я девчонкой –

Я бы время не терял. (Мальчик)

Ветер дует – дует –

Никак не сорвет.

Солнышко пригреет –

Само спадет. (Пальто)

- Проверьте написанные вами слова, сравнив со словами на слайде.

- Чем похожи и чем отличаются эти слова?

- Какую роль выполняет мягкий знак в обоих случаях? Сформулируйте вывод.

Соотносят отгадку с картинкой на слайде, записывают отгадку в тетрадь.

Самопроверка.

В некоторых словах мягкий знак стоит в конце слова, а в некоторых в середине между согласными.

Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука в конце слова и между двумя согласными.

Развитие образного мышления.

Контролирование в форме сличения результата с заданным эталоном; коррекция;

8. Рефлексивно-оценочный

- Все ли у нас получилось сегодня?

- Что вам показалось трудным?

- Что вы можете сказать или пожелать на прощанье волшебнику Буковке?

- Посмотрите, что он вам говорит.

(Слайд 10)

Ответы детей. Анализ своей деятельности.

Оценка процессов и результатов деятельности

Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.


Здесь будет файл: /data/edu/files/o1454085531.pptx (Обозначение мягкости согласных ь)


 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.